Положение о внутреннем контроле

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутреннем (должностном) контроле в Муниципальной
бюджетной организации дополнительного образования Дворец творчества детей и
молодёжи «Радуга» (далее – Положение и ДТДиМ «Радуга») является организационноправовым актом, устанавливающим порядок, сроки, требования в части проведения
внутреннего контроля выполнения обязанностей педагогическими работниками.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Редакция
от 28.06.2021 № 221-ФЗ;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства образования и науки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.
Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- Уставом Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования Дворец
творчества детей и молодёжи «Радуга».
1.3. Внутренний контроль в образовательной организации – управленческая функция,
направленная на проверку состояния образовательного процесса, получение достоверного
знания о ходе и результатах деятельности МБО ДО ДТДиМ «Радуга» и принятие
управленческого решения. Под внутренним контролем понимается проведение членами
администрации, коллективом организации наблюдений, обследований, осуществляемых в
порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением
работниками законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской
Федерации, субъекта РФ, муниципалитета, организации в области образования.
1.4. Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутреннего контроля
в ДТДиМ «Радуга», его организационные формы, виды и методы. Основным объектом
внутреннего контроля является педагогическая деятельность. Основным предметом
внутреннего контроля является соответствие результатов деятельности педагогов
законодательству Российской Федерации (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Закон
«Об образовании» и др.) нормативно-правовым актам (постановления Правительства РФ,
а также отраслевые постановления, письма, рекомендации, приказы всех уровней),
включая приказы, распоряжения по учреждению и решения административных,
методических и педагогических советов (о приоритетах образовательной организации,
реализации образовательных программ, проектов, учебных планов и др.).
2. Цель и задачи внутреннего контроля

2.1. Целью внутреннего контроля является совершенствование деятельности ДТДиМ
«Радуга», повышение профессионального мастерства всех категорий работников
(административного,
педагогического,
учебно-вспомогательного
и
младшегообслуживающего персонала), улучшение качества образовательного процесса.
2.2. Основными задачами внутреннего контроля являются:
- компетентная проверка исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих
деятельность ДТДиМ «Радуга»;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- умелое, корректное, оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;
- анализ и оценка эффективности деятельности педагогических работников;
- совершенствование качества воспитания и образования обучающихся с одновременным
повышением ответственности должностных лиц за результат;
- изучение и анализ результатов деятельности работников, выявление положительных и
отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой
основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического
опыта, а также по устранению негативных тенденций;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений в образовательном
учреждении;
- анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в ДТДиМ
«Радуга»;
- улучшение качества образования;
- повышение мастерства педагогических работников;
- совершенствование уровня деятельности ДТДиМ «Радуга».
3. Организация, методы и виды контроля
3.1. Функции внутреннего контроля:
- информационно-аналитическая;
- контрольно-диагностическая;
- коррективно-регулятивная.
3.2. Контроль осуществляется директором ДТДиМ «Радуга» и его заместителями, а также
специалистами, в чьи функциональные обязанности входит контроль, с привлечением
других должностных лиц или созданной для этих целей комиссией в рамках полномочий,
определенных приказом руководителя, и согласно утвержденному Плану проверок с
использованием методов документального контроля.
3.3. Директор ДТДиМ «Радуга» и (или) по его поручению заместитель директора, или
комиссия вправе осуществлять внутренний контроль результатов деятельности
работников по вопросам:
- соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования;
- осуществление государственной политики в области образования;
- использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
- использование методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализация утверждённых образовательных программ и учебных планов;
- соблюдение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
ДТДиМ «Радуга»;

