Попов А.С. Удивительный мир гитары

2

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
«Музыкальное воспитание - это не воспитание
музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
В.А. Сухомлинский
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Удивительный мир гитары»: художественно-эстетическая.
Актуальность программы заключается в создании в творческом объединении условий
для самореализации, самовыражения детей и подростков. Обучающиеся получают уникальную
возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным
стремление обучающихся играть на гитаре, сочинять музыку и писать стихи.
Обучающиеся, уже научившиеся играть, привыкшие исполнять песни духовнопатриотического содержания, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения
сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную
среду.
В основу программы «Удивительный мир гитары» заложено воспитание думающего и
чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, педагоги
должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного - с
помощью искусства.
Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления,
богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям,
он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее
отстаивать. Но самое главное у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства,
душа.
В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется
желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом
искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером
по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно
представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в авторской
песне.
Программа «Удивительный мир гитары» предусматривает формирование основ и
развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни,
культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов);
освоение средств, форм и методов творческого
выражения; освоение основ гитарного
аккомпанемента; овладение основами туризма в условиях сопровождения мероприятий
туристско-краеведческой направленности. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач
формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления
индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социальнозначимые направления деятельности – перечисленные компоненты программы соответствуют
растущим запросам детей и подростков, увлечённых вхождением в мир музыкального искусства.
Отличительные особенности программы:
На начальном этапе (1 год обучения) дается максимум базовых знаний необходимых для
формирования дальнейшего учебного процесса. На 2м и 3м этапе (2й и 3й год обучения)
основное время уделяется практической работе.
Содержание программы оказывает содействие не только обучению игры на гитаре, но и
воспитанию художественного вкуса и этики поведения обучающихся на сцене и в жизни.
3

Адресат программы:
Подростки в возрасте 13-17 лет.
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения с общим количеством часов 360.
1 год обучения - 72 часа, 2 год обучения - 180 часов, 3 год обучения 108 часов.
Формы обучения: очная, дистанционная. В период карантинов, в связи с
эпидемиологической обстановкой, учебные занятия в МБО ДО ДТДиМ «Радуга» проводятся в
дистанционной форме.
Особенности организации образовательного процесса: разновозрастные группы.
Состав групп: постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
- для обучающихся 1го года обучения проводятся индивидуальные занятия 2 раз в неделю по 1
академическому часу (продолжительность часа – 40 минут);
- для обучающихся 2го года обучения индивидуальные занятия 2 раз в неделю по 1
академическому часу и групповые занятия по 2 академических часа с перерывом в 10 минут;
- для обучающихся 3го года обучения индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 1
академическому часу и групповые занятия совместно со 2-м годом обучения по 2 академических
часа с перерывом в 10 минут.
1.2. Цель программы «Удивительный мир гитары»:
создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкальнотворческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.
Задачи:
Личностные:
 воспитание активного участника общественно полезной деятельности;
 формирование у обучающихся социально-ценные навыки поведения, общения, группового
согласованного действия;
 создание условий для освоения азов этики и эстетики;
 воспитание трудолюбия, коллективизма и ответственности.
Метапредметные:
 развитие мотивации к занятиям музыкой, творчеством;
 развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма музыкальной памяти;
 вовлечение обучающихся в мир песен и романсов;
 развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе
работы над репертуаром;
 развития творческих способности обучающихся, стремления к самосовершенствованию и
духовному обогащению.
Образовательные:
 изучение инструмента, его устройства, истории, свойств;
 обучение основным приёмам игры на шестиструнной гитаре;
 сообщение элементарных сведений по теории музыки;
 знакомство с авторской (бардовской), туристической и другими направлениями песенного
творчества.

4

1.3. Содержание программы
Учебный план I года обучения
Индивидуальные занятия
№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.

6.

