1
Пояснительная записка
Направленность программы «Театр Дружбы и Добра» - социально-гуманитарная.
Программа является адаптированной для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Согласно 273-Федеральному закону, образовательные программы для обучающихся с ОВЗ
относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 273Федерального закона адаптированная образовательная программа – это образовательная программа
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Актуальность адаптированной программы «Театр Дружбы и Добра»
возможности
заключается в
развития личности детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья средствами театральной деятельности.
В театральной студии создаются благоприятные, доброжелательные условия для раскрытия
внутренних качеств личности и её самореализации, формирования содержательного общения в
общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного
творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Отличительная особенность
программы: Учебный план программы для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа «Театр Дружбы и Добра»
практических умений обучающихся
педагогического потенциала
призвана пополнить багаж теоретических знаний и
с ограниченными возможностями здоровья в интеграции
ДТДиМ «Радуга» и ТСОШ №3, что является
особенностью
организации образовательного процесса.
Адресатом программы являются дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями
здоровья в возрасте от 12 до 13 лет.
Объём и срок освоения программы: программа разработана на 1 год обучения.
Сроки реализации программы на период обучения для группы – 72 часа за учебный год.
Общее количество обучающихся в группе – 2 человека, количество групп – 1.
Форма обучения – очная; дистанционная в условиях карантинов.
Режим проведения занятий:1 час в неделю, два раза в неделю для группы детей, 1
академический час (1 час – 30 астрономических минут) в соответствии с Положением об
организации инклюзивного образования детей-инвалидов, детей и молодёжи с ограниченными
возможностями здоровья МБО ДО ДТДиМ «Радуга» Пр. №3 от 13.01.2019г.
Занятия проводятся в кабинете № 212 (актовый зал) на базе ТСОШ №3.
2
Цель программы: Способствовать становлению готовности к самореализации детей с ОВЗ
и инвалидностью в системе новых социальных отношений на основе формирования более высокого
уровня социальной компетентности и развития коммуникативных навыков взаимодействия с
социальным окружением.
Задачи:
Личностные:
- через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических
зажимов и комплексов;
-
через
постановочную
работу
развить
чувство
ответственности,
коммуникабельность,
дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою
мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность;
Метапредметные:
- через упражнения из области актёрского мастерства научить концентрировать внимание,
управлять фантазией;
- через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать логическое
мышление, способность выстраиванию событийного ряда, способность определять мораль,
основную мысль и сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции на предлагаемые
обстоятельства;
Образовательные:
- познакомить с театром как видом искусства;
- дать понятие о технике сцены, об оформлении сцены, о нормах поведения на сцене и в зрительном
зале, об этюде, о сценарии.
Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
Вводное занятие
Раздел 1. «Основы сценической речи»
1
14
5
1
9
Беседа, опрос
Беседа, опрос
Раздел 2. «Ритмопластика»
Раздел 3. «Актерское мастерство и
основы сценической грамоты»
20
20
10
10
10
10
Беседа, опрос
Мини постановки спектакля
Раздел 4. «Постановочнорепетиционные работы»
10
5
5
Праздник, беседа, опрос,
конкурсы
Раздел 5. «Концертная деятельность»
9
1
8
Спектакль
74
31
43
№
раздела
Название раздела,
темы
Итого часов:
Количество часов
3
Содержание учебного плана
Занятия в театральной студии ведутся по программе, включающей пять разделов:
I Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики
речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь,
умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
II Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей
ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.
III Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не
столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового
поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных
жизненных ситуациях.
IV Раздел «Постановочно-репетиционные работы». В этом разделе учащимся будут даны
знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке
творческих номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и
слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им
дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые
комплексы, почувствовать себя более раскованно.
V Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на
общешкольных мероприятиях.
Основные функции этого раздела:
- создает условия для самовосприятия, самореализации и самоутверждения ребенка;
- устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими;
- развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.
Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации
учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от
достигнутого успеха и признания зрителей.
Часы занятий по разделам «Постановочно-репетиционные работы» и «Концертная деятельность»
будут выстраиваться в соответствии с планом общешкольных мероприятий.
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
4
Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в театральной студии.
Краткие
сведения
о
театральном
искусстве.
Общественное
назначение
театра.
Театр
драматический, театр кукол, музыкальный театр.
Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный
ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).
Тема 2. Основы сценической речи
2.1. Предмет «Сценическая речь».
Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической
речью.
2.2. Культура речи.
Беседа о вежливости.
Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).
2.3. Дыхание и голос.
2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата.
Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
Практические занятия – дыхательная гимнастика:
1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик»,
«Чистый носик» и т.д.).
2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах»,
«Цветы» и т.д.).
3) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки»,
«Осьминог» и т.д.).
4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание
ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).
5) Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.
6) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги»,
«В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.)
2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка
голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.
Практические занятия – голосовая разминка:
1) Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не
разбуди медведя» и т.д.).
2) Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин»,
«Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).
3) Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).
4) Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).
5
5) Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо»,
«Шмели» и т.д.).
2.4. Дикция.
Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников
художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути
устранения неорганических недостатков речи.
Практические занятия:
1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи
(«Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).
2. Артикуляционная гимнастика:
1) Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков
(«Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).
2) Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми
сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорокабелобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).
Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты
3.1. Вводное занятие .
Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.
3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.
1. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное,
заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь»,
«Эксперты-криминалисты» и т.д.).
2. Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности
действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри
предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.).
3. Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:
3.1. Действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети
рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя
условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)
3.2 Действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек»
и т.д.).
Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры. Например, одна
группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать,
что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники
этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.
6
3.3. Упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя
внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему
и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)
3.4. Упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения
условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю,
что в портфеле нет дневника и т.д.).
4. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия.
4.1. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например,
участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное
смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и
цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения
совместного действия и т.д.).
4.2. Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением
тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и
«улизнуть» и т.д.).
4.3. Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера
– удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по сказкам, рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н.
Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).
Тема 4. Ритмопластика
4.1. Предмет «Ритмопластика» .
Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах поведения на уроке, о
форме одежды для занятий.
4.2. Ритмика.
Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп движения как
выразительные средства в искусстве.
Практические занятия:
1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:
1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма
2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)
3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)
4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг
5) прыжки под музыку под скакалку
6) бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.
2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик»,
«Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.).
7
3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей»,
«Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).
4.3. Пластика .
Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание
пластичности.
Практические упражнения:
1. Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой;
комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными
движениями различных частей тела и т.д.).
2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер»,
«Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).
3. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление
позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).
4. Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » и т.д.).
5. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).
6. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).
7. Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и
т.д.).
8. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий
(«Гуттаперчевый мальчик »,
«Шарниры» и т.д.).
4.4. Танцевальная азбука .
Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные сведения об
особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием
видеоматериалов).
Практические занятия:
1. Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х
ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)
2. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.
3. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).
4. Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).
5. Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море
волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).
Тема 5. Постановочно – репетиционные работы
Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера.
Основные этапы работы над номером.
Практические занятия:
8
1. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.
2. Распределение ролей.
3. Рабочие репетиции.
4. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита,
костюмов и т.д.
5. Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном
значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).
6. Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная
расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии
поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных
репетиций.
7. Показ номера на общешкольном мероприятии.
8. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и
недостатков.
Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к
общешкольным мероприятиям.
Тема 6. Концертная деятельность
Практические занятия.
После первого года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и
показать два номера – пластический этюд с предметом и драматическую миниатюру
(инсценировку)- по выбору педагога.
Тема 7. Итоговое занятие
Заключительная беседа с разбором работы каждого участника. Перспектива работы объединения на
следующий учебный год.
1.4. Планируемые результаты
После окончания первого года занятий обучающиеся должны знать:
- правила поведения на занятиях театральной деятельности;
- понятие «театр», виды театров;
- знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
уметь:
- выполнять простейшие упражнения по актерскому мастерству;
- выполнять разминку, подготовить своё тело к работе под руководством педагога;
- выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.
приобрести навыки:
- выполнения упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии
постороннего человека;
9
- преодолевать страх перед публичным выступлением.
№ Дата
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Время
проведения
занятия
Календарный учебный график 1 год обучения
По программе «Театр дружбы и добра»
1-й год обучения
Форма занятия Кол
Тема занятия
Место
-во
проведен
час
ия
ов
Сентябрь
Беседа, игра
1
«Вводное занятие»
ТСОШ
Запись данных детей.
№3
Правила Т.Б.; П.Д.Д.;
П.П.Б.
Беседа, игра
1
Знакомство с предметом
ТСОШ
сценической речи.
№3
Практическое
1
урок-практикум
ТСОШ
занятие
по изучаемой теме
№3
«культура речи»
(комплекс игр,
пражнений).
Практическое
1
Понятие «дыхание».
ТСОШ
занятие
Краткие сведения об
№3
анатомии и физиологии
речевого аппарата.
Особенности
физиологического и
речевого
(фонационного)
дыхания.
Октябрь
Практическое
1
Комплекс упражнений
ТСОШ
занятие
на расслабление и
№3
регуляцию дыхания
(«Ветерок»,
«Одуванчик», «Чистый
носик»).
Практическое
1
Комплекс упражнений и
ТСОШ
занятие
игр на развитие
№3
физиологического
дыхания («Приятный
запах», «Цветы»).
Практическое
1
Комплекс дыхательных
ТСОШ
занятие
упражнений лежа с
№3
движениями туловища и
конечностей («Рыбки»,
«Осьминог»).
Практическое
1
Комплекс упражнений с
ТСОШ
занятие
поддуванием легких
№3
предметов («Сдувание
бумаги», «Поддувание
ватных шариков»,
Форма
контроля
Опрос, беседа
Опрос
Игра, этюд,
пантомима
Тренинг,
взаимоанализ
Тренинг, игра,
опрос
Тренинг, игра,
опрос,
взаимоанализ
Опрос, игра,
тренинг
Опрос, игра,
тренинг,
коллективный
анализ.
10
9
Практическое
занятие
10
Практическое
занятие
11
Практическое
занятие
12
Практическое
занятие
13
Практическое
занятие
14
Практическое
занятие
15
Беседа игра
«Поддувание бумажных
самолетиков»).
Комплекс упражнений с
надуванием резиновых
игрушек.
1
Комплекс упражнений,
развивающих
активность
фонационного дыхания
(«Пылесосы», «Йоги»,
«В лесу», «Насосы»,
«Пильщики»,
«Вежливый поклон»)
Ноябрь
Понятие «голос». Голос
как важнейший аппарат
актера. Певческая и
речевая
постановка
голоса.
Неразрывная
связь голоса и дыхания.
Голосовая разминка
1
Комплекс упражнений
на освобождение мышц
голосового и речевого
аппарата («В лесу», «Не
разбуди медведя»).
1
Комплекс упражнений
на модуляцию голоса
(«Кто так кричит?»,
«Кто ушел?»,
«Магазин», «Стоп»,
«Баюшки-баю»).
Комплекс упражнений
на звукоподражание
(«Сигналы машин»,
«Голоса животных»)
1
Комплекс упражнений
на изменение силы
голоса в зависимости от
ударения («Ба-ра-бан).
Комплекс упражнений
на плавный переход из
грудного регистра в
средний и обратно
(«Эхо», «Шмели»).
Декабрь
1
Открытое занятие «чему
мы научились»
1
1
Дикция как средство
выразительности речи.
Значение дикции для
ТСОШ
№3
Опрос, игра,
тренинг,
коллективный
анализ.
ТСОШ
№3
Беседа, опрос,
взаимоанализ
ТСОШ
№3
Тренинг, игра,
опрос
ТСОШ
№3
Тренинг, игра,
опрос
ТСОШ
№3
Взаимоанализ,
игра, этюд
ТСОШ
№3
Обсуждение,
взаимоанализ
самоанализ
Игра, тренинг,
опрос
ТСОШ
№3
11
16
Практическое
занятие
17
Практическое
занятие
18
Беседа игра
19
Практическое
занятие
20
Практическое
занятие
чтецов и участников
художественной
самодеятельности.
Недостатки речи
(органические и
неорганические). Пути
устранения
неорганических
недостатков речи.
1
Комплекс упражнений
на укрепление мышц
рта и языка. Подготовка
к работе над звуками
речи («Как фыркает
ежик?», «Качаем
куклу?», «Сомик»).
Артикуляционная
гимнастика
1
Комплекс игр,
способствующих
развитию правильного и
четкого произношения
звуков («Чудесный
мешочек», «Угадай, кто
в домике живет?»,
«Эхо», «Кто позвал?»).
Освоение четкости и
ясности произношения
на материале потешек с
труднопроизносимыми
сочетаниями звуков
Январь
1
Актерское мастерство и
основы сценической
грамоты.
1
Комплекс простейших
игр и упражнений,
помогающих
сосредоточить и
организовать активное,
заинтересованное
отношение к объектам
внимания (упражнения
«10 ступеней», «Найди
вещь», «Экспертыкриминалисты»).
1 Комплекс игр и
упражнений,
показывающих
необходимость
подлинности и
целенаправленности
действий в
ТСОШ
№3
Игра, тренинг,
опрос
ТСОШ
№3
Игра, тренинг,
опрос,
взаимоанализ
ТСОШ
№3
Работа с
текстом
ТСОШ
№3
Игра, тренинг,
этюд,
пантомима
ТСОШ
№3
Самоанализ,
взаимоанализ,
обсуждение
12
21
Практическое
занятие
22
Практическое
занятие
23
Практическое
занятие
24
Практическое
занятие
25
Практическое
занятие
Практическое
занятие
26
27
Беседа игра
28
Практическое
занятие
29
Практическое
занятие
30
Беседа игра
предлагаемых
обстоятельствах
(«Прислушайся к звукам
на улице…»,
«Рассмотри предмет…»,
«Посмотри в окно…»).
Комплекс упражнений
на практическое
знакомство с действием
в условиях вымысла
Февраль
1
Действие с реальными
предметами в
вымышленных
обстоятельствах.
Действие с
воображаемыми
предметами.
1
Упражнения по
развитию образных
представлений.
1
Упражнения и этюды
(сел на бугорок, а это
оказался муравейник;
опаздываю в школу и
обнаруживаю, что в
портфеле нет дневника).
1
Знакомство с
элементами общения и
взаимодействия.
Групповые игры,
упражнения и этюды на
простейшие виды
общения.
Март
1
Сюжетные этюды на
общение без слов.
1
Литературные сюжеты с
минимальным
использованием слов.
1
занятия по
ритмопластике, правила
поведения
1
Комплекс упражнений,
развивающих чувство
ритма.
Апрель
1
Понятие «пластика».
Комплекс
общеразвивающих
упражнений.
1
Понятие «танец».
Значение танца в
ТСОШ
№3
Тренинг,
этюд,
пантомима,
игра
ТСОШ
№3
Этюд, игра,
ТСОШ
№3
Этюд, игра,
пантомима
ТСОШ
№3
Коллективный
анализ
ТСОШ
№3
ТСОШ
№3
Пантомима
ТСОШ
№3
Беседа, игра,
пантомима
ТСОШ
№3
Тренинг,
коллективный
анализ
ТСОШ
№3
Беседа,
тренинг, опрос
ТСОШ
№3
Беседа, опрос
Стих, игра,
опрос
13
31
Практическое
занятие
1
32
Практическое
занятие
1
33
Практическое
занятие
1
34
Практическое
занятие
1
35
Практическое
занятие
Итоговое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Итого:
74
36
37
1
театральном искусстве.
Предварительный
разбор пьесы. Обмен
впечатлениями.
Распределение ролей.
Репетиции.
Параллельная работа
над оформлением:
подготовка
необходимых деталей,
декораций, реквизита,
костюмов.
Репетиция с деталями
декораций, реквизитом.
Развитие у детей
представления о
выразительном
значении отдельных
компонентов
сценического действия
(декораций, костюма,
музыки).
Май
Проигрывание номера
целиком с включением
готового оформления и
музыки. Окончательная
расстановка смысловых
акцентов в развитии
действия и закрепление
последовательной
линии поведения
персонажей. Выявление
недочетов и посильное
их устранение путем
повторных репетиций.
Премьера спектакля.
Заключительная беседа
с разбором работы
каждого участника.
Перспектива работы
коллектива на
следующий учебный
год.
Участие в
театрализованном
представлении
«Здравствуй лето!»
ТСОШ
№3
Работа с
текстом,
репетиция
ТСОШ
№3
Репетиция,
работа с
текстом
ТСОШ №
3
Репетиция,
взаимоанализ,
коллективный
анализ
ТСОШ
№3
Взаимоанализ,
обсуждение,
ТСОШ
№3
ТСОШ
№3
Премьера
спектакля
Самоанализ,
взаимоанализ
обсуждение
ДТДиМ
«Радуга»
Театрализован
ное
представление
Условия реализации программы
14
Материально-техническое обеспечение
•
Актовый зал ТСОШ № 3: музыкальный центр, аудиоархив.
