Бородина Ю.В. Танцующий театр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Танцующий театр» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности, направление – хореография, базовая, реализующаяся в
Образцовом художественном коллективе «Театр Дети и куклы «Вытворяшки».
Актуальность программы
В настоящее время велика значимость комплексной подготовки театральных коллективов,
повышающей конкурентоспособность творческого коллектива, а, следовательно, результативность
участия в конкурсах и фестивалях. Занятия в театральном объединении требуют от ребят
всесторонней развитости, умение двигаться, держаться на сцене, умение исполнять танцевальные
партии и номера. Отсюда возникает объективная необходимость данного предмета.
Отличительные особенности программы
Данная программа реализуется в образцовом «Театр Дети и куклы «Вытворяшки» и
предназначена для обучения обучающихся хореографическому искусству. Предмет преподаётся в
тесном контакте с такими практическими дисциплинами, как «Актёрское мастерство» и
«Сценическая речь».
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и
выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость,
ловкость. Доказано, что двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить эмоции,
реализовать энергию. Занятия хореографией развивают творческие способности, координацию
движений, чувство ритма, воспитывает вкус, трудолюбие, собранность. Развивается умение
ориентироваться в пространстве, формируется правильная осанка и красивая походка. В тоже время
происходит развитие психических процессов: восприятия, внимания, воли, памяти, мышления и
общее оздоровление.
Танец играет большую роль в системе духовного и физического развития ребенка. Велика
роль этого предмета в эстетическом развитии детей, т.к. он приобщает их к богатству
танцевального и музыкального искусства, делая ребенка более развитой личностью. Таким
образом, благодаря систематическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и
танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более
тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Цель программы: развитие творческого потенциала и формирование культуры личности
учащихся театрального коллектива посредством хореографического искусства.
Задачи программы:
Предметные:
- обучить основам хореографического мастерства, выявить потенциальные возможности и развить
хореографические способности детей;
- познакомить с основами музыкальной грамоты, способствовать формированию интереса к
музыкальной культуре.
Метапредметные:
- способствовать раскрепощению, снятию зажимов, психологических барьеров;
развить
способность
передавать
определенное
эмоциональное
переживание
посредством творчества в движениях.
Личностные:
- воспитать потребность и осознанное добросовестное отношение к систематическим занятиям,
сформировать устойчивый интерес к танцу;
- способствовать социальному, культурному самоопределению, творческой самореализации
личности ребенка, ее интеграции в систему мировой, отечественной культуры.
Адресат программы: дети в возрасте с 6 до 16 лет, не имеющие медицинских
противопоказаний, занимающиеся в объединении «Театр Дети и куклы «Вытворяшки».
Срок реализации программы: 4 года обучения.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: разновозрастные группы (6-11 лет,
12-14 лет, 15-16 лет) постоянного состава, в индивидуально-групповой форме занятий.
Наполняемость групп 13-15 человек.

Режим занятий:
Группы 1-3 года обучения - 1 час в неделю, 36 ч. в год.
Группа 4 года обучения –2 часа в неделю, 72 ч. в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1-го года обучения
№ Разделы

Количество часов
Формы аттестации
/ контроля
всего теория практика
2
1
1
Беседа, опрос.
6
1
5
Открытое занятие.

1. Вводное занятие.
2. Танцевальная азбука и
элементы танцевальных
движений.
3. Ритмика.
6
4. Партерная гимнастика. 4
5. Постановочная работа. 8

1
1
1

5
3
7

6. Репетиционная работа.

8

-

8

7. Итоговое занятие

2

-

2

36

5

31

ИТОГО:

Открытое занятие.
Открытое занятие.
Творческое
мероприятие.
Творческое
мероприятие.
Итоговая
творческая работа.
Диагностика.

Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие (2 ч).
Теория. Знакомство со студией. Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды. Техника
безопасности при следовании в Центр и на занятиях. Введение в программу 1 года обучения.
Практика. Прослушивание детей на чувство ритма и просмотр способностей учащихся.
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. (6 ч).
Теория. Знакомство детей с элементами танцевальных движений. Правила исполнения
танцевальных движений. Ориентировка в пространстве. Знакомство с основными понятиями:
музыка, темп, такт.
Практика. Выполнение упражнений танцевальной азбуки: постановка корпуса; упражнения для
рук, кистей и пальцев; упражнения для плеч; упражнения для головы; упражнения для корпуса.
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка).
Выполнение изученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
Движения под музыку, выполнение ритмических упражнений, хлопки и притопы на сильную,
слабую долю и с различным ритмическим рисунком.
Ритмика. (6 ч).
Теория. Знакомство детей с понятиями характер музыки, темп, динамика, ритмический рисунок.
Практика. Определение характера музыки (веселая, грустная, тревожная). Импровизация под
заданные мелодии: веселую и грустную. Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела;
воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.