- соблюдения порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и
по другим вопросам в рамках компетенции директора образовательной организации.
3.4. Внутренний контроль проводится в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга, проведения административных работ. Плановые проверки осуществляются
в соответствии с утвержденным планом-графиком и с определенной периодичностью.
Информация о проведении плановых проверок доводится до членов педагогического
коллектива в начале учебного года.
Оперативный контроль осуществляются в целях установления фактов и сведений
о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей, а также
руководителей образовательных учреждений, на базе которых реализуются
образовательные программы дополнительного образования детей.
Оперативные проверки также служат цели урегулирования конфликтных ситуаций
в отношениях между участниками образовательного процесса.
Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный
учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного
процесса для эффективного решения задач управления качеством образования
(результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся,
исполнительская дисциплина, методическое обеспечение, диагностика педагогического
мастерства и т.п.).
Внутренний контроль в виде административной работы осуществляется
директором ДТДиМ «Радуга» или его заместителями, или специалистом, назначенным
приказом или, в чьи должностные обязанности входят функции контроля с целью
проверки успешности обучения.
3.5. Виды внутреннего контроля
- предварительный – предварительное знакомство с деятельностью педагогических
работников;
- текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
- итоговый – изучение результатов работы педагогов ДТДиМ «Радуга» за полугодие и
учебный год.
3.6. При оценке педагога в рамках внутреннего контроля учитывается:
- выполнение общеобразовательных программ в полном объеме (прохождение материала,
проведение практических работ, выставок, концертов, конкурсов, экскурсий и т.д.);
- сохранность контингента обучающихся с момента создания группы;
- регистрация обучающегося родителями (законными представителями) на обучение по
общеобразовательной программе в Портале дополнительного образования «Навигатор»;
- уровень знаний, умений, навыков и развития обучающихся;
- соблюдение техники безопасности во время проведения занятий;
- степень самостоятельности обучающихся;
- совместная деятельность педагога и ребенка;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы,
информации, иллюстраций и т.д.);
- способность к анализу педагогических ситуаций, к рефлексии, самостоятельному
контролю за результатами педагогической деятельности;
- умение обобщать свой опыт;
- способность к самообразованию.

3.7. Методами внутреннего контроля могут быть:
- анализ документации;
- обследование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- опрос участников образовательного процесса;
- мониторинг;
- изучение самоанализа учебного занятия;
- беседа;
- результаты деятельности обучающихся.
3.8. Типы внутреннего контроля:
- контроль за работой одного педагога (персональный);
- тематический;
- комплексный (фронтальный).
3.9. Порядок и правила проведения внутреннего контроля:
- директор ДТДиМ «Радуга» издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки,
составе комиссии, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, планзадание;
- план-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить
достаточную информированность и сравнимость результатов внутреннего контроля для
подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности ДТДиМ «Радуга» в
целом, по отдельным общеобразовательным программам или по педагогическому
работнику, в частности;
- продолжительность тематических или комплексных проверок определяется
одновременно с планом-заданием и не должна превышать 10-15 дней с посещением не
более 5 занятий и других мероприятий;
- экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в том случае, если
в этом есть объективная необходимость;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительное предупреждение
педагога, если в месячном плане указаны сроки контроля, в экстренных случаях директор
и его заместители могут посещать учебные занятия педагогов без предварительного
предупреждения;
- при проведении оперативных проверок педагог предупреждается не менее чем за 1 день
до посещения учебного занятия;
- администрация ДТДиМ «Радуга» обязана постоянно контролировать ведение
образовательного процесса в образовательной организации, проведение учебных занятий
по расписанию, соблюдение утвержденного учебного плана (вне плановых проверок). В
свою очередь педагогические работники несут ответственность за соблюдение расписания
занятий, исполнение учебного плана ДТДиМ «Радуга», за посещаемость занятий
обучающимися.
3.10. Основания для проведения внутреннего контроля:
- заявление педагога на аттестацию;
- план проведения проверок;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

3.11. Результаты внутреннего контроля оформляются в виде акта, аналитической справки,
справки-отчета, отчета, протокола, анализа справки о результатах внутреннего контроля
или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или в иной форме, установленной
ДТДиМ «Радуга». Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и
при необходимости предложения. Результаты проведенного контроля доводятся до
сведения участников образовательного процесса или должностного лица. По итогам
внутреннего контроля в зависимости от его целей и задач, а также с учетом реального
положения дел проводятся заседания Педагогического совета, рабочие совещания с
педагогическим составом, заседания комиссий. Сделанные замечания и предложения
фиксируются в документации согласно номенклатуре дел образовательной организации.
Результаты внутреннего контроля могут учитываться при проведении аттестации
педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной
группы.
3.12. Директор ДТДиМ «Радуга» по результатам внутреннего контроля принимает
следующие решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов внутреннего контроля;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов
(экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- иные решения в пределах своей компетенции.
4. Персональный контроль
4.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ деятельности отдельного
педагога.
4.2. В ходе персонального контроля директор и его заместители изучают:
- уровень знаний педагогом современных достижений психологической и педагогической
науки, его профессиональное мастерство;
- уровень владения педагогом образовательными технологиями, наиболее эффективными
формами, методами и приемами обучения;
- результаты работы педагога и пути их достижения;
- способы повышения профессиональной квалификации педагога.
4.3. При осуществлении персонального контроля директор и его заместители имеют
право:
- знакомиться с функциональными обязанностями педагогического работника,
образовательными и другими программами, которые он реализует, с учебной
документацией (журналами учета работы педагога, календарно-тематическими планами,
планами-конспектами учебных занятий, записями обучающихся, протоколами
родительских собраний, планами воспитательной работы, отчётными и аналитическими
материалами педагога);
- изучать практическую деятельность педагога через посещение и анализ учебного
занятия, мероприятия;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной
информации;

- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования
(анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогических работников);
- делать выводы и принимать управленческие решения.
4.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации.
4.5. По результатам персонального контроля деятельности педагога оформляется справка.
5. Тематический контроль
5.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности ДТДиМ
«Радуга».
5.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы:
- индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения;
- уровня сформированности знаний, умений, навыков по образовательной программе;
- соблюдения санитарно–эпидемиологических норм и правил, норм техники безопасности
и организации образовательного процесса;
- сохранения численного, списочного состава обучающихся в учебных группах ДТДиМ
«Радуга», другие вопросы.
5.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел
по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику образовательных
технологий, новых форм и методов работы.
5.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития ДТДиМ
«Радуга», задачами на текущий учебный год, основными тенденциями развития
образования в стране.
5.5. В ходе тематического контроля:
- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
- осуществляется анализ практической деятельности педагога, обучающихся, посещение
учебных занятий, мероприятий, анализ документации.
5.6. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
5.7. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на
заседаниях Педагогических советов, совещаниях при директоре.
5.8. Результаты тематического контроля нескольких педагогических работников могут
быть оформлены одним документом.
6. Комплексный (фронтальный) контроль
6.1. Комплексный (фронтальный) контроль проводится с целью получения полной
информации о состоянии образовательного процесса в организации в целом или по
конкретной проблеме.
6.2. Для проведения комплексного (фронтального) контроля создается группа, состоящая
из членов администрации ДТДиМ «Радуга», в которую могут входить и наиболее
эффективно работающие педагоги, и специалисты других образовательных учреждений и
организаций.
6.3. Члены группы определяют цели и задачи проверки, разрабатывают план ее
проведения, готовят итоговую документацию.
6.4. Результаты комплексного (фронтального) контроля оформляются в виде заключения
или справки, на основании которой директор ДТДиМ «Радуга» издает приказ (контроль за

исполнением
которого
возлагается
на
одного
из
заместителей).
6.5. Педагогический коллектив знакомится с результатами комплексного (фронтального)
контроля на заседаниях Педагогических советов, совещаниях при директоре.
7. Заключительные положения
7.1. Положение о внутреннем контроле в МБО ДО ДТДиМ «Радуга» (или изменения и
дополнения к нему) разрабатывается комиссией по разработке локальных актов и
утверждается директором.
7.2. Положение о внутреннем контроле (или изменения и дополнения к нему) действует до
обсуждения нового положения и утверждения директором МБО ДО ДТДиМ «Радуга».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».