1. Общие положения
Нормативно-правовой аспект
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
разрабатывается с учётом:
- Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273«Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28. Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
- Устава МБО ДО ДТДиМ «Радуга»;
- Лицензии на образовательную деятельность МБО ДО ДТДиМ «Радуга»;
- Образовательной программы МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
2. Функции дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
дополнительного
образования (далее Программа) выполняет следующие функции:
- нормативную: является документом, в котором отражается педагогическая концепция
педагога дополнительного образования в соответствии с заявленными целями и задачами
деятельности, условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый
конечный результат, и, следовательно, обязательна для реализации в полном объеме;
- целеполагающую: определяет ценности и цели, для достижения которых она
разработана;
- определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
- процессуальную: определяет логическую последовательность усвоения элементов
содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- диагностическую: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля
и критерии оценки обученности и личного развития обучающихся.
3. Цели и задачи Программы процессом в ходе реализации образовательного материала
дополнительного образования.
Задачи Программы:
- создание педагогических условий для становления, развития и реализации личности
каждого ребенка;
- развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность,
приобретение определенных знаний, умений, навыков;
- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности самостоятельно
пополнять знания, творить, трудиться;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимопомощи;
- формирование у обучающихся позитивной социальной адаптации в жизни общества,
активной гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, развитие ответственного
отношения к окружающей среде;
- развитие интереса детей и подростков к историческому и культурному наследию
России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий;
- поддержка детской инициативы, привлечение учащихся к участию в общественной
жизни в соответствии с возрастными особенностями;
- поддержка уязвимых категорий детей: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, детей девиантного
поведения, детей неблагополучных семей, способствовать их полноценной интеграции в
общество;
- выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся и детей со скрытой
одаренностью.
Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
Типовая (примерная) – программа, утвержденная Министерством образования РФ
и рекомендованная для реализации по профилю той или иной образовательной области.
Модифицированная – программа, при разработке которой за основу берется
другая, сходная по содержанию, направлению деятельности дополнительная
общеобразовательная программа (программы). Программа, взятая за основу,
корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в нее могут вноситься
следующие изменения:
в объёме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и
др.;
с учетом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и
разно-уровневых групп, обучающихся;
в режим и временные параметры осуществления деятельности;
с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и
развития обучающихся;
в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и
собственным видением предмета, не затрагивая основ и принципиальных аспектов
образовательного процесса.
Экспериментальная – программа, целью которой является изменение содержания,
организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей
знания, внедрение новых педагогических технологий. Экспериментальная программа,
план её реализации, ход апробации, методы и инструментарий диагностики должны
пройти процедуру обсуждения и принятия Методическим советом.
Авторская – программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его
собственному замыслу с учётом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей
ее
решения.
Статус
авторской
может
быть
присвоен
дополнительной
общеобразовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских
программ.
Классификация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ по уровню освоения
Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного
интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной
области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности
в освоении программы.
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в
данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического
применения.
Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение
повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть
проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
Классификация программ по форме организации содержания и процесса
педагогической деятельности
Интегрированная программа - программа совместной деятельности кого-либо.
Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для
обучающихся и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип
интеграции могут различаться.
Комплексная программа – это совокупность самостоятельных дополнительных
общеобразовательных программ, объединенных по определенному принципу, и
направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение.
Модульная программа – по способу организации своего содержания составлена
из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ежегодно
обновляются с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29
августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”,
п.11).
Обновление и утверждение Программ осуществляется до начала учебного года.
4. Содержание Программы
4.1. Содержание Программ определяется в рамках следующих направленностей:
• техническая (Программа направлена на формирование научного мировоззрения,
освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных,
конструкторских, инженерных способностей обучающихся в области точных наук и
технического творчества. Сфера профессиональной деятельности - «человектехника»);
• художественная (Программа направлена на развитие художественного вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства,
творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению
великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа
восприятия
мира.
Сфера
профессиональной
деятельности
«человекхудожественный образ»);
• туристско–краеведческая (Программа направлена на развитие познавательных,
исследовательских навыков, обучающихся по изучению природы, истории, культуры
родного края. Программы ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб
соотечественников, семейных родословных; являются источником социального,
личностного
и
духовного
развития
обучающихся.Сфера
профессиональной
деятельности - «человек-природа», «человек-человек»);
• социально–гуманитарная (Программа направлена на социальную адаптацию детей
определенных категорий, на повышение уровня готовности обучающихся к
взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об
основных сферах современной социальной жизни, на воспитание социальной
компетентности, формирование педагогических навыков. Сфера профессиональной
деятельности – «человек-общество», «человек-человек»).
