Оглавление:
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Планируемые результаты.
1.4. Воспитательная работа
1.5. Содержание программы.
2. Организационно-педагогические условия.
2.1.Учебный план.
2.2.Учебно – тематический план по годам обучения.
2.3. Структура занятия по вокалу.
2.4. Формы аттестация и оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Условия реализации программы.
2.7.Список литературы.
2
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Кто испытал наслаждение творчества, для того
уже все другие наслаждения не существуют.
(Антон Павлович Чехов)
1.1.
Пояснительная записка
Искусство пения ещё со времен античности причисляли к тем способностям, которыми
должен уметь пользоваться каждый образованный человек. Пение способствует объединению
деятельности полушарий головного мозга, при этом тренируется память, фонематический слух,
вырабатывается правильное произношение. Пение даёт возможность выразить эмоции и чувства.
Мозг поющих людей вырабатывает эндорфин – вещество радости, дающее хорошее настроение. Во
время пения обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы,
побуждающие активность и желание творить добро.
Как известно, любой навык лучше развивать с раннего возраста, из чего следует, что для
воспитания музыкально развитого ребёнка необходимо начать приучать его к пению как можно
раньше, но делать это нужно грамотно. Сложность певческого процесса заключается в том, что в нём
участвуют различные группы мышц, и все они должны работать в строгой координации. При этом
педагог должен знать специфику работы с обучающимся на всех этапах формирования голоса.
Обучая детей пению, нужно обязательно учитывать их физиологические особенности, ведь
голосовые складки у них тоньше и короче, чем у взрослых, а размер гортани и объём лёгких в три
раза меньше, а звуки, которые издают дети легче и выше, и соответственно на намного слабее.
Важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, пел
легко, без напряжения и с удовольствием.
В процессе вокальной деятельности у детей происходит развитие музыкальных способностей
и становление певческого аппарата. Детский голос меняется на протяжении всего периода
взросления. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные
возможности и больший диапазон.
Программа предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся. В процессе
обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с
формированием личности ребёнка.
Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии
обучающихся, приобщении их к музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей,
выявлении потенциала для дальнейшего развития и совершенствования певческого аппарата.
Правильное пение с детства успешно развивает не только музыкальные способности и
певческий аппарат, но и способствует развитию речи, координирует слух и голос, улучшает дикцию
и артикуляцию: слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению
отдельных звуков и слогов; пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению
произношения. Поэтому занятия вокалом очень полезны для детей с нарушениями речи. Пение
помогает исправлять ряд речевых дефектов и недостатков: невнятное произношение, вялая
артикуляция, гнусавость, проглатывание окончаний слов.
Вокал – не только лучшая форма дыхательной гимнастики, но и самое эффективное средство
избавления от заикания, а также уникальное средство самомассажа внутренних органов. Учёными
доказано, что в процессе пения тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются
обменные процессы в организме.
Основной отличительной особенностью программы является обучение детей сразу двум
направлениям вокального искусства: академическому и эстрадному. Академический вокал является
3
почвой для формирования и развития певческого аппарата, музыкальных способностей, выявления и
развития индивидуального вокального тембра, координации слуха и голоса. В работе над эстрадными
композициями педагог учит слышать, чувствовать и управлять непривычным голосом «из колонок»,
сохранять в работе с микрофоном чистоту певческой интонации в сочетании с пластическими
движениями, раскрепощенностью, свободе выражения эмоций и чувств.
Задачи охраны детского голоса и гармонии внутреннего мира ребёнка являются
сдерживающим фактором при выборе произведений на всех этапах обучения, уравновешивая
естественное стремление к развитию. Репертуар должен соответствовать названию, целям и задачам
программы, эффективно решать задачи воспитания и развития каждого ребёнка в процессе занятий
вокалом. Репертуар для юных певцов подбирается с учётом их индивидуальных и возрастных
особенностей. Развитию речевого и вокального аппарата, музыкальных способностей и духовнонравственных качеств личности наилучшим образом способствуют классические и эстрадные
произведения советских композиторов (например, вокальные циклы П.И.Чайковского,
М.П.Мусоргского, Ц.Кюи, детские песни Е.Крылатова, В.Шаинского, И.Дунаевского, Ю.Антонова,
Г.Струве). Из современных композиторов предпочтение отдаётся вокальным композициям
Д.Воскресенского, А.Ольханского, Е.Обуховой, Т.Бурцевой.
Вид программы – модифицированная / Уровень программы – базовый, продвинутый.
Направленность программы – художественная.
Адресат программы – дети от 7 до 17 лет.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы – 3 года
Объём программы групповых занятий – 216ч.
Объём программы индивидуальных занятий - 216ч.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
(2 группы одновозрастные (ансамбли), индивидуальные занятия(солисты))
Режим занятий.
Групповые занятия
(младшая группа 7-10лет) продолжительностью 40 минут проводятся 2 раза в неделю по 1
учебному часу;
(средняя группа 10 - 13) продолжительностью 45 минут проводятся 2 раза в неделю по 1
учебному часу.