Определение темпа музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный). Слушая
музыку, определить ее темп. Творческое задание: изобразить черепаху, мышку. Исполнить
движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
Определить динамические оттенки музыки (громко, тихо, умеренно). Творческое задание:
изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко), дождь моросит (тихо). Игра «Тихо и
громко».
Ритмический
рисунок. Воспроизведение
хлопками
и
притопыванием
ритмического
рисунка. Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям.
Строение музыкального произведения (вступление, часть). Учить детей менять движение в
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. На примере изучаемых
танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.
Партерная гимнастика (4 ч).
Теория. Понятие «партер» и значение. Партерная гимнастика. Знакомство с элементами партерной
гимнастики. Правила выполнения движений.
Практика. Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу. Комплекс упражнений направленный на
укрепление, расслабление и улучшение эластичности мышц и связок, спины, брюшного пресса,
ног, стоп, повышение гибкости суставов.
Постановочная работа (8 ч).
Теория Работа над музыкальным материалом танцевальной композиции: прослушание музыки, ее
анализ. Творческое погружение в музыкальный материал. Знакомство с будущим сценарием
спектакля или творческой работы.
Практика. Разучивание движений танцевальной композиции. Работа над образом героев спектакля
для раскрытия его в танце. Работа над созданием пластического образа спектакля: гармоничное
сочетание музыкального материала, костюмов и декораций.
Репетиционная работа (8 ч).
Теория. Танцевальные этюды и постановки.
Практика. Отработка отдельных движений танцевальной композиции, отработка сложных
движений. Отработка рисунков танца: работа над сценическим пространством. Генеральные
репетиции: на сцене с реквизитом, с декорациями, костюмами.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов за учебный год. Аттестация. Итоговая творческая работа для родителей и
подготовка диагностических материалов на степень удовлетворенности детей и родителей
образовательным процессом по программе.
Учебный план 2-го года обучения
Разделы
Количество часов
всего теория практика
1. Вводное
2
1
1
занятие.
2. Ритмика.
6
1
5
3. Основы
6
1
5
классического
танца.
4. Партерная
4
1
3
гимнастика.
5. Постановочная 8
1
7
работа.
6. Репетиционная 8
8
работа.
7. Итоговое
2
2

Формы аттестации/
контроля
Беседа, опрос.
Открытое занятие.
Открытое занятие.
Открытое занятие.
Творческое
мероприятие.
Творческое
мероприятие.
Отчётный спектакль

занятие.
ИТОГО:

или итоговая
творческая работа.
Диагностика.
36

5

31

Содержание программы 2- го года обучения
Вводное занятие (2 ч).
Теория. Работа студии, расписание занятий, форма одежды. Техника безопасности при следовании
в Центр и на занятиях. Введение в программу 2 года обучения.
Практика. Беседа «Как я провел лето», опрос.
Ритмика (6 ч).
Теория. Развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся
через овладение основами музыкально ритмической культуры.
Практика. Изучение и отработка:
- Маршевый шаг с носка, с выносом беда наверх, с работой рук. На месте, с продвижением.
- Прыжки на одной ноге, прыжки с поджатыми ногами. Подскоки, перескоки.
- Понятие «ритмический рисунок», Воспроизведение по хлопкам, притопам, шагам.
- Понятие «пространство сцены». Построение и перестроение в рисунок. Из круга в квадрат с
продвижением.
- Движения и их комбинации в различных музыкальных темпах.
- Этюды эмитирующие действия человека.
Основы классического танца (6 ч).
Теория. Начало изучения классического экзерсиса на середине зала. Координация рук, ног и головы
в движении. Постановка корпуса.
Практика. Положение работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги, икры и колено.
Подготовительное положение руки Preparation. Закрывание руки в подготовительное положение на
два заключительных аккорда. Координация рук, ног и головы в движении – Tan Releve Parter.
Прыжки с двух ног на две. Разные этапы прыжка (Tan Leve Saute): подготовка к взлету, толчок,
взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка. Музыкальный размер
3/4, 4/4, 2/4.
Позиции ног – 1, 2, 3, 4, 5. Позиции рук – 1, 2, 3 - вначале изучаются на середине, при неполной
выворотности ног. Demi-plie в 1, 2, 3, 5 позициях. Чередование танцевального шага и бега на
полупальцах с изменением музыкального темпа.
Партерная гимнастика (4 ч).
Теория. Понятие «партер» и значение. Партерная гимнастика. Знакомство с элементами партерной
гимнастики. Правила выполнения движений.
Практика. Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу. Комплекс упражнений, направленный на
укрепление, расслабление и улучшение эластичности мышц и связок, спины, брюшного пресса,
ног, стоп, повышение гибкости суставов.
Постановочная работа (8 ч).
Теория Работа над музыкальным материалом танцевальной композиции: прослушание музыки, ее
анализ. Творческое погружение в музыкальный материал. Знакомство с будущим сценарием
спектакля.
Практика. Разучивание движений танцевальной композиции. Работа над образом героев спектакля
для раскрытия его в танце. Работа над созданием пластического образа спектакля: гармоничное
сочетание музыкального материала, костюмов и декораций.
Репетиционная работа (8 ч).
Теория. Танцевальные этюды и постановки.
Практика. Отработка отдельных движений танцевальной композиции, отработка сложных
движений. Отработка рисунков танца: работа над сценическим пространством. Отработка

танцевальных композиций музыкального спектакля: работа на сцене над техникой. Генеральные
репетиции: на сцене с реквизитом, с декорациями, костюмами.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов за учебный год. Аттестация. Отчётный спектакль или итоговая творческая
работа для родителей и подготовка диагностических материалов на степень удовлетворенности
детей и родителей образовательным процессом по программе.
Летний раздел (7 ч).
Теория. Танцевальные этюды, игры, танцы. Характер движений, манера исполнения. Объяснение
правильного исполнения.
Практика. Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Отгадывание музыкальных загадок.
Учебный план 3-го года обучения
Разделы

Количество часов
всего теория практика
2
1
1

Формы аттестации /
контроля
Беседа, опрос.

2

1

1

Открытое занятие.

8

1

7

Открытое занятие.

6

1

5

Открытое занятие.

8

1

7

8

-

8

2

-

2

8. Летний раздел. 7

1

6

Творческое
мероприятие.
Творческое
мероприятие.
Отчётный спектакль
или итоговая творческая
работа. Диагностика.
Педагогическое
наблюдение.