4.2. Содержание Программы должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям региона;
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); в формах и
методах обучения (дифференцированного обучения - занятиях, конкурсах, экскурсиях,
походах); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого
оборудования, инструментов и материалов в расчёте на каждого обучающегося в
объединении).
4.3. Содержание Программы должно быть ориентировано на:
- создание необходимых условий для личного развития обучающихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях техническим
творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие
и поддержку талантливых учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Технология разработки Программы
5.1. Программа составляется педагогом дополнительного образования по определенному
курсу дополнительного образования на учебный год.
5.1. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного направления.
Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора
образовательной организации.
6. Структура Программы
6.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы,
отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и
составляет два основных раздела:
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи Программы;
- содержание Программы;
- планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
- календарный учебный график;
- условия реализации Программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- список литературы;
- приложения.
6.2. Оформление и содержание структурных элементов Программы:
На титульном листе (Приложение № 1) указывается:
- наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности организации);
- наименование образовательной организации;
- дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
- гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
- название Программы;
- адресат Программы (возраст участников программы);
- срок реализации Программы;
- ФИО, должность автора Программы;
- название населенного пункта, в котором реализуется Программа;
- год разработки Программы.
6.3. Технология проектирования Программы:
6.3.1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
- направленность;
- актуальность;
- отличительные особенности (новизна);
- адресат Программы (возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
Программы);
- особенности состава обучающихся: неоднородный (смешанный), постоянный, с
участием детей с ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- уровни освоения Программы;
- объём и сроки освоения Программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов
в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий;
- цель Программы;
- задачи (личностные, метапредметные, образовательные (предметные);
- Учебный план;
- содержание Программы;
- планируемые результаты по завершению Программы (личностные, метапредметные,
предметные).
6.3.1.1.Уровни освоения Программы
1. «Стартовый» (ознакомительный) – предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания Программы;
2. «Базовый» (общекультурный) – предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления Программы;
3. «Творческий» (углубленный) - предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным)
разделам в рамках содержательно-тематического направления Программы. Также
предполагает углубленное изучение содержание Программы и доступ к
профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления
Программы.
Уровень
Специфика целеполагания
1. «Стартовый»
(ознакомительный)
- формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также организация
свободного времени ребенка;
- мотивация личности к познанию,
творчеству, труду, искусству.
- обеспечение прав ребенка на развитие,
личностное самоопределение и
самореализацию;
- обеспечение социальной адаптации к
жизни в обществе;
- выявление и поддержка детей,
проявивших выдающие способности;
- выявление и развитие у обучающихся
творческих способностей к
исследовательской деятельности.
2. «Базовый»
(общекультурный)
3. «Творческий»
(углубленный)
- обеспечение условий для доступа
каждого обучающегося к мировым
знаниям и технологиям;
- повышение конкурентоспособности
выпускников на основе высокого уровня
полученного образования,
сформированных личностных качеств и
социально значимых компетенций;
- обеспечение профессиональной
ориентации.
Прогнозируемая
результативность
- освоение образовательной
программы;
- переход на базовый уровень не
менее 25 % обучающихся.
- освоение образовательной
программы;
- участие в муниципальных и
районных мероприятиях не
менее 50 % обучающихся;
- включение в число призеров
мероприятий не менее 5 %
обучающихся;
- переход на углубленный
уровень не менее 25 %
обучающихся.
- освоение образовательной
программы, стремление к
получению дополнительных
знаниям;
- участие в муниципальных,
районных, республиканских,
всероссийских мероприятиях не
менее 80 % обучающихся;
- включение в число победителей
и призеров мероприятий не
менее 50 % обучающихся.
6.3.1.2.Учебный план (Приложение № 2)
Учебный план оформляется в виде таблицы и содержит следующие обязательные
элементы:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий.
В Учебном плане необходимо предусмотреть часы на:
- комплектование групп по годам обучения;
- вводное занятие (введение в Программу);
- концертную, выставочную деятельность;
- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
- итоговое (контрольное) занятие.
Заключительные занятия в конце учебного года могут называться как «Итоговое
занятие», «Контрольное занятие», «Занятие по итогам года», «Занятие – праздник».
Итоговым занятием предпочтительнее называть последнее занятие, завершающее
освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы.
