Пояснительная записка
Направленность программы «Прометей» (робототехника): техническая.
Актуальность программы
Данная программа позволяет осуществлять деятельность по популяризации
профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и
поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области
управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более
продвинутые автоматизированные системы. В этом и состоит практическая
целесообразность программы, которая призвана прививать интерес учащихся к области
робототехники и автоматизированных систем.
Отличительные особенности программы
Помимо знакомства детей с различными с основами инженерного дела и
программирования, учащиеся знакомятся с различными фото, видео и текстовыми
редакторами. Также данный курс даст возможность школьникам закрепить и применить
на практике полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика,
информатика, технология. Программа может реализовываться в дистанционной форме
по альтернативным учебным планам.
Адресат программы
Подростки в возрасте 10-15 лет
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 учебных года с общим количеством часов 144
1 год обучения 72 часа; 2 год обучения 72 часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: разновозрастные
группы; состав групп: постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия
проводятся на базе ДТДиМ «Радуга» 1 раз в неделю по 2 академических часа с
перерывом в 10 минут (продолжительность часа – 40 минут) для первого и второго года
обучения. Занятия могут проводиться в дистанционном формате в связи с
эпидемиологической обстановкой.
Цель и задачи программы
Цель: становление активно мыслящей, созидательно настроенной личности
учащегося посредством приобщения его к усвоению основ робототехники и через
развитие интереса у учащихся к научно-техническому творчеству.
Задачи:
Личностные:
• Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
• Воспитание трудолюбия, коллективизма и ответственности.
Метапредметные:
• Формирование умения определять общие цели и пути их достижения, умения
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
• Рост мотивации к саморазвитию в научно-техническом направлении;
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• Формирование умения понимать причины успеха или неуспеха своей
деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха.
Образовательные:
• Освоение детьми азов инженерного дела, основ конструирования: пользования
инструментами, сборка деталей, программирование;
• Участие школьников Муйского района в республиканских, всероссийских и
международных олимпиадах по робототехнике.
Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
объединения Робототехника «Прометей»
№
п/п
1.
2.
3.
Тема занятия
Теория
Практика
Кол-во
часов
Вводное занятие
Ознакомление с комплектом
LEGO MINDSTORMSE ducation
NXT 9797
3D Моделирование. Знакомство с
программой LEGO Digital
2
-
2
4
25
29
2
9
11
Формы
аттестации/
контроля
Экспресс-опрос
Творческий отчет
Творческий отчет
4.
Знакомство с Анимационной
средой программирования
Scratch
Творческий отчет
Итого часов:
7
23
30
15
57
72
Содержание программы
Учебный план 2 год обучения
объединения Робототехника «Прометей»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема занятия
Теория
Практика
Кол-во
часов
Вводное занятие
Ознакомление с визуальной
средой программирования LEGO.
Знакомство с графическими и
текстовыми редакторами
Знакомство с комплектом LEGO
MINDSTORMSE EV3
Подготовка к соревнованию по
робототехнике
2
-
2
3
17
20
4
14
18
6
14
20
1
11
12
Итого часов:
16
56
72
Формы
аттестации/
контроля
Экспресс-опрос
Творческий отчет, Экспрессопрос
Творческий отчет, Экспрессопрос
Творческий отчет, Экспрессопрос
Соревнования
Содержание учебного плана
Вводное занятие:
Теория: Беседа по ТБ и ПДД. Просмотр видео роликов по теме.
Ознакомление с комплектом Lego Mindstorms Education NXT 9797. Сборка
учебной модели:
Теория: Ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники: Котроллер
Соединительные кабели, Сервоприводы
Теория: Ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники:
Датчик звука, Ультразвуковой датчик, Датчик касания, Датчик освещения.
Практические занятия: Путешествие по комнате, Нападающий коготь, Робот на
дистанционном управлении.
3D Моделирование. Знакомство с программой LEGO Digital:
Теория: Знакомство с программой LEGO DigitalDesigner:
Практические задания: создание 3D модели по реальной модели; сборка модели по 3D
образцу.
