1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет требования к структуре, содержанию, порядке
разработки, утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (далее ДООП), реализуемых в Муниципальной бюджетной организации
дополнительного образования дворец творчества детей и молодёжи «Радуга» (далее – МБО
ДО ДТДиМ «Радуга»).
1.2. Настоящее Положение разработано на основании:
- Конвенции ООН о правах ребёнка;
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Паспорта национального проекта «Молодёжь и дети» действующего с 01.01.2025г. по
31.12.2030г., утверждённого Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам;
- Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006г. №152-ФЗ (редакция
06.02.2023г.);
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»»;
- Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. №
652н;
- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ» (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
- Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2012г. №467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Устава МБО ДО ДТДиМ «Радуга» утверждённый постановлением администрации
муниципального образования «Муйский район» от 28.02.22г. №87;
- Положения о мониторинге внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в
МБО ДО ДТДиМ «Радуга» от 09.02.2024г. №11;
- Программы развития МБО ДО ДТДиМ «Радуга» «Территория возможностей» на 2020-2025
годы от 02.09.2020г. №43.
1.3.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
разрабатывается педагогами дополнительного образования на основании вышеуказанной
нормативной базы пункта 1.2.
1.4. Разработка и реализация ДООП относится к компетенции педагогического
работника, является его обязательной трудовой функцией в соответствии с
Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. №
652н.
1.5. ДООП – комплекс основных характеристик образования (объём, содержание,
планируемые результаты) и организационно-педагогические условия, которые представлены
в виде учебного плана, календарного учебного плана, оценочных и методических
материалов, форм аттестации, иных составных частей.
1.6. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы составляется педагогом по определенному профилю (курсу) дополнительного
образования на каждый учебный год, с учётом возрастных особенностей состава
обучающихся на каждый последующий год обучения.
ДООП ежегодно обновляются с учётом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы согласно Приказа Министерства просвещения
РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Обновление программы осуществляется до начала учебного года (май-август), утверждение
ДООП - в августе на установочном Педагогическом совете.
1.7. Допускается разработка комплексной ДООП коллективом педагогов одного,
разных направленностей. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено
приказом директора МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
2. Функции дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
ДООП вне зависимости от направленности выполняет следующие функции:
- нормативную: является документом, в котором отражается педагогическая концепция
педагога дополнительного образования в соответствии с заявленными целями и задачами
деятельности, условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый
конечный результат, и, следовательно, обязательна для реализации в полном объёме;
- целеполагающую: определяет ценности и цели, для достижения которых разработана;
- определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
- процессуальную: определяет логическую последовательность усвоения элементов
содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- диагностическую: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и
критерии оценки обученности и личного развития обучающихся.
3. Цели и задачи ДООП
Основная цель программы – это желаемый оптимальный результат педагогической работы,
максимально возможный в данных условиях.
Задачи Программы: практические шаги к достижению цели. Цель и задачи программы
должны быть логически связаны с планируемыми результатами.
4. Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
ДООП классифицируются
4.1. По степени авторства:
Типовая (примерная) – программа, утвержденная Министерством образования
Российской Федерации и рекомендованная для реализации по профилю той или иной
образовательной области.
Модифицированная – программа, при разработке которой за основу берется другая,
сходная по содержанию, направлению деятельности дополнительная ДООП. Программа,
взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в неё
могут вноситься следующие изменения:
- в объёме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и др.;
- с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп, обучающихся;
- в режим и временные параметры осуществления деятельности;
- с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития
обучающихся;
- в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и
собственным видением предмета (профиля), не затрагивая основ и принципиальных
аспектов образовательного процесса.
Экспериментальная – программа, целью которой является изменение содержания,
организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей
знания, внедрение новых педагогических технологий. Содержание экспериментальной
программы, план её реализации, ход апробации, методы и инструментарий диагностики
должны пройти процедуру обсуждения и принятия Методическим советом.