Количество часов

Название раздела,
темы

Вводное занятие
Знакомство с музыкальным
инструментом
Обучение основам техники игры на
шестиструнной гитаре
Изучение простых и легких песен

Расширение музыкального кругозора
и формирование музыкальной
культуры
Открытое занятие
Итого часов:

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

1
2

1
2

-

34

9

25

34

10

24

2

2

-

Демонстрация
презентаций;
дидактические игры

1

-

1

Творческий отчет

72

22

50

Экспресс-опрос
Фронтальный опрос
Тестирование,
фронтальный опрос.
Устный опрос
Текущий контроль со
стороны педагога

Содержание учебного плана I года обучения, индивидуальные занятия
№
п/п
1.
2.

Раздел

Теория

Вводное занятие
Знакомство с музыкальным
инструментом

Беседа по ТБ и ПДД
История появления гитары, и
её устройство.
Строй и настройка
инструмента.
Аппликатурные
обозначения.
Посадка и постановка рук.
Приёмы игры для правой
руки: Арпеджато, Перебор,
Щипок, Бой, Щелчок.
Основные аккорды
тональности Ля-минор,
Гармонические
последовательности,
Понятие темп и ритм.
Работа над репертуаром,
разбор песен.
Работа над техникой
исполнения на инструменте.

3.

Обучение основам техники
игры на шестиструнной
гитаре

4.

Изучение простых и легких
песен

5.

Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры

6.

Открытое занятие

Практика

Приёмы игры для правой
руки: Арпеджато, Перебор,
Щипок, Бой, Щелчок.
Основные аккорды
тональности Ля-минор,
Гармонические
последовательности,
Понятие темп и ритм.
Работа над репертуаром,
разбор песен.
Работа над техникой
исполнения на инструменте

Разнообразие музыкальных
жанров
Изучаемые музыкальные
жанры и их особенности
Подведение итогов освоения Подведение итогов освоения
программы за 1 год обучения программы за 1 год обучения
5

Учебный план II года обучения
Индивидуальные занятия
№
п/п

Количество часов

Название раздела,
темы

Всего

Теория

Практика

2.

Вводное занятие
Повторение изученного материала

1
5

1
3

2

3.

Обучение игре на гитаре

38

9

29

4.

Особенности вокального и
инструментального исполнения

25

6

19

5.

Расширение музыкального кругозора
и формирование музыкальной
культуры
Репетиции и концертные
выступления

2

2

-

1

-

1

72

21

51

1.

6.

Итого часов:

Формы
аттестации/
контроля
Экспресс-опрос
Фронтальный опрос
Тестирование,
фронтальный опрос
Текущий контроль
Устный опрос
Текущий контроль
Демонстрация
презентаций;
дидактические игры
Творческий отчет

Содержание учебного плана II -го года обучения, индивидуальные занятия
№
п/п
1.
2.

Раздел
Вводное занятие
Повторение изученного
материала

3.

Обучение игре на гитаре

4.

Особенности вокального и
инструментального
исполнения

5.

Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры
Репетиции и концертные
выступления

6.

Теория
Беседа по ТБ и ПДД
Устройство гитары, и её
настройка.
Посадка постановка рук,
аппликатурные обозначения.
Приемы игры правой и левой
рукой.
Основные аккорды
тональности Ми-минор.
Освоение аккордов на приеме
«Баррэ».
Основные аккорды
тональности Си минор.
Основные аккорды
тональности Соль мажор.
Транспонирование.
Главные ступени лада и их
трезвучия.
Работа над техникой
исполнения на инструменте.
Работа над вокальным
мастерством
Происхождение музыки
Какая музыка вам нравиться и
почему?
Подведение итогов освоения
программы за 2-й год
обучения

Практика
Посадка постановка рук,
аппликатурные обозначения.
Приемы игры правой и
левой рукой.
Основные аккорды
тональности Ми-минор,
Освоение аккордов на
приеме «Баррэ»,
Основные аккорды
тональности Си минор,
Основные аккорды
тональности Соль мажор,
Транспонирование,
Главные ступени лада и их
трезвучия.
Работа над техникой
исполнения на инструменте.
Работа над вокальным
мастерством

Подведение итогов освоения
программы за 2-й год
обучения
6

Учебный план III год обучения
Индивидуальные занятия
№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.

6.

Количество часов

Название раздела,
темы

Вводное занятие.
Упражнения для развития техники
рук
Развитие творческих навыков

Особенности ансамблевого
исполнения
Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры.
Репетиции и концертные
выступления
Итого часов:

Всего

Теория

Практика

1
6

1
2

4

11

1

10

12

2

10

2

2

-

4

-

4

36

8

28

Формы
аттестации/
контроля
Экспресс-опрос
Фронтальный опрос
Тестирование,
фронтальный опрос
Текущий контроль
Устный опрос
Текущий контроль
Демонстрация
презентаций;
дидактические игры
Творческий отчет

Содержание учебного плана III год обучения, индивидуальные занятия
№
п/п
1.
2.

Раздел

Теория

Практика

Вводное занятие.
Упражнения для развития
техники рук

Беседа по ТБ и ПДД
Технические приемы: вибрато,
флажолет.
Новые технические приемы:
слайд, hammer on и pull off,
игра табулатурами.
Работа над техникой
исполнения на инструменте.
Работа над вокальным
мастерством.
Самостоятельный подбор
аккордов для аккомпанемента.
Распределение ролей при игре
ансамблем.
Ансамблевое исполнение.
Авторская песня как жанр!
Её актуальность в
современном мире.

Технические приемы: вибрато,
флажолет.
Новые технические приемы:
слайд, hammer on и pull off,
игра табулатурами.
Работа над техникой
исполнения на инструменте.
Работа над вокальным
мастерством.
Самостоятельный подбор
аккордов для аккомпанемента.
Распределение ролей при игре
ансамблем.
Ансамблевое исполнение.
Импровизация в музыке.

3.

Развитие творческих
навыков

4.

Особенности
ансамблевого исполнения

5.

Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры
Репетиции и концертные
выступления

6.

Подготовка к районному
смотру военной песни
«У вечного огня»

7

Учебный план II и III года обучения
Групповые занятия
№
п/п
1.
2.

3.
4.

Количество часов

Название раздела,
темы

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.
Повторение и закрепление ранее
полученных знаний и умений

2
22

2
6

16

Особенности ансамблевого
исполнения
Репетиции и концертные
выступления

23

8

15

25

5

20

72

21

51

Итого часов:

Формы
аттестации/
контроля
Экспресс-опрос
Тестирование,
фронтальный опрос
Текущий контроль
Устный опрос
Текущий контроль
Мозговой штурм;
Деловая игра
Творческий отчет

Содержание учебного плана II и III года обучения, групповые занятия
№
п/п
1.
2.

Раздел

Теория

Вводное занятие.
Повторение и закрепление
ранее полученных знаний
и умений

Беседа по ТБ и ПДД
Приемы игры правой и левой
рукой, технические приемы:
вибрато, флажолет, слайд,
hammer on и pull off, Игра
табулатурами.
Распределение ролей при игре
ансамблем, Отработка игры в
ансамбле.
Правила поведения на сцене и
за кулисами,
Создание сценического образа
для произведения,
Репетиции к мероприятиям
местного
и
поселкового
уровня

3.

Особенности
ансамблевого исполнения

4.

Репетиции и концертные
выступления

Практика
Приемы игры правой и левой
рукой, технические приемы:
вибрато, флажолет, слайд,
hammer on и pull off, Игра
табулатурами.
Отработка игры в ансамбле.
Правила поведения на сцене и
за кулисами,
Создание сценического образа
для произведения,
Репетиции к мероприятиям
местного и поселкового
уровня

1.4. Планируемые результаты
I год обучения, индивидуальные занятия
Личностные результаты
После изучения программы первого года обучения обучающийся сможет развить:
 интерес к занятиям музыкой;
 эмоциональную восприимчивость;
 усидчивость;
 внимание;
 культуру поведения во время занятий.