5

31

1. Вводное
занятие.
2. Техника
классического
танца.
3. Современная
хореография.
4. «Танцевальная
импровизация».
5. Постановочная
работа.
6. Репетиционная
работа.
7. Итоговое
занятие.

ИТОГО:

36

Содержание программы 3-го года обучения
1. Вводное занятие (2 ч).
Теория. Работа студии, расписание занятий, форма одежды. Техника безопасности при следовании
в Центр и на занятиях. Введение в программу 3 года обучения.
Практика. Беседа «Как я провел лето», опрос.
Техника классического танца (2 ч).
Теория. Повторение правильной постановки корпуса, рук, ног и головы в классическом танце.
Практика. Повторение основных позиций рук и ног в классическом танце. Постановка корпуса у
станка и на середине зала.
Современная хореография (8 ч).
Теория. Изучение основ современной хореографии, ее отличие от классического танца. Знакомство
с терминологией.
Практика. Изучение базовых позиций рук и нок в современном танце. Упражнения на отработку
базовые движения в современном танце. Разучивание танцевальных комбинаций.
«Танцевальная импровизация» (6 ч).
Теория. Импровизация в хореографии. Игровая импровизация.
Практика. Знакомство с термином импровизация, изучение видов импровизации на практике.
Составление музыкальных образов и композиций.

Постановочная работа (8 ч).
Теория Работа над музыкальным материалом танцевальной композиции: прослушание музыки, ее
анализ. Творческое погружение в музыкальный материал. Знакомство с будущим сценарием
спектакля.
Практика. Разучивание движений танцевальной композиции. Работа над образом героев спектакля
для раскрытия его в танце. Работа над созданием пластического образа спектакля: гармоничное
сочетание музыкального материала, костюмов и декораций.
Репетиционная работа (8 ч).
Теория. Танцевальные этюды и постановки.
Практика. Отработка отдельных движений танцевальной композиции, отработка сложных
движений. Отработка рисунков танца: работа над сценическим пространством. Отработка
танцевальных композиций музыкального спектакля: работа на сцене над техникой. Генеральные
репетиции: на сцене с реквизитом, с декорациями, костюмами.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов за учебный год. Аттестация. Отчётный спектакль или итоговая творческая
работа для родителей и подготовка диагностических материалов на степень удовлетворенности
детей и родителей образовательным процессом по программе.
Учебный план 4-го года обучения
Разделы
Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации /
контроля
Опрос
Концерт

1. Вводное занятие
2. Исполнительское
мастерство,
выразительность
3. Элементы
классического танца,
поворотные фигуры
4. Постановочная работа

2
14

1
2

1
12

12

2

10

Творческое
мероприятие

22

2

20

5. Репетиционная работа

20

2

18

6. Итоговое занятие

2

-

2

7. Летний раздел

14

1

6

Творческое
мероприятие
Творческое
мероприятие
Отчетный
концерт
Диагностика
Пед.
наблюдение

72

9

70

ВСЕГО:

Содержание программы 4-го года обучения
Вводное занятие (2 ч).
Теория. Работа студии, расписание занятий, форма одежды. Техника безопасности при следовании
в Центр и на занятиях.
Практика. Беседа «Как я провел лето», опрос.
Исполнительское мастерство, выразительность (14 ч).
Теория. Средства пластического искусства. Основы ритмического движения. «Контактные» звуки
тела и ритмы.
Практика. Работа над исполнительским мастерством.
Элементы классического танца, поворотные фигуры (10 ч).
Теория. Выразительность в танце. Техника исполнения поворотных фигур, элементы классического
экзерсиса.
Практика. Ускорение общего темпа танцевальных движений и комбинаций. Продолжение изучения
классического танца и поворотных фигур.
Постановочная работа (22 ч).

Теория. Танец в спектакле. Разнообразие ритмического рисунка танца. Знакомство с будущим
сценарием спектакля и с музыкальным материалом постановки. Погружение в постановочный
материал.
Практика. Разучивание движений танцевальной композиции, разводка танцевальных комбинаций в
рисунках, переходах, образах, соединение движений в танцевальные композиции. Работа над
образом героев спектакля для раскрытия его в танце. Работа над созданием пластического образа
спектакля: гармоничное сочетание музыкального материала, костюмов и декораций.
Репетиционная работа (20 ч).
Теория. Танцевальные этюды и постановки.
Практика. Отработка отдельных движений танцевальной композиции, отработка сложных
движений. Отработка рисунков танца: работа над сценическим пространством. Отработка
танцевальных композиций музыкального спектакля: работа на сцене над техникой, отработка
четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений. Генеральные репетиции: на сцене с
реквизитом, с декорациями, костюмами.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов за учебный год. Итоговая аттестация. Отчётный концерт для родителей.
Подготовка диагностических материалов на степень удовлетворенности детей и родителей
образовательным процессом по программе.
Летний раздел (14 ч).
Теория. Ведение в учебный процесс на летний период. Повторение правил техники безопасности.
Практика. Совершенствование технических навыков. Репетиции на сцене. Работа над
исполнительском мастерством, над постановкой на изученном материале. Концертная
деятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
учащиеся обладают основами хореографического мастерства, проявляют умения и навыки в данном
направлении;
умеют двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером
музыки, могут дать характеристику прослушанному произведению, исполнять движения в
соответствии с темпом и ритмом музыки;
владеют основами музыкальной грамоты, проявляют интерес к музыкальной культуре.
Метапредметные:
учащиеся обладают качествами личности, демонстрирующими раскрепощение, снятие телесных
зажимов и психологических барьеров;
способны воплощать в танцевальных движениях музыкально-игровой образ, передавать
эмоциональное состояние;
владеют видением целостности художественного произведения (единство выразительных средств,
стиля, жанра, соподчинённость элементов композиции замыслу и т.д.).
Личностные:
проявляют потребность и осознанное добросовестное отношение к систематическим занятиям,
устойчивый интерес к танцу;
проявляют творческую активность, способствующую самореализации личности ребенка,
социальному и культурному самоопределению и интеграции.
умеют анализировать свою, коллективную и чужую исполнительскую деятельность, подвергать её
критическому разбору.

