Д.С. Коноваленко МВиО срок обучения 3 года

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская
организаторов и ведущих» имеет техническую направленность. Программа является
комплексной и способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных
навыков, умения работать в группе, развитию организаторских способностей и
лидерских качеств, готовности к творческой деятельности. Реализация обозначенных
тем обеспечивает определенный уровень развития социально-психологических качеств,
с помощью которых подросток может реализовать себя и, возможно, определиться с
дальнейшей деятельностью (профессией).
Отличительной особенностью программы является возрождение детского
телевидения в Муйском районе Республики Бурятия, подготовка детей в качестве
ведущих на детские мероприятия, как в МБО ДО ДТДиМ «Радуга», так и на районом
уровне в качестве видео ведущего и ведущего сцены.
Уникальность программы заключается в том, что она является гибридом двух
направленностей, первоочередная направленность - техническая (умение работать с
техническими средствами, видеоматериалом посредством компьютерной программы во
время монтажа видео роликов), второстепенная - художественная (творческий подход к
поставленным задачам программы).
Общеобразовательная программа «Мастерская организаторов и ведущих»
подразумевает под собой изучение специализированных тем в различных разделах
программы в направлении «Режиссура праздников»: классическая режиссура,
режиссура
телевидения,
звуко-свето-режиссура,
современные
технологии,
видеомонтаж, реклама в праздничной индустрии искусство звучащего слова, актерское
мастерство, организация праздника, техника наложения театрального грима, и многие
другие.
Программа разделена на три раздела: «Мастерская организатора» (режиссура,
актерское мастерство, сценарное мастерство), «Мастерская ведущего» (основы ведения,
мастерство ведущего, ораторское искусство), «Мастерская Монтажа» (свето-звуко
режиссура, особенности видеосъемки, монтаж). По окончании программы,
обучающиеся смогут организовать и провести праздник или массовое мероприятие,
создать, смонтировать свой авторский видеорепортаж.
Актуальность данной программы заключается в том, что сегодня дети и
подростки перестали общаться вербально и не потому, что не хотят, а потому, что все
общение заменил виртуальный "друг" - компьютер. Вот предположим, что все
электронные коммуникации отключат, как будут общаться дети, подростки в такой
ситуации? Если весь мир - это театр, а мы в нём актёры, так давайте же научим детей и
подростков коммуникативному общению, грамотной речи, сценическому искусству
представления, сопереживания и перевоплощения. Использованию современных
технологий, как творческой мастерской, что способствует развитию технических и
художественных навыков ребенка.
Программа включает в себя небольшой объём теоретического материала. В
основном занятия строятся из практических упражнений, тренингов, игр, самоанализов,
работа с техническими гаджетами, микрофонами, программой для монтажа
видеоматериала.
По итогам прохождения курса обучения, дети будут уметь организовывать для
себя праздник или создавать номер для концертной программы, попробуют свои силы
как в организации своего досуга, так и для любого коллектива; будут знать алгоритм
построение видеорепортажа, от выбора темы, до монтажа собранного материала.
1