8

Метапредметные результаты
После освоения программы первого года обучения обучающийся будет уметь:
 ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
 различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
 играть осмысленно и выразительно простые песни;
 владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года
обучения.
Образовательные результаты
После освоения программы первого года обучения обучающийся будет знать:
 устройство инструмента;
 строение его ладов;
 основы правильной посадки и постановки рук;
 правила записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
 общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения.
Планируемые результаты II года обучения, индивидуальные занятия
Личностные результаты
После изучения программы второго года обучения обучающийся сможет развить:
 интерес к занятиям музыкой;
 эмоциональную восприимчивость;
 усидчивость;
 внимание;
 культуру поведения во время занятий.
Метапредметные результаты





К концу второго года обучения обучающийся будет уметь:
свободно разбираться в буквенном обозначении аккордов;
характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке;
оценивать качество своего исполнения в пределах своего общего и музыкального развития;
играть эмоционально, осмысленно и выразительно;

Образовательные результаты
После освоения второго года обучения обучающийся будет знать:
 собственный репертуар любимых песен;
 обязательные произведения бардов-классиков;
 приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте;
 основы коллективного музицирования.
Планируемые результаты III год обучения, индивидуальные занятия
Личностные результаты
После изучения программы третьего года обучения обучающийся сможет развить:
 интерес к занятиям музыкой;
 эмоциональную восприимчивость;
 усидчивость;
 внимание;
 культуру поведения во время занятий.

9

Метапредметные результаты
К концу третьего года обучения обучающийся будет уметь:
 различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании
конкретного художественного образа;
 самостоятельно подбирать аккомпанемент для песен;
 настраивать инструмент;
 играть в ансамбле;
 работать над преодолением технических трудностей;
Образовательные результаты
После освоения третьего года обучения обучающийся будет знать:
 ряд возможных динамических оттенков;
 условные обозначения тональностей и аккордов.
Планируемые результаты II и III года обучения, групповые занятия
Личностные результаты
После освоения групповых занятий второго и третьего года обучения обучающийся
сможет развить:
 интерес к занятиям музыкой;
 эмоциональную восприимчивость;
 усидчивость;
 внимание;
 культуру поведения во время занятий.
Метапредметные результаты
После освоения групповых занятий второго и третьего года обучения обучающийся будет
уметь:
 различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании
конкретного художественного образа;
 самостоятельно подбирать аккомпанемент для песен;
 играть в ансамбле;
 работать над преодолением технических трудностей.
Образовательные результаты
После освоения групповых занятий второго и третьего года обучения обучающийся будет
знать:
 Правила поведения на сцене;
 Технические приёмы для разнообразия игры на гитаре;
 Основы игры в ансамбле.
2.1. Календарные учебные графики для всех групп обучающихся в Приложениях №1,
№2, №3.
2.2. Условия реализации программы






Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет № 5 МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
Музыкальные инструменты акустические гитары 4шт.
Пюпитры 2шт.
Звукосниматели 4 шт.
Педаль для гитары 1 шт.
10




Сценическая площадка.
Аудио- и видеоаппаратура: компьютер, видеокамера.






Информационно-методическое обеспечение:
Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Сборники авторских и эстрадных песен;
Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
Электронные носители (диски);
Интернет-ресурсы:
www.ateusclub.ru
www.akkords.net
www.pesnibardov.ru
www.bard.ru

Кадровое обеспечение: в процессе подготовки к концертам проводятся консультации с
педагогом МБО ДО ДТДиМ «Радуга» «Студии вокала «Голоса - Дети» Викторией Викторовной
Анашкиной.
2.3. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Основная форма контроля результатов обучения в объединении «Удивительный Мир
Гитары» - текущий контроль со стороны педагога, позволяющий вовремя вносить коррективы в
процессе обучения. Форма позволяет в спокойной и привычной для обучающегося обстановке
определить уровень его творческого развития на данном этапе.
На определенных этапах развития используются промежуточные формы контроля:
открытое тематическое занятие, с приглашением других педагогов и представителей
администрации, размещение фото и видео отчетов в группе в «VKontakte».
Формы проведения итоговой аттестации: перечень выученных композиций; участие в
мероприятиях МБО ДО ДТДиМ «Радуга», Муйского района; промежуточный и итоговый
контроль в форме открытого учебного занятия для педагогов, мероприятий для семей и
сверстников обучающихся.
Условия набора
Набор детей на первый год обучения проводится по их желанию, без предварительного
прослушивания. В дальнейшем, в процессе обучения, используется дифференцированный подход
при организации индивидуальных занятий.
2.4. Оценочные материалы
Результат аттестации фиксируется на 3-х уровнях:
- базовый,
- повышенный,
- творческий.
Определение уровня развития обучающегося - средство объективного контроля,
определения слабых мест в планировании и корректировании дальнейшей работы. Отнесение
обучающегося к той или иной уровневой группе имеет ориентировочный характер и несёт
стимулирующую задачу, побуждающую ребёнка к более активному творческому прогрессу.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очная, дистанционная.
Методы обучения:
Наглядный - наглядный метод на занятиях по игре на гитаре включает наблюдение и показ
педагогом приёмов игры. Также к этому методу относится показ иллюстраций и
видеоматериалов.
11

