Алтан угалза_Золотой орнамент Таракановская Л.В

1

Оглавление
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.................................................................................................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ......................................................................................... 5
1.3. Содержание программы............................................................................................................... 6
2. Комплекс организационно – педагогических условий ......................................................................... 9
2.1. Календарный учебный график .................................................................................................... 9
2.2. Условия реализации программы ................................................................................................. 9
2.3. Формы аттестации ......................................................................................................................12
2.4. Оценочные материалы ................................................................................................................12
2.5. Методические материалы ...........................................................................................................14
Список литературы ...................................................................................................................................16
Тест №1. Тест по ТБ и охране труда в творческой мастерской .......................................................17
Тест №2. Тестовые материалы опроса обучающихся на выявление уровня знаний
теоретического материала по «БУРЯАД ЗУРАГ» №1 .....................................................................18
Тест №3. Тестовые материалы опроса обучающихся на выявление уровня знаний
теоретического материала .................................................................................................................19
Тест №4. Тестовые материалы опроса обучающихся на выявление уровня знаний
теоретического материала по «БУРЯАД ЗУРАГ» № 2 ....................................................................19
Тест №4. Тестовые материалы опроса обучающихся на выявление уровня знаний
теоретического материала по «ЦВЕТОВЕДЕНИЮ» .......................................................................20

2

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:
•
•

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 N 678-р)
• Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов
Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№
28
"Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи""
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность программы
Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных
знаний и умений в реальной жизни. Участие в различных видах деятельности помогает
реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать
культуру народов. В настоящее время очень важным для развития современного общества является
возрождение духовности. Понимание самобытности и уникальности каждой национальной
культуры, создание общего культурного пространства, в котором могли бы развиваться разные
народы, является сегодня одной из приоритетных задач общества и образовательной политики
Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.3, п.3,4) указывает на то,
что государственная политика в сфере образования носит гуманистический характер,
основывается на принципах гражданственности, патриотизма, единства образовательного
процесса на территории РФ, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов
РФ в условиях многонационального государства.
Об уникальности региональной культуры Республики Бурятия можно судить по
социокультурным особенностям развития, по самобытности культур народов, населяющих
республику (русские, буряты, эвенки и др.). Наш регион имеет глубокие исторические корни
культурных традиций и обычаев, равно как и опыт сохранения и передачи региональных
культурных ценностей подрастающему поколению. Что бы обучающиеся стали носителями, и
продолжателями традиций своего народа, необходимо их знакомить, приобщать к ценностям этих
традиций, вырабатывать привычку следовать им. Обучение включает в себя следующие
основные предметы (разделы):
Вводное занятие, выразительные свойства
Батик. Его особенности
Холодный батик
Композиция
Цветоведения
3

Народные мотивы
Золотой орнамент «Алтан угалза»
Весенние мотивы в художественной росписи ткани Вид
программы: Модифицированная программа
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Алтан
угалза» относится к художественной направленности. Предполагает базовый уровень освоения
знаний и практических навыков.
Отличительная особенность программы
Программа ориентирована на активное внедрение в образовательный процесс национальнорегионального компонента. Обучающиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством
бурятского народа, культурой, традициями и основами старобурятской живописи «Буряад зураг»
в технике батик одним из видов декоративно-прикладного искусства. Освоят основные законы
цветоведения, композиции и техники исполнения стиля «Буряад зураг». Обучающиеся
познакомятся с историей искусства росписи ткани, художественными традициями в этой области,
реализуют свои индивидуальные образовательные и творческие художественноэстетические
потребности.
Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка,
поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию
нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук,
координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное
мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор. Программа «Алтан угалза»
(«Золотой орнамент») включает в себя изучение и овладение художественными приемами росписи
по ткани.
Адресат программы: программа рассчитана на коллективную работу с разновозрастными
учащимися от 10-14 лет. Набор детей в объединение – свободный, без предварительного отбора.
Структура программы предусматривает вариативный подход, т.е. количество часов в блоках, а
также их тематика, могут изменяться в связи с возникновением дополнительных возможностей
(знакомство детей с календарными праздниками, с новыми изобразительными материалами,
проведением профилактических занятий). Особенности организации образовательного процесса –
обусловлены её практической значимостью: занимаясь в художественной мастерской, дети
приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в конкурсно-выставочной
деятельности на разных уровнях (районные, республиканские, всероссийские и международные
конкурсы).
Срок и объемы освоения программы:
Программа рассчитана на детей школьного возраста – 10 -14 лет.
Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Во время карантина предусмотрена дистанционная форма с применением
технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17, п.2.).
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Общее количество часов в год – 144;

образовательных

Занятия проводятся по 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 4.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группа разновозрастная
4