Знакомство с Анимационной средой программирования Scratch:
Теория: Основы алгоритмизации: Понятие алгоритма, Алгоритмические особенности,
Условные операторы Циклы
Практика: Создание анимации: Изучение объектов, Изучение классификации
скриптов, Взаимодействие объектов,
Планируемые результаты
В течение обучения происходит адаптация детей к формам занятий и методам
работы в объединении.
К концу года обучения учащиеся должны:
требования к знаниям и умениям:
•
Основы сборки простейших моделей;
•
Основы работы в 3D редакторах;
•
Терминологию (Сервопривод, сенсор, котроллер);
•
Основы программирования в среде Scratch.
компетенции и личностные качества:
•
работать в коллективе
•
воспитание усердия и трудолюбия
метапредметные и предметные результаты:
•
анализировать работу, находить альтернативные пути решения поставленных
задач;
•
четко формулировать поставленные задачи и находить пути их достижения.
Содержание учебного плана
Вводное занятие:
Теория: Беседа по ТБ и ПДД. Повторение пройдённого материала.
Ознакомление с визуальной средой программирования LEGO:
Теория: Понятие среда программирования «логические блоки».
Практика: Знакомство с программой NXT-G: Блок движения, Блок ожидания, Блок
поворота, Блок Цикл.
Практика: Программирование в NXT-G: Тележка с автономным управлением.
Знакомство с графическими и текстовыми редакторами:
Теория: что такое редактор? Чем отличается графический редактор от текстового и что
у них общего. Какие виды редакторов ещё существуют?
Практика: Работа в текстовом редакторе Office; работа в графическом редакторе Logo
manager; работа в видео редакторе Windows movie maker.
Знакомство с комплектом LEGO MINDSTORMSE EV3
Теория: Ознакомление с комплектом деталей EV3его отличия от NXT: Котроллер
Соединительные кабели, Сервоприводы
Теория: Ознакомление с комплектом деталей EV3его отличия от NXT:
Ультразвуковой датчик, Датчик касания, Датчик освещения, Датчик наклона.
Подготовка к соревнованию по робототехнике
Практическое задание: создание робота для выполнения поставленных задач
соревнования.
Планируемые результаты
В течение 2 года обучения происходит расширение знаний воспитанников по
полученным знаниям за первый год обучения.
К концу года обучения учащиеся должны:
требования к знаниям и умениям:
•
Виды конструкторов по робототехнике их достоинства и недостатки;
•
Что такое блок-схема;
•
Терминологию (Цикл, ветвление блок-схема);
•
Основы работы в различных редакторах;
•
Основы программирования в визуальной среде NXT;
компетенции и личностные качества:
•
работать в коллективе;
•
воспитание усердия и трудолюбия;
метапредметные и предметные результаты:
•
анализировать работу, находить альтернативные пути решения
поставленных задач;
•
четко формулировать поставленные задачи и находить пути их достижения.
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
1-й год обучения
№/
№
1.
1.1
2.
2.1
2.1.1
2.1.2
Число
/месяц
Тема занятия
Теория
Практик
а
Кол-во
часов
Вводное занятие: Беседа по ТБ и
ПДД
Просмотр видео роликов по теме.
1
-
1
Итого
Ознакомление с комплектом Lego
Mindstorms Education NXT 9797.
Сборка учебной модели
Ознакомление с комплектом
деталей для изучения
робототехники:
Котроллер
Соединительные кабели
2
1
Сервоприводы
Место проведения
Форма контроля
1
Форма
заняти
я
Очная
ДТДиМ «Радуга»
-
1
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Тренинг, Экспрессопрос
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
1
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Творческий отчет
1
-
1
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
-
1
2
1
2
Очная
Очная
ДТДиМ «Радуга»
ДТДиМ «Радуга»
2.1.3
Игровое задание: Езда по квадрату
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2.2
Ознакомление с комплектом
деталей для изучения
робототехники:
Датчик звука
Ультразвуковой датчик
1
1
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2.2.1
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
2.2.2
Датчик касания
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2.2.3
Датчик освещения
1
3
4
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2.2.4
Игровое задание: Езда по квадрату
с случайным датчиком
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Практические занятия:
Путешествие по комнате.