Практический – практический метод предполагает тренировочные упражнения,
посредством которых формируются необходимые умения и навыки.
Объяснения педагога сопровождаются показом приёмов исполнения, а практическая
работа с инструментом — пояснениями и комментариями педагога.
Словесный - словесный метод обучения на занятиях по гитаре включает в себя рассказ,
беседу, объяснение и указание.
Рассказ применяется для последовательного преподнесения знаний, об устройстве гитары,
правильной посадке, способах звукоизвлечения, специфической гитарной терминологии и
нотной записи. Беседа проводится в тех случаях, когда обучающиеся имеют некоторые сведения
и знания об изучаемом материале, что позволяет связать учебный материал с личным опытом
ребёнка, дать ему возможность воспроизводить необходимые знания и связать их с сообщаемым
учебным материалом.
Методы воспитания:
Мотивация - обращение внимания на цель обучающегося, на преимущества, которые
возникнут после достижения цели. Повышение интереса к музыке, - для этого просматриваются
видеозаписи выступлений известных исполнителей. Концертная деятельность, выступления и
участие в концертах открывают перед воспитанником дополнительную возможность
практиковаться в игре.
Стимулирование - исполнение отрывков произведения педагогом в унисон с
обучающимся. Так обучающийся видит пример правильного исполнения и, даже если он
испытывает трудности с исполнением, может услышать отрывок целостно, с правильным
ритмом, фразировкой и динамикой.
Постепенное усложнение технических задач, при затруднении в проработке композиций
можно начать с медленного, комфортного темпа, а после нескольких удачных попыток поднять
темп. Так обучающийся незаметно для себя освоит композицию в довольно быстром темпе,
который изначально мог показаться ему непосильным.
Создание ситуации успеха, важно замечать моменты, когда воспитанник прилагает усилия
для преодоления трудностей в работе над произведением, поддержать его похвальным словом.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-групповая - индивидуально-групповая форма обучения на занятиях
гитарой применяется, чтобы сочетать преимущества индивидуальных и групповых форм работы
с учётом особенностей обучающихся. На индивидуальных занятиях отрабатывается постановка
исполнительского
аппарата,
выработка
правильного
звукоизвлечения,
устранение
индивидуальных проблем в игре на инструменте. На групповых занятиях формируется общие
знания о видах музыки, о разнообразии и специфике отдельных жанров, о связи музыки с
другими видами искусства. Использование групповых занятия как возможность для публичных
выступлений. Это помогает в подготовке к концертам и в овладении исполнительской
деятельностью. Применение индивидуально-групповой формы обучения расширяет возможности
обучения игре на гитаре, вносит разнообразие форм взаимодействия педагога и обучающегося.
Формы организации учебного занятия: лекция, открытое занятие, практическое
занятие, игра, концерт, конкурс, праздник, презентация.
Педагогические технологии
Технология индивидуализации обучения - включает несколько этапов:
1й этап - определение индивидуального образовательного маршрута обучающегося. На
основе диагностики педагог составляет индивидуальный план обучения, учитывая задачи на
ближайший период, преимущественные методы воздействия и репертуар.
2й этап - сочетание индивидуальных и групповых занятий, что помогает педагогу
наладить взаимоотношения с обучающимся на индивидуальных занятиях и создаёт больше
условий для творческой самореализации воспитанников на коллективных уроках.
Технология коллективного взаимообучения - применяться следующим образом:
- Коллективное исполнение песен. В течение учебного года обучающиеся всех трёх годов
обучения разучивают несколько общих песен и исполняют их вместе на групповых концертах.
Совместное разучивание аккомпанемента.
12

