Положение ИОМ 2023-2024 год

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение (далее - Положение) об индивидуальном
образовательном маршруте педагогических работников и управленческих кадров
(педагогов/методистов/заместителя руководителя/руководителя) Муниципальной
бюджетной организации дополнительного образования дворец творчества детей и
молодёжи «Радуга» (далее - ДТДиМ «Радуга») определяет цели, задачи,
структуру и содержание, регламент реализации индивидуальных образовательных
маршрутов, функции сопровождающих.
1.2. В настоящее время учебно-воспитательный процесс в образовательных
организациях постоянно корректируется и видоизменяется, что связано как с
особенностями развития современных обучающихся, так и с ускорением научнотехнического прогресса Российской Федерации. В современных условиях важным
профессиональным качеством педагога становятся знания в сфере: приоритетных
направлений развития образовательной системы России; методики преподавания
в дополнительном образовании, инновационных форм организации учебновоспитательного процесса. Необходимость в постоянном повышении
квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня учебновоспитательного процесса ДТДиМ «Радуга». Всесторонне развитый,
компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в учреждении
дополнительного образования.
1.3. Настоящее Положение об индивидуальном образовательном маршруте
педагогических работников и управленческих кадров разработано на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. №3273-р
«Об утверждении принципов национальной системы профессионального роста
педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского
роста» (с последующими изменениями);
- Распоряжения Министерства просвещения России от 04.02.2021г. №Р-33 «Об
утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по
формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы
научно-методического
сопровождения
педагогических
работников
и
управленческих кадров»,
- Распоряжение Министерства просвещения России от 27.08.2021 N Р-201 «Об
утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики
профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих
кадров
образовательных
организаций
с
возможностью
получения
индивидуального плана»;
- Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н;

- Приказа №1075 от 22.07.2021г. Министерства образования и науки Республики
Бурятия «О формировании региональной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров».
- Приказа №147 от 21.06.2023г. Муниципального казённого учреждения
«Районное управление образования» «О создании и функционировании
муниципальной системы методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров МО «Муйский район».
1.4. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
- «педагогический работник» (педагог) - физическое лицо, которое состоит
в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению,
воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
- «управленческие кадры» - физические лица, которые в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления,
учредительными
документами
юридического
лица
(организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство
этой организацией, в том числе выполняют функции её единоличного
исполнительного органа. К управленческим кадрам в Положении относятся:
руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность,
заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную
деятельность,
руководитель
структурного
подразделения
организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
- «профессиональные компетенции» - способность и готовность успешно
действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при
решении профессиональных задач;
- «профессиональное мастерство» - комплекс профессиональных
компетенций, подтвержденный достижением высокого уровня результатов
профессиональной педагогической деятельности.
- «диагностика профессиональных (педагогических) компетенций» комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде),
обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими
работниками профессиональными компетенциями;
- «дефицит профессиональных (педагогических) компетенций» - отсутствие
или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических
работников, различные затруднения в реализации трудовых функций;
- «индивидуальный образовательный маршрут педагога» (ИОМ) - комплекс
мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий,
темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и
управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и

опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации
дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем
актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических
работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и
управленческие условия ДТДиМ «Радуга», а также возможности и ресурсы
системы дополнительного профессионального образования.
- «дополнительная профессиональная программа» (ДПП) - программа
повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки;
«ИКТ-компетентность»
способность
педагога
решать
профессиональные задачи с использованием современных средств и методов
информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- «куратор индивидуальных маршрутов» (тьютор) – методист, сотрудник
Муниципального казённого учреждения «Районное управление образование» МО
«Муйский район»(далее – МКУ «РУО»), оказывающий адресную методическую
поддержку
педагогическим
работникам
(заместителю
руководителя/руководителю) в разработке и реализации индивидуальных
образовательных
маршрутов,
владеющий
знаниями
о
современных
педагогических технологиях, методах, приёмах преподавания в дополнительном
образовании детей, формирования метапредметных компетенций у обучающихся;
владеющий навыками формирования и использования системы методического
обеспечения
непрерывного
повышения
профессионального
мастерства
педагогических работников по направлениям деятельности ЦНППМ ГАУ ДПО РБ
«Бурятский республиканский институт образовательной политики» (ГАУ ДПО РБ
«БРИОП»).
- «методист» - сотрудник МБО ДО ДТДиМ «Радуга», обеспечивающий
персональное сопровождение педагогических работников в процессе повышения
их квалификации и педагогического мастерства (освоения содержания программ
ДПП) при реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учётом
выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогического
работника,
обеспечивающий
содержательное
адресное
сопровождение
образовательного процесса, работающий по направлениям педагогической
деятельности во взаимосвязи с кураторами индивидуальных маршрутов и
авторами осваиваемых программ ДПП.
- «муниципальная система научно-методического сопровождения» («МС
НМС») педагогических работников и управленческих кадров МО «Муйский
район» является компонентом региональной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
«региональная
система
научно-методического
сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров» (РСНМС) – одна из задач:
выстраивание единой региональной системы профессионального развития
педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское

сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на
основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе Центра
непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) ГАУ ДПО
РБ «БРИОП»;
- «непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и
управленческих кадров» - комплекс образовательных мероприятий, результатом
которых является совершенствование профессиональных компетенций овладение
новыми
компетенциями,
необходимыми
на
определённом
этапе
профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения
квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках
неформального образования педагогических работников и управленческих
кадров;
- «стажировка педагогического работника» - форма освоения программ
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации или
профессиональной переподготовки), предполагающая обучение педагогического
работника в процессе трудовой деятельности.
1.5. Участниками составления и сопровождения ИОМ являются: педагог
(тьюторанг), методист МБО ДО ДТДиМ «Радуга», тьютор или куратор
Муниципального казённого учреждения «Районное управление образования»
Муйского района.
1.6. ИОМ разрабатывается на основе:
- диагностики дефицитов профессиональных компетенций, установления
уровней их овладения;
- анализа уровня и результатов профессиональной деятельности, личных
образовательных потребностей педагога, специфики методической проблемы, над
которой работает педагог, особенностей методической проблематики ДТДиМ
«Радуга»;
- приоритетных направлений развития образовательной системы
Российской Федерации;
- запросов (потребностей) участников образовательного процесса
(обучающихся и их семей).
1.7. Сроки реализации ИОМ педагогических работников и управленческих
кадров могут варьироваться в зависимости от выявленных затруднений,
профессиональных дефицитов, конкретной ситуации в образовательной
организации и составляется на период от 1 года до 3 лет.
1.8. В соответствии с действующим педагогическими профессиональными
стандартами педагогам необходимо проходить квалификационную аттестацию
каждые 5 лет. Период между аттестациями - это наиболее рациональное и удачное
время для составления ИОМ.

I. Цели, задачи, принципы индивидуального образовательного маршрута
2.1. Цель ИОМ - составление индивидуальной образовательной программы,
направленной на организацию дополнительного профессионального образования,
учитывающей актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога,
его личные ресурсы, условия работы.
2.2. Основные задачи:
- анализ профессиональных дефицитов и точек роста профессионального
мастерства, выявленных в ходе диагностики профессиональных компетентностей
педагогических работников и управленческих кадров;
- обучение педагогических работников и управленческих кадров
осознанному
и
осмысленному
проектированию
своего
ближайшего
профессионального будущего с помощью ИОМ и его реализации;
- содействие переходу педагогических работников и управленческих кадров
в зону ближайшего профессионального развития, усилению компетентностного
профиля;
- повышение уровня педагогического мастерства с помощью
интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного и духовногонравственного личностного потенциала;
- реализация личностных, познавательных запросов и потребностей
педагога для успешной профессиональной деятельности.
- вовлечение в активный процесс функционирования и развития
региональной системы научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров.
2.3. Принципы ИОМ:
- принцип индивидуализации и персонализации направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов и форсировании профессиональных дефицитов
педагогического работника в создании индивидуальной траектории развития;
- вариативности и открытости, предполагающий возможность выбора
педагогом содержания, форм и методов образования, определения своего
оптимального темпа работы, а также внесение изменений/корректировки в
предложенный комплекс мероприятий на этапе проектирования ИОМ;
- принцип непрерывности и преемственности, предусматривающий
непрерывное повышение квалификации и профессиональное развитие педагога,
учёт уровня его профессиональной готовности к обеспечению повышения
качества результатов обучения.
II. Структура и содержание индивидуального образовательного маршрута
педагогических работников и управленческих кадров ДТДиМ «Радуга»
3.1. Индивидуальный образовательный маршрут составляется в
соответствии с установленной структурой по образцам в форме таблиц.
Структура ИОМ состоит из трёх разделов:
1. «Основная информация о педагоге» - Приложение №1.