Месяц
Сентябрь

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
Дата
Тема занятий
Форма проведения
Кол-во Форма контроля
часов
Вводное занятие.
Беседа,
1
Анализ
анкетирование
анкетирования,
рефлексия
Вводное занятие.
Беседа,
1
Пед.наблюдения,

Знакомство с понятиями
музыкальный размер,
характер музыкального
произведения. Понятие
вступительная часть,
музыкальная фраза.
Маршевый наг. Шаг на
месте и с продвижением.

анкетирование
Беседа.

1

рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

1

Пед.наблюдения,

Практические
упражнения
Практические
упражнения

Рефлексия
Итого:
Октябрь

Итого:
Ноябрь

Итого:
Декабрь

Элементарные прыжки.
Прыжки на одной ноге,
прыжки с поджатыми
ногами.
Знакомство с рисунком
танца. Построение в
колонну по одному, в
парах и обратно.
Рисунок танца.
Перестроение из колонны
в диагональ, из диагонали
в круг.
Упражнения на развитие
ориентации в
пространстве.
Понятие «ритмический
рисунок»
воспроизведение по
хлопкам, притопам,
шагам.
Музыкально-ритмические
упражнения (хлопки,
притопы, шаги).Работа в
парах.
Музыкально-ритмические
упражнения (хлопки,
притопы, шаги).Работа в
парах.
Упражнения и игры на
развитие чувства темпа и
ритма «Стрекоза и
муравей», «Мячик».
Упражнения и игры на
развитие чувства темпа и
ритма. «Музыкальный
магазин», «Игрушки».
Упражнения с
музыкальноритмическими
предметами (ложки,
бубен, трещотки).

Практические
упражнения

4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Беседа.

4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения.
Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения
Практические
упражнения

4
1

1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Знакомство с элементами Практическая работа
партерной гимнастики.
Партерная гимнастика.
Практические
Упражнения на развитие
упражнения
стоп.
Итого:
Январь

Партерная гимнастика.
Упражнения на гибкость,
выворотность, растяжку.
Партерная гимнастика.
Упражнения на гибкость,
выворотность, растяжку.
Постановочная работа.

Постановочная работа.
Итого:
Февраль

Постановочная работа.
Постановочная работа.
Постановочная работа.
Постановочная работа.

Итого:
Март

Постановочная работа.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Апрель

Репетиционная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Май

Практические
упражнения

Беседа.
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Самостоятельная
работа
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения

1
1

4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

4
1
1
1
1
4
1
1
1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Демонстрация
Пед.наблюдения,
рефлексия
Опрос

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

4
1

Демонстрация

1

Зачет

1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

1

Репетиционная работа.

Практическая работа

Репетиционная работа.

занятие

1

Практическая работа

Пед.наблюдения,
рефлексия

1

4
1

Итоговое занятие.

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Генеральная
репетиция на
сцене с
реквизитом и

Итоговое занятие.

Практическая работа

Итого:

1

костюмами.
Итоговая
творческая
работа.

4
2 год обучения

Месяц
Сентябрь

Итого:
Октябрь

Итого:
Ноябрь

Дата

Тема занятий

Форма проведения

Кол-во
часов
1

Форма контроля

Вводное занятие.

Беседа,
анкетирование

Вводное занятие.

Практические
упражнения

1

Маршевый шаг с носка, с
выносом беда наверх, с
работой рук. На месте, с
продвижением.
Прыжки на одной ноге,
прыжки с поджатыми
ногами. Подскоки,
перескоки.

Практические
упражнения

1

рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,

Понятие «ритмический
рисунок»,
Воспроизведение по
хлопкам, притопам,
шагам.
Понятие «пространство
сцены». Построение и
перестроение в рисунок.
Из круга в квадрат с
продвижением
Движения и их
комбинации в различных
музыкальных темпах.
Этюды эмитирующие
действия человека.
Знакомство с
классическим танцем.
Шаги:
танцевальный шаг с
носка, марш, на
полупальцах, подскоки,
галоп, шаг польки.
Бег:
мелкий на полупальцах, с
высоко поднятыми

Анализ
анкетирования,
рефлексия
Пед.наблюдения,

рефлексия
Практические
упражнения

Практические
упражнения

4
1

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Пед.наблюдения,
рефлексия

1
Практические
упражнения
Беседа.
Практические
упражнения
Практические
упражнения

Практические
упражнения

1
4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

коленями, с
откидыванием ног назад.
Экзерсис у станка.
Итого:
Декабрь

Экзерсис у станка.
Экзерсис на середине
зала.
Знакомство с элементами
партерной гимнастики.
Партерная гимнастика.
Упражнения на развитие
стоп.

Итого:
Январь

Партерная гимнастика.
Упражнения на гибкость,
выворотность, растяжку.
Партерная гимнастика.
Упражнения на гибкость,
выворотность, растяжку.
Постановочная работа.
Постановочная работа.

Итого:
Февраль

Постановочная работа.
Постановочная работа.
Постановочная работа.
Постановочная работа.

Итого:
Март

Постановочная работа.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Апрель

Репетиционная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Май

Репетиционная работа.

Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения

1
4
1
1
1
1

4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения
Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Самостоятельная
работа
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практическая работа

1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Демонстрация
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Демонстрация
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,

Репетиционная работа.