- Поочерёдное выполнение роли ведущих и работников сцены. Так обучающиеся
получают возможность перебороть боязнь сцены и выступлений и активно воздействовать на
эмоциональную сторону исполнения.
- Разновозрастные ансамбли. В таких ансамблях старшие обучающиеся не только
оттачивают своё мастерство, но и помогают младшим преодолеть робость и волнение,
справиться с техническими трудностями.
Алгоритм учебного занятия
Этап
занятия

Примерная
продолжите
льность
этапа

Примерное содержание

Рекомендуемые методы

Знакомство с детьми, установление НА 1-м ЗАНЯТИИ: Приветствие,
смысловой, логической связи темы игра-знакомство «Снежный ком»,
сегодняшнего занятия с «багажом»
беседа о дополнительном
знаний и умений, которыми уже
образовании, показ презентации о
владеют дети, либо с пройденным содержании программы, о правилах
на прошлом занятии материалом, ППБ, ПДД, технике безопасности.
проверка домашнего задания.
Вводная
На 2-м и последующих занятиях:
5-7 минут
Формирование мотивации к
Приветствие, опрос-беседа по
часть
изучению нового материала
проверке домашнего задания,
(пробуждение интереса к теме
постановка целей и задач занятия на
занятия и к предстоящим видам
доступном для детей языке (на
работы)
занятии с детьми среднего и старшего
Постановка целей и задач на
возраста задачи могут быть
занятие
сформулированы самими детьми)
Рассказ, показ презентации, фильма,
В зависимости от типа занятия:
мультфильма, прослушивание
1. Изучение нового материала
произведений,
показ наглядных
Основная
25-30 минут 2. Закрепление пройденной темы
пособий с предварительной беседой и
часть
3. Контроль знаний, умений и
с последующим обсуждением,
навыков по теме
практическая работа
Опрос педагога (письменный или
устный), взаимоопрос обучающихся,
Подведение итогов занятия,
тестирование, выставка работ,
краткий обзор пройденного на
рефлексия (опрос-беседа), решение
занятии, установление связи с
кроссворда, ребуса, объяснение
последующим занятием,
домашнего задания, оценка
Заключе3-10 минут
формирование мотивации на
продуктивности занятия, самооценка
ние
выполнение учащимися домашнего
работы детей на занятии,
задания и подготовку к
взаимооценка, оценка педагога –
следующим занятиям
похвала, поощрение, рекомендации,
сюрпризный момент, прощание,
пожелания
Дидактические материалы: раздаточный материал, задания, упражнения.
Исполнительский репертуар:
Детская песня
1. «Ветер перемен» - к/ф «Мэри Поппинс», до свидания!»;
2. «Вместе весело шагать» - сл. М.Матусовский (Танич М.),муз. В.Шаинский - к/ф «И снова
Анискин»;
13

3. «Голубой вагон» - сл. Успенского, муз. В.Шаинского - м/ф «Старуха Шапокляк»;
4. «Куда уходит детство» - сл. Л. Дербенева - к/ф «Фантазии Веснухина»;
5. «Луч солнца золотого» - сл. Ю.Энтина, муз. Ген. Гладкова - м/ф «Бременские
музыканты»;
6. «Маленький принц» - муз. М. Таривердиев, сл. Н. Добронравов;
7. «Мы – маленькие дети» – к.ф. «Приключения Электроника»;
8. «Непогода» - к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»;
9. «Песенка бременских музыкантов» - сл. Ю.Энтина, муз.Ген.Гладкова - м/ф «Бременские
музыканты»;
10. «Песенка крокодила Гены»;
11. «Облака» - сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского - м/ф «Трям! Здравствуйте!»;
12. «Улыбка» - сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского - м/ф «Крошка Енот»;
13. «Чунга-чанга» - сл. Ю.Энтина - м/ф «Катерок».
Авторская (бардовская) песня
1. «Северная» (слова и музыка Ю.Михалев);
2. «Поезд» (слова и музыка Ю.Кукин);
3. «Песня о Земле» (слова и музыка В.Высоцкий);
4. «Он не вернулся из боя» (слова и музыка В.Высоцкий);
5. «Песня о друге» (слова и музыка В.Высоцкий);
6. «Пожелание друзьям» (слова и музыка Б.Окуджава);
7. «Молитва» (слова и музыка Б.Окуджава);
8. «Ты у меня одна» (слова и музыка Ю.Визбор);
9. «Милая моя» (слова и музыка Ю.Визбор);
10. «Ночная дорога» (слова и музыка Ю.Визбор);
11. «Как здорово!» (слова и музыка О.Митяев);
12. «С добрым утром, любимая!» (слова и музыка О.Митяев);
13. «Ваше благородие, Госпожа Разлука» (слова Б.Окуджава, музыка И.Шварца);
14. «Поле Куликово» (слова Г.Пономарев, музыка иеромонах Роман, исполнитель Ж.
Бичевская);
15. «Храни вас Бог!» (слова В. Верхотурцев, музыка Н. Жданов-Луценко, исполнитель Ж.
Бичевская).