2. «Результаты диагностики профессиональных компетенций» - Приложение №2.
3. «Дорожная карта ИОМ» - Приложение №3.
Содержание структурных разделов ИОМ:
3.1.1. «Основная информация о педагоге» содержит персональные,
профессиональные данные: ФИО педагога, дата рождения, контактный телефон,
адрес электронной почты, педагогический стаж, занимаемая должность с
указанием профиля работы, образование, курсы повышения квалификации,
квалификационная категория с указанием даты последней аттестации и данные
приказа, звание, дата прохождения диагностики уровня сформированности
профессиональных компетенций и дата следующей диагностики для оценки
динамики профессионального роста, единая методическая тем педагогического
коллектива на текущий учебный год, индивидуальная методическая тема
самообразования, цель и задачи реализации ИОМ, персональный код ИОМ, даты
начала разработки и завершения ИОМ, а также информацию о методисте ДТДиМ
«Радуга», тьюторе МКУ РУО участвующих в сопровождении (Ф.И.О., должность,
контактные данные (адрес электронной почты, телефон).
3.1.2. «Результаты диагностики профессиональных компетенций»
Выявление профессиональных дефицитов и затруднений осуществляется на
основе входной диагностики профессиональных компетенций педагогических
работников и управленческих кадров посредством выполнения диагностической
работы с использованием инструментария, спроектированного:
- для педагогических работников по блокам профессиональных компетенций;
- для управленческих кадров по функциональным блокам управления.
В разделе «Результаты входной, выходной диагностики профессиональных
компетенций» отражаются:
- на основе «входной диагностики» выявленные профессиональные дефициты и
затруднения, деятельность для их устранения на различных уровнях (личностном,
образовательной организации, муниципальном и региональном) с планируемыми
сроками реализации мероприятий.
- «выходная диагностика» - повторная диагностика профессиональных
компетенций.
3.1.3. «Дорожная карта ИОМ» представляет собой таблицу, содержащую
строки с определением уровней реализации ИОМ (личностный, ОО,
муниципальный, региональный, федеральный) по устранению выявленных
дефицитов профессиональных компетенций, профессиональному развитию,
решаемые задачи.
Столбец «Мероприятия, обеспечивающие повышение профессиональных
компетенций» может включать в себя комплекс мероприятий:
- программы повышения квалификации, переподготовку по федеральному
реестру дополнительных профессиональных педагогических программ,

размещенном
на
Едином
федеральном
портале
дополнительного
профессионального педагогического образования;
- мероприятия, направленные на профессиональное развитие и обмен
опытом, в том числе, на презентацию собственного опыта (форум, конференция,
семинар, вебинар, обучающие модули, круглый стол, тренинг, мастер-класс,
марафон,
фестиваль,
олимпиада,
посещение
отрытых
учебных
занятий/мероприятий, проведение открытых учебных занятий/мероприятий,
конкурс, участие в работе методического объединения, выступление на Едином
методическом дне ДТДиМ «Радуга», профессионального сообщества и пр.);
- стажировка;
- перечень электронных ресурсов, методических материалов, нормативноправовых документов, литературы и основных издательств по теме
самообразования;
- разработка методических продуктов (сценарий занятия/мероприятия,
общеобразовательная программа, научная статья, разработанный интерактивный
продукт (метод), презентация выступления и пр.).
Столбец со значением «Достижения, формы представления результата с
подтверждающим документом» отражает активность педагогического работника
по формированию профессиональных компетенций в разных мероприятиях и
видах деятельности в соответствии с выявленными дефицитами.
3.2. Педагогический работник может составить «Индивидуальный
образовательный маршрут» по другой привлекательной форме, отражающей все
вышеперечисленные значения профессионального развития в Приложениях №1,
№2, №3.
3.3. ИОМ входит в папку с методическими материалами сформированной в
соответствии с «Положением о самообразовании педагогических работников
МБО ДО ДТДиМ «Радуга» (приказ №29/1 от 24.05.2021г.), пунктом 4.4. «каждым
педагогом оформляется папка с документами по самообразованию (примерное
содержание папки)» и является частью «методического кейса» (на электронном
или бумажном носителе) педагога дополнительного образования.
3.4. ИОМ составляется в электронном виде, имеет персональный код,
присваиваемый МБО ДО ДТДиМ «Радуга» (МКУ РУО) и регистрируемый в
электронном реестре ИОМ педагогических работников.
3.5. Составление, методическое сопровождение ИОМ является элементом
региональной системы научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров.
III. Функции участников составления и реализации ИОМ педагогических
работников и управленческих кадров
4.1. Педагогический работник ДТДТиМ «Радуга»:
- заполняет онлайн-анкету на выявление профессиональных дефицитов.

4.1.1. Инструкция онлайн-анкетирования на выявление дефицитов педагога
дополнительного образования:
- первый вариант - войти на страницу «ЦНППМ» сайта ГАУ ДПО РБ
«БРИОП» по ссылке: http://www.briop.ru/index.php/servisy/anketa-m выбрать из
списка «Анкетирование педагогов ДО»;
- второй вариант - в поисковике Браузера набрать сайт ГАУ ДПО РБ
«БРИОП» - «сервисы» - выбрать из списка «анкетирование ЦНППМ» - выбрать из
списка «Анкетирование педагогов ДО»;
- заполнить «Анкету-самооценки на выявление профессиональных
затруднений педагогических работников дополнительного образования детей».
Анкета состоит из 2-х разделов: 1) Общая информация; 2) Вопросы на выявление
профессиональных дефицитов.
4.1.2. Для получения результатов онлайн-анкетирования подать запрос
Региональному тьютору на электронную почту cnppm03@mail.ru
Данные ссылки и электронной почты актуальны на сентябрь 2023 года.
4.2. Результаты оценочно-диагностических процедур (анкетирования)
профессиональных дефицитов педагогических работников фиксируются в базе
данных, на основании которых Региональными сотрудниками ЦНППМ ГАУ ДПО
РБ «БРИОП» ежегодно проводится мониторинг по муниципалитетам Республики
Бурятия за учебный год.
4.3. По результатам анкетирования, в соответствии с выявленными
профессиональными дефицитами, педагогическому работнику необходимо:
- внести входные данные в таблицу «Результаты диагностики
профессиональных компетенций», разработать ИОМ.
- приступить к реализации ИОМ: на этом этапе педагогический работник
участвует в мероприятиях в соответствии с планами ИОМ, вносит данные о
результатах посещённых или проведённых им мероприятий, целях определения
уровня полученных знаний, умений, практических навыков и опыта, в том числе
публичных выступлений, выбирает соответствующие формы проведения
промежуточных отчетных мероприятий; при возникновении затруднений в
процессе реализации ИОМ обращается за методической помощью к методисту
ОО, заместителю руководителя образовательной организации, региональному
методисту; проведение на завершающем этапе выходной диагностики
профессиональных дефицитов педагогическим работником, а также самооценка и
оценка реализации ИОМ.
4.4. Методист (по методической работе) ДТДиМ «Радуга»:
- анализирует результаты диагностики профессиональных компетенций,
выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников;
- проводит отбор мероприятий направленных на устранение выявленных
профессиональных дефицитов и затруднений педагогических работников;

- осуществляет методическое сопровождение педагогического работника по
вопросам реализации ИОМ;
- проводит методический аудит (Методический совет) по итогам выполнения
ИОМ за месяц до истечения указанной даты педагогическими работниками.
4.5. Методист МКУ РУО, тьютор:
- согласовывает ИОМ руководителя/заместителя руководителя;
-осуществляет общую координацию освоения ИОМ руководителем/ заместителем
руководителя;
- фиксирует промежуточные результаты прохождения ИОМ;
- организует консультирование педагогических работников;
- осуществляет корректировку ИОМ.
4.6. ЦНППМ ГАУ ДПО РБ «БРИОП» осуществлено закрепление кураторов
и тьюторов за муниципальными образованиями Республики, разработан План
методической и консультационной деятельности, введена статистическая
отчётность ЦНППМ.
IV.
Заключительные положения
5.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в соответствии с
нормативными документами ЦНППМ ГАУ ДПО РБ «БРИОП».

Приложение №1 «Основная информация о педагоге»
ОБРАЗЕЦ

Титульный лист
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ «РАДУГА»

Принят на заседании
Согласовано:
Педагогического совета
Директор
МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
Протокол № 1
/Анашкина В.В./
от «31» августа 2023 г. Приказ № от «31» августа 2023 г.

Согласовано:
Региональный методист
МКУ «РУО»
МО «Муйский район»
/Евстропова Л.Г./

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

педагога/методиста/заместителя руководителя/руководителя
Фамилия, имя, отчество

пгт. Таксимо
2023 г.

Основная информация о педагоге
Дата рождения, возраст
Контактный телефон
Адрес электронной почты
Педагогический стаж
Занимаемая должность с указанием профиля работы
Образование (год окончания, полное название учебного
заведения, специальность)
Курсы повышения квалификации за последние 3 года
(по профилю программы для обучающихся)
Квалификационная категория
Данные (дата, № приказа организации) прохождения
аттестации на квалификационную категорию
Учёная степень, звание
Дата прохождения диагностики уровня
сформированности профессиональных компетенций;
наименование организации, сайта
Дата последующей диагностики для оценки динамики
профессионального роста;
наименование организации, сайта
Единая методическая тема педагогического коллектива
на текущий учебный год
Индивидуальная методическая тема самообразования
Методическая работа в ДТДиМ «Радуга»
Цель реализации образовательного маршрута
Задачи реализации образовательного маршрута
Персональный код ИОМ
Дата разработки ИОМ
Дата завершения ИОМ

Фамилия, имя, отчество

Методист МКУ «РУО»
Методист ДТДиМ «Радуга»

Информация о кураторах

Должность

Контактный телефон

Адрес электронной почты

Приложение №2 «Результаты диагностики профессиональных компетенций»
«Результаты входной, выходной диагностики профессиональных компетенций»
Дата, наименование организации, сайта
% выполнения Дефициты/
темы
входной
Вид диагностики/
компетенции
(в зависимости от должности: педагог,
методист, заместитель директора,
директор)

диагностики
Общий балл
%

% выполнения
выходной
диагностики

Предметные
Методические
Психологопедагогические
Коммуникативные
Профессиональное выгорание

Другие
Выявленные группы профессиональных дефицитов (анализ ситуации, выделение проблем):
1. )))
(заполняется педагогом на основе результатов диагностических процедур)
2. )))
3. )))

Приложение №3 «Дорожная карта ИОМ»

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН
«Дорожная карта индивидуального образовательного маршрута»
на период с 08.2023г. по 08.2025г.

Уровень реализации
ИОМ

Мероприятия, обеспечивающие
повышение уровня профессиональных
компетенций
(направленные на устранение
выявленных дефицитов)

I. Личностный уровень
(заполняется педагогом,
методистом,
заместителем директора,
директором)
II. Уровень ОО
(совместно с методистом
ДТДиМ «Радуга» или
педагогом-наставником)

Например:
- изучение литературы: «Вопросы
общих основ педагогики в следующих
изданиях…».

III. Муниципальный
уровень
(заполняется совместно
со специалистом/
методистом научнометодического
сопровождения (НМС)
педагогов МКУ РУО
IV. Региональный
уровень
(заполняется
региональным
методистом ЦНППМ)
V. Федеральный
уровень
(заполняется педагогом
совместно с методистом
НМС, куратором
ЦНППМ)

1. Посещение открытых учебных
занятий коллег.
2. Подготовка обучающихся к
конкурсам «внутри-Радужного»,
муниципального уровня.
3. Проведение открытого занятия.
4. Выступление на Едином
методическом дне ДТДиМ «Радуга».
1. Участие в районном семинаре рекомендуемая тема.
2. Посещение мастер - классов
педагогов по профилю ПДО.
3. Взаимопосещение учебных занятий,
индивидуальное консультирование
методиста.
4. Организация районного семинара.
5. Стажировка.
1. Прохождение курсов повышения
квалификации: рекомендуемая тема.
2. Участие в организационнометодических мероприятиях,
направленных на повышение
профессионального мастерства.
1. Участие в федеральных конкурсах.
2. Подготовка публикаций для
федеральных журналов.
3. Прохождение курсов по
программам федерального реестра
образовательных программ.

4. (Само) оценка реализации ИОМ
Методист ДТДиМ «Радуга»
Методист МКУ РУО
Методист ЦНППМ БРИОП

подпись

подпись
Подпись

дата
дата
дата

Сроки

Достижения,
форма
представления
результата
(с подтверждающим
документом)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».