Необходимость в данной программе существует, и она является востребованной, так
как все чаще на сцене и в просторах Интернета в качестве ведущих мы видим детей,
которые не всегда приятно удивляют нас своими способностями и талантом. Концерт,
видеоролик, сценическое действо вызовут положительный эмоциональный отклик в
сердцах зрителей, если понятна и выразительна будет речь ведущих, если пластичны
и убедительны будут их движения по сцене, умение выйти из любой
незапланированной ситуации, если видеоролик будет построен грамотно.
Адресат программы: программа рассчитана на подростков от 10 до 17 лет.
В разработке общеобразовательной программы «Мастерская организаторов
и ведущих» учитывались следующие тенденции развития образования:
 обеспечение доступности и качества дополнительного образования;
 увеличение спектра учебно-организационных мероприятий,
направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на
развитие способностей обучающихся;
 интеграция дополнительного образования в общество, повышение его
социальной востребованности;
 направленность на сбережение и укрепление физического и психического
здоровья детей июношества;
 повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования.
Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года (216
часов) 72 часа в учебный год, 2 часа в неделю.
1 дополнительный час в неделю, по дисциплине «Актерское мастерство»,
выделяется для группы из участников других объединений (хореографы и
вокалисты), итого – 36 часов за учебный год. Необходимость данной дисциплины для
обучающихся других объединений важна при передачи правильных эмоций не только
голосом и движением, но и мимикой, характерностью, внутренним переживанием.
Именно это и многое другое узнают дети в ходе обучения.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Форма обучения очная, дистанционная (на период карантинов).
Особенностями организации образовательного процесса является работа групп,
сформированных из обучающихся разных возрастов, являющихся основным составом
объединения; освоение теоретической части и закрепление ее на практике, реализация
авторских постановок.
Вводное занятие проводится в начале учебного года, единое для всех трех групп, с
целью знакомства и проведения общего инструктажа.
Итоговое занятие проводится в конце учебного года, в форме единого открытого показа
для всех трех групп.
Условия набора группы: запись детей от 10 до 17 лет, прослушивание. Будущий
ученик подготавливает чтецкую программу (на выбор: басня, проза, стихотворение),
или выполняет задание педагога и рассказ о себе (интересы и какими талантами
владеет, имеется ли опыт выступления на сцене).
«I Группа» - 1 год обучения.
«II Группа» - 2 год обучения.
«III Группа» - 3 год обучения.
Возраст групп– смешанный.
Состав групп может меняться, по мере освоения программы.
Режим занятий:
Количество обучающихся в каждой группе 8-9 человек. Занятия проходят 2 раза в
неделю для каждой группы:
2

1. «Мастерская ведущего» - 1 академический час,
2. «Мастерская монтажа» - 0,5 академического часа,
3. «Мастерская организатора» - 0,5 академического часа.
Продолжительность академического часа – 40 минут.
Формы проведения занятий: проведение практических заданий (тренинги, этюды,
прослушивание и т.д.), проведений репетиций, просмотр видео материалов и участие в
мероприятиях ДТДиМ «Радуга», района и поселка.
Необходимое материально-техническое обеспечение программы: кабинет,
компьютер, проектор и актовый зал для практических занятий. Так же доступ к
техническому обеспечению для занятийпо свето-звукорежиссуре.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель программы: Социализация и личностный рост подростков в творческой
деятельности в области организации праздников.
Задачи программы:
Обучающие
 Овладение грамотой сценической речи.
 Овладение актерским мастерством.
 Овладение практическими навыками в режиссуре праздников.
 Изучение теоретического материала в области праздничной индустрии.
 Научить работе на сцене в качестве актера, режиссера, аниматора, ведущего
 Овладение приемами видеомонтажа, видеорежиссуры
 Изучение теоретического материала в области сценического искусства.
 Овладение приемами пластической выразительности с учетом
индивидуальныхвозможностей каждого ребенка.
Развивающие
 Развитие коммуникативных навыков у подростков.
 Развитие лидерских качеств
 Развитие умения работать в команде, в коллективе.
 Формирование и развитие творческих способностей подростков.
 Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе
излагать свои мысли.
 Формирование у детей и подростков нравственного отношения к
окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.
 Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.
Личностные
 Направить на профессиональное самоопределение.
 Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
 Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности,
аккуратность при выполнении заданий, силу воли, настойчивость,
упорства.
 Формирование этетического вкуса у учащихся.
 Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.
 Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.
3

Планируемые результаты:
Предметные
 Дети будут владеть основами техники ораторского искусства, риторики,
сценической речи.
 Дети будут владеть основами импровизации.
 Освоят необходимые актерские навыки.
 Освоят базовые навыки монтажа.
 Научатся ставить этюды и сцены.
Метапредметные
 Приобретут исполнительское мастерство и сценическую культуру,
 Повысят свою творческую активность,
 Преодолеют страх выступлений перед публикой,
 Повысят навыки работы с видеоматериалом
Личностные
 Станут более ответственными и самостоятельными, целеустремленными и
организованными, коммуникабельными и толерантными;
 Смогут физически и психологически раскрепоститься.
1 год обучения.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
Основная группа.
№
Название раздела,
п/п
темы
Вводное занятие

Количество часов
Теория

Практика

Всего

0,5

0,5

1

Раздел
1
1.1

Режиссура

1

2

3

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения

Актерское
мастерство

3

13

16

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Конкурс, открытый
урок.