Практическая работа

1

Итоговое занятие.

Практическая работа

1

Итоговое занятие.

Практическая работа

1

Итого:
Месяц
Сентябрь

4
Дата

Тема занятий

3 год обучения
Форма проведения
Беседа,
анкетирование

Вводное занятие.

Беседа,
анкетирование
Практические
упражнения

1

Практические
упражнения

1

Современная хореография
и ее виды: джаз, модерн,
контемпорари, хип-хоп.
Базовые позиции ног и
рук в современном танце.
Базовые движения в
современном танце джаз,
модерн.
Разучивание
танцевальных
комбинаций в стиле джаз,
модерн.

Итого:
Ноябрь

Кол-во
часов
1

Вводное занятие.

Повторение основных
позиций рук и ног в
классическом танце.
Классический танец.
Постановка корпуса у
станка и на середине зала.
Итого:
Октябрь

рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Генеральная
репетиция на
сцене с
реквизитом и
костюмами.
Отчетный
спектакль/итоговая
творческая работа.

Базовые движения в
современном танце контемпорари.
Разучивание
танцевальных
комбинаций в стиле
контемпорари.
Базовые движения в
современном танце – хипхоп.
Разучивание
танцевальных

1

Форма контроля
Анализ
анкетирования,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Беседа.

4
1

Практические
упражнения.
Практические
упражнения
Практические
упражнения

1

Практические
упражнения

1

Практические
упражнения

1

4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

комбинаций в стиле хипхоп.
Итого:
Декабрь

Итого:
Январь

Знакомство с термином
импровизация, изучение
видов импровизации.
Импровизационная
разминка.
Танцевальная
импровизация в технике
«Магнит» и «Ленточка».
Контактная импровизация
в технике «Контактная
цепочка» и «Завязка».
Импровизация с
предметом.
Танцевальная
импровизация. Этюды по
теме: «Волшебная маска».
Создание
импровизационной
композиции.
Постановочная работа.
Постановочная работа.

Итого:
Февраль

Постановочная работа.
Постановочная работа.
Постановочная работа.
Постановочная работа.

Итого:
Март

Постановочная работа.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Апрель

Беседа.

4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения.
Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Самостоятельная
работа.

4
1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения.

1

Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения.
Практические
упражнения.

1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Практические
упражнения.
занятие
Практические
упражнения.
Практические
упражнения.
Практическая
работа.
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Самостоятельная
работа.

1
4
1
1

1
1
4
1
1
1
1

Репетиционная работа.
Репетиционная работа.

Практическая работа
Практическая работа

4
1
1

Репетиционная работа.

Практическая работа

1

Репетиционная работа.

Практическая работа

1

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Демонстрация
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Демонстрация
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Итого:
Май

Репетиционная работа.

Практическая работа

4
1

Репетиционная работа.

Практическая работа

1

Итоговое занятие.

Практическая работа

1

Итоговое занятие.

Практическая работа

1

Итого:
Месяц
Сентябрь

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Генеральная
репетиция на сцене
с реквизитом и
костюмами.
Отчетный
спектакль/итоговая
творческая работа.

4
Дата

Тема занятий

4 год обучения
Форма проведения

Вводное занятие. Правила
техники безопасности.

Беседа,
анкетирование

Вводное занятие. Правила
техники безопасности.
Постановочная работа.

Беседа,
анкетирование
Практические
упражнения
Практические
упражнения

Постановочная работа.

Кол-во
часов
2

2
2
2

Форма контроля
Анализ
анкетирования,
рефлексия
Опрос
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия

Итого:
Октябрь

Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Ноябрь

Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Декабрь

Постановочная работа.
Постановочная работа.

Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения

Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Итого:
Январь

Постановочная работа.

8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2

Практическая работа

2

Практические

8
2

Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,

Репетиционная работа.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Итого:
Февраль

Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Март

Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Постановочная работа.
Постановочная работа.

Итого:
Апрель

Постановочная работа.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.

Итого:
Май

Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
занятие
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практическая работа
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Самостоятельная
работа
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения

2
2
2
8
2
2

2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2

Постановочная работа.

Практическая работа

8
2

Постановочная работа.

Практическая работа

2

Репетиционная работа.

Практическая работа

2

Самостоятельная
работа

2

Итоговое занятие.
Итого:

упражнения
Практическая работа

рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Демонстрация
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Демонстрация
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Пед.наблюдения,
рефлексия
Творческое
мероприятие,
концерт
Творческое
мероприятие,
концерт
Творческое
мероприятие,
концерт
Зачет

