Д.Б. Таханова Амар мэндээ

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Амар
мэндээ!»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы «Амар мэндээ!»
2.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы «Амар мэндээ!»
2.3. Форма аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы

2

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
«Амар мэндээ!»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Амар мэндээ!» (далее - программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовым документам:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»;
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее
реализации»; https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №2. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Закон от 10 июня 1992 года «О языках народов Республики Бурятия»;
https://lawmix.ru/zakonodatelstvo/1971836
 Приказ Минобрнауки РФ № 1014 от 30.08 2013 г «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержденным»;
https://docs.cntd.ru/document/499044346
 Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Таксимовская
средняя общеобразовательная школа №1 имени А.А. Мезенцева» п. Таксимо;
 Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы (МБО ДО ДТДиМ «Радуга»).
Актуальность написания программы продиктована временем. Она позволяет
удовлетворить социальный заказ родителей, желающих создать детям дополнительные условия
для их дальнейшего развития, воспитания и изучения бурятского языка, узнать индивидуальные
особенности детей с целью построения их личностной образовательной траектории. Программа
позволяет учитывать и желание, и стремление детей изучать бурятский язык. Она дает
возможность реализовать творческий потенциал учащихся т.к. построена в соответствии с
индивидуальными интересами, потребностями и с учетом возрастных особенностей школьников.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Бурятский язык и литература
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
программа, разработанная Дамбаевой Ч.Д., измененная с учетом особенностей
образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: социально-гуманитарная - формирует мировоззрение,
нравственные ценности, осуществляет общее развитие детей. Дает совокупность знаний в
области общественных наук и связанных с ними практических умений и навыков. Создают
3

условия для личностного и профессионального самоопределения (конкретные области знания и
(или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание,
преобладающие виды учебной деятельности).
https://congress.dod.vcht.center/storage/events/presentation/17_5fd8b3861d742.pdf
Адресат программы: дети младшего школьного возраста. Младший школьный возраст (8-10
лет) характеризуется изменениями в познавательной сфере, ведущей деятельности, развитии
личности и особенностях взаимоотношений с окружающими. Эти особенности связаны с
поступлением ребёнка в школу и новой социальной ситуацией развития. Поэтому программа
опирается на разноуровневый подход в обучении. Набор в группу объединения безусловный,
свободный приветствуются дети с любыми индивидуальными данными. Набор и отчисление
обучающихся осуществляется в соответствии с Положением о порядке и основании приема,
перевода, отчисления и восстановления обучающихся МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
https://infourok.ru/nauchnaya-statya-kratkaya-harakteristika-mladshego-shkolnogo-vozrasta4103234.html
Срок и объем освоения программы: срок реализации программы 2 года обучения 144 часа.
1 год обучения – 72 часа;
2 год обучения – 72 часа.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка
на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Форма обучения: очная, (с возможностью применения дистанционной формы обучения на
платформе Сферум)
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные. Состав
групп постоянный, вид – профильный.
Режим занятий: 3А класс – 1 час (45 мин) х 2 раза в неделю, 3Б класс – 1 час (45 мин) х 2 раза в
неделю на базе МБОУ «Таксимовская СОШ №1 имени А..А. Мезенцева»
1.2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Основная цель Программы – развитие личности ребёнка – реализуется в процессе
присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности,
отношениях, общении.
Ведущая цель Программы:
Формировать у детей речевые умения ( аудирование, говорение) и навыки
(произносительные, лексические и грамматические) устной бурятской речи на
элементарном уровне.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие образовательные задачи:
Обучающие задачи:
- Формировать навыки самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач
на бурятском языке в рамках тематики, предложенной программой.
- Понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения,
речевой задачей и коммуникативными намерениями.
- Осуществлять своё речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и
национально – культурными особенностями бурят.
- Формировать навыки учебной деятельности: учебные умения, перцептивные навыки,
речевые навыки, умения вести себя в типовых ситуациях.
- Формировать произносительные, лексические, грамматические и речевые навыки.
- Совершенствование этих навыков.
- Развитие речевых навыков, связной речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитание интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам людей,
говорящих на другом языке, формирование навыков разумного и обоснованного поведения при
взаимодействии языков и культур, развитие навыков социальной межкультурной коммуникации.