-
Практические занятия:
Нападающий коготь.
-
Практические занятия: Робот на
дистанционном управлении.
-
3
3
Итого
3D Моделирование. Знакомство с
программой LEGO Digital:
4
1
25
-
29
1
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2.2.5
2.2.6
2.2.7
3.
3.1
3.2
3
3
3
3
Очная
Очная
Очная
ДТДиМ «Радуга»
ДТДиМ «Радуга»
ДТДиМ «Радуга»
Знакомство с программой LEGO
Digital Designer:
1
Игровое задание: Дом своей мечты.
-
1
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
2
2
Очная
Очная
ДТДиМ «Радуга»
ДТДиМ «Радуга»
-
3.3.2
Практические задания: сборка
модели по 3D образцу.
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
3.3.3
Практические задания: Создание
модели по своему замыслу
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2
9
11
Итого
Творческий отчет
Творческий отчет
Практические задания: создание
3D модели по реальной модели.
3.3.1
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
2
2
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Знакомство с Анимационной
средой программирования
Scratch
Основы алгоритмизации:
Понятие алгоритма
1
1
2
3
Очная
ДТДиМ «Радуга»
4.1.1
Алгоритмические особенности
1
2
3
Очная
ДТДиМ «Радуга»
4.1.2
Условные операторы
Циклы
1
3
4
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Создание анимации:
Изучение объектов
1
4.2.1
Изучение классификации скриптов
1
6
7
Очная
ДТДиМ «Радуга»
4.2.2
Взаимодействие объектов
1
4
5
Очная
ДТДиМ «Радуга»
4.2.3
Игровое задание: Защита проектов
Итого
Всего
7
15
2
23
57
2
30
72
Очная
ДТДиМ «Радуга»
4.
4.1
4.2
-
1
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
4
5
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Творческий отчет
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
2-й год обучения
№/
№
1.
1.1
Число
/месяц
Тема занятия
Вводное занятие: Беседа по ТБ и
ПДД
Повторение пройдённого
Теория
Практика
Кол-во
часов
Место проведения
Форма контроля
1
Форма
заняти
я
Очная
1
-
ДТДиМ «Радуга»
1
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Тренинг, Экспрессопрос
Текущий контроль
1
-
материала.
со стороны педагога
Итого
2.
2.1
2.1.1
2.1.2
Ознакомление с визуальной
средой программирования
LEGO:
Понятие среда программирования
«логические блоки»
Знакомство с программой NXT-G:
Блок движения
Блок ожидания
Блок поворота
Блок Цикл
Игровое задание: змейка
2
1
2
2
3
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Творческий отчет
1
1
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
-
3
3
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Очная
ДТДиМ «Радуга»
1
Итого
Знакомство с графическими и
текстовыми редакторами:
Чем отличается графический
редактор от текстового и что у них
общего.
Работа в текстовом редакторе
Office.
3
1
1
3
4
Очная
ДТДиМ «Радуга»
3.1.1
Работа в графическом редакторе
Logo manager.
1
3
4
Очная
ДТДиМ «Радуга»
3.1.2
Какие виды редакторов ещё
1
3
4
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2.2
3.
3.1
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Программирование в NXT-G:
Тележка с автономным
управлением.
Игровое задание: гонка по
лабиринту.
2.1.3
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
3
4
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
-
6
6
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
17
-
20
1
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
3.2
3.2.1
существуют? Работа в видео
редакторе Windows movie maker.
Игровое задание: создание своего
журнала.
Игровое задание: создание своего
логотипа.
Дискуссия,
Творческий отчет
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
-
1
1
Очная
ДТДиМ «Радуга»
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Игровое задание: видео
презентация своего журнала.
-
Итого
Знакомство с комплектом LEGO
MINDSTORMSE EV3
4
1
Ознакомление с комплектом
деталей EV3его отличия от NXT:
Котроллер
Соединительные кабели,
Сервоприводы
1
1
1
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
4.1.2
Игровое задание: Езда по квадрату.