Авторская – программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его
собственному замыслу с учётом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей
её решения. Статус авторской может быть присвоен ДООП на основании:
- результата процедуры конкурса авторских программ;
- публикации в Издательстве и включения ДООП в перечень учебных (методических)
пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе другими педагогами.
4.2. По уровню освоения обучающимися:
- общекультурный (ознакомительный);
- базовый (общекультурный);
- творческий (углублённый).
4.3. По форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности:
Интегрированная программа - программа совместной деятельности социального или
сетевого партнёрства в рамках сотрудничества МБО ДО ДТДиМ «Радуга» с учреждениями
п. Таксимо с целью создания единого пространства деятельности для обучающихся и
педагогов с выходом на результаты.
Комплексная программа – это совокупность самостоятельных дополнительных
общеобразовательных программ, объединенных по определенному принципу, и
направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение.
Модульная программа – по способу организации своего содержания составлена из
самостоятельных, устойчивых, целостных блоков ДООП.
5. Содержание ДООП
5.1. Содержание ДООП определяется в рамках следующих направленностей:
- техническая (Программа направлена на формирование научного мировоззрения, освоение
методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных,
конструкторских, инженерных способностей обучающихся в области точных наук и
технического творчества. Сфера профессиональной деятельности - «человек- техника»);
- художественная (Программа направлена на развитие художественного вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира
искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия
мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек- художественный образ»);
- туристско-краеведческая (Программа направлена на развитие познавательных,
исследовательских навыков, обучающихся по изучению природы, истории, культуры
родного края. Программы ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб
соотечественников, семейных родословных; являются источником социального,
личностного и духовного развития обучающихся. Сфера профессиональной деятельности «человек-природа», «человек-человек»);
- социально–гуманитарная (Программа направлена на социальную адаптацию детей
определённых категорий, на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию
с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах
современной социальной жизни, на воспитание социальной компетентности,
формирование педагогических навыков. Сфера профессиональной деятельности – «человекобщество», «человек-человек»).
5.2. Содержание ДООП должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям региона;
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); в формах и методах
обучения (дифференцированного обучения - занятиях, конкурсах, экскурсиях, походах);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,
инструментов и материалов в расчёте на каждого обучающегося в объединении).
5.3. Содержание ДООП должно быть ориентировано на:
- создание необходимых условий для личного развития обучающихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях техническим
творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
6. Структура и оформление ДООП
6.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной
системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и
составляет два основных раздела:
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи Программы;
- содержание Программы;
- планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
- календарный учебный график;
- условия реализации Программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- список литературы;
- приложения.
7. Оформление и содержание структурных элементов ДООП:
7.1. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, на титульном листе
(Приложение № 1) указывается:
- наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности организации);
- наименование образовательной организации;
- дата и № протокола Педагогического совета, утверждающего ДООП к реализации;
- гриф утверждения ДООП (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
- название ДООП;
- адресат (возраст участников программы);
- срок реализации ДООП;
- ФИО, должность составителя (автора) ДООП;
- название населенного пункта, в котором реализуется ДООП;
- год разработки ДООП.
Внутренняя рецензия ОО размещается на втором листе программы.
7.2. Технология проектирования ДООП:
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
- направленность;
- актуальность;
- отличительные особенности (новизна);
- адресат Программы (возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
Программы);
- особенности состава обучающихся: неоднородный (смешанный), постоянный, с участием
детей ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- уровни освоения Программы;
- объём и сроки освоения Программы - общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в
год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий;
- цель Программы;
- задачи: личностные, метапредметные, образовательные (предметные);
- Учебный план;
- содержание Программы;
- планируемые результаты по завершению Программы: личностные, метапредметные,
образовательные (предметные).