4

- Овладение детьми первичной коммуникацией на другом языке, формирование
элементарных навыков общения, достижения коммуникативных целей при ограниченном
владении вторым языком, приобретение первоначальных навыков устной речи на втором языке.
- Содействие приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического,
словесного, идиоматического, системного, частично морфологического и синтаксического
строения иноязычной речи). Развитие металингвистических способностей детей (привычки
анализировать свою речь, осмыслять ее состав).
Развивающие задачи:
- Развивать у детей мыслительные, познавательные и языковые способности: фонетический
слух, имитационные способности, способности к догадке, способности к различению.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, формировать навыки
межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля речи других детей, воспитание
культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоциональноценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных
способностей детей, стремления к активной деятельности и творчеству.
Задачи реализуются в следующих видах деятельности:
- Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей
дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры).
- Коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками).
- Познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора).
- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).
- Двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
- Проектная (создание собственного замысла, проекта).
- Творческая, художественная (создание нового оригинального).
Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы.
К концу освоения программы учащиеся могут:
- ситуативно понимать речь взрослого и других детей;
- выполнять распоряжения по ходу действия игры или другой деятельности;
- отвечать на вопросы других участников общения, а также незнакомых взрослых, в том
числе носителей языка;
- задавать вопросы на изучаемом языке;
- рассказывать стихотворения, рифмовки, считалки, петь песенки на бурятском языке;
- давать указания и кратко описывать предметы и явления; высказывать предположения;
- создавать как отдельные осмысленные высказывания, так и цепочку высказываний,
связанных между собой логически.
Таким образом, ученик сможет осмысленно осуществлять речевые действия и пользоваться
вторым языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объеме.
Целевые ориентиры конкретизированы в содержании интегральных показателей
развития в указанных ниже программах:
1. Программа «Амар сайн, үхибүүд!» Д.Д. Могоевой
2. Учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э!» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой,
Б.Д. Шожоевой.
Планируемый результат - как целевые ориентиры освоения Программы:
Аудирование:
- различать звуки на слух, звукосочетания, слова, предложения на бурятском языке;
- различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
- воспринимать и понимать бурятскую речь;
- воспринимать и понимать несложный текст (сказки, рассказы).
Говорение:
5

- вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие,
знакомиться, прощаться, поздравлять и благодарить, извиняться, предлагать угощение;
- вести диалог – расспрос, задавать вопрос и отвечать на вопросы;
- вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, согласиться, отказаться;
- уметь называть предметы и описывать (картину, фотографии, животные, природу,
погоду), указывая качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;
- уметь кратко высказываться о себе, своей семье, друге, домашнем животном, герое
сказок: называть имя, возраст, место проживания, (нахождения), описывать внешность, характер,
что умеет делать, любимое занятие;
- воспроизводить выученные стихи, рифмовки, исполнять бурятские песни, ёхор,
благопожелания, загадывать и отгадывать загадки;
- знание традиционной культуры бурят: пять видов скота, бурятский национальный
костюм, национальная кухня, праздники и игры народов;
- знание государственной символики Республики Бурятия;
- богатства родного края.
Таблица 1.2.1

Стартовый уровень

Базовый уровень

Знать

основные цвета, счет до 5, особенности
Сагаалгана, называть членов своей семьи на
бурятском языке, домашних животных, диких
животных, части тело человека на бурятском
языке

называть на бурятском языке виды
одежды, счет до 10, называть некоторые
виды еды, иметь представление о
бурятской кухне, называть посуду

Уметь

представляться на бурятском языке,
приветствовать

слушать и понимать речь собеседника на
бурятском языке и формулировать ответ

Владеть

Навыками игры с игрушками на бурятском
языке

Навыки определения времени года,
особенности

Проявлять

Навыки игр в национальные игры

Навыки пересказа об устном бурятском
народном творчестве

6

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Амар мэндээ!»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Количество часов (учебная нагрузка)

Название раздела, темы

1г. об. – 2 ч./ нед
Теория
Вводное занятие

1

Воспитательная работа

1

Практика

4

Формы аттестации/контроля
Всего
1

Зачет

5

Праздники, выставки, мастер классы,
экскурсии

Раздел
1

«Я и моя семья»
«Би ба минии булэ»

1.1

«Здравствуйте, дети!»
«Амар сайн, үхибүүд!»

1

1

2

Беседа

1.2

«Моё имя и мой друг»
«Минии нэрэ ба минии
нухэр»

1

1

2

Зачет

1.3

В мире звуков. Абяануудай
орон нютагта
Дружные братья «Табан
хурган»

1

1

2

Зачет

1.4

«Это моя семья»
«Энэ минии булэ»

1

2

3

Проект

1.5

Это кто? Энэ хэн бэ?

1

-

1

1.6

«Моя школа»
«Манай hургуули»

1

1

2

Зачет

1.7

«Мои принадлежности»
«Минии нааданхай»

1

1

2

Ролевые игры, выставка

1.8

«Добрые слова»

1

-

1

Тест

1.9

Наши любимые игры.
Манай дуратай нааданууд

1

1

2

Раздел
2

«Счет»
«Тоо»

2.1

Счет от 1 до 10

1

1

2

2.2

Национальная игра

1

2

3

2.3

Шагай нааданнародная игра

1

1

2

Конкурс

2.4

Национальные игры бурят
Три игры мужчин. Эрын
гурбан наадан

1

1

2

Проект

17

11
Зачет

7

2.5

Сурхарбаан – народный
праздник игр

Раздел
3

«Нарисуем радугу»
«hолонго зурая»

3.1

«Изучение цветов»

1

1

2

Выставка

3.2

Бурятский орнамент

1

1

2

Выставка

3.3

Бурятская национальная
одежда

1

1

2

Проект

3.4

Юрта-жилище бурят

1

1

2

Мини - проект

Раздел
4

САГААЛГАН

4.1

Поздравления. Амаршалга

1

1

Выставка

4.2

Белая пища

1

1

Тест

4.3

Ёхор наадан

1

1

2

Конкурс

4.4

«Сагаалган» глазами
детей

1

1

2

Праздник

Раздел
5

«Человек»
«Хун»

5.1

Мальчик, девочка.

1

1

2

Зачет

5.2

Телосложение, рост.
Узнаем себя и друг друга.

1

1

2

Зачет

5.3

Моя родословная

1

1

2

Проект

5.4

Мамин праздник 8 Марта.
Эжын hайндэр-Мартын
найман.

1

1

Открытка

5.5

Знаменитые люди Бурятии

1

1

Тест

Раздел
6

«Природа»
«Амитад»

6.1

Домашние животные

1

1

2

текущий контроль

6.2

5 драгоценных животных

1

1

2

Зачет

6.3

Дикие животные

1

1

2

текущий контроль

6.4

Птицы нашего края
Шубууд.

1

1

2

Презентация

6.5

Любимые герои из
народных сказок

1

1

2

Проект

6.6

Байкал – наше сокровище
Байгал далай-баян далай

1

1

2

6.7

«Спектакль» для детей
«Зужэг»

2

2

3

1

1

Доклад

2
8

6

8

16

Зачет

8

Итоговое занятие
Итого:

37

1

1

35

72

Контрольно-тестовый опрос

Базовый уровень (2 год обучения)
Таблица 1.3.2
№
п/п

Количество часов (учебная нагрузка)

Название раздела, темы

2г. об. – 2ч./нед

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

1

-

1

Зачет

Воспитательная работа

2

4

6

Праздники, выставки, мастер классы,
экскурсии

Раздел
1

«Говорим на Бурятском»
«Буряадаар хэлэе»

1.1

Сайн байна! Амар мэндэ-э!

1

1

2

Опрос

1.2

«Би…, бидэ…»
«Я…, они…»

1

1

2

Тест

1.3

Мои друзья. Минии нүхэр

1

1

2

Зачет

1.4

Кто какой? Хэн ямар бэ?

1

1

2

Зачет

1.5

Это моя семья. Энэ минии
бүлэ

1

1

Зачет

1.6

«Посчитаем»
«Тоолое»

1

1

Опрос

1.7

«Моя школа»
«Манай hургуули»

1

1

Выставка

1.8

«Игры»
«Наадан»

1

1

Зачет

1.9

Гэсэр ехэ бүлэтэй
эпос «Гэсэр»

18

1

1

2

Ролевые игры, выставка

1.10

Устное народное
творчество

1

1

2

Тест

1.11

Закон гармонии гласных

1

1

2

Зачет

Раздел
2

«Одежда»
«Хубсаhан»

2.1

«Мужская одежда»

1

1

2

Зачет

2.2

«Женская одежда»

1

1

2

Зачет

2.3

Бурятские орнаменты

1

1

2

Выставка

2.4

Бурятские украшения

1

1

Проект

8

9

2.5

Названия драгоценных
камней

Раздел
3

«Комнаты»
«Таhалганууд»

3.1

«Моя комната»

1

1

2

Выставка

3.2

«Кухня»

1

1

2

Тест

3.3

Юрта, внутренне
убранство

1

1

Опрос

3.4

Мой дом. Минии гэр

1

2

Зачет

Раздел
4

САГААЛГАН

4.1

Белая пища.

