Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1.
1.2.
1.3.
Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Условия реализации программы
Формы аттестации
Методические материалы
Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Ритмика» - художественная.
Актуальность программы: C появлением программ по развитию и воспитанию творческих
способностей детей дошкольного возраста изменились и формы работы дошкольных
образовательных учреждений, содержание и структура занятий. Внимание педагогов сегодня
обращено на психическое развитие ребенка.
В годы дошкольного возраста происходят существенные изменения личности, в общении
ребенка с окружающим миром, они отличаются разнообразием и динамичностью.
Данная программа дает возможность путем танцевальных движений и импровизации под
понравившуюся музыку у детей развивать способность к самостоятельному творческому
самовыражению. Формируется умение передавать услышанный в музыке образ в рисунке,
движениях, пластике. Этим-то и призван заниматься учебный предмет «Ритмика». Он очень важен
для общего развития ребенка и для раскрытия его музыкальных способностей.
Адресат программы: При реализации программы учебного предмета
«Ритмика» со сроком обучения – 2 года. Первый год обучения – дети с 4 до
5 лет, второй год обучения – дети с 5 до 6 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: Мелкогрупповая (от 4 до 10 человек),
рекомендуемая продолжительность урока 2 раза в неделю 1 академический час.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: углубление и дифференциация восприятия музыки (выделении средств
выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного
движения, развитие у детей общей музыкальности и чувства ритма, внимания, памяти, выявление
творческих способностей.
Задачи:
Личностные:
1. развивать творческие способности посредством танцевального
искусства;
2. воспитывать личностные качества: веру в свои силы, дисциплинированность,
ответственность;
3. воспитывать навыки культурного общения в коллективе;
4. воспитывать у детей уважение к хореографическому искусству.
Метапредметные:
1. развивать общие и специальные физические данные детей;
2. развивать музыкально-ритмические способности детей, координации, ориентировки в
пространстве;
3. учить отражать в жестах и движениях ролевое и игровое перевоплощение;
4. работать над развитием пластики, моторики, эмоциональности у детей;
5. развивать восприятие музыки во взаимосвязи музыкального и танцевального искусства.
Предметные:
1. обучать детей основам классического, современного и народно-сценического танца;
2. формировать познавательный интерес к хореографии, различным видам искусства.
Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;
наглядный качественный показ;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
практический (творчески-самостоятельное создание учащимися музыкально
двигательных образов, разучивание композиций).
Описание материально-технических условий учебного предмета. Материальнотехническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебная аудитория для занятий ритмикой просторная, светлая,
оснащена необходимым оборудованием
(фортепиано, звуковоспроизводящим устройством).
Ожидаемые результаты:
Основными навыками и умениями, которые должны приобрести дети на уроках ритмики,
являются:
Личностные:
1. осознанное восприятие музыки, ее темпа, характера;
2. привитие любви к хореографическому искусству;
3. умение работать в коллективе и внимательно слушать преподавателя.
Метопредметные:
1. умение контролировать смену мышечных ощущений в процессе напряжения и
расслабления мышц;
2. умение координировать движения и согласовывать их со строением музыкального
произведения;
3. ритмически правильное изображение элементов музыкально речи.
Предметные:
4. освоить виды ходьбы и некоторые танцевальные движения.
5. иметь представление об основах классического, народного и современного танцев.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
Предмет
Количество часов
Всего
Формы
аттестации/контроля
Теория
Практика
1
Ритмика
1 год обучения
72
13
59
Открытые занятия,
мониторинг, текущий
контроль, отчётный концерт
2
Ритмика
2 год обучения
72
10
62
Открытые занятия,
мониторинг, текущий
контроль, отчётный концерт
144
53
235
Итого:
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п
1
2
3
4
5
Раздел, тема
Вводное занятие
Беседа о танцах
Диагностика
Хореографические упражнения
Музыкально-подвижные игры по
ритмике
Сценический шаг
Танцевально-ритмическая гимнастика
Танцевальные этюды
Эмоционально-творческое развитие
Групповые танцы
Композиция и постановочная работа
Репетиционная работа
Публичные выступления
Итоговое занятие
ИТОГО:
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
34
8
10
2
24
6
8
6
6
6
24
10
14
10
2
72
2
2
2
2
2
2
13
6
4
4
4
22
8
14
10
2
59
Содержание учебного плана
1-ый год обучения.