Индивидуальные занятия продолжительностью 40 минут для детей 7 – 13 лет и 45 минут для
детей 14-17 лет проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Перед началом обучения педагог должен выявить:
1) здоровый голосовой аппарат;
2) удовлетворительные вокальные и музыкальные данные: отсутствие речевых дефектов,
музыкальный слух, метроритмическое чувство.
1.2.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие музыкальных способностей и певческих навыков, в процессе
которого каждый обучающийся студии сможет реализовать потребность к самовыражению и
дальнейшему развитию творческих способностей в области вокальной деятельности.
4
Задачи:
♪
♪
♪
♪
♪
♪
♪
♪
♪
♪
♪
Предметные:
формирование элементов правильного певческого звукообразования, правильной корпусной
установки;
развитие чистоты вокального интонирования, развитие ладового и метроритмического
чувства;
развитие навыков использования современных технических средств, необходимых для
эстрадно-концертной деятельности.
Метапредметные:
формирование навыка слухового самоконтроля: умения различать правильное и неправильное
пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умения слушать себя
во время пения, замечать и исправлять ошибки;
формирование навыка планирования и оценивания учебных действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
воспитание бережного отношения к своему голосу, восприимчивости к музыке,
эмоциональной отзывчивости.
Личностные:
развитие представлений об эстетических идеалах и ценностях и ценностного отношения к
прекрасному;
формирование общей, вокальной, коммуникативной и артистической культуры, воспитание
эстетического вкуса;
формирование потребности в саморазвитии, самореализации в творческой деятельности.
1.3.
Планируемые результаты
Предметные:
владеет элементами правильного певческого звукообразования, правильной корпусной
установки;
улучшены показатели развития чистоты вокального интонирования, развития ладового и
метроритмического чувства;
имеет навыки использования современных технических средств, необходимых для эстрадноконцертной деятельности.
Метапредметные:
♪ имеет навык слухового самоконтроля;
♪ имеет навык планирования и оценивания учебных действий в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
♪ умеет бережно относиться к своему голосу, имеет навыки восприимчивости к музыке,
эмоциональной отзывчивости.
Личностные
♪ имеет представление об эстетических идеалах и ценностях и ценностного отношения к
прекрасному;
♪ имеет навыки общей, вокальной, коммуникативной и артистической культуры, воспитание
эстетического вкуса;
♪ имеет потребность в саморазвитии, самореализации в творческой деятельности.
5
1.4. Воспитательная работа
1. Участие в концертных программах, фестивалях, акциях МБО ДО ДТДиМ «Радуга». (в
течении года)
2. Участие в конкурсах различного уровня (Районные, Всероссийские, Международные –
очные/заочные). (в течении года)
3. Отчётный концерт объединения «Голоса». (в течении года)
1.5.
Содержание программы
Раздел 1. Основы вокальной деятельности
1.1..Строение голосового аппарата. Голосовой аппарат и его составляющие, механизм
дыхания, речевой аппарат, гортань и голосовые складки и голосовая щель, резонаторная область.
Понятие «атака звука» и её разновидности. Роль резонаторов мягкого нёба и нижней челюсти в
формировании тембра голоса. Понятие «импеданс» и процесс его создания. Функционирование
гортани, работа диафрагмы; работа артикуляционного аппарата, верхних и нижних резонаторов.
Регистровое строение голоса.
Теория 3 часа
1.2..Гигиена певческого голоса. Здоровый голос и гигиена. Правила гигиены певческого
голоса. Факторы, оказывающие влияние на состояние певческого голоса. Сохранение здоровья
голосового аппарата. Основные условия охраны певческого голоса. Бережное отношение к здоровью
– как залог вокального успеха. Болезни горла и носа и их профилактика. Вредные и полезные
продукты питания. Требования и нагрузка на голос. Голос подростка: понятие о мутации голоса.
Изменения, возникающие в организме в период менструации. Влияние менструации на голосовой
аппарат. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Теория 3 часа
1.3..Темп и метроритм. Единство темпа, ощущение счётной единицы. Выразительность пауз
и средства эмоционального их заполнения. Исправление ритмических недостатков. Свобода и
естественность музыкально-ритмического движения. Ритмические игры. Агогика. Темповые
отклонения.
Теория 3 часа
1.4..Звук и его свойства. Высота звука. Длительность звука. Громкость звука. Динамические
оттенки. Интенсивность (сила) звука. Тембр звука. Обертоны и их соотношение по высота и
громкости. Высокая певческая форманта.
Теория 3 часа
Раздел 2. Работа над репертуаром
2.1. Разучивание песни. Прослушивание и эмоциональное восприятие вокального материала.
Анализ: определение настроения, характера, образа, некоторых средств выразительности,
смыслового содержания (пояснения незнакомых слов и явлений). Подбор удобной тональности.
Разучивание по фразам. Внимание интонационно сложным мотивам и ритмическим группам.
Смысловое и образное единство текста и музыки. Работа над сложностями интонирования, строя и
ансамбля. Тренировка слуха.
Теория 3часа/ Практика 9часов
2.2..Работа над текстом. Разбор текста. Смысловой разбор текста. Основные особенности и
характерные черты стиля вокального материала. Раскрытие содержания песни. Изучение вокального
произведения, как синтеза слова, музыки и инструментального сопровождения. Эпоха. Жанровые и
6
стилистические особенности. Выучивание текста без музыки. Проживание текста. Нахождение и
преодоление технических трудностей в исполнении. Работа над дикцией. Артикуляционная чистка
текста. Выработка тонкости восприятия, эмоциональности. Художественное содержание.
Теория 3часа/ Практика 9часов
2.3. Выразительные средства исполнения. Эмоции как основа содержания музыки.
Зависимость вокальной строчки от художественного образа и контекста. Фразировка. Применение
нюансов, оттенков. Работа над подвижностью и гибкостью голоса. Тренировка слуха. Работа над
развитием артикуляции и дикции. Сохранение навыка чистого интонирования в сочетании с
пластическими движениями. Координация дыхания и звукообразования.
Теория 3часа/ Практика 9 часов
2.4.Закрепление песни. Работа над выразительным исполнением, оттачивание навыков
исполнения. Освоение классической и эстрадной манеры звукоизвлечения. Снятие мышечных и
психологических зажимов, связанных с применением микрофона: освобождение корпуса, шеи,
головы, рук и ног. Формирование и тренировка вокального слуха обучающихся. Сохранение навыка
чистого интонирования, способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса. Выработка
эмоциональности и артистичности. Правильное дыхание. Точное интонирование, Чёткое
произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений и исполнении
произведений.
Теория 3часа/ Практика 9 часов
Раздел 3. Реализация творческого потенциала
3.1..Преодоление сценического волнения. Психологическая установка на музыкальноисполнительскую деятельность. Формирование у исполнителя психологической устойчивости на
сцене. Концентрация внимания на предстоящем выступлении. Психологическая установка на
музыкально-исполнительскую деятельность. Формирование у исполнителя психологической
устойчивости на сцене.
Практика 10 часов
3.2..Концертно-исполнительская деятельность. Участие в концертах, фестивалях и других
проектах. Итог проведенной репетиционной и педагогической работы за определенный период
времени. Степень усвоения материала детьми. Демонстрация результатов. Формирование
самооценки. Получение удовольствия. Творческое самовыражение – пониженный интерес к
гаджетам и иммунитет против вредных привычек. Повышение интереса к вокальному искусству.
Практика 10 часов
3.3..Участие в вокальных конкурсах. Очные и дистанционные конкурсы вокального
мастерства. Демонстрация результатов. Творческое совершенствование. Рост и развитие.
Формирование самооценки и чувства успешности.
Практика 10 часов
3.4..Работа в студии звукозаписи на базе МУК ГДК «Верас». Студийная запись песни
(профессиональная запись: обработка голоса, студийный видеоклип) как современный вид вокальной
деятельности. Итог проведенной репетиционной и педагогической работы за полугодие. Степень
усвоения материала детьми. Возможность заочного участия в конкурсах и онлайн-проектах.
Практика 6 часов
Раздел 4. Формирование вокально-технических навыков (индивидуальные занятия)
4.1. Дыхание..Дыхание – основа певческого звука. Воспитание умения правильно брать
дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Правила дыхания – вдоха, выдоха,
7
удерживания дыхания. Контроль над дыханием при исполнении вокальных произведений и
упражнений. Раскрепощённое, свободное звучание в процессе пения.
Теория 3часа/ Практика 3 часа
4.2..Певческая установка. Понятие о вокально-певческой установке. Правильное положение
корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя», «сидя». Мимика лица при пении. Положение
корпуса, плеч, рук и ног в процессе пения. Система выработки навыка певческой установки.
Контроль над певческой установкой и вокальной позицией при исполнении вокальных произведений
и упражнений.
Практика 3часа
4.3..Вокальная позиция. Округлость звука. Запоминание новых ощущений. Точка во рту, в
которую стремится звуковой поток. Выработка навыка исполнения скороговорок в высокой
певческой позиции. Зевок. Дикция и артикуляция. Пение естественным звуком без крика и
напряжения. Положения гортани (низкое, среднее высокое). Использование скороговорки на начало
распевки. Нахождение и сохранение вокальной позиции.
Теория 3часа/ Практика 3часа
4.4..Звукообразование. Вокальная позиция. Поиск наилучшего звучания. Формирование
звука. Округлость звука. Запоминание новых ощущений. Естественное звучание, без подражания
популярным исполнителям. Звуковедение. Контроль над звукообразованием при исполнении
вокальных произведений и упражнений. Упражнения на переход из грудного в фальцетный регистр.
Полётность звука.
Теория 3часа/ Практика 3часа
4.5..Чистота интонирования. Формирование звука. Верная передача высоты музыкальных
звуков. Фальшь в пении, её причины. Развитие музыкальных способностей. Интервалы в распевках.
Дикция и артикуляция. Хорошее открывание рта, активная работа губ и языка в соединении с
правильным звукообразованием и дыханием. Удобная и неудобная тональность. Интонационнофонетические упражнения.
Практика 3часа
4.6. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей
при пении; раскрытие рта. Формирование гласных и согласных звуков. Стремление к внятному,
отчётливому, осмысленному произношению слов, подчеркиванию голосом логических ударений.
Музыкальные скороговорки.
Практика 3часа
4.7..Работа над техническими сложностями. Формирование певческих умений и навыков.
Разучивание мелодии в медленном, умеренном и быстром темпах. Разбор мелодии по нотам.
Звукообразование legato через пение произведений, написанных в умеренном и медленном темпах.
Скороговорки в речи и в пении. Формирование гласных и согласных звуков. Перенос замыкающих
согласных к следующему слогу. Решениие трудностей исполнения. Снятие мышечных и
психологических зажимов, связанных с применением микрофона: освобождение корпуса, шеи,
головы, рук и ног; привыкание к «новому голосу из колонок».
Теория 3часа/ Практика 6часов
Раздел 5. Репетиционно - постановочная работа
5.1.. Вокальная работа. Раскрепощение и снятие зажимов. Формирование умения
координировать движения с музыкой, пением. Формирование творческого воображения. Движения в
сочетании с ритмом, мелодией, образом и словом. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса,
бёдер и ног. Особенности работы с микрофоном в сочетании с ритмическими движениями.
Практика 26 часов
8
5.2. Вокальная работа. Сценический образ. Художественно-смысловое донесение до
слушателя общего замысла сочинения в целом. Формирование индивидуального исполнительского
стиля. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актёрской игры. Соответствие
жестов и движений тексту песни, ритму и стилю музыки. Контроль вокального педагога над
дыханием, звукообразованием, дикцией и артикуляцией при исполнении песен в сочетании с
приёмами театрализации.
Теория 3часа/ Практика 26часов
5.3. Вокальная работа. Выработка эмоциональности и артистичности. Работа над
выразительностью поэтического текста и развитием певческих навыков. Жесты вокалиста: движение
рук, кистей, глаз, тела. Выявление и ясное представление образов, картин, движений и действий,
рисуемых текстом. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании, сохранение навыка чистого
интонирования в сочетании с пластическими движениями. Контроль вокального педагога над
дыханием, звукообразованием, дикцией и артикуляцией при исполнении учебно-тренировочного
материала. Раскрепощённое, свободное звучание в процессе пения.
Теория 3часа/ Практика 26часов
К репетиционно - постановочной работе относятся, но не входят в учебный план
объединения «ГолосА»:
5.4.. Актёрское мастерство. Основные принципы поведения на сцене. Выработка
необходимых средств внешней выразительности. Актёрское решение исполняемых песен. Сюжетная
линия вокально-хореографического номера. Умение действовать и это действие выразить танцем,
мимикой, жестом, пластикой.
(1 час в неделю ) 36 часов – не входят в учебный план.
5.5. Хореографическая работа. Исполнение учебно-тренировочного материала. Работа
над сценическими движениями. Творческая мобилизованность. Разучивание музыкального
материала, танцевальных элементов – по элементам, по частям, в целом виде. Выработка осанки.
(1 час в неделю) 36 часов – не входят в учебный план.
2.Организационно-педагогические условия.
2.1.
№
Раздел
Раздел
Раздел
Раздел
Раздел
Учебный план занятий
Название разделов, тем
1. Основы вокальной деятельности
2. Работа над репертуаром
3. Реализация творческого потенциала
4. Формирование вокально-технических навыков
5. Репетиционно – постановочная работа
9
Количество часов
всего
теория
практика
12
48
36
36
84
216
12
12
0
12
6
42
0
36
36
24
78
174
2.2.Учебно – тематический план по годам обучения.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(ПЕРВЫЙ год обучения)
№
Название разделов, тем
Раздел 1. Основы вокальной деятельности
1.1
Строение голосового аппарата
1.2
Гигиена певческого голоса
1.3
Темп и метроритм
1.4
Звук и его свойства
Раздел 2. Работа над репертуаром
2.1
Разучивание песни
2.2
Работа над текстом
2.3
Выразительные средства исполнения
2.4
Закрепление песни
Раздел 3. Реализация творческого потенциала
3.1
Преодоление сценического волнения
3.2
Концертно-исполнительская деятельность
3.3
Участие в вокальных конкурсах
3.4
Работа в студии звукозаписи
Раздел 4. Формирование вокально-технических навыков
4.1
Дыхание
4.2
Певческая установка
4.3
Вокальная позиция
4.4. Звукообразование
4.5. Чистота интонации
4.6
Дикция и артикуляция
4.7
Работа над техническими сложностями
Раздел 5. Репетиционно – постановочная работа
5.1
Вокальная работа. Раскрепощение и снятие зажимов
5.2
Вокальная работа. Сценический образ
Вокальная работа. Выработка эмоциональности и
5.3
артистичности
Итого: 72 часа
Количество часов
теория
практика
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
0
4
1
1
1
–
–
1
2
–
1
0
–
–
–
–
12
3
3
3
3
12
4
3
3
2
8
1
1
1
1
1
1
2
26
8
8
1
10
14
58
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 год обучения
По итогам освоения общеразвивающей программы обучающиеся будут знать:
упражнения на дыхание;
упражнения на звуковедение;
гимнастику для губ и языка;
музыкальные термины;
жанры музыкальных произведений;
произведения (песню) по мелодии, вступлению;
смысл произведения;
текстовой, движенческий материал, игр, песен.
Обучающиеся будут уметь:
петь несложные песни в удобном диапазоне, выразительно и музыкально, правильно
передавая мелодию;
10
следить за осанкой; координацией движений рук, ног; взаимосвязью;
исполнять движения с музыкой пластичностью, четкостью и легкостью движений;
передавать различные музыкально-игровые образы;
владеть элементами танцевальных движений;
выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках;
анализировать особенности выразительных средств;
сохранять устойчивый интерес к музыкальному творчеству.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(ВТОРОЙ год обучения)
№
Количество часов
Название разделов, тем
Раздел 1. Основы вокальной деятельности
1.1
Строение голосового аппарата
1.2
Гигиена певческого голоса
1.3
Темп и метроритм
1.4
Звук и его свойства
Раздел 2. Работа над репертуаром
2.1
Разучивание песни
2.2
Работа над текстом
2.3
Выразительные средства исполнения
2.4
Закрепление песни
Раздел 3. Реализация творческого потенциала
3.1
Преодоление сценического волнения
3.2
Концертно-исполнительская деятельность
3.3
Участие в вокальных конкурсах
3.4
Работа в студии звукозаписи
Раздел 4. Формирование вокально-технических навыков
4.1
Дыхание
4.2
Певческая установка
4.3
Вокальная позиция
4.4. Звукообразование
4.5. Чистота интонации
4.6
Дикция и артикуляция
4.7
Работа над техническими сложностями
Раздел 5. Репетиционно – постановочная работа
5.1
Вокальная работа. Раскрепощение и снятие зажимов
5.2
Вокальная работа. Сценический образ
Вокальная работа. Выработка эмоциональности и
5.3
артистичности
Итого: 72 часа
теория
практика
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
0
4
1
1
1
–
–
1
2
–
1
0
–
–
–
–
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
8
1
1
1
1
1
1
2
26
8
10
1
8
14
58
Требования к уровню подготовки обучающихся
2 год обучения
По итогам освоения общеразвивающей программы обучающиеся будут знать:
строение голосового аппарата, работу резонаторов;
музыкальные жанры: эстрадный, народный, классический;
правильную постановку корпуса при пении;
11
текстовой, музыкальный и движенческий материал исполняемых песен, упражнений;
правила поведения и технику безопасности на сценическом пространстве;
правила поведения и технику безопасности при работе с микрофонами.
Обучающиеся будут уметь:
петь знакомые песни в сопровождении фонограммы, правильно передавая мелодию;
применять индивидуальный тембр и манеру исполнения в трактовке исполняемого
песенного репертуара;
свободно артикулировать и правильно распределять дыхание;
внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства;
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразными характерами;
передавать характер музыкальных образов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
( ТРЕТИЙ год обучения)
№
Количество часов
Название разделов, тем
Раздел 1. Основы вокальной деятельности
1.1
Строение голосового аппарата
1.2
Гигиена певческого голоса
1.3
Темп и метроритм
1.4
Звук и его свойства
Раздел 2. Работа над репертуаром
2.1
Разучивание песни
2.2
Работа над текстом
2.3
Выразительные средства исполнения
2.4
Закрепление песни
Раздел 3. Реализация творческого потенциала
3.1
Преодоление сценического волнения
3.2
Концертно-исполнительская деятельность
3.3
Участие в вокальных конкурсах
3.4
Работа в студии звукозаписи
Раздел 4. Формирование вокально-технических навыков
4.1
Дыхание
4.2
Певческая установка
4.3
Вокальная позиция
4.4. Звукообразование
4.5. Чистота интонации
4.6
Дикция и артикуляция
4.7
Работа над техническими сложностями
Раздел 5. Репетиционно – постановочная работа
5.1
Вокальная работа. Раскрепощение и снятие зажимов
5.2
Вокальная работа. Сценический образ
Вокальная работа. Выработка эмоциональности и
5.3
артистичности
Итого: 72 часа
12
теория
практика
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
0
4
1
1
1
–
–
1
2
–
1
0
–
–
–
–
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
8
1
1
1
2
1
1
1
26
10
8
1
8
14
58
Требования к уровню подготовки обучающихся
3 год обучения
По итогам освоения общеразвивающей программы обучающиеся будут знать:
классификацию певческих голосов;
особенности изменения голоса в мутационный период.
строение голосового аппарата, работу резонаторов;
музыкальные жанры: эстрадный, народный, классический;
правильную постановку корпуса при пении;
текстовой, музыкальный и движенческий материал исполняемых песен, упражнений;
правила поведения и технику безопасности на сценическом пространстве;
правила поведения и технику безопасности при работе с микрофонами.
Обучающиеся будут уметь:
использовать голосовой аппарат в соответствии со стилем, жанром и характером
исполняемого произведения, иметь навыки вокальной импровизации;
определять, чувствовать и исполнять характерные черты музыкального образа;
самостоятельно и осознанно анализировать качество собственного и чужого исполнения,
видеть пути решения вокальных проблем;
устанавливать связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;
преобразовать боязнь сцены в творческое волнение.
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкальнотворческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную
исполнительскую деятельность и корректировать ее;
вести активную концертную и конкурсную деятельность;
самостоятельно готовиться к концертному выступлению.
2.3. Структура занятия по вокалу
1. Упражнения на дыхание.
Дыхание – основа певческого звука. Снятие психологических, а значит и физиологических зажимов,
которые мешают естественному звукоизвлечению. Упражнения на нахождение и использование
мышц, создающих опору для пения.
2. Распевка.
Урок вокала должен начинаться с распевки, потому что в формировании звука задействованы
многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу
необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным
нагрузкам.
Первые упражнения распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих
упражнениях певец должен разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать
свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального
дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань,
резонаторы.
Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на
расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер».
13
Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная
рельефность и преувеличенная внятность дикции.
Третья часть распевок на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов:
скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Дается на продвинутом уровне обучения вокалу (на
начальном уровне все упражнения делаются на кантиленном, то есть плавном, голосоведении).
Распевки в движении - соединение пения и движения - это очень важная часть урока вокала,
направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая
помогает пению.
Упражнения на развитие актерского мастерства - выражение идеи с помощью звука, интонации,
жеста, мимики, образа - даются на всех уровнях обучения вокалу в нашей ассоциации.
Распевка занимает большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне обучения (15-20
минут). Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных
вокальных приемов, время на распевку сокращается до 10 минут. Остальное время на уроках вокала
отдается работе над репертуаром.
3. Работа над репертуаром на уроках вокала.
Выбор репертуара для пения происходит совместно с педагогом по вокалу, учитывая пожелания,
возможности на данный момент и учитывая ту пользу, которую принесет разучивание данного
репертуара. На первой стадии разучивания репертуара поём без микрофона. Пение в микрофон
подключается после того, как вы вычистили интонацию и научились петь хорошо «опертым» звуком.
По мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов время на уроках
вокала, отведенное работе над репертуаром, увеличивается с 15-ти до 30-ти минут и более.
2.4.
Формы аттестация и оценочные материал
Оценка качества освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы
осуществляется при помощи текущего контроля
(по темам, разделам), а также через
промежуточную аттестацию (мониторинг общеразвивающей деятельности обучающихся), которая
проводится в мае. В апреле проводится отчётный концерт.
Обучение детей пению, прежде всего, представляет собой развитие музыкальных способностей
и певческих навыков. Динамика результатов общеразвивающей деятельности обучающихся
отслеживается по уровню развития музыкальности в целом, а также уровню развития элементарных
вокальных навыков.
Мониторинг общеразвивающей деятельности обучающихся
1) ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
♪ Знание строения голосового аппарата – 0-4 балла
♪ Знание гигиены певческого голоса – 0-2 балла
♪ Соблюдение гигиены певческого голоса – 0-4 балла.
2) РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
♪ Качественная работа над текстом, техническими сложностями – 0-4 балла
♪ Выразительное исполнение вокального репертуара – 0-4 балла
♪ Соответствие жестов и движений тексту песни, ритму и стилю музыки – 0-2 балла.
14
3) РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
♪ Успешное выступление на отчётном концерте – 0-5 баллов
♪ Качественная работа в студии звукозаписи – 0-3 балла
♪ Успешное участие в конкурсах (победитель, лауреат) – 0-4 балла.
4) ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
♪ Правильная певческая установка – 0-3 балла
♪ Верное певческое звукообразование и чистота интонирования – 0-4 балла
♪ Чувство «опоры звука» на дыхании – 0-3 балла.
Критерии:
Уровень
высокий
Баллы
Оценка
35-42
5
28-34
4
средний
18-27
3
низкий
0-17
2
Метод: подсчёт. Слева: данные на начало учебного года; в центре – на середину учебного года; справа: данные
на конец учебного года.
Фамилия
имя
основы
работа над
вокальной
репертуаром
деятельности
реализация
творческого
потенциала
формирование
вокальноИтого
Оценка
баллов
технич.
навыков
1.
2.
3.
4.
2.5.
Методические материалы.
1.
2.
3.
Дидактический материал педагога:
Музыкальные скороговорки М. Погребинской;
Клавиатура с названием нот и их расположением на нотном стане;
Раздаточный материал «Музыкальная грамота»;
1.