1

1

Праздник, конкурс

4.2

Благопожелания

1

1

Конкурс чтецов

4.3

Народные песни

1

1

Разучивание песни

4.4

Ёхор

1

1

2

4.4

Сагаалган» глазами детей

1

3

4

Раздел
5

«Часы, времена года»
«Удэрэй журам, жэлэй
дурбэн саг»

5.1

«Часы»

1

1

текущий контроль

5.2

Название чисел. Тоолое

1

1

зачет

5.3

«Времена года»

1

2

текущий контроль

5.4

Устное народное
творчество

1

2

тест

5.5

Бурятская игра Шагай
наадан

1

2

Соревнование

Раздел
6

«Домашние дела»
«Гэрэй ажал»

6.1

Какие домашние дела ты
помогаешь выполнить
маме?

1

1

текущий контроль

6.2

Домашние животные

1

1

текущий контроль

6.3

5 драгоценных животных

1

1

текущий контроль

Раздел
7

«Мои увлечения»

7.1

Я занимаюсь спортом

1

Тест

1
7

1

9

Концерт
6

1

3

14
1

1

Проект

10

7.2

Сурхарбаан- буряад
наадан.

1

1

Текущий контроль

7.3

Амар мэндэ, наран!

1

1

Текущий контроль

.7.4

Народные инструменты

1

1

Текущий контроль

7.5

Я путешественник. Би
аяншалга

1

1

Текущий контроль

7.6

Улан-Удэ – столица
Бурятии

1

1

Текущий контроль

7.7

Достопримечательности
Бурятии

1

1

Тест

7.8

Чайный путь

1

1

Мини-проект

7.9

Природа моего края

1

1

Зачет

7.10

Животные в лесу

1

1

Текущий контроль

7.11

Байкал-наше сокровище.

1

1

Доклад

7.12

«Спектакль»
«Зужэг»

1

1

Зачет

1

1

Контрольно-тестовый опрос

24

72

Итоговое занятие
Итого:

48

2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
(для всех групп, обучающихся в Приложении №1)
ПДО: «Амар мэндээ!»
Место проведения: МБОУ «Таксимовская СОШ №1 имени А.А. Мезенцева»
Форма занятия: очное
Таблица 2.1.1.

1-й год

Дата начала
обучения по
программе
1-15 сентября

Дата окончания
обучения по
программе
31 мая

Всего
учебных
недель
36

Кол-во
учебных
часов
72

2-й год

1 сентября

31 мая

36

72

Год
обучения

Продолжительность каникул

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 1
часу
2 раза в
неделю по 1
часу

С 31 декабря по 12 января
С 1 июня по 31 августа

11

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА
Наименование программы,
год обучения, класс

«Амар мэндээ», 1-й год
обучения,
3А класс
«Амар мэндээ», 1-й год
обучения,
3Б класс

Понедель
ник

Вторник

Среда

Четвер
г

12:30 –
13:15
12:30 –
13:15

Пятница

12:30 –
13:15
12:30
–
13:15

Место проведения
занятий, № кабинета
ТСОШ№1, каб. №209

ТСОШ№1, каб. №204

ИТОГО: 4 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Администрацией МБОУ «Таксимовская СОШ №1 имени А.А. Мезенцева» созданы все
материально-технические условия для реализации программы. Мною проводятся занятия в
двух классах: 3А и 3Б. Кабинеты оборудован всем необходимым для качественного
образования и обучения. Есть компьютер, с доступом к сети Интернет, имеется необходимое
программное обеспечение, медиапроектор, экран, интерактивная доска, разнообразный
методический и дидактический материал. Школа оборудована автоматизированной системой
противопожарной безопасности. Администрация учреждения уделяет большое внимание
развитию материально-технического оснащения кабинетов.
Занятия проводятся в учебном кабинете, оснащенном согласно требованиям СанПиН
2.4.3648-20:
- каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с
его ростом и состоянием здоровья;
- искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к
нему;
- во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз,
динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей;
- перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное
проветривание.
Информационные ресурсы программы:
- учебные (учебники, учебные пособия);
- информационно — справочные (справочники);
- учебно-методическая литература;
- периодические отраслевые издания;
- дидактические материалы для проведения занятий;
- дидактические материалы для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации
(тесты и т.п.).
Эффективность обучения во многом зависит и от качества учебно-методического
обеспечения. Изучение содержания примерных программ по бурятскому языку, созданных на
основе федерального компонента государственного стандарта начального образования,
показало, что оно отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода в
обучении. В соответствии с этим у детей формируются и совершенствуются коммуникативная
компетенция.
Обновление содержания обучения бурятскому языку предопределил подготовку и издание
серии нормативных и методических документов, регулирующих процесс образования по
бурятскому языку как государственному. Вышел региональный стандарт начального и
основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных
учреждениях с русским языком обучения (Приказ № 830 от 09.07.08), региональный базисный
12

учебный план (Вестник образования и науки РБ, №8.2008), примерные учебные программы, а
также авторские учебные программы, которые находят свое активное воплощение в
образовательных учреждениях.
Учебная деятельность строится на основании Регионального стандарта начального и
основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики
Бурятия и программ, рекомендованных Министерством образования и науки Республики
Бурятия; на основе программы «Амар сайн, ухибууд» (Д.Д. Могоева), имеются учебные
пособия, учебная и методическая литература по бурятскому языку, словари, справочники,
наглядный материал (плакаты, иллюстрации картин художников, опорные схемы и др.)
необходимы и обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность.
Используется следующее учебное пособие обучение детей бурятскому языку в комплексе
«Детский сад-школа» (Э.П. Нанзатова), методические пособия Г-Х.Ц. Гунжитовой «Амар
мэндэ!» - начальный курс бурятского языка, Могоевой Д.Д. «Амар сайн, үхибүүд». Содержание
этого пособия представлено темами устной речи. Каждой теме посвящен урок-комплекс, по
материалам которого можно провести ряд (от 2 до 6) занятий в зависимости от степени
усвоения детьми учебного материала.
Также использую подборки печатных изданий: журнал «Хараасгай», «Байгал», «Обруч»
учебные пособия, «Мүнгэн Туяа», «Путешествуем по Бурятии», «Тоонто нютаг», электронный
учебник, УМК «Амар мэндэ-э!».
Имеется комплексная программа по обучению бурятскому языку, обеспечивающих
обучение первоначальным, базовым и продвинутым уровням знаний по предмету. На занятии я
использую наглядный материал: аудио-видеоматериалы, наглядные материалы по темам,
схемы, карточки с заданиями, опорные сигнальные карточки и обучение строится как
увлекательная проблемно-игровая деятельность.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом, и выполнят обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции. Показателем эффективности любого процесса служит конечный
результат.
Формы
аттестации:
опрос,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
индивидуальная и групповая практические работы с тестами, зачет, лингвистическая игра,
выполнение проектов, открытое занятие.
Сроки проведения:
- сентябрь – входящий контроль;
- декабрь – промежуточный контроль;
- май - итоговый контроль.
Критерии отслеживания результатов:
Проверяется: знание лексики по изученным темам, навыки говорения (умение отвечать
на вопросы). В процессе обучения оцениваются теоретические и практические знания, умения,
навыки учащихся в ходе промежуточных и итоговой аттестации. Аттестации проходят в форме:
лингвистической игры, соревнования, обобщающего теста.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка
младшими школьниками. ИЯШ №2, 1986;
2.
Алексеева М.М. Яшина В.В.«Методика развития и обучения родному языку
дошкольников» М: «Академия», 1999;
3.
Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», кн. для воспитателя дет.
сада-М.: просвещение,1991;
13

4.