Раздел 1. Вводное занятие
Значение двигательной культуры в жизни человека. Основы техники безопасности при выполнении
упражнений. Форма, обувь и прическа. Правила поведения до и после занятия.
Диагностика. Рассказать о пользе танца для здоровья детей.
Раздел 2. Хореографические упражнения
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений,
изучение рисунка танцевальной композиции и работу с отстающими детьми. Показ танца является
необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают
отношение к публичному выступлению и само утверждаются. Репертуар постановок планируется в
соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием группы. В связи с этим каждый
год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется
новый репертуар музыкальный репертуар.
Тема 2.1: Музыкально-подвижные игры по ритмике
Теория: Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца.
Практика: Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.
Примерный репертуар: «Мама», « Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок…, «Кто
быстрее», «Бабочки», «Сорока-ворона», «Попрыгаем вместе», «Мишка и зайка», «Кто выше».
Тема 2.2: Сценический шаг
Теория: Мелодия, ритм, темп. Музыкальные размеры 4\4, 2\4. Такт и затакт. Правила и логика
перестроений. Понятие - танцевальный шаг. Прослушивание музыки – тактирование- выделение
сильной доли.
Практика: Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево.
Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка.
Шаги: танцевальный шаг, пружинистый шаг, приставные шаги, шаги на носках, на пятках, шаги
накрест, шаги с остановкой (носок у колена), боковые шаги с носка и каблука. Бег: бег на носках, бег
с за хлёстом голени назад, бег ножницами, подскоки, галоп.
Комбинации на координацию движений, общеразвивающие упражнения, хлопки, притопы,
приставные шаги, упражнения для рук, ходьба, сидя на корточках, прыжки «мячик», прыжки по6ой поз.по точкам, повороты вправо, влево; прыжки - разножка, прыжки с поджатыми ногами
Тема 2.3: Танцевально-ритмическая гимнастика
Теория: Основы постановка корпуса. Что такое выворотность. Позиции рук и ног в классическом
танце. Точки зала. Работающая и опорная нога.
Практика: Постановка корпуса на середине зала. Позиции ног –1, 2, 3,6. Постановка рук подготовительная, 1, 2, 3, позиции. Повороты и наклоны головы.
Упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на них
движением;
- передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок, чем в начале года;
- передавать в движениях смену частей музыкального произведения, чередования музыкальных
фраз;
- самостоятельно начинать движения после вступления;
- менять движения со сменой частей, музыкальных фраз.
Тема 2.4: Танцевальные этюды
Теория: педагог корректирует исполнение отдельных элементов, фигур, рисунка. Занятия групповые
и индивидуальные (по востребованию).
Практика: танцевальные этюды педагог ставит сам: они служат ступенью, подготовкой к
дальнейшим номерам.
танцевальные этюды – обучающиеся импровизируют под музыку. Это поиск пластического образа,
состояния настроения.
Тема 2.5: Эмоционально-творческое развитие.
Теория: Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, обще развивающие игры.
Практика: Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, обще развивающие игры, игры для создания
доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому
себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош».
«Пропоем, про хлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный
теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».
Раздел 3. Групповые танцы
Особенности исполнения движений танца. Основы ритмических движений.
Упражнения для рук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп. Данный раздел
включает в себя композицию, постановку и репетицию танца.
Тема 3.1: Постановочная работа
Теория: Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца.
Практика: Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.