Сценарное
мастерство

1

1

2

Тематическая беседа.
Наблюдение.

5

16

21

Всего:
Раздел
2
2.1

Беседа. Опрос.

Мастерская организатора.

1.2

1.3

Формы
аттестации/контроля

Мастерская ведущего.
Профессия ведущий.

2

5

7

Тематическая беседа,
творческое задание.
4

Сценическая речь.

3

18

21

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Конкурс, открытый
урок.

Основы ведения.

2

5

7

Тематическая беседа,
наблюдения.

7

28

35

2.2

2.3
Всего:
Раздел
3

Мастерская монтажа.

3.1

Свето-звуко-видео
режиссура.

3

3

6

Тематическая беседа,
творческое задание.

3.2

Монтаж.

2

6

8

Тематическая беседа,
творческое задание.

Всего:

5

9

14

Итоговое занятие

-

1

1

17,5

54,5

72

Итого:

Открытый показ.

Дополнительная группа.
№
п/п

Название раздела,
темы
Вводное занятие

Количество часов
Теория

Практика

Всего

0,5

-

0,5

Раздел
1

Беседа. Опрос.

Актерское мастерство.

1.1
Актерское
мастерство
Всего:

Формы
аттестации/контроля

11,5

24

35,5

12

24

36

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1.3.2. Содержание учебного плана.
Основная группа.
Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они
посещали. Что им запомнилось? Какие спектакли они видели? Что удивило, поразило,
понравилось?
Установка правил поведения на занятиях, на сцене. Без зрительского этикета и
взаимоуважения невозможна работа коллектива.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях, на сцене, при коллективном посещении
различных мероприятий.
Теория 0,5 часа.
5

Практика 0,5 часа.
I.

Раздел. «Мастерская организатора»

Тема 1. «Режиссура».
1.1. Режиссура праздника.
Определение «режиссура», знакомство со сценой.
Теория 0,5 час.
1.2. Виды постановок.
Теория 0,5 часа.
Знакомство со сценой и с ее техническими возможностями, работа с мизансценами, их
виды,виды постановок, понятие праздник, виды праздников, работа с исполнителями.
Практика 2 часа.
Режиссёрские тренинги, этюды, миниатюры, мизансцены, организация пространства.
Работа с актёрами.
Тема 2. «Актёрское мастерство»
2.1. Актёр – это…
Теория 0,5 часа.
Кто такой «актёр», разновидности актерской деятельности (мим, кино, сцена, мюзикл).
Требования к актерам.
2.2. Развитие ПФА.
Теория – 1 час.
Понятие о психо - физическом аппарате (ПФА).
Практика – 3 часа.
Сценическое воображение по- средством упражнений: «1000000000 лет до н.э.»;
«Переход»; «Жизнь бабочки»;
Преодоление мышечных зажимов, освоение окружающего мира, созерцание и
наблюдение (наблюдение за природой, за окружающими предметами; упражнения:
«Поднятие тяжести»; «Паутина»);
Фантазия на основе созерцания, наблюдения («Я – чашка, ботинок, занавес»;
«Музыкальные инструменты»).
2.3. Актерское внимание.
Теория – 0,5 часа.
Понятие о внимании как произвольном и непроизвольном.
Практика – 3 часа.
Упражнения: «Круг»; «Взгляд»; «Перестрелка»; «Поймай хлопок»; «Сколько предметов
зеленого цвета находиться в кабинете?»; Игры: «Рыбка»; «Горячий мяч»; «Нос, пол,
потолок»; «Брауновское движение», «Команды» и тд.
2.4. Импровизация. Предлагаемые обстоятельства.
Теория – 0,5 часа
Понятие импровизация, виды импровизации, игровая импровизация, мозговой штурм.
Понятия «Место действия» и «Времядействия».
Практика – 4 часа.
6