6.3.1.3. Содержание Программы
Содержание Программы – реферативное описание разделов и тем Программы в
соответствии с последовательностью, заданной Учебным планом, включая описание
теоретических и практических частей форм контроля по каждой теме, должно
соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения Программы.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание Программы составляется согласно Учебному плану;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью
соответствовать их формулировке и расположению в Учебном плане;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);
- материал следует излагать назывными предложениями;
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
6.4. Планируемые результаты
В данной части программы необходимо сформулировать:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе
занятий по Программе;
- личностные качества и компетенции, которые могут быть сформированы и развиты у
детей в результате обучения по Программе;
- метапредметные и предметные результаты, которые приобретает обучающийся по
итогам освоения программы.
6.5. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
6.5.1. Календарный учебный график (Приложение № 3)
Календарный учебный график заполняется в виде таблицы, включает следующие
характеристики:
- количество учебных недель;
- количество учебных дней;
- продолжительность каникул;
- даты начала и окончания учебных периодов.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» также включает:
- условия реализации Программы;
- формы аттестации и определения результативности Программы (открытые занятия,
защита творческих работ, выставки, фестивали, концерты: разрабатываются и
обосновываются индивидуально для определения результативности Программы);
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- список литературы.
6.5.2. Раздел «Методические материалы» Программы представляет краткое описание
методики работы и включает в себя:
- методы обучения и воспитания;
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа по
подгруппам, ансамблевая. Выбор той или иной формы обосновывается в позиции профиля
деятельности (музыкального, художественного), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с
ОВЗ);
- формы организации учебного занятия – акция, беседа, встреча с интересными людьми,
выставка, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, круглый стол, мастер-класс,
открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление,
презентация, спектакль, творческая мастерская, фестиваль, экскурсия, эксперимент,
ярмарка;
- педагогические технологии;
- алгоритм учебного занятия;
- дидактические материалы.
7. Оформление Программы
7.1. Текст Программы набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman,
кегль 12 – 14, полуторный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся,
выравнивание по левому краю, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно
в текст.
7.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
7.3. Список литературы - структурный элемент Программы, включающий перечень
использованной составителем литературы, сайтов, аудио-видеоматериалов.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города, названием
издательства, года выпуска.
Возможно составление списка литературы, состоящий из двух разделов:
- список литературы, использованный педагогом в своей работе;
- списка литературы для обучающихся и родителей.
8. Порядок утверждения Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является
локальным нормативным документом, поэтому она проходит проверку и утверждение в
определенном порядке:
8.1. Программа рассматривается на Методическом совете образовательной организации и
на основании обсуждения составляется рецензия внутренней экспертизы;
8.2. Внешняя экспертиза Программы проводится специалистами в данной области
деятельности.
По
результатам
данной
экспертизы
составляется
рецензия,
подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей
современным требованиям в данной области деятельности.
8.3. Обсуждение образовательной Программы на заседании Педагогического совета
организации.
8.4. Решение об утверждении образовательной Программы обязательно заносится в
протокол Педагогического совета.
8.5. Утверждение Программы осуществляется приказом директора ДТДиМ «Радуга» на
основании решения Педагогического совета.
Только после утверждения Программы приказом директора она считается
полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного
образования.
9. Хранение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хранится в
печатном и электронном видах:
1 экземпляр у педагога (в печатном и электронном виде)
1 экземпляр у заместителя директора по учебно-воспитательной работе (в электронном
виде.
Сроки хранения Программы не регламентируются и зависят от наличия условий
(кадровых,
материальных),
необходимых
для
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. В случае отсутствия условий
реализации - электронный вариант программы направляется в архив, а печатный –
уничтожается.
10. Контроль реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется, в соответствии с планом
контроля ДТДиМ «Радуга», заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Образцы
оформления структурных элементов дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
Приложение № 1
Титульный лист
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического совета
от «____» ___________2017 г.
Протокол № ____
от «_____» ____________2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
________ /_____________/
Приказ № ___ от «____» ______ 2017 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Содружество»
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Иванова Татьяна Павловна,
педагог дополнительного образования
пгт. Таксимо
2020 г.
Приложение № 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела,
темы
1.
2.
2.1.
2.2.
Вводное занятие
Раздел I « »
Тема 1 «
»
Тема 2«»
….
….
Выставочная
деятельность
Итоговое занятие
ИТОГО:
7.
8.
Всего
Количество часов
Теория
Практика
…
…
…
…часов
…часов
…часов
Формы
аттестации/
контроля
Приложение № 3
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/п
Дата
№
занятия
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Месяц
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)