Примерный репертуар: «Мама», « Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок…
Тема 3.2: Репетиционная работа:
а) подборка музыкального материала;
б) предварительный отбор выразительных средств;
в) сочинение композиционного построения – рисунок танца.
Раздел 4. Публичные выступления
Итогом деятельности детей становятся выступления на концертах, родительских собраниях. Радость
детей, желание показать свои умения, смешивается со страхом: выход на сцену — очень
ответственный шаг. И преодоление этого страха послужит детям в преодолении жизненных
трудностей.
Раздел 5. Итоговое занятие
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
знать:
правила постановки корпуса;
названия танцевальных элементов;
основы хореографических упражнений по программе этого года обучения;
уметь:
передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный,
лирический, героический и т.д.);
исполнять ритмические танцы.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Тема
Вводное занятие
Беседа о танцах
Диагностика
Хореографические упражнения
Музыкально-подвижные игры по
ритмике
Сценический шаг
Танцевально-ритмическая гимнастика
Логоритмика
Упражнения для развития гибкости
Танцевальные этюды
Эмоционально-творческое развитие
Знакомство с танцем
Народный танец
Современный танец
Классический танец
Групповые танцы
Композиция и постановочная работа
Репетиционная работа
Публичные выступления
Итоговое занятие
Итого
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
24
4
3
-
21
4
2
4
4
4
4
2
14
6
4
4
20
10
10
10
2
72
1
2
6
2
2
2
10
1
4
4
4
2
2
8
4
2
2
20
10
10
10
2
62
Содержание учебного плана
2-й год обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия (поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
Раздел 2. Хореографические упражнения
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений,
изучение рисунка танцевальной композиции и работу с отстающими детьми. Показ танца является
необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают
отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в
соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием группы. В связи с этим каждый
год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется
новый репертуар музыкальный репертуар.
Тема 2.1: Музыкально-подвижные игры по ритмике
Практика: Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.
Примерный репертуар: «Мама», «Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок…, «Кто
быстрее», «Бабочки», «Сорока-ворона», «Попрыгаем вместе», «Мишка и зайка», «Кто выше».
Тема 2.2:Сценический шаг
Теория. Мелодия, ритм, темп. Музыкальные размеры 4\4, 2\4. Такт и затакт. Правила и логика
перестроений. Понятие - танцевальный шаг. Прослушивание музыки – тактирование- выделение
сильной доли.
Практика. Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево.
Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка.
Шаги: танцевальный шаг, пружинистый шаг, приставные шаги, шаги на носках, на пятках, шаги
накрест, шаги с остановкой (носок у колена), боковые шаги с носка и каблука. Бег: бег на носках, бег
с захлестом голени назад, бег ножницами, подскоки, галоп.
Комбинации на координацию движений, общеразвивающие упражнения, хлопки, притопы,
приставные шаги, упражнения для рук, ходьба, сидя на корточках, прыжки «мячик», прыжки по6-ой
позиции, по точкам, повороты вправо, влево; прыжки - разножка, прыжки с поджатыми ногами.
Тема 2.3: Танцевально-ритмическая гимнастика
Практика: Постановка корпуса на середине зала. Позиции ног –1, 2, 3, 6. Постановка рук подготовительная, 1, 2, 3, позиции. Порт де бра 1-ое и 2-ое. Повороты и наклоны головы. Батман
тандю (упражнения для стопы) по 1 позиции в сторону, вперед, в конце года назад. Деми плие и
гранд плие по 1, 2 позиции. Релеве на полупальцах по 1 и 3 поз.
Упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на них
движением;
- передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок, чем в начале года;
- передавать в движениях смену частей музыкального произведения, чередования музыкальных
фраз;
- самостоятельно начинать движения после вступления;
- менять движения со сменой частей, музыкальных фраз.
Тема 2.4. Упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием
стихов (логоритмики)
Упражнение «на руки»:
Теория. ТБ, правила выполнения
упражнений.