«Если бы мы попали на необитаемый остров». «Если бы летом во дворе появился снеговик»,
«Если бы 31 января в дверь позвонил настоящий дед мороз». «Если бы все стали рыбками и
попали в аквариум» и др.
2.5. Этюд.
Теория – 0,5 часа.
Основные понятия: этюд, элементы драматургической кривой, тема, идея,
конфликт, комический этюд, музыкально-шумовая озвучка. Отличительные особенности
группового этюда.
Практика 3 часа.
Упражнение – вдеваем нить в иголку; Этюд «Оторвалась пуговица». Упражнение – мою
посуду; Этюд – разбил(а) мамину любимую чашку. Создание простейших этюдов на основе
знакомых происшествий.
Тема 3. «Сценарное мастерство»
3.1. Драматургия сценария.
Теория. 0,25 часа.
Понятие «Сценарий. Виды сценария».
3.2. Герой программ.
Теория 0,25 часа.
Герой, персонаж игровых программ, видеорепортажа.
3.3. Структура сценария.
Теория 0,5 часа.
Структура написания сценария. Ход структуры мероприятия. Структура программ.
Структура сценария видеоролика.
Практика 1 час.
Написание сценария мероприятия.
II.

раздел. «Мастерская ведущего».

Тема 1. «Профессия «Ведущий»»
1.1. Понятие «Ведущий».
Теория 0,5 часа.
История профессии. Отличия и сходства ведущего, конферансье, телеведущего,
журналиста.
Практика 1 час
Самопрезентация: умение подать себя, рассказать самую важную информацию о себе
и запомнится заказчику.
1.2.Телемир.
Теория 0,5 часа.
Знакомство с телевизионными профессиями (корреспондент, ведущий, оператор,
режиссер, монтажер, звукорежиссер, продюсер). Функции корреспондента, ведущего,
оператора, режиссера, звукорежиссера, продюсера.
Практика 2 часа.
Работа в качестве журналиста.
1.3. Ток-шоу, концерт, представление.
Теория 1 час.
7

Сравнение разных форм мероприятий и работы ведущего на них.
Практика 2 часа.
Проведение игровых программ внутри группы.
Тема 2. «Сценическая речь».
2.1. Понятие «Сценическая речь».
Понятие «Сцен.речь». Культура сценической речи. качественные характеристики
профессиональных голосов.
Теория 0,5 час.
2.2.Речевой аппарат.
Теория 0,5 час.
Знакомство с речевым аппаратом. Развитие речевого аппарата. Гигиена речевого
аппарата. Техника безопасности в работе.
Практика 5 часов.
Игры, скороговорки.
2.3. Дикция.
Теория 0,25 час.
Артикуляция. Гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Положение органов артикуляции
при произношении словосочетаний.
Практика 5 часов.
Упражнения «Волейбольная сетка», «Бантик», «Змейка», «Яблоко», «Зубочистка»,
«вколачивание» сочетания букв «БГД-ПКТ», «МАМ-МОМ» и тд.
2.4. Дыхание.
Теория 0,75 час.
Дыхание. Дыхательная гимнастика. Понятие опоры звука через упражнение. Мягкая атака
звука. Понятие о голосовых резонаторах.
Практика 4 часов.
Дыхательная разминка: упражнения на опору звука. Постановка дыхания – прием лая, посыл
звука. Тренировка мышц дыхательного аппарата. Упражнения: «Дровосек» (выдох),
«Пильщики» (ж-выдох), «Мельница» (выдох), «Насос» (ш,с-выдох, вдох), «Пылесос» (в,жвыдох), «Метла» (с- выдох), «Маятник», «Зевок», «Ветер», «Насос», «Духи») Упражнения на
опору дыхания: «Бадминтон» - мягкая атака звука, «Больные зубы», «Назойливая муха» звучание в удобном регистре.
2.5. Работа с текстом.
Теория 1 час.
Ударения, знаки препинания, ударные слова, анализ текста по схеме.
Практика 4 часов.
Читка текста с листа, читка текста наизусть, речь в движении.
Тема 3. «Основы ведения».
3.1. Культура поведения на сцене.
Теория 1 час.
Правила поведения во время выступления на сцене.
3.2. Общение со зрителем.
Теория 1 час.
8