«Барбаадай»: Пособие для воспитателей детских садов, сост. Ц-Д. Дондокова и

др.
5.
Бабуев В.Д.; «Мир традиций бурят» Улан-Удэ Издательство «Улзы», 2001;
6.
Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай hуудал байдалай
тайлбари толи» словарь, Улан-Удэ Бэлиг, 2004;
7.
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М: Просвещение,1991;
8.
Буряад хэлэн, Ород хэлэтэй хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа, сост. Д.Д.
Могоева, Улаан-Удэ, Бэлиг хэблэл, 1999;
9.
Буряад хэлэн, հургалгын эхин жэлэй номдо методическа заабаринууд, Улаан-Удэ,
Бэлиг хэблэл, 2005;
10.
Буряад хэлэн, Ород хэлэтэй хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа, С.Ц.
Содномов, Ж.Ё. Раднаева, Улаан-Удэ, Бэлиг хэблэл, 2003;
11.
Бурятские народные сказки, // сост. Дугаров Б.С. М: Современник, 1990;
12.
Васильева М.А., Веракса Н.Е., Комаровой Т.С. программа «От рождения до
школы» Москва, 2010;
13.
Васильева М.С. «Этническая педагогика Бурят». Улан-Удэ, БГУ, 1998;
14.
Галданова Г.Р., Николаева Д.А., Скрынникова Т.Д. «Обряды в традиционной
культуре бурят», Москва 2002;
15.
Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. «Традиционная культура бурят»,
16.
Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М.: Мозаика – Синтез,
2010;
17.
Амар мэндэ-э!: начальный курс бурятского языка для детей старшего
дошкольного возраста: книга для учителя и родителей // Г.-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева,
Б. Д. Шожоева. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2014;
18.
Дондогой Ц.Д., Сборник стихотворений «Эреэн маряан дэбтэр», Улан-Удэ, 1997;
19.
Дүршэлөөрөө хубаалдая, согсолб. Ц.Б. Бадмацыренова, Б. И. Батуева, Улаан-Удэ,
Бэлиг хэблэл, 2013.
20.
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е
изд. —М.: ТЦ Сфера, 2014;
21.
Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» Москва, 2009;
22.
Могоева Д.Д. «Амар сайн, ухибууд» Улан-Удэ. Бэлиг – 2002;
23.
Намжилон Л.Н. Оюун тулхюур, учебник для ускоренного обучения бурятскому
языку Улан-Удэ, Изд-во ОАО Респ. Типография, 2004;
24.
Нанзатова Э.П. «Методическая система обучения бурятскому языку как второму в
начальной школе» Улан-Удэ 2002;
25.
Нанзатова Э.П. Языкова Н. В. Методика обучения бурятскому языку как
государственному – Улан-Удэ, издательство БГУ, 2008;
26.
Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. «Программа по бурятскому языку
для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения»,
27.
Нанзатова Э.П. Мүнгэн туяа, Улаан-Үдэ, Бэлиг, 2010;
28.
Ошоров Д.Д. «Шэгшуудэй» пособие для дошкольников, Улан-Удэ, Бэлиг, 2004;
29.
Ошоров Д.Д. Уран угын абдарhаа, Улаан-Удэ. Бэлиг, 2003;
30.
Ошоров Д.Д., Батоев Б.Б., Могоева Д.Д. Табан хурган, Улан-Удэ, 1985;
31.
Пассов Е.И. «Урок иностранного языка» настольная книга преподавателя
иностранного языка, Москва, «Глосса-пресс», Ростов-на-Дону «Феникс», 2010;
32.
Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: метод.
пособие / З.Б. Лопсонова, Г.С. Малунова. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2006;
33.
Программа по бурятскому языку для детских садов / Д. Д. Могоева; Бурят. фил.
НИИ нац. шк. РСФСР. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988;
34.
Ринчинэ С.Н., Будацыренова О.Г., «Храни свои корни», Улан-Удэ, Бэлиг, 2002;
35.
Санжадаева Г.С., Кушеева О.П., «Тоонто нютаг» Улан - Удэ, Бэлиг, 2011;

14

36.
Содномов С.Ц. «Программа изучения бурятского языка в дошкольном
учреждении» Цыбенова, Чойжинимаева «Центр сохранения и развития культурного наследия
Бурятии» Улан-Удэ Бурятия 2003;
37.
Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников», ТЦ Сфера 2004;
38.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика речи детей дошкольного возраста:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений» - М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 2004;
39.
Цыбенова, Чойжинимаева «Центр сохранения и развития культурного наследия
Бурятии», Улан-Удэ, Бурятия, 2003;

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».