Крокодил плывет, плывет,
Практика.
Лапками гребет, гребет,
Растопырил свои лапки,
Упражнение на стопы
Потянулся очень сладко,
1.
Позевал, открыл свой рот,
Стопы наши не копытца,
Может рыбка заплывет.
Нужно им пошевелиться.
Раз, два, три, четыре, пять
Упражнение «бабочка»:
(Сократи) Натяни стопу опять (натянутые с
Бабочка летит по небу,
удержанием, сокращенные с удержанием)
Крылышками хлопая,
2.
Пять, четыре, три, два, раз,
Наши ножки - два птенца
Прижимай коленки, таз.
Вылупились из яйца Вместе весело
живут Дружно песенки поют.
«Бабочка»:
3.
Бабочка красавица
Наши ножки хороши,
В небо полетела
Поросячьи хвостики, Веселятся по
Крылышки расправила
утрам,
На капусту села
Дарят радость вам и нам.
Упражнение «поднятие ног на 90 0, лежа
на спине»: Вот упала черепаха,
Упражнение на сгиб и разгиб коленей:
И не может она встать,
Колени мы сгибаем дружно,
Мы ребята ей поможем,
Нам ужа увидеть нужно
Будем ножки поднимать
Упражнение «складочка»:
В складку ляжем как пантеры, Руки
вытянем и шеи. Спинка длинная,
прямая,
И к коленям прижимая,
Потянись и позевай И животик
прижимай.
«Сундучок (складочка)»:
Сундучок, сундучок
Охраняет паучок
В складочку ложился,
Сундучок закрылся Раз, два, три
Раз, два, три
Дружно хвостик подними,
И ладошками своими Путь себе ты проложи.
Упражнение «на кисти»:
Киска когти выпускает,
Мяу-мяу говорит,
Тихо хвостиком виляет
И ушами шевелит.
Упражнение «велосипед»:
Крутим мы педали дружно, Тигра
нам увидеть нужно.
Упражнение «березка»:
Вот жирафы-великаны
Шеи вытянули ввысь,
И держа себя за спину,
К облакам ты потянись.
Упражнение «наклоны, сидя в
разножке»:
Семь лунатиков сидели на луне, Семь
лунатиков свалились во сне.
Как? Вот так!
Один, два, …, семь!
Упражнение «саранча»:
Спинку выше поднимаем,
Саранча она такая,
Вправо, влево поглядит.
Ляжет мягко – тихо спит.
Упражнение «полу-мостик»:
Вдоль реки от берега Мост висит из
дерева.
Гнет его качает ветер,
По мосту шагают дети!
Упражнение «коробочка»:
Коробочка волшебная Полна она чудес, В
ней камни драгоценные, Улыбки, счастье,
смех.
«Коробочка»: Мы в коробку забрались,
Ручки к ножкам потянись, Спину сильно
выгибай, И головку поднимай.
Упражнение «лодочка» (плюс с удержанием):
По реке, качаясь, лодочка плывет. Гонит ее ветер
все вперед, вперед, вперед.
«Лодочка»:
Лодочка плыла по речке
В ней сидели человечки,
Лодку на волнах качало,
Человечков забавляло.
«Зернышко»:
В поле зернышко лежало,
Прорастало, прорастало,
Появился колосок,
К солнцу тянется росток.
«Ванька-встанька»:
Ванька парень хоть куда
Золотиста голова
Ну-ка, Ванька удиви
Ваньку-встаньку покажи.
«Лягушка»: Вот лягушка
прискакала
Ква-ква-ква она сказала. Стопы к
носу притяни
И лягушку удиви.
«Тараканы (жуки)»:
Паучки как светлячки
Загорелися в ночи,
Лапки весело подняли,
Танцевали, танцевали
«Кошка поднимает лапки»:
Кошка
лапку подняла,
Потянулась у окна.
Хвостиком она махнула,
Мышку серую спугнула,
И сказала: Мяу, Мур.
Ты мне больше не балуй!
«Кошка под забором»:
Киска спинку распрямила,
Коготочки распустила,
Пролезая под забор,
Распугала птичий двор!
«Курочка»
Курица-красавица
У меня жила.
Ах, какая умная
Курица была.
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
Тема 2.5. Упражнения для развития гибкости
Теория. ТБ, правила выполнения упражнений.
Практика. Выполнение упражнений «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко»,
«мостик», «березка», «улитка»;
Тема 2.6: Танцевальные этюды
Теория: педагог корректирует исполнение отдельных элементов, фигур, рисунка. Занятия
групповые и индивидуальные (по востребованию).
Практика: танцевальные этюды педагог ставит сам: они служат ступенью, подготовкой к
дальнейшим номерам.
танцевальные этюды – обучающиеся импровизируют под музыку. Это поиск пластического
образа, состояния настроения.
Тема 2.7: Эмоционально-творческое развитие.
Практика: Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, обще развивающие игры, игры
для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие
внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма.
Раздел 3. Знакомство с «танцем»: беседа об истории танцевального искусства. Значение
двигательной культуры в жизни человека. Основы техники безопасности при выполнении
упражнений. Форма, обувь и прическа. Правила поведения до и после занятия.
Знакомство детей с различными видами танцев: народными, классическими,
современными.
Тема 3.1: Народный танец
Теория: Особенности русских народных движений. Позиции ног: открытые, закрытые,
прямые. Позиции рук. Положения рук и кисти, головы, корпуса. Лирический и быстрый
танец.
Практика: Русский народно-сценический танец.
Поклон в русском характере.
Положения рук. Раскрывание и закрывание рук на талию, в кулачках. Полочка.
Подготовительное положение рук, кисти загнуты вверх и др.
Удары стопами в полуприседе, притоп, шаг с притопом, притоп с подскоком.
Танцевальные движения: «Гармошка». Припадание на месте, с продвижением в сторону
по 6-ой, 3-ей поз. « Ковырялочка». «Моталочка». «Молоточки». Комбинации.
Рисунки танца. Переходы в парах, линиях, по кругу: «прочес», «змейка», «до – за - до»,
«воротца».
Тема 3.2: Современный танец
Теория: Особенности исполнения движений современного танца. Основы ритмических
движений.
Практика: упражнения для рук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп.
приставной шаг, с хлопком, с каблуком, с ладошками, с plie. Те же элементы с
шагом накрест.
Поворот на шагах, поворот на месте
шаги вперед-назад. «уголок»
бег на полупальцах
прыжки по точкам по VI п. (2-4-6-8), подскоки с подниманием колен с
продвижением, на месте.
Виды движений для развития подвижности позвоночника:
- наклоны торса с прямой спиной вперед, назад, в стороны
- изгибы торса
Тема 3.3: Классический танец:
·
теоретические и практические основы техники исполнения классического танца;
·
осуществление тесной взаимосвязи, взаимовлияния работы у станка и на середине
зала;
·
позы классического танца;
·
аdagio, allegro;
·
история балета.
Раздел 3. Групповые танцы
Особенности исполнения движений танца. Основы ритмических движений.
Упражнения для рук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп. Данный раздел
включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение
рисунка танцевальной композиции и работу с отстающими детьми. Показ танца является
необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся
воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар
постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим
состоянием группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и
художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар
музыкальный репертуар
Тема 3.1: Постановочная работа
Теория: Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца.
Практика: Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.
Примерный репертуар: «Мама», « Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок…
Поведение на сцене: выход и уход. Эмоциональность исполнения и передача образа
Тема 3.2: Репетиционная работа:
а) подборка музыкального материала;
б) предварительный отбор выразительных средств;
в) сочинение композиционного построения – рисунок танца.
Раздел 4. Публичные выступления
Практика: Итогом деятельности детей становятся выступления на концертах,
родительских собраниях. Радость детей, желание показать свои умения, смешивается со
страхом: выход на сцену — очень ответственный шаг. И преодоление этого страха
послужит детям в преодолении жизненных трудностей.
Раздел 5. Итоговое занятие:
Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:
знать:
основы хореографических упражнений этого года обучения;
уметь:
хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр;
выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а
также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения;
владеть навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия
хореографией после освоения программы.
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
1.
Хореографический зал: зеркала, станки.
2.
Костюмы в соответствии с репертуарным планом.
3.
Коврики для занятий на полу.
4.
Подборка аудио.
5.
Музыкальный центр, колонки.
Кадровое обеспечение
Коневина Мария Юрьевна – педагог дополнительного образования. Стаж в
должности – 1 год. Преподавательский стаж – 6 лет. Окончила Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Восточно-Сибирский государственный институт культуры» г. Улан-Удэ (2024 г.);
специальность – хореографическое искусство; педагог дополнительного
образования в области хореографии, организатор детского танцевального
объединения.
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
На подготовительном отделении, в частности по предмету «Ритмика», преподаватель
не выставляет оценок. Результаты работы ребёнка на уроке могут быть оценены словесно,
либо в виде поощрительных призов.
Способы определения результативности:
- Текущий контроль развития дошкольника осуществляется преподавателем на
каждом уроке посредством наблюдения за работой детей.
- Итоговое занятие в форме открытого урока для родителей в конце каждого
полугодия. На итоговом уроке должны быть представлены все формы работы: это и
упражнения из разминки, упражнения на ощущение тех или иных средств
музыкальной выразительности, и музыкально-двигательные игры.
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические рекомендации педагогическим работникам
Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется
возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста.
Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и
эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание
неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу
необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно
вводя в урок что-нибудь новой (в формах работы, методических приемах, репертуаре),
чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая
является самым эффективным методом в работе.
При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задач
общевоспитательного порядка: необходимо приучать детей к дисциплине, труду, развивать
чувства ответственности, развивать коммуникативные способности детей, воспитывать
честность и доброту.
Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода
прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса, упражнениях, тренирующих
различные группы мышц, танцевальных движениях, играх.
В работу по ритмике входят следующие темы: воспитание восприятия характера
музыки, регистр, темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения,
музыкальные жанры.
Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, уроки
строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном
примере. Педагог планирует материал в зависимости от состава группы и уровня
восприятия детей.
На первых этапах работы дети интуитивно воспринимают и передают в движении
характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных
игровых и творческих упражнениях.
Например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, наклоном корпуса,
броском мяча и т. д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера), выполняя
простейшие ритмические рисунки, они не имеют еще понятия о длительностях. После ряда
заданий, выполняемых интуитивно, педагог постепенно знакомит детей с элементами
музыкальной речи, подводя их к сознательному освоению музыкальной грамоты.
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая
проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных
мелодий.
В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и
направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело
организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения
задания. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у
детей. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой
деятельности, постепенно подводят детей к осознанному творчеству. Например,
импровизированная игра под музыку связывается с определением регистра, темпа и т.д.
Проявление творческой инициативы детей должно находить у педагога поощрение
и одобрение. В отдельных случаях педагог может осторожно и тактично указать на ошибки.
Большое значение в работе с дошкольниками имеет эмоциональный «климат» на
уроке. Положительные эмоции у детей способствуют быстроте и легкости усвоения,
уверенности в своих силах. Решающую роль при этом играет педагог, его творческая
инициатива
и
индивидуальный
изобретательность
подход
к
в
выборе
различных
детям,
умение
вовремя
методических
поощрить
их,
приемах,
терпение,
доброжелательность и выдержка в работе.
В процессе обучения широко используется дидактический материал в виде
различных наглядных пособий, помогающих освоению тематического материала –
карточки с длительностями (ритмическими группами), картинки, а также на уроках
ритмики используются флажки, мячи, скакалки, ленточки и др., детские ударные и
музыкальные инструменты.
Структура учебного занятия ритмики
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА /вводная часть/
Настроить детей на урок.
Быстро построиться в колонну по одному, с началом музыки войти в зал и остановиться
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Построение и перестроение в
колонны, шеренги, круги;
ходьба змейкой, восьмеркой
и т.д.
Учить детей строиться в шеренгу, колонну; ходить по кругу в заданном
пружинящий шаг и т.д.
Быстро находить своё место в строю, сразу проверять интервалы; сохранять
правильную дистанцию, становиться точно в затылок друг другу, быстро
выравнивать общую линию, принимать правильное исходное положение.
2.2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
У опоры: Экзерсис - 1,2,3,6 позиции ног, позиции рук, головы; упражнения по этим
позициям. Привить навыком четкого и выразительного исполнения отдельных движений
и элементов танца; воспитывать правильную осанку.
Знать, как правильном держать корпус, руки голову. Уметь ровно сидеть за столом,
партой, красиво ходить.
Без опоры: Общеразвивающие - наклоны, повороты, движения плечами, головой; на
координацию движений; на расслабление мышц.
Учить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения. Передавать хлопками
или притопами ритмический рисунок
2.3. УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
2.3.1. Подготовительные упражнения.
Прохлопывание и протопывание ритма песни.
Учить передавать ритмический рисунок песен различными
способами. Повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать ритм и проверять правильность его исполнения
/хлопками или притопами/ 2.3.2. Основные упражнения.
Пение песни /исполнение фрагмента танца/ под аккомпанемент ударно-шумовых
инструментов.
Воспитывать музыкально-ритмические навыки, развивать мелкую моторику пальцев,
вырабатывать точность и координацию движений рук.
Выполнять упражнения в передаче основного ритма песни /мелодии/ на ударно-шумовых
инструментах.
2.4. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ в соответствии с разнообразным характером музыки.
Инсценированние и импровизация песен и сказок.
Учить детей создавать музыкально-двигательный образ, находить нужные движения под
непосредственным воздействием музыки.
Уметь выразить своё отношение к музыке в движениях, самостоятельно изображать
повадки различных зверей, птиц.
2.5. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Основные элементы народных и современных танцев.
Учить находить в движениях характерные особенности танцев разных народов.
Знать названия танцев: гопак, кадриль и т.д. Уметь легко, естественно, непринуждённо
выполнять плясовые движения- притопы, приставной шаг, шаг, галоп, бегунец и др.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Оценить работу каждого ученика на уроке. Провести комментирование оценок.
3.2. Домашнее задание.
Повторять ритмико-гимнастические упражнения; упражняться в выполнении элементов
танца и т.д.
2.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. «Осень золотая. Музыкально- игровой
материал» (для дошкольников и младших школьников). - М., Владос. – 2000.
2.
Андреев М. «Дождик песенки поѐт». - М., Сов. Композитор. – 1981 3.
Андреева М, Конорова Е. «Первые шаги в музыке». - М., Музыка. – 1979.
4.
Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». - М., Сов. Композитор. – 1984.
5.
Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». - М., Сов.
Композитор. – 1991.
6.
Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». - М., Музыка. – 1987.
7.
Гродзенская Н. «Слушание музыки в начальной школе». - М., Музыка. – 1967
8.
Конорова Е. «Методическое пособие по ритмике». - М., Москва. – 1972.
9.
Лифиц И., Франио Г. «Методическое пособие для 1-го класса». – М., Москва. – 1995.
10.
Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поѐм для
дошкольной группы. – С-Пб, Композитор. – 1998
11.
«Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6 -7 лет». - М.,
Просвещение. – 1984.
12.
Франио Г. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей». - М., Сов.
Композитор. – 1989.