-
2
2
Очная
ДТДиМ «Радуга»
4.2
Ознакомление с комплектом
деталей EV3его отличия от NXT:
Ультразвуковой датчик.
Датчик касания.
1
2
3
Очная
ДТДиМ «Радуга»
3.2.2
4.
4.1
4.1.1
4.2.1
4.2.2
Датчик освещения.
2
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
14
1
18
1
2
Очная
Очная
ДТДиМ «Радуга»
ДТДиМ «Радуга»
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
1
1
1
2
2
3
Очная
Очная
ДТДиМ «Радуга»
ДТДиМ «Радуга»
4.2.3
Датчик наклона.
1
2
3
Очная
ДТДиМ «Радуга»
4.2.4
Игровое задание: Езда по квадрату
-
3
3
Очная
ДТДиМ «Радуга»
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Экспресс-опрос,
с случайным датчиком.
5.
5.1
Дискуссия,
Творческий отчет
Итого
Подготовка к соревнованию по
робототехнике
6
1
Практическое задание: создание
робота для выполнения
поставленных задач соревнования.
Итого
Всего
-
11
10
1
16
11
56
12
72
14
-
20
1
Очная
Очная
ДТДиМ «Радуга»
ДТДиМ «Радуга»
Экспресс-опрос,
Дискуссия,
Творческий отчет
Творческий отчет
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: Учебное помещение ДТДиМ «Радуга»:
компьютер, ноутбуки(4 шт.), комплекты Lego NXT (4 шт.), комплекты Lego EV3
базовый и ресурсный (4 шт.), наглядные пособия, дидактический материал, проектор.
Информационное обеспечение: Правила поведения при ЧС,
правила ДД, схемы сборки моделей, сайт https://legko-shake.ru/moc
Кадровое обеспечение: реализация программы не требует дополнительного
кадрового обеспечения.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: по
окончанию каждой темы воспитанники готовят творческий отчет, в котором
демонстрируют итог работы по теме. Фото и видео отчет в группе в VKontakte.
На определенных этапах развития используются промежуточные формы
контроля: открытое тематическое занятие, с приглашением других педагогов и
представителей администрации.
Формы проведения итоговой аттестации: перечень готовых работ, протокол
соревнований, результаты игровых заданий, открытое занятие.
Оценочные материалы
Результат аттестации фиксируется на 3-х уровнях:
- базовый,
- повышенный,
- творческий.
Определение уровня развития учащегося - средство объективного контроля,
определения слабых мест в планировании и корректировании дальнейшей работы.
Отнесение учащегося к той или иной уровневой группе имеет ориентировочный
характер и несёт стимулирующую задачу, побуждающую ребёнка к более активному
творческому прогрессу.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очная, дистанционная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
исследовательский проблемный.
Методы воспитания: стимулирование, упражнение.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, лабораторное
занятие, открытое занятие.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология
исследовательской деятельности, технология проектной деятельности.
Дидактические материалы: схемы сборки моделей, правила игровых заданий
полигоны для игр.
Наглядный материал: схемы сборки моделей, видео демонстрации.
Список литературы
1.
Основы робототехники. Автор: Юревич К. И.Издательство: БХВПетербург Год: 2005 Страниц: 416
2.
Программируемые роботы. Автор: Вильямс Д.Издательство: НТ Пресс
Год: 2006 Страниц: 240
3.
Робототехника для детей и родителей Автор: Филиппов С.А. Год: 2010
Страниц: 195
4.
123 Эксперимента по робототехнике. Автор: Предко Майкл.
Издательство: НТ Пресс Год: 2007Страниц: 544.
5.
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник
проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 175с.,илл.
6.
[электронный ресурс] http://odno-lego.ru/nxt2.0.html
7.
[электронный ресурс] http://www.prorobot.ru/lego.php
8.
Соревновательная робототехника приемы программирования в среде EV3
М.: Издательство «Перо» 2014. – 132с.
9.
Организация детского лагеря по робототехнике: методические
рекомендации / А.В. Литвин – Всерос. Уч.-метод центр образоват. Робототехники. – М.:
Изд.-полиграф. Центр «Маска».- 2013 – 72с.