8

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: вводная и итоговая
диагностика, педагогическое наблюдение, устный опрос, выполнение оценочных творческих
заданий, зачётные занятия, сдача спектакля или творческой работы.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы,
фестивали, открытые занятия, занятия - концерты для родителей, отчётные спектакли, итоговые
творческие работы и аттестация.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входная диагностика: творческие задания для определения уровня хореографических
способностей на начало года, и для определения того весь ли материал прошлого года усвоен.
Диагностика предметных результатов обучения с помощью оценочных творческих
заданий, творческой работы (спектакль), опросов на теоретические знания предмета по
критериям (Приложение 1):
Знание терминологии, предусмотренной программой.
Знает правила поведения на сцене.
Владеет танцевально-исполнительской техникой.
Способен воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать ее
содержание.
Способен воплощать в танцевальных движениях театрально-игровой образ, передавать
эмоциональное состояние.
Умеет ориентироваться в сценическом пространстве.
Умеет анализировать и подвергать критическому разбору свою работу и работу товарища.
Прилежание и дисциплина на занятиях.
Активность в жизни коллектива.
Критерии оценки:
Минимальный уровень – ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных
программой (5-6 баллов);
Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½ (6-8 баллов);
Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой
за конкретный период (9-10 баллов).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы используются учебный кабинет учреждения, сцена,
актовый зал и технические средства: музыкальный центр, декорации, реквизит, костюмы, фонотека,
учебно-методические материалы. Обувь должна быть легкой, облегчающей свободу движений
(чешки, балетки). Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений (лосины и
купальник). Волосы аккуратно причесаны и собраны в пучок, одежда должна быть чистой, все это
помогает привить ребенку элементарные санитарные навыки, научить личной гигиене.
Кадровое обеспечение
Данную программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее
образование и курсы профессиональной переподготовки по должности «педагог дополнительного
образования», умеющий работать с детьми разного возраста и создать атмосферу комфорта,
способствующую развитию творческих способностей ребенка, его самореализации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Танцующий театр» реализуется в комплексе с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой «Театр Дети и куклы «Вытворяшки». На
занятиях хореографией в первую очередь уделяется внимание развитию опорно-двигательного
аппарата ребенка, повышению выносливости к физическим нагрузкам, развитию ритмического
слуха, музыкальности. Ограниченность физических данных у большинства детей заставляет
проявлять большую осторожность в выборе материала при подготовке занятия. Основное внимание
обращается на развитие природных танцевальных способностей ребенка, а также чувства ритма,
уверенности в себе, на снятие психологических и мышечных зажимов, на выработку навыков
взаимодействия с партнером, изучаются основные принципы движения. На первом году обучения
основой работы с детьми является разучивание танцевальных упражнений, которые тренируют
мышцы, а уже на следующих годах обучения – работа над танцем в спектакле, который является
полноценной составляющей.

В связи с тем, что в театральной студии с первого года обучения начинается постановочно –
репетиционная работа над инсценировками детских стихов, появляется необходимость работы над
воплощением в танцевальных движениях музыкально-игрового образа, над передачей
эмоционального состояния героев инсценировки с помощь танца. Кроме этого, танец является
украшением спектакля: наполняет его динамикой и делает ярче, что очень нравится детям. На
втором и последующих годах обучения танец становится полноценной составляющей спектакля и
репетиционно - постановочной работе уделяется достаточно много времени.
Помимо работы над танцами в спектаклях учащиеся получают классические знания по
хореографии. Если в спектакле незначительный объем хореографии, то для данной группы ставится
концертный танцевальный номер любого жанра, который в дальнейшем является своеобразным
бонусом после показа спектакля. Такие бонусы всегда с восторгом принимаются зрителями,
поэтому учащиеся всегда с удовольствием работают над танцем.
Итог репетиционно-постановочной деятельности – танцы в спектакле и/или отдельный
танцевальный номер. Спектакли показываются на разных площадках города - школы, детские сады,
больницы, дома ветеранов и т.д.
Особое внимание уделяется технике безопасности:
- напоминание о правилах поведения студийца внутри помещения, для чего педагогом вместе с
детьми разработана инструкция;
- на сцене (во время репетиций и концертов);
- соблюдение правил дорожного движения, т.к. большинство детей на занятия добираются
различными видами транспорта.
Особенности построения учебных занятий
Важно определить цель занятия. Обязательное условие - добрая, легкая, непринужденная
атмосфера занятия, где каждый понимает, чему он сегодня будет учиться и зачем. Необходимо
поощрять даже малейший успех ребенка. Заканчивать занятие необходимо анализом: Что было
самым сложным для тебя на занятии? Что нового открыл в себе? Что нового узнал?
При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:
Возрастные особенности группы.
Упражнения не должны вызывать лишнего напряжения, внутреннего дискомфорта.
Поэтапное разучивание танцевальный и пластических зарисовок, этюдов и номеров к спектаклям.
Занятие строится по принципу «от простого к сложному».
Методично излагаем и показываем каждый элемент, следим за тем, чтобы дети точно поняли, что
от них требуется.
Разминка с хорошим настроением – основа всех упражнений и заданий для любого возраста.
Не пытаться «объять необъятное».
Отработка и повторение танцевального и пластического материала, с целью улучшения результата.
Дидактические материалы:
- Литература по хореографии, ритмике.
- Правила поведения на сцене.
- Видео – аудиозаписи.
- Подборка танцев.
- Фонотека произведений классической, народной, современной музыки.
- Фонотека музыки к спектаклям.
- Видеозаписи отчетных концертов, постановочных танцев к спектаклям.
- Методические разработки по этике, этикету, духовному развитию ребенка.
- Разработки внеурочных материалов (сценарии внутристудийные праздники и др.).
- Наличие учебно-методического обеспечения (программа, календарно-тематические планы по
годам обучения, сертификаты об обучении педагога на различных семинарах и курсах повышения
квалификации, журналы учёта работы педагога, таблицы мониторинга).
Воспитательный процесс в детском объединении
Основой воспитательного процесса МБО ДО ДТДиМ «Радуга» является национальный
воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и

будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и
специфики дополнительного образования, цель воспитания в ДТДиМ « Радуга» заключается в
личностном развитии учащихся.
Образовательный процесс в детском объединении «Театр Дети и куклы «Вытворяшки»
предполагает активное освоение компетенций по направленности программы, а также воспитание
обучающихся.
Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям
воспитания:
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- ценности научного познания.
Воспитательная деятельность педагога осуществляется в рамках содержания программы на
занятиях в детском объединении. А также на мероприятиях, проводимых в детском объединении и
МБО ДО ДТДиМ «Радуга». В число организационных форм воспитания входят конкурсы,
концерты, игровые программы, квесты, проекты, творческие встречи, тематические встречи
поколений, фестивали, воспитательные события, посвящённые памятным датам.
Особенностью воспитательной работы является вовлеченность в нее социальных партнеров
(родителей и других сетевых партнеров). Обучающиеся и их родители включены в совместную
деятельность – социальную, волонтерскую, оздоровительную и досуговую.
Педагог в своей работе ориентируется осуществляется на основе аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системно-деятельностного,
личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, природосообразности.
Результатом воспитательного процесса в детском объединении является получение каждым
обучающимся необходимых социальных навыков, которые помогут ему ориентироваться в мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающим миром,
продуктивнее взаимодействовать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь для себя и окружающих его людей.
Примерный постановочный репертуар театральной студии с хореографическими
номерами
Постановочный репертуар каждого года обучения зависит от репертуара театральной студии
«Театр дети и куклы «Вытворяшки», в основном состоит из инсценировок стихов детских поэтов,
сказок и авторских произведений. Для каждой конкретной группы подбирается свой репертуар с
учётом возраста и потенциальных возможностей юных артистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Богданов Г. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения. - 1/
1011.
2. Ваганова А. Основы классического танца. - М., 1000.
3. Васильева Е. Танец. - М., 1999.
4. Головкина С.Н. Уроки танца в младших классах. - М., 1991.
5. Захаров. Искусство балетмейстера. - М., 1960.
6. Збруев Н. Ритмическое воспитание актера, методическое пособие.

7. Работа балетмейстера в драматическом театре. Периодическое издание «Я вхожу в мир
искусств», вып. № 11, 1007.
8. Меланьин А. Теоретические аспекты изучения хореографического искусства.
Для детей и родителей
1. Богданов Г. Работа над танцевальной речью.
2. Богданов Г. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения,
выпуск 4.
Интернет-ресурсы
1. Методическая разработка «Хореография в театральной студии»
multiurok.ru/files/mietodichieskoie-obiespiechieniie-proghrammy-khori.html
2. Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица».
«Современная
хореография» nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/1015/10/01/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo
Приложение №1.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Возраст____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения__________________________________________
Ф. И. О. педагога____________________________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________________________
Сроки диагностики

Показатели
1. Теоретическая подготовка:
Теоретические знания по основным разделам
учебно-тематического плана программы
Владение специальной терминологией
Уровень теоретической подготовки
2. Практическая подготовка:
Практические умения и навыки,
предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана
программы)
Владение специальным оборудованием и
оснащением
Творческие навыки
Уровень практической подготовки
3.Ключевые (универсальные) компетенции:
Эмоционально-оценочное отношение к
искусству (способен понимать роль искусства в
человеческой жизнедеятельности)
Сформированность музыкально-эстетического

1й год
2й год обучения
3й год
обучения
обучения
Начало Конец Начало Конец Начало Конец
уч. г. уч.г.
уч. г.
уч.г. уч. г. уч.г.

вкуса (готов развивать художественное
восприятие и вкус, стремиться к эстетическому
развитию и самосовершенствованию)
Способен к постоянному саморазвитию,
личностной и предметной рефлексии
Умение слушать и слышать педагога
Умение выступать перед аудиторией
Умение организовать свое рабочее (учебное)
место
Навыки соблюдения в процессе деятельности
правил безопасности
Уровень развития ключевых компетенций
ребёнка
4. Предметные компетенции:
Способен к обобщённому, символическому
отражению информации внешнего мира через
предметную деятельность
Имеет навыки культуры слушания музыки,
слуховой самоконтроль
Умеет в соответствии с темпом, ритмом и
характером музыки исполнять танец
Способен воспринимать музыку, чувствовать ее
настроение и характер, понимать ее содержание
Способен воплощать в танцевальных движениях
музыкально-игровой образ, передавать
эмоциональное состояние
Умеет ориентироваться в сценическом
пространстве
Владеет видением целостности
художественного произведения
Способен моментально реагировать на
предлагаемые обстоятельства, импровизировать
Уровень развития предметных компетенций
ребёнка
Результат обучения ребёнка по дополнительной
образовательной программе
5. Организационно-волевые качества:
Терпение

Воля
Самоконтроль
Уровень сформированности организационноволевых качеств
6. Ориентационные качества:
6.1. Самооценка
6.1. Интерес к занятиям в детском объединении
Уровень сформированности ориентационных
качеств
7. Поведенческие качества:
Тип сотрудничества
Конфликтность
Уровень сформированности поведенческих
качеств
Результат личностного развития ребёнка в
процессе освоения им дополнительной
образовательной программы
8. Личностные достижения обучающегося*
*8 блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые
успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе
Показатели

Степень выраженности
оцениваемого качества
1. Теоретическая подготовка ребёнка
1.1.
Соответствие
Минимальный уровень – ребёнок
Теоретические
теоретических
овладел менее чем ½ объёма
знания по
знаний ребёнка
знаний, предусмотренных
основным
программным
программой;
разделам учебно- требованиям
тематического
Средний уровень – объём
плана программы
усвоенных знаний составляет
более ½;

1.1. Владение
специальной
терминологией

Критерии

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Баллы

1

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

5

10
Максимальный уровень – освоил
практически весь объём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период.
Минимальный уровень – ребёнок,
как правило, избегает употреблять
специальные термины;
1
Средний уровень – сочетает
специальную терминологию с
бытовой;

Диагностика

5

Максимальный уровень –
10
специальные термины употребляет

Собеседование,
контрольный
опрос,
тестирование и
др.