Чувство юмора ведущего, способы разрядки перед зрителем. Правильное поведение в кадре и
на сцене.
Практика 5 час.
Проведение игр в группе, ведение репортажа.
III раздел. «Мастерская монтажа».
Тема 1. Свето-звуко-видеорежиссура.
1.1. Свето-звуко режиссура.
Теория 1 час.
Знакомство со световым и звуковым оборудованием от софитов до пульта.
Видеокамера. Разновидности, носители, особенности. Виды микрофонов. Правила
работы с микрофонами и наушниками.
Практика 1 час.
Запись звука с использованием различных микрофонов. Работа с осветительными приборами
на сцене.
1.2. Виды операторских планов.
Теория 1 час.
Дальний, общий, средний, второй средний, крупный, сверх крупный, деталь.
Практика 1 час.
Работа на разные планы с видеокамеры и с камерой смартфона.
1.3. Особенности видеосъемки.
Теория 1 час.
Основные технические особенности видеосъемки: типовые видеосъёмки (тематическая,
съемка информационного сюжета, интервью и т.п.).
Практика 1 час.
Практические занятия с учетом пройденного материала.
Тема 2. Монтаж.
2.1 Монтаж.
Знакомство с программой монтажа. Возможности программы. Сферы применения.
Алгоритм монтажа. Монтаж немого, художественного кино. Сходства и отличия.
Теория 2 часа.
Практика 6 часов.
Монтаж собственного сюжета.
Итоговые занятия.
Единый Открытый показ для зрителей – выступление в качестве ведущих, искусство
звучавшего слова, постановочные номера, выпуск репортажей «Радуга-ТВ».
Дополнительная группа.
Вводное занятие.
Теория 0,5 часа.
Знакомство педагог-дети. Техника безопасности.
Тема 1. «Актёрское мастерство»
9

1.1. Актерское мастерство в хореографии.
Теория 0,5 часа.
Термин актерское мастерство и его применение в области хореографического
искусства.
1.2. Развитие ПФА.
Теория – 6 часов.
Понятие о психо - физическом аппарате (ПФА).
Практика – 7 часов.
Преодоление мышечных зажимов, с помощью упражнений на дыхание, на снятие
зажимов - «Тряпичная кукла», «Зажимы по кругу», упражнение «Напряжение –
расслабление».
1.3. Эмоции.
Теория – 4 часа.
Эмоции в хореографии через тело и мимику.
Практика – 4 часа.
Мимическая разминка. «Передай эмоцию», чтение детских стихов с разным эмоциональным
состоянием и тд.
1.4. Импровизация.
Теория – 1 час.
Понятие импровизация, виды импровизации.
Практика – 7 часов.
Импровизация с партнёром и индивидуально на музыку, на заданную тему.
Все занятия проходят на базе ДТДиМ «Радуга»
2 год обучения. Основная группа.
2.3. Содержание программы.
2.3.1. Учебный план

№
п/п

Название раздела,
темы

Вводное занятие

Количество часов
Теория

Практика

Всего

0,5

0,5

1

Раздел
1
1.1

Беседа. Опрос.

Мастерская организатора.
Режиссура

1,5

3,5

5

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения

Актерское
мастерство

4

16

20

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Конкурс, открытый
урок.

Сценарное

2,5

2,5

5

Тематическая беседа.

1.2

1.3

Формы
аттестации/контроля

10

мастерство

Наблюдение.

Всего:

8

22

Раздел
2
2.1

30

Мастерская ведущего.
Профессия
ведущий.

2

4

6

Тематическая беседа,
творческое задание.

Сценическая речь.

5

12

17

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Конкурс, открытый
урок.

Основы ведения.

2

5

7

Тематическая беседа,
наблюдения.

9