2.
3.
4.
Методическая продукция педагога:
Методическая разработка «Многофункциональные распевки»;
Методическая разработка «Важные моменты постановки голоса начинающих вокалистов»;
Методическая разработка «Вокальные термины»;
Методическая разработка «Развитие чистоты интонации в пении детей»;
Информационно-методические:
1. Электронные презентации с вопросами по темам «Строение голосового аппарата», «Гигиена
певческого голоса».
2. Компьютерная программа аудио-редактор Sony Sound Forge Pro 10.0 Rus
3. Сообщество вокалистов «Старт – Вокал» http://www.startvocal.ru/publ/3
4. Русскоязычная интернет-площадка, посвященная вокалу и музыке «Вока-лизм»
http://vokalizm.ru/ 3. Музыкальный форум «Vocal.ru» http://forum.vocal.ru
15
5. Вокальный самоучитель «Все Что Нужно Чтобы Научиться Красиво Петь»
http://www.arsvocal.ru/vocal 5. Школа для вокалистов. http://www.duet-music.ru/3.0.html
6. Журнал для детей, родителей, педагогов по вокалу «Я пою» http://www.yapoyu.com
7. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». http://nsportal.ru/
Дистанционные образовательные технологии:
1. Сайты для скачивания и редактирования фонограмм https://x-minus.me/, https://online-audioconverter.com/, https://mp3cut.net/ru/.
2. Приложения для видеосвязи «ZOOM», «WhatsApp»
3. Виртуальное пианино онлайн https://online-pianino.ru/.
4. Приложение для телефона/планшета «Виртуальное пианино»
5. Аудиозаписи распевок и упражнений https://yadi.sk/d/3UILRpr7ZeKOJw?w=1,
https://vk.com/music/playlist/364248448_41_289e985b5d18f1030c.
6. Аудиозаписи бесед о музыке С.В.Виноградовой
https://vk.com/music/playlist/364248448_42_ae9c44e41139cd59aa.
7. Нотный архив
2.6.
Условия реализации программы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические:
1. Кабинет для занятий;
2. Концертный зал для репетиций и выступлений;
3. Фортепиано (акустическое или электронное);
4. Компьютер с выходом в интернет;
5. Проектор – 1шт;
6. Экран – 1шт;
7. Активная колонка – 1шт;
8. Шнуровой микрофон – 1шт. (для солистов)
Радио микрофон – 8 шт. (для ансамбля)
Для обучения необходимо:
- наличие ярких вокальных и музыкальных данных: самобытный певческий тембр,
музыкальный слух, музыкальная память, метроритмическое чувство;
- здоровый голосовой аппарат;
- желательно отсутствие речевых дефектов, мышечных и психических зажимов, зажимов
мышц лица, шеи, челюсти; правильная корпусная установка;
- наличие артикуляционных навыков в пении, точное интонирование; дикционные навыки,
четкая и ясная артикуляция);
- артистичность и желание развиваться.
- желание участвовать в концертах и конкурсах
16
2.7.
Список литературы.
Для детей:
1. Маркези М. Десять уроков пения: Учебное пособие / перевод Н.А. Александровой. – СанктПетербург: Лань; Планета музыки, 2015. – 224с. (+ вклейка, 8с.)
2. Риггс С. Как стать звездой [Текст] / Сет Риггс Москва: Учебный центр «Guitar College», 2000.
– 101с.
Для родителей:
1. Вокальное обучение в современном образовании: сборник научно-методических трудов / сост.
Н.Ф. Васильева. – Иркутск, 2012. – 52 с.
2. Монд О-Л.Л. Способ снятия утомления певческого аппарата [Текст] / О-Л.Л. Монд – Москва:
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, 2012 . – 9 с.
Для педагога:
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128с.
2. Груздова, И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей [Текст] / И.В.
Груздова, Е.К. Лютова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 254с.
3. Полякова, Н.И. «Развитие и охрана детского голоса в классе академического сольного пения»
– М.: РАМ им. Гнессиных, 2011.
17
Приложение 1
Примерный репертуар
1 года обучения (7 – 9 лет)
№
п/п
Название песни
Автор музыки
Автор слов
1.
Здравствуй, лето
Г.Струве
Г.Струве
2.
Песенка про папу
В.Шаинский
М.Танич
3.
Ласточка
Евгений Крылатов
Игорь Шаферан
4.
Дождик
Красев
Френкель
5.
Ласковая песенка
Е.Жарковский
М.Лаписова
6.
Веселый май
Т.Попатенко
Н.Найденова
7.
8.
9.
Мамочка
Добрая милая мама
Ласково жмурится солнце золотое
А.Карпенко
К. Дерр
Б. Савельев
Л.Огурцова
Е. Астахова
М. Пляцковский
10.
К нам приходит осень
Е.Обухова
Е.Обухова
11.
Елочке не холодно зимой
Д. Мигдал
Д. Мигдал
12.
Рыжий кот
А.Петряшева
А.Петряшева
13.
Мама
А.Петряшева
А.Петряшева
14.
Волшебная страна
Е.Обухова
В. Лунин
15.
Веселое эхо
В.Ударцев
В.Ударцев
16.
В мире много сказок
В.Шаинский
Ю.Энтин
17.
Быстро расту
Т.Михайлов
О.Бундур
18.
Песенка Деда Мороза
Е. Крылатов
Ю.Энтин
19.
Все на свете можешь ты
Б. Савельев
М. Пляцковский
20.
Я - капитан
Г. Гусева
Р.Сеф и Г.Гусева
21.
Одуванчик
К.Костин
К.Костин
22.
Прадедушка
А.Ермолов
М.Загот
23.
Если добрый ты
Б. Савельев
М. Пляцковский
24.
Веселая песенка
А.Ермолов
В.Борисов
25.
Ничего на свете лучше нету
Е. Крылатов
Ю.Энтин
26.
А я игрушек не замечаю
Е. Лучников
Т. Графчикова
27.
Приходите в гости к нам
В.Дашкевич
Ю.Ким
28.
Весёлый ветер
И.Дунаевский
В. Лебедев-Кумач
29.
Родные места
Ю.Антонов
Ю.Антонов
30.
Добрый лес
Ю.Блинов
А.Гурин
31.
Доброе утро, кошка
В.Тюльканов
В.Тюльканов
18
Примерный репертуар
2 года обучения (средняя 10 – 13 лет)
№
п/п
1.
Осенний блюз
Д. Воскресенский
Д. Воскресенский
2.
Осень-кошка
Т. Бурцева
Т. Бурцева
3.
Поколение новой эры
Д. Воскресенский
Д. Воскресенский
4.
Снежинки спускаются с неба
В. Шаинский
А. Внков
5.
Рождество
Д. Воскресенский
Д. Воскресенский
6.
Песня песен
Александр Церпята
Александр Церпята
7.
Родная песенка
Ю. Чичков
П. Синявский
8.
Весёлый ветер
И.Дунаевский
В. Лебедев-Кумач
9.
Джаз для вас
П.Смирнов
Н. Камышова
10.
Крылатые качели
Е.Крылатов
Ю. Энтин
11.
Прекрасное далёко
Е.Крылатов
Ю. Энтин
12.
Если добрый ты
Б. Савельев
М. Пляцковский
13.
Всё на свете можешь ты
Б. Савельев
М. Пляцковский
14.
Родные места
Ю.Антонов
Ю. Антонов
15.
Облака
Е. Зарицкая
И. Шевчук
16.
В мире много сказок
В. Шаинский
Ю. Энтин
17.
Твой путь
А. Ольханский
А. Ольханский
18.
Обещай
Н. Булдакова
А. Ольханский
19.
Буги-вуги
Ж. Колмагорова
Ж. Колмагорова
20.
Весёлый ветер
И. Дунаевский
В. Лебедев-Кумач
21.
Любимый город
Д. Воскресенский
Д. Воскресенский
22.
Улыбайся
Д. Воскресенский
Д. Воскресенский
23.
Мама
П.Смирнов
Н. Камышова
24.
Дорога к счастью
П.Смирнов
А.Мироненко
25.
За семью морями
Д. Воскресенский
Д. Воскресенский
26.
Мне сегодня скучно
А. Ермолов
С. Золотухин
27.
Дети поют
М. Кириллов
В. Михайлова
28.
Музыка дождя
Т. Бурцева
Т. Бурцева
29.
Музыка всегда с тобой
Г. Струве
В. Семернина
30.
Музыка
Г. Струве
И. Исакова
Название песни
Автор музыки
19
Автор слов
Примерный репертуар
3 года обучения (средняя 14 – 17 лет)
1. «Я взрослая» - О. Полякова
2. «Алые паруса» - А. Ермолов
3. «Счастливого пути» - Ю. Верижников
4. «Снег» - А. Ципляускас
5. «Приметы весны» - А. Стариков
6. «Иван да Марья» - Д. Базин
7. «Секрет» - В. Тюльканов
8. «Бабушка» - В. Тюльканов
9. «Солнышко – зернышко» - Т. Шилова
10. « А знаешь, всё ещё будет» - М. Минков
11. « Надо же» - В. Кузьмин
12. «Букет» - А. Барыкин
13. « Паромщик» - И. Николаев
14. « Полёт на дельтаплане» - Э. Артемьев
15. « Хуторянка» - Е. Дога
16. «Ты не ангел» - В. Чайка
17. « Вальс расставания» - Я. Френкель
18. «Песня из кинофильма «31 июня»» - А. Зацепин
19. « Какая странная судьба» - Ф. Лей
20. « Ноктюрн» - А. Бабаджанян
21. « Эти летние дожди» - М. Минков
22. « Лунные ночи» - Д. Баккер Оувенс
23. « Зимний сад» - Е. Дога
24. « Катюша» - М. Блантер
25. « Ночь и день» - К. Портер
26. « Не отрекаются любя» - М.Минков
20
Приложение 2
21
22
23