осознанно и в полном
соответствии с их содержанием.
Вывод:

Уровень
теоретической
подготовки

Низкий

1-6

Средний

7-14

Высокий
1. Практическая подготовка ребёнка
1.1.
Соответствие
Минимальный уровень – ребёнок
Практические
практических
овладел менее чем ½,
умения и навыки, умений и навыков предусмотренных умений и
предусмотренные программным
навыков;
программой (по требованиям
основным
Средний уровень – объём
разделам учебноусвоенных умений и навыков
тематического
составляет более ½;
плана
программы)
Максимальный уровень – овладел
практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за конкретный период
1.1. Владение
Отсутствие
Минимальный уровень умений –
специальным
затруднений в
ребёнок испытывает серьёзные
оборудованием и использовании
затруднения при работе с
оснащением
специального
оборудованием;
оборудования и
оснащения
Средний уровень – работает с
оборудованием с помощью
педагога;

15-10
Контрольное
задание
1

5

10

1

Контрольное
задание

5

10

1.3. Творческие
навыки

Вывод:

Креативность в
выполнении
практических
заданий

Уровень
практической
подготовки

Максимальный уровень – работает
с оборудованием самостоятельно,
не испытывает особых трудностей.
Начальный (элементарный)
уровень развития креативности –
ребёнок в состоянии выполнять
1
лишь простейшие практические
задания педагога;
Репродуктивный уровень – в
основном, выполняет задания на
основе образца;

5

Творческий уровень – выполняет
практические задания с
элементами творчества
Низкий

10

Средний

11-11

Высокий
3. Метапредметные компетенции

3-10

13-30

Контрольное
задание

3.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Самостоятельность
в подборе и
анализе
литературы

Минимальный уровень умений –
ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
постоянной помощи и контроле
педагога
Средний уровень – работает с
литературой с помощью педагога
или родителей

3.1. Умение
слушать и
слышать
педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
3.3. Умение
Свобода владения
выступать перед и подачи
аудиторией
обучающимся
подготовленной
информации
3.4. Умение вести Самостоятельность
полемику,
в построении
участвовать в
дискуссионного
дискуссии
выступления,
логика в
построении
доказательств
3.5. Умение
Способность
организовать
самостоятельно
свое рабочее
готовить своё
(учебное) место рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

3.6. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности
3.7. Умение
аккуратно

Наблюдение

1

5

Максимальный уровень – работает
с литературой самостоятельно, не 10
испытывает особых трудностей
Уровни – по аналогии с п. 3.1.

Наблюдение

Уровни – по аналогии с п. 3.1.

Наблюдение

Уровни – по аналогии с п. 3.1.

Наблюдение

Минимальный уровень умений –
ребёнок овладел менее чем ½
объёма навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных программой

Наблюдение

Средний уровень – объём
усвоенных навыков составляет
более ½
Максимальный уровень – освоил
практический весь объём навыков,
предусмотренных программой за
конкретный период
Уровни – по аналогии с п. 3.5.

Соответствие
реальных навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
Аккуратность и
Удовл. – хорошо – отлично
ответственность в

1
5

10

Наблюдение

Наблюдение

выполнять
работу
Вывод:

работе
Уровень развития
ключевых
компетенций
ребёнка

Низкий

До 7

Средний

8-37

Высокий

38-70
До 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Низкий
Средний
Высокий
Результат обучения ребёнка по дополнительной
образовательной программе

14-73
74-110

Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной
образовательной программы
Показатели

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества
5. Организационно-волевые качества
5.1. Терпение
Способность
Терпения хватает менее чем на ½
переносить
занятия
(выдерживать)
известные
Более чем на ½ занятия
нагрузки в течение
определённого
На все занятие
времени,
преодолевать
трудности
5.1. Воля
Способность
Волевые усилия ребёнка
активно
побуждаются извне
побуждать себя к
практическим
Иногда – самим ребёнком
действиям
Всегда – самим ребёнком
5.3. Самоконтроль Умение
Ребёнок постоянно действует под
контролировать
воздействием контроля извне
свои поступки
(приводить к
Периодически контролирует себя
должному свои
сам
действия)
Постоянно контролирует себя сам
Вывод:
Уровень
Низкий
сформированности
организационно- Средний
волевых качеств
Высокий
6. Ориентационные качества
6.1. Самооценка
Способность
Завышенная
оценивать себя
адекватно
Заниженная
реальным
достижениям
Нормальная
6.1. Интерес к
Осознанное
Продиктован ребёнку извне
занятиям в
участие ребёнка в

Баллы

1

Диагностика
Наблюдение

5
10

1

Наблюдение

5
10
1

Наблюдение

5
10
До 3
4-15
16-30
1

Анкетирование

5
10
1

Тестирование,
анкетирование

детском
объединении

Вывод:

освоении
образовательной
программы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5
10

Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно
Низкий

Уровень
сформированности
ориентационных Средний
качеств
Высокий
7. Поведенческие качества
Умение
Избегает участия в общих делах
воспринимать
общие дела как
Участвует при побуждении извне
свои собственные
Инициативен в общих делах

7.1. Тип
сотрудничества
(отношение
ребёнка к общим
делам детского
объединения)
7.1.Конфликтность Способность
занять
определённую
(отношение
позицию в
ребёнка к
конфликтной
конфликту в
ситуации
группе)
Вывод:

Периодически поддерживается
самим ребёнком

Периодически провоцирует
конфликты

До 1
3-10
11-10
1
5
10
1
5

Сам в конфликтах не участвует,
старается их избегать

10

Пытается самостоятельно
уладить возникающие конфликты
Низкий
До 1

Уровень
сформированности
поведенческих
Средний
качеств
Высокий
Результат
Низкий
личностного
развития ребёнка Средний
в процессе
освоения им
Высокий
дополнительной
образовательной
программы

Наблюдение,
тестирование

3-10
11-10
До 7
8-37
38-70

Тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».