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Романс
«Ночь светла» (слова М.Языков, музыка М.Шишкова);
«Отцвели хризантемы» (слова В.Шумского, музыка Н. Харито);
Романс из телефильма «Дни Турбиных» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера);
«Динь-динь-динь» (Слова и музыка Б.Юрьева);
«Не уходи» (слова М. Пойгина, музыка Н.Зубова);
«Я встретил вас» (слова Ф.Тютчева, музыка неизвестного автора).
Рок

1.
2.
3.
4.
5.
1.
1.
2.
3.
4.

Из репертуара группы «Ария»:
«Штиль»;
«Потерянный рай»;
«Беспечный ангел»;
«Осколок льда»;
«Я свободен»;
Из репертуара группы «Чайф»:
«Никто не услышит»;
Из репертуара группы «ДДТ»:
«Что такое осень?»;
«Это все»;
«Пацаны»;
«Свобода»;
14

5. «Капитан Колесников»;
Из репертуара группы «Кино»:
1. «Звезда по имени Солнце»;
2. «Группа крови»;
3. «Красно-желтые дни»;
4. «Кукушка»;
5. «Последний герой»;
Из репертуара группы «Алиса»:
1. «Мама»;
2. «Крещение»
Из репертуара группы «Люмен»:
1. «Небеса»;
2. «Детки»;
3. «Волк».

2.6. Список литературы
I. Литература для педагога
Документы и материалы:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
2. Устав МБО ДО ДТДиМ «Радуга» (новая редакция) от 28.02.2022г. №87;
3. Ошукова Т.Б. Интервалы и Аккорды – Просто, весело, легко : учебно-методическое пособие по
сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ Ростов н/Д: Феникс 2015г. – 72 [2]с. – (Учебные
пособия для ДМШ).
Сборники:
4. Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
5. Лихачев Ю.Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
6. Лихачев Ю.Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре
для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64 с.
7. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
8. Музыкальное просвещение. Мир гитары. №20 / Ред. И. Бельская. – М., 2008. – С. 40-44.
9. Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика.- М.: Академия,
2009.
II. Литература для детей
Сборники:
1. Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005
3. Аудиокурс игры на гитаре. Класс дебютанта (для начинающих) Издательство: Synchrobook,
2010.
4. Популярный учебник игры на электрогитаре. Электрогитара для всех. – М.: издательский дом
Катанского, 2007.
5. Репертуар начинающего гитариста: ноты и табулатура. Выпуск 1. Традиционная и безнотная
система обучения. – М.: Современная школа, 2010.
6. Репертуар начинающего гитариста: ноты и табулатура. Выпуск 2. Традиционная и безнотная
система обучения. – М.: Современная школа, 2010.
7. Филипс М., Чаппек Д. Гитара для чайников. - Москва - Санкт-Петербург – Киев, 2006.

15

III. Литература для родителей
1. Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
2. Лопатина А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь,
2005. – 352с.
3. Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС,
2006. – 287с.
4. Ципоркина И. В., Кабанова Е.А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. – М.:АСТ.ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с.
5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:
«Академия», 2007. – 384 с.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».