•
Зрительный
зал
ДТДиМ «Радуга»: комплект аудио
аппаратуры, микрофоны,
мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Информационное обеспечение программы: фонотека, видеоматериал.
Кадровое
обеспечение: автор программы, Л.В. Серикова, - Почётный работник общего и
дополнительного образования, педагог высшей квалификационной категории.
Формы аттестации
Аттестация обучающихся объединения по программе «Театр Дружбы и Добра особенных
детей» осуществляется в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБО ДО ДТДиМ «Радуга» Приказ
№ 64 от 22 декабря 2017 г.
Критериями положительной результативности программ ранней помощи являются:
•
приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям
развития ребенка;
•
готовность к интеграции в образовательную организацию дополнительного образования;
расширение возможностей функционирования ребенка в социальной среде;
•
овладение
навыками
самообслуживания,
социальной
коммуникации,
повышение
адаптационных механизмов;
•
улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком;
•
повышение качества жизни семьи.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и
навыков по пройденным темам);
- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);
- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);
- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных
постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ
ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения,
оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как контрольное занятие, участие в
общешкольных мероприятиях.
Методические материалы
15
Методы обучения:
Специальные педагогические методы обучения и воспитания для детей с ОВЗ.
Словесные
Практический: обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью,
личным опытом ребенка.
Проблемно – поисковый: объединять детей по изучению нового материала (потешки,
скороговорки).
Репродуктивный: используется при отработке приобретённых знаний, умений; работа по
примеру педагога.
Методы контроля и самоконтроля
Методы стимулирования
Метод игры
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого
-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- метод - угашения переживаний:
рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование
спокойной музыки;
- метод ―переключения - включение
ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агр
ессии на допустимые объекты, например, избить подушку, ―грушу‖ в спортзале)
Формы организации образовательного процесса
Программа «Театр Дружбы и Добра особенных детей»
предусматривает использование
фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы обучающихся.
В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников
рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их
возраста). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В
последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет,
не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое
занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и
игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды,
миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством
педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная
гимнастика и т.д.), просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетноигровые и конкурсные программы, театральные постановки.
16
Формы организации учебного занятия: беседа, тренинг, практическое занятие, спектакль,
праздник.
Педагогические технологии
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно-развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Информационно-коммуникационные технологии
6. Здоровьесберегающие технологии
7. Игровые технологии
Алгоритм учебного занятия
Каждое занятие имеет пять этапов работы:
- разминка;
- дыхательные упражнения;
- упражнения практического знакомства с элементами общения и взаимодействия;
- игры под музыку;
- ритуал окончания занятия.
Список использованной литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось 89,
2001. – 115 с.
2. Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в
интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз, 2001. – 309 с.
3. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь,
2004. – 192 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с.
5. Выготский Л. С. Психология и развитие ребенка. – М.: ЭКСМО, 2003. – 509 с.
6. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Современное слово, 1998. – 480 с.
7. Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. – Л.: ЛГИТМИК, 1986. – 154
с.
8. Дмитриев А. С. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ
средствами физического воспитания. – К.: Издательство Красноярского университета, 1987. – 151 с.
9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1978. – 334 с.
10. Корсакова Е. А. Мастерство речи. Выпуск № 1. – М.: Искусство, 1953. – 68 с.
11. Кох И. Э. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1962. – 566 с., с ил.
12. Краткий дефектологический словарь. М.: «Просвещение», 1964. – 397 с.
13. Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. – М.: Советская Россия, 1971. – 135 с.
14. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
17
15. Лебединская К. С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. - М.:
Просвещение, 1991. – 97 с.
16. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью. М.: Академия, 2003. – 208с.
17. Мастерство актера / Межвуз. сб. науч. трактатов. – М.: ГИТИС, 1990. – 220 с.
18. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение,
1991. – 204 с.
19. Нарушение речи и голоса у детей / Сб. науч. трактатов. – М.: МГПИ, 1979. – 118 с.
Нормативно – правовая база образовательной программы
Нормативные документы в сфере дополнительного образования детей:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273.
2. изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части
определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;
3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении
порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам».
5. Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития
Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов
6. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
7. Требования СанПиНа 2.4.4.3172-14.
8. Конвенция ООН «О Правах ребенка».
9. Положения и акты, разработанные организацией дополнительного образования детей МБО ДО
ДТДиМ «Радуга».
18