7.3. Уровни освоения ДООП
В соответствии с Положением о мониторинге внутренней системы оценки качества
образования МБО ДО ДТДиМ «Радуга» от 09.02.2024г. №11 уровни освоения ДООП:
- общекультурный (ознакомительный);
- базовый (общекультурный);
- творческий (углублённый).
Уровень
Специфика целеполагания
1. Общекультурный
(ознакомительный)
- обучающийся стабильно
занимается, освоил
общеобразовательную программу,
свободно ориентируется в изученном
материале, принимает участие в
Прогнозируемая
результативность
- освоение образовательной
программы;
- переход на базовый уровень не
менее 25 % обучающихся.
2. Базовый
(общекультурный)
3. «Творческий»
(углубленный)
мероприятиях внутри объединения и
внутри ДТДиМ «Радуга»
(репродуктивный уровень при
помощи педагога);
- обучающийся проявляет
устойчивый интерес к изучаемому
предмету; не только освоил
программу, но и стремится к
дополнительным занятиям,
принимает участие в конкурсах,
выставках районного уровня и выше
(репродуктивно-продуктивный
уровень);
- обучающийся выполняет
программу, дополнительно
самостоятельно занимается,
проявляет ярко выраженные
способности к изучаемому курсу,
стабильно принимает участие в
конкурсах, выставках, фестивалях,
занимает призовые места
(продуктивный, креативный
уровень).
- освоение образовательной
программы;
- участие в муниципальных и
районных мероприятиях не
менее 50 % обучающихся;
- включение в число призеров
мероприятий не менее 5 %
обучающихся;
- переход на углубленный
уровень не менее 25 %
обучающихся.
- освоение образовательной
программы, стремление к
получению дополнительных
знаниям;
- участие в муниципальных,
районных, республиканских,
всероссийских мероприятиях не
менее 80 % обучающихся;
- включение в число победителей
и призеров мероприятий не
менее 50 % обучающихся.
7.4. Учебный план (Приложение № 2)
Учебный план оформляется в виде таблицы и содержит следующие обязательные
элементы:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий.
В Учебном плане необходимо предусмотреть часы на:
- комплектование групп по годам обучения;
- вводное занятие (введение в Программу);
- концертную, выставочную деятельность;
- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
- итоговое (контрольное) занятие.
Заключительные занятия в конце учебного года могут называться как «Итоговое
занятие», «Контрольное занятие», «Занятие по итогам года», «Занятие – праздник».
Итоговым занятием предпочтительнее называть последнее занятие, завершающее год (курс)
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
7.5. Содержание Учебного плана ДООП
Содержание Учебного плана программы – реферативное описание разделов и тем
Программы в соответствии с последовательностью, заданной Учебным планом, включая
описание теоретических и практических частей форм контроля по каждой теме, должно
соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения Программы.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание Программы составляется согласно Учебному плану;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью
соответствовать их формулировке и расположению в Учебном плане;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);
- материал следует излагать назывными предложениями;
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
7.6. Планируемые результаты
В данной части программы необходимо сформулировать:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе
занятий по Программе;
- личностные качества и компетенции, которые могут быть сформированы и развиты у детей
в результате обучения по Программе;
- метапредметные и предметные результаты, которые приобретает обучающийся по итогам
освоения программы.
7.7. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график (Приложение № 3)
Календарный учебный график заполняется в виде таблицы, включает следующие
характеристики:
- количество учебных недель;
- количество учебных дней;
- продолжительность каникул;
- даты начала и окончания учебных периодов.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» также включает:
- условия реализации Программы;
- формы аттестации и определения результативности Программы - открытые занятия,
защита творческих работ, выставки, фестивали, концерты разрабатываются и
обосновываются индивидуально для определения результативности Программы;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- список литературы.