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель: Приобретение умений и развитие творческих способностей детей через средства
декоративно-прикладной деятельности в технике батик, роспись по ткани и ценного отношения к
родному краю. Личностные задачи:
• Формировать чувства сопричастности к традициям различных культур, чувства особой
гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
• Развитие личностных качеств обучающихся, ориентируясь на свободное развитие человека, на
творческую инициативу и свободу;
• Воспитать уважительное и бережное отношение к природе и всему живому
• Формировать общую культуру обучающихся;
• Сформировать потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру;
• Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
воспитать умение работать в коллективе и помогать друг другу; Метапредметные задачи:
• развить творческие способности детей, за счет освоения и применения ими художественных
навыков работы в технике батик и ценностного отношения к родному краю.
• Развить представлений о географическом расположении, природных ресурсах, климатических
условиях, животном и растительном мире родного края;
•
•
•
•

Развить интерес к местным традициям и народным промыслам;
Развить общий кругозор;
Формировать художественно-образное мышление;
Развить художественно-эстетический вкус при составлении композиции в стиле «Бурят зураг»;

• Формировать
искусства

интерес

к

различным

видам декоративно-прикладного

и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях

искусства;
• Формировать умение творческого видения с позиций художника, т.е. уметь сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
• Формировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии
с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
• Формировать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
• Формировать осознание стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные задачи:
•
•
•
•
•
•

Познакомить одним из видов декоративно-прикладного искусства – батиком;
Обучить основам старобурятской живописи «Буряад зураг»;
Обучить историческое прошлое, культурным наследием родного края (легенды, эпосы);
Познакомить с основными законами композиции, цветоведения;
Формировать практические навыки работы в художественном творчестве;
Формировать определённые умения и навыки в художественном проектировании (составление
рисунков, эскизов, подбор цвета и т.п.)
5

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения в содержательной части программы
большое
внимание
уделяется
духовно-нравственному и
гражданскопатриотическому воспитанию.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- понятия: батик, основные, дополнительные и родственные цвета, цветовой круг, цветовой
контраст, теплые и холодные цвета, композиция, перспектива, первый и второй планы, центр
композиции, подрамник, набивной рисунок, свободная роспись, эскиз, холодный батик, техника
гутта, резерв, трубочка;
-виды, правила и способы обработки тканей для росписи, ее натягивание на подрамник
-технологию изготовления холодного батика;
-способы нанесения рисунка на ткань;
-основные элементы Буряд зураг; -знать
виды элементов бурятских узоров.
Должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место;
- использовать правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции;
- составлять композицию, учитывая законы композиции;
- правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу; - проявлять творчество в
создании работ, самостоятельно завершать работу; - применять элементы бурятского орнамента.
Должны владеть:
- навыками использования разнообразными материалами и изобразительными средствами;
- навыками выполнения роспись по ткани способом холодного батика;
- художественно – творческим задачами, пользуясь эскизом, делая наброски;
- прорисовкой элементов старобурятской живописи Буряд зураг;
1.3. Содержание программы

«Алтан угалза»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№ п/п

Наименование блоков и разделов
теория

2

Вводное занятие
Выразительные свойства
Батик. Его особенности

3

1

Таблица 1.3.1

1 год обучения
практика

2

Формы промежуточной аттестации
и контроля
всего

2

3

13

16

Холодный батик

3

15

18

4

Композиция

4

20

24

5

Цветоведения

5

25

30

6

Народные мотивы

3

5

8

7

Золотой
орнамент
«Алтан угалза»

4

20

24

Беседа, практика, тест.
Беседа, практика, тест, выставка,
просмотр
Беседа, практика, выставка,
просмотр
Беседа, практика, выставка,
просмотр
Беседа, практика, тест, выставка,
просмотр
Беседа, практика, выставка,
просмотр
Беседа, практика, тест, выставка,
просмотр

6

8

Весенние мотивы в
2
художественной росписи ткани
26

20

22

118

144

Беседа, практика, выставка,
просмотр

1.Тема: «Выразительные свойства» 2 часа.
Теория (2 ч)
- инструктаж по охране труда,
- постановка художественной задачи,
- расширение представления об изобразительном искусстве, декоративно прикладном
искусстве.
2.Тема: «Батик. Его особенности» 16 часов.
Теория (3ч)
- разновидности ДПИ
-батик, инструменты и материалы
-композиция
-понятие эскиз
Практика (13 ч)
- просмотр дидактического наглядного материала - практика создания различных эффектов
в батике
-практика подготовки рабочего места
-подготовка ткани к росписи
-роспись ткани
3.Тема: «Холодный батик» 18 часов
Теория (3 ч)
- знакомство с техникой холодный батик и в теории горячий батик
-батик в повседневной жизни
- первичное понятие о цветоведении
Практика (15 ч)
- практиктические знания в художественной росписи ткани
-упражнения в технике исполнения батик
-отработка на аккуратное и безошибочное исполнение росписи
-практика в коллективной работе
- упражнение на фантазию, умение передавать в работе настроение и характер произведения
работы
4.Тема: «Композиция» 24 часов
Теория (4ч)
-знакомство с понятием композиция, композиционный центр
-хитрости композиции
-понятие сюжет в изобразительном искусстве
-динамичная и статичная композиция
-сюжет и композиция
-просмотр картин великих и современных художников
Практика (20ч)
-просмотр картин великих художников
-создание грамотно построенных эскизов к работе
-индивидуальная работа над созданием батика по эскизу
- применение теоретических знаний о динамичной и статичной композиции
5. Тема : «Цветоведения» 30 часов
7

Теория (5ч)
- основы цветоведения -спектр,
цветовой круг
-теплые и холодные цвета
-влияние цвета
-просмотр картин великих художников
Практика (25ч)
-практика в создании тепло-холодной композиции;
-индивидуальный подбор цветовой гаммы к работе,
-индивидуальная работа с обучающимися по составлению эскиза к работе,
-введение тренировочных занятий по формированию навыков художественного мастерства, индивидуальная работа с обучающимися по созданию художественного образа.
-точно передавать ритмический рисунок эскиза, вести свою мелодическую линию, передавать в
исполнении характер произведения.
-выразительно выполнять все нюансы в исполнении.
-продолжать работу над развитием способности с помощью набросков и эскизов, эмоционально
доносить до зрителя содержание и характер исполняемой работы.
- Индивидуальная и самостоятельная работа под наблюдением педагога.
6.Тема: «Народные мотивы» 8 часов
Теория (3ч)
-знакомство с понятием жанры в изобразительном искусстве
-русское народное творчество
-просмотр работ современных художников
Практика (5ч)
-отработка полученных знаний о русском народном творчестве
-создание эскизов с использованием русского народного орнамента
-роспись ткани по теме
-отработка на аккуратное исполнение
-индивидуальная работа под руководством педагога 7.
Тема Золотой орнамент «Алтан угалза»
Теория (3ч)
-знакомство с традициями и стилизованными женскими украшениями бурятских и монгольских
народов.
-символическое значение элементов – воды, огня, дерева, земли;
-создание декоративного панно
Практика (20ч)
-создание на ткани стилизованную девушку в национальном костюме и украшениях для декора
футболки, сумки или джинсов.
-создание композиции с элементами в стиле «Буряад зураг»
-создание композиции из цветов в стиле «Буряад зураг»
8.Тема: «Весенние мотивы в художественной росписи ткани» - 46 часов
Теория(7ч)
-закрепление полученных знаний, путем опроса
-закрепление темы цвет, цветовая гамма
-повторение построения композиции
-композиция и фантазия
-просмотр картин современных художников
8

Практика (39ч)
- отработка предыдущих техник исполнения -выполнение индивидуальных работ -этюды и
упражнения.
- выполнение работы в технике «по-сырому»
- композиционное и колористическое решение в художественной росписи ткани
-упражнения на выполнение сочетание цветов
-художественная роспись ткани
-умение практически выполнять работу аккуратно
- распространенные ошибки росписи, способы их устранения
-приемы оформления изделия
-итоговое занятие, получение практического опыта в итоговом просмотре, учебное
тестирование. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

Таблица 2.1.1.
36
75
0
с 1.09.2023 по 31.05.2024
24.10.2023, 26.12.2023,
27.04.2024,24.04.2024
1.06.2024

2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1.
Аспекты

Характеристика

Материальнотехническое
Помещение для занятий росписи по ткани находится в здании МБО ДО
обеспечение
ДТДиМ «Радуга».
Имеются в наличии:
• отопление, холодная и горячая вода (раковина) для работы с красками;
• искусственные источники света;
• шкаф купе;
• стулья;
• кисточки (колонок и искусственные);
• палитра;
• ткань (креп-сатин);
Необходимые для реализации программы:
• ноутбук;
• мебель учебная (Бенч система на 6 рабочих мест);
• принтер цветной;
• краски акриловые по ткани;
• состав резервирующий;
• трубочка стеклянная для резервирующего состава;
• степлер мебельный регулируемый;
• ремонт кабинета

9

Информационное
обеспечение

Аудио (музыка бурятских исполнителей)
Презентации: «Батик», «Отличительные особенности», «Дары
природы», «Композиционный центр», «Ваза с цветами», «Северное
сияние», «Сказочный лес», «Птицы», «Цветовая гамма», «Цветовой
круг», «Теплые холодные цвета»,«Русская народная красавица»,
«Ягодное лукошко», «творчество Лубсана Доржиева», «Сагаалган»,
«Ёхор», «Гэсэр», «Мой край родной», «Як», «Золотой орнимент»,
«Дангина», «Байкальские легенды», «Элименты: огня, воды, воздуха», «8
марта», «Оттепель», «Весеннее настроение», «На небе радуга-дуга»,
«Звездное небо», «Знаки зодиака», «Кувшинки», «Цветочный луг»,
«Домашние любимцы», «Лето»
Видео-урок: «декоративно-прикладное искусство», «мастер класс
исполнения художественной росписи ткани» «Русское народное
творчество», «Манеры исполнения Батик». - Интернет источники:
• РЦНТ видео семинар «Основы старобурятской живописи. Буряад
зураг», 2017 год https://youtu.be/aRnL3qvlFWQ ;
• Буряад зурагай хэшээл. Видео урок бурятской живописи:
https://youtu.be/xZgbTgrlxAY ;
• Лубсан Доржиев. Сохраняя традиции предков. Биография:
https://youtu.be/awcjPPkleA ;
• пейзажи
Виктора
Васнецова
–
Третьяковская
галерея
онлайн:
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/peyzazhi-viktora-vasnetsova/

Приемы, методы, технологии организации учебно- образовательного процесса
№ Раздел или Форма
Приемы, методы,
Дидактический материал,
проведени технологии
тема
техническое оснащение
программы я
организации учебнозанятий
образовательно го
процесса

Формы
проведения
итогов

1
.

Выразитель
ные
свойства

Вводное
занятие.
занятие –
лекция

Объяснительноиллюстративный
метод

Плакаты по охране труда, Видео–
презентация «декоративно прикладное
искусство»

Наблюдение,
опрос,
коллективная
рефлексия

2
.

Батик. Его
особенност
и

Беседа
Практичес
кие
занятия

Объяснительноиллюстративный
метод тестовая
методика

Плакаты
Презентации - «Батик»,
«Отличительные особенности», «Дары
природы» Наглядное пособиеинструменты и материалы батик,
декоративное изображение овощей,
ягод, грибов. Электронные наглядные
пособия картин художников,
Необходимые инструменты и
материалы
для создания работ,
Электронный тест. Приложение 1

Наблюдение,
опрос
Диагностика

10

3
.

Холодный
батик

4
.

Композиция

5
.
Цвет

Занятия –
презентац
ии
Практичес
кие
занятия

Практичес
кие и игр
овые
занятия
Беседа

Беседа,
Практичес
кие
занятия

Практичес
кие
занятия,
беседа

6
.

Народные
мотивы

Практичес
кие
занятия,
беседа

7
.

Золотой
орнамент

Видео-урок «мастер класс исполнения
художественной росписи ткани»
Презентации «Ваза с цветами»,
«Северное сияние», «Сказочный лес»,
«Птицы»,
Наглядное пособие цветов, птиц,
северного сияния, знаков зодиака,
Картины великих художников в
электронном виде
Инструменты и материалы для
росписи.
ЧастичноПрезентация-«Композиционный центр»
поисковый метод
Наглядные пособия картины
Демонстрационн
художников
ый
Инструменты и материалы для росписи
Визуальное
Меловая или маркерная доска,
наблюдение
Сюжетная иллюстрация,
Презентация – «Роль сюжета в
изобразительном искусстве».
Приложение 1
Презентации – «Цветовая гамма»,
Словесный
«Цветовой круг», «Теплые холодные
Творческий
цвета»,» Эффект оверлеппинга»
ЧастичноВидео уроки- Манеры исполнения
поисковый метод
Батик Методическое пособие:
Игровой метод
«Аленький цветочек», «Новогодние
украшения», «Синие цветы», «Зимние
птицы», «Мы в цирке», «Натюрморт»,
«Поздравляем мужчин».
Видео «Русское народное творчество
Словесный: беседа,
Карточки –русский народный
объяснение, диалог;
Практическийроспись орнамент, узор
ткани,
Декоративно-прикладное творчество на
Руси
Репродуктивный :
просмотр картин,
Презентации - «Русская народная
красавица»,
анализ
«Ягодное
лукошко»,
художественного
Наглядное пособие ягод, фруктов и
произведения.
овощей.
Метод наблюдения
Метод самоконтроля

Словесный: беседа,
объяснение, диалог;
Практическийроспись
ткани,
Репродуктивный :
просмотр картин,
анализ
художественного
произведения.

Наблюдение
педагога
Диагностика

Наблюдение
педагога
Самоанализ
Диагностика

Наблюдение
педагога
Самоанализ
Диагностика

Наблюдение,
опрос
Диагностика

Презентации
«творчество
Наблюдение,
Лубсана Доржиева», «Элименты:
опрос
огня, воды, воздуха», «Мой край
Диагностика
родной»,
«Дангина», «Сагаалган», «Ёхор»,
«Байкальские легенды», «Гэсэр», «Як»,
«Золотой орнимент»

11

8
.
Весенние
мотивы в
художестве
нной
росписи
ткани

Творческий
отчёт
Итоговое
занятие

Практичес
кие и
игровые
занятия,
беседа

Словесный: беседа,
объяснение, диалог;
Практическийроспись ткани;
Репродуктивный ;
Наглядный – показ
педагогом; анализ
художественных
произведений
картин.

Презентации «8 марта», «Оттепель»,
«Весеннее настроение», «На небе
радугадуга», «Звездное небо», «Знаки
зодиака»,
«Кувшинки», «Цветочный луг»,
«Домашние
любимцы»,
«Лето» Наглядные пособия –
животных,
кувшинок,
звездного неба.

Подведен
ие итогов

Словесный: беседа,
Компьютер
объяснение, диалог;
Электронный тест
Методика
Грамоты
тестирования;
Практический:
диагностика освоения
программы

Диагностика
Исполнение
репертуара

Диагностика
Награждение
Лучших
учащихся

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:

Творческая работа
• Конкурс
• Выставка
• Фестиваль
Формы аттестации разрабатываются
и
обосновываются
для
определения результативности освоения программы. После занятия в группе проводится
выставка работ, где учащиеся сами могут оценить свою работу и работы друг друга. Далее
лучшие работы участвуют в выставках более высокого уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов отражаются в
готовых работах, журнале посещения занятий, фото материалах на сайте организации и
стендах, а также в наградных материалах: грамотах, дипломах, полученных за участие и
победы в конкурсах различных уровней.
•

2.4. Оценочные материалы

С целью выявления уровней результативности освоения программы разработана
следующая диагностика по 3-м уровням:
• стартовый–(ознакомительный) – предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания Программы;
• базовый – (общекультурный) – предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
обеспечивают
трансляцию
общей
и
целостной
картины
в
рамках
содержательнотематического направления Программы;
• творческий–(углублённый) – предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным)
разделам в рамках содержательно-тематического направления Программы. Также
12

предполагает углубленное изучение содержание Программы и доступ к профессиональным
знаниям в рамках содержательно-тематического направления Программы.
Уровень

Специфика целеполагания

Прогнозируемые результаты

-формирование и развитие творческих -освоение
образовательной
способностей детей, удовлетворение их программы
индивидуальных
потребностей
в -переход на базовый уровень не менее
интеллектуальном,
нравственном
и 25% обучающихся
физическом
совершенствовании,
формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также организация свободного
времени ребёнка;
-мотивация личности к познанию, творчеству,
труду, искусству.
2.«Базовый»
-обеспечение прав
ребёнка
на
-освоение
образовательной
(общекультур
развитие, личностное самоопределение программы;
ный)
и самореализацию;
-участие в муниципальных и районных
-обеспечение социальной адаптации к жизни в
мероприятиях
не
менее
50%
обществе;
обучающихся;
-выявление
и
поддержка,
проявивших
- включение в число призёров
выдающиеся способности;
мероприятий не менее 5%
-выявление и развитие у обучающихся творческих
обучающихся;
способностей и исследовательской деятельности.
-переход на углублённый уровень не
менее 25% обучающихся.
3.«Творческий -обеспечение условий для доступа каждого освоение
образовательной
»
обучающегося к мировым знаниям и программы, стремление к получению
(углублённый) технологиям;
дополнительных знаний;
-повышение
конкурентоспособности -участие в муниципальных, районных,
выпускников на основе высокого уровня республиканских,
всероссийских
не
менее
80%
полученного образования, сформированных мероприятиях
личностных качеств и социально значимых обучающихся;
компетенций; -включение в число победителей и
обеспечение ориентации. профессиональной призёров мероприятий не менее 50%
обучающихся.
1.Стартовый
(ознакомител
ьный)

Оценка знаний и умений деятельности учащихся проводится на каждом занятии.
Работа на занятиях оценивается по следующим критериям: старание, аккуратность, темп,
ритм, применение знаний и навыков в работе, качество индивидуальных работ, отношения
и поведение в коллективе.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
1. Входящий (стартовый) контроль.
Диагностика ЗУН, способностей детей на начальном этапе занятий (опросы, беседы с
детьми, родителями, учителями в общеобразовательной школе).
2. Промежуточный контроль.
Фронтальный опрос и индивидуальная беседа. Выполнение дифференцированных
практических заданий различных уровней сложности. Умение слаженно работать в
коллективе. Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать
приобретенные знания на практике. Решение кроссвордов. Игровые формы контроля.
13

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках
декоративно-прикладного творчества разного уровня. Работы учащихся выставляются на
выставках, конкурсах разного уровня:
• Внутри объединения
• Среди объединений ДТДиМ «Радуга»
• Поселковые
• Районные
• Республиканские, Всероссийские, Международные.
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по
программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей
изготовление изделия по единой предложенной теме и творческой работы по собственным
эскизам с использованием различных материалов.
По мере изготовления поделок, сувениров устраиваются просмотр и выставки работ,
где учащимся предлагается самим анализировать и оценивать свою работу и работы
товарищей.
Динамика личностного развития и достижения учащихся фиксируются педагогом в
комплексных таблицах «Психолого-педагогическая диагностика» по итогам полугодий.
2.5. Методические материалы

Методы и приёмы работы с
обучающимися:
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную
творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и
самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых
требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и
памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления,
переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все
полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует
у ребенка творческую и познавательную активность. Формы организации
образовательного процесса
•

•
•

•
•

1.Теоретические занятия:
обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных
особенностях изобразительного искусства, современного искусства; знакомство с
творчеством разных художников;
теоретические сведения о различных художественных жанрах, их характерных
особенностях, различиях и сходстве;
теоретические знания по цветоведению и композиции.
2.Практические занятия:
Занятия проводятся по следующим дисциплинам:
художественное мастерство Батик;
декоративная композиция;
14

эскиз;
• освоение художественных жанров; Подбор гармоничной цветовой гаммы.
3.Индивидуальные занятия:
Учитывая принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, каждому ребёнку
требуются индивидуальные занятия по:
• зарисовке основных композиционных схем;
• упражнениям по смешиванию цветов;
• технологии изготовления холодного батика.
Это необходимо для выравнивания возможностей детей.
4. Конкурсные и выставочные занятия подготовка и публичное представление:
• конкурсных работ;
тематических выставок.
Это способствует закреплению изученного материала, даёт учащимся возможность
поделиться своими знаниями и творческими успехами с публикой. Конкурсы и выставки
играют большую роль в психологическом становлении личности – умение
сосредоточиться, сконцентрироваться, делиться опытом с другими.
5.Игровые занятия:
• игры – конкурсы на усвоение материала;
• импровизационно-игровые моменты в процессе подготовки работ.
6. Экскурсионные занятия:
посещение музеев
Формы организации деятельности учащихся на занятии - в ходе реализации программы
сочетается групповая (коллективная) и индивидуальная работа.
На занятиях в зависимости от темы занятия используются следующие формы работы:
1.
показ художественных приемов, правильного выполнения упражнений;
2.
просмотр изучаемых произведений, отдельных его фрагментов; техника исполнения
какого-либо знаменитого художника (Лубсана Доржиева);
3.
устный
анализ увиденного произведения
искусства
способствует
пониманию правильного восприятия, при этом полезно сравнивать правильно и
неправильно сформированное знание;
4.
разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание художественного
материала, терминов, художников;
5.
репетиционные занятия - подготовка работ к конкурсам, выставке.
Для освоения учащимися полного курса программы «Алтан угалза» используются следующие
методы:
- словесные: объяснение художественных приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о
творчестве выдающихся художников и т.д.;
- наглядные: демонстрация педагогом образца работ, использование иллюстраций, видео
примеров;
-практические: использование творческих, технически сложных упражнений и заданий;
- репродуктивный метод: метод показа и подражания;
- проблемный метод: нахождение исполнительских средств для создания художественного
образа исполняемого произведения;
- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического
воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность,
особенности мышления и фантазии ученика.
•

15

- метод импровизации: это один из основных методов программы, умение фантазировать и умело
применять на практике, использование импровизации позволяет поднять художественное
мастерство на новый профессиональный уровень.

Список литературы

1.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004г.
2.Кузин В.С. Сиротин В.И. «Программно-методические материалы»
3.«Изобразительное искусство. 5-9 классы». М., Дрофа, 2000г
4.Инновационно-экспериментальная программа «Проектная деятельность как средство развития
творческих способностей учащихся» Макаровой О.В., учителя технологии и ИЗО. 2002.
5.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе». – М. Академия, 2002.
6.Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. Психологический
журнал №1. 1991. 7.Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство – «Основы
композиции». Обнинск. Титул.
1996 8.Орнамент всех времѐн и стилей (в 4-х книгах-альбомах). – М.,
1995. 5. Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М., 1987.
9.Анн Пипер, Вольфганг Коницни. Энергия красок. Основы абстрактной живописи акварельными
и акриловыми красками. – М.: Арт-Родник, 2007
10.Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство.
Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2006.
11.Грей П. Рисуем пейзажи – М: «ЭКСМО» 2011
12.Гусакова М. А. Аппликация – М: «Просвещение» 1987
13.Данилова Г. И. Мировая художественна культура – М: «ДРОФА», 2004
14.Джонсон К. Наброски и рисунки – Минск: «ПОПУРРИ» 2001
15.Иванов Д. Юный художник – М: «ЭКСМО», 2007
16.Как рисовать животных – Москва: Издательство «МОЗАЙКА СИНТЕЗ», 2011
17.Калинина Т.В. Цветы и травы. Первые успехи в рисовании. – СПб.:
«Речь», 2009
18.Косминская В. Б. Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства
изобразительной деятельностью детей – М: «Просвещение» 1987
19.Кочанова Н.П. Фантазия и ваших рук творение – Петрозаводск "Карелия", 1997
20.Максимова М.В. Лоскутики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998
21.Медуэй Дж. Акварель - М: ООО «Издательство АСТ» 2004
22.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль "Академия развития", 1997
23.Неменская Л.А. Каждый народ художник. – М.: Просвещение. 2008
24.Неменская Л.А. Твоя мастерская. – М. Просвещение, 2004
25.Пипер А Коницни В Энергия красок – Германия: «АРТ-родник», 2007
26.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: "Академия", 2008
27.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы живописи. – Обнинск.: Титул, 1996

16

Приложение 1
Тест №1. Тест по ТБ и охране труда в творческой мастерской
1. При звуке пожарной тревоги Вы:
1. Постараетесь скорее доделать работу.
2. Спокойно пойдете к запасному выходу.
3. Быстро начнете собирать свои вещи.
4. Будете звонить родителям.
2. Учащийся попросил Вас передать ножницы. Вы:
1. Кинете ножницы, если ловкий, то поймает.
2. Передадите закрытые ножницы ручками вперед.
3. Не дадите, Вам они нужнее.
4. Передадите ножницы лезвиями вперед.
3. Если Вы обнаружили неисправность инструмента, то:
1. Будете работать неисправным инструментом.
2. Тихонько возьмете у другого учащегося исправный инструмент, а ему положите
неисправный.
3. Сообщите о неисправности педагогу.
4. Положите инструмент в корзину для мусора, себе возьмете другой.
4. Педагог вышел из кабинета на несколько минут, вы во время его отсутствия:
1.
Отберете ножницы у соседки по парте, потому что Вам нравятся именно с красными
ручками, а она их первая взяла.
2.
Спрячетесь в шкаф, когда услышите голос педагога, выскочите с радостными воплями.
3.

Откроете запасной выход и сходите погулять.

4.
5.

Будете вести себя достойно и выполнять работу.
После окончания занятия Вы:

1. Тщательно уберете свое рабочее место и спокойно пойдете в раздевалку.
2. Тщательно уберете свое рабочее место и некоторое время побегаете по клубу.
3. Вы убежите быстрее, чем во время тренировочной эвакуации, оставив все на столе.
4. В очередной раз скажите, что пора назначать дежурных по мастерской и сегодня точно не
Ваша очередь.
6. Какие электроприборы из имеющихся в мастерской, Вы можете включать
самостоятельно?
1. Освещение.
2. Освещение и чайник.
3. Чайник, плитку.
4. Обогреватель.
0 баллов выставляется за «неверный ответ»; 1–
за «правильный ответ».
0-2 балла – низкий уровень
3-4 баллов – средний уровень
17

5-6 баллов – высокий уровень
Тест №2. Тестовые материалы опроса обучающихся на выявление уровня знаний
теоретического материала по «БУРЯАД ЗУРАГ» №1

1. ЧТО ТАКОЕ БУРЯАД ЗУРАГ?
1. Старобурятская живопись.
2. Декоративно-прикладное искусство.
3. Бурятские сувениры. 2. ЧТО ТАКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО?
1. искусство проектировать и строить
2. искусство проектировать промышленные и бытовые изделия 3. искусство
создания художественных изделий,
4. применяемых в быту.
3. ЧТО ТАКОЕ ЖИВОПИСЬ:
1. промышленная графика(этикетки, упаковка товаров, открытки, конверты и др.), шрифтовые
работы и т.д.
2. вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок,
наносимых на какую либо твёрдую поверхность.
3. составление отдельных объемных или
4. плоских композиций из живых или засушенных цветов.
4. С КАКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА СВЯЗАНА ТРАДИЦИЯ «БУРЯАД ЗУРАГ»:
1. Проектирование интерьеров.
2. Буддийская живопись «Танка».
3. Дизайн одежды.
1.
2.
3.

1.
2.
3.

5. С ИМЕНЕМ КАКОГО ХУДОЖНИКА СВЯЗАНА ТРАДИЦИЯ «БУРЯАД ЗУРАГ»:
Алексей Цыденов.
Зоригто Доржиев.
Лубсан Доржиев.
6. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРИРОДЫ, ИЗОБРАЖАЕМЫЕ В «БУРЯАД
ЗУРАГ»:
Облака, дерево, вода, земля, огонь.
Облака, камень, снег, песок, ветер.
Вода, облака, огонь, бетон.

7. КАКОЙ ЦВЕТОК ЧАЩЕ ВСЕГО ИЗОБРАЖАЕТСЯ В «БУРЯАД ЗУРАГ»:
1. мак.
2. роза.
3. лотос.
0 баллов выставляется за «неверный ответ»; 1–
за «правильный ответ».
0-2 балла – низкий уровень
3-4 баллов – средний уровень
5-6 баллов – высокий уровень

18

Тест №3. Тестовые материалы опроса обучающихся на выявление уровня знаний
теоретического материала
1. КОМПОЗИЦИЯ:
a) вещи, используемые для творческого замысла.
b) единое целое.
c) сочинение, составление, соединение, построение (структура)
2. СТИЛИЗАЦИЯ:
a) Упрощенность форм
b) Превращение реалистичного в декоративное
c) Детализированность изображения
3. ОРНАМЕНТ, МОТИВ КОТОРОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СТИЛИЗОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИВОТНОГО МИРА:
a) антропоморфный
b) растительный
c) зооморфный
d) тератологический
4. КАКИЕ ЦВЕТА ОТНОСЯТСЯ К ХОЛОДНОЙ ГАММЕ?
Ответ: _______________________________________________
5. КАКИЕ ЦВЕТА ОТНОСЯТСЯ К ТЕПЛОЙ ГАММЕ?
Ответ: _______________________________________________
6. БАТИК ЭТО:
a) это яркие и красочные рисунки, создаваемые на лице с помощью красок или маркеров.
b) это яркие и красочные рисунки, создаваемые на асфальте с помощью мела.
c) ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
7. АППЛИКАЦИЯ:
a) вырезание и наклеивание фигурок, узоров из кусочков бумаги и др.
b) изделия из кожи.
8. КОЛЛАЖ:
a) плетение из бумаги.
b) лепка из бумажной массы
c) прием наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

0 баллов выставляется за «неверный ответ»; 1–
за «правильный ответ».
0-2 балла – низкий уровень
3-4 баллов – средний уровень
5-6 баллов – высокий уровень
Тест №4. Тестовые материалы опроса обучающихся на выявление уровня знаний
теоретического материала по «БУРЯАД ЗУРАГ» № 2

ОРНАМЕНТ,
МОТИВ
КОТОРОГО
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИВОТНОГО МИРА:
a) антропоморфный
b) растительный
1.

СТИЛИЗОВАННЫЕ

19

c) зооморфный
d) тератологический
2. БУРЯТСКИЙ ОРНАМЕНТ В ВИДЕ КРУГА, РАЗДЕЛЕННОГО НА
СИММЕТРИЧНЫЕ СЕГМЕНТЫ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИЙ ОБРАЗ ЧЕРЕПАХИ a) хас
b) шоу
c) улзы
d) меандр
3. БУДДИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ «УЛЗЫ» ОЗНАЧАЕТ
a) вечность
b) движение
c) бесконечность
d) спокойствие
4. КАКИЕ КАМНИ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗОВАЛИ В ТРАДИЦИОННЫХ УКРАШЕНИЯХ:
a) бриллиант, сапфир, рубин
b) коралл, бирюза, янтарь, малахит, лазурит
c) гранат, жемчуг, изумруд, агат
5. КАКИЕ КРАСКИ ТРАДИЦИОННО ИСПОЛЬЗУЮТ В «БУРЯАД ЗУРАГ»: a)
минеральные.
b) акварельные.
c) акриловые.
6. КАК НАЗЫВАЕТСЯ БУДДИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ:
a) танк
b) танки
c) танка
7. В СТАРИНУ У БУРЯТ БЫЛИ РАЗВИТЫ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА:
a) ювелирное и кузнечное искусство, резьба по дереву, обработка шерсти, кожи, меха
b) резьба по кости и дереву, керамика, ткачество, обработка кожи и стекла
c) ювелирное и кузнечное искусство, резьба по кости, керамика, ткачество
d) ювелирное и кузнечное искусство, керамика,
e) ткачество, обработка кожи и стекла
8. СВЯЩЕННЫХ ЖИВОТНЫХ У БУРЯТ:
a) кошка, собака, корова, лошадь, морская свинка
b) коза, овца, собака, лошадь, корова
c) коза, овца, лошадь, корова, верблюд
d) коза, овца, собака, кошка, корова
0 баллов выставляется за «неверный ответ»; 1–
за «правильный ответ».
0-2 балла – низкий уровень
3-4 баллов – средний уровень
5-6 баллов – высокий уровень

Тест №4. Тестовые материалы опроса обучающихся на выявление уровня знаний
теоретического материала по «ЦВЕТОВЕДЕНИЮ»

1. КАКИЕ ЦВЕТА ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ В ЦВЕТОВОМ КРУГЕ:
а) Черный, серый, белый.
б) Синий, желтый, красный
20

в) Красный, зеленый, голубой.
2. К СОСТАВНЫМ ЦВЕТАМ ОТНОСЯТСЯ:
а) синий, жёлтый, красный;
б) жёлтый, зелёный, оранжевый;
в) оранжевый, зелёный, фиолетовый.
3. К ХОЛОДНЫМ ЦВЕТАМ ОТНОСЯТ:
а) голубой, синий;
б) красный, синий;
в) сине-зелёный, жёлто-зелёный.
4. К ТЁПЛЫМ ЦВЕТАМ ОТНОСЯТСЯ:
а) голубовато-зелёный, голубой;
б) красный, жёлтый;
в) сине-зелёный, синий.
5. Цвета, в цветовом круге , которые находятся напротив друг друга и дающие при смешивании
ахроматический цвет, называются: а) нейтральными;
б) оптическими;
в) дополнительными.
6. ФИОЛЕТОВУЮ КРАСКУ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ, СМЕШАВ:
а) синюю и красную;
б) красную и зелёную;
в) синюю и зелёную.
7. ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ ПОЛУЧАЮТ СМЕШЕНИЕМ:
а) жёлтой и фиолетовой краски;
б) синей и жёлтой;
в) синей и оранжевой.
8. ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПУТЁМ СМЕШЕНИЯ:
а) красного и синего;
б) красного и жёлтого;
в) синего и зелёного.
9. РАЗЛИЧНЫЕ ОТТЕНКИ СЕРОГО НАЗЫВАЮТ:
а) дополнительными;
б) нейтральными;
в) доминирующими.
10. К АХРОМАТИЧЕСКИМ ЦВЕТАМ ОТНОСЯТСЯ:
а) чёрный, белый, все оттенки серого;
б) красный, синий, жёлтый;
в) оранжевый, фиолетовый, зелёный.
0 баллов выставляется за «неверный ответ»; 1–
за «правильный ответ».
0-2 балла – низкий уровень
3-4 баллов – средний уровень 5-6
баллов – высокий уровень

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».