7.8. Раздел «Методические материалы» Программы представляет краткое описание
методики работы и включает в себя:
- методы обучения и воспитания;
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа по
подгруппам, ансамблевая. Выбор той или иной формы обосновывается в позиции профиля
деятельности (музыкального, художественного), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети
ОВЗ);
- формы организации учебного занятия – акция, беседа, встреча с интересными людьми,
выставка, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, круглый стол, мастер-класс,
открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление,
презентация, спектакль, творческая мастерская, фестиваль, экскурсия, эксперимент,
ярмарка;
- педагогические технологии;
- алгоритм учебного занятия;
- дидактические материалы.
8. Оформление ДООП
8.1. Содержимое электронного документа ДООП – файл в формате Word (печатный
вариант ДООП) рекомендуется оформить в соответствии с традиционными требованиями
делопроизводства: основной шрифт – Times New Roman; размер шрифта основного текста и
таблиц кегль 12; межстрочный интервал – 1,15.
Поля: левое – 2 см, правое – 1,5 см., верх и низ файла – 1,5 см.
Таблицы вставляются непосредственно в текст, приложения.
8.2. Список литературы - структурный элемент ДООП, включающий перечень
использованной составителем литературы, сайтов, аудио-видеоматериалов. Список
литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города, названием издательства,
года выпуска.
Возможно составление списка литературы, состоящий из двух разделов:
- список методической литературы, использованный педагогом в своей работе;
- списка литературы для обучающихся и родителей.
9. Порядок рассмотрения и утверждения ДООП
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является
локальным нормативным документом МБО ДО ДТДиМ «Радуга», ежегодно проходит
проверку и утверждение в определённом порядке:
1) Методическим советом проводится внутренняя экспертиза, где рассматриваются
новые и реализуемые ДООП на качество разработки (май – август). По результатам
экспертизы, в форме устных консультаций, даются рекомендации о необходимой доработке
или согласовывается допуск на представление ДООП на Педагогическом совете
2) Новые и обновлённые ДООП рассматривается на установочном Педагогическом
совете в августе. Решение об утверждении ДООП заносится в протокол Педагогического
совета, утверждение ДООП осуществляется приказом директора МБО ДО ДТДиМ «Радуга»,
на основании приказа составляется внутренняя Рецензия на ДООП заместителем директора
или методистом.
3) После данной внутренней экспертизы ДООП считается полноценным локальным
нормативным документом МБО ДО ДТДиМ «Радуга» и допускается к реализации в детском
творческом объединении.
9. Хранение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хранится в
печатном и электронном видах:
- один экземпляр у педагога в печатном виде для ведения «Журнала учёта работы педагога»,
в электронном виде;
- один экземпляр у директора (заместителя директора) в электронном виде, срок хранения
ДООП – один год;
- один экземпляр в электронном виде в автоматизированной информационной системе
«Сетевой Город Образование Республики Бурятия». В случае увольнения педагога ДООП
отправляется в архив АИС «СГО РБ».
10. Контроль реализации ДООП
Контроль за реализацией ДООП осуществляется в соответствии с планом контроля
качества образования МБО ДО ДТДиМ «Радуга» директором, заместителем директора.
ОБРАЗЦЫ
оформления структурных элементов дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
Приложение № 1 Титульный лист
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУЙСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ «РАДУГА»
Согласовано:
Управляющим Советом
МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
Принята на заседании
Педагогического совета
МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
Протокол № 1
от «22» августа 2024 г.
Утверждаю:
Директор МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
_____________ /Анашкина В.В./
Приказ № 65 от «22» августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Наименование»
Возраст обучающихся: 10 - 14 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Фамилия Имя Отчество
педагог дополнительного образования
п. Таксимо
2024 г.
Приложение № 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела, темы
1.
2.
2.1.
2.2.
Вводное занятие
Раздел I «
»
Тема «
»
Тема «
»
….
….
Выставочная
деятельность
Итоговое занятие
ИТОГО:
7.
8.
Всего
Количество часов
Теория
Практика
…
…
…
…часов
…часов
…часов
Формы аттестации/
контроля
Приложение № 3
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/п
Дата
№
занятия
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Колво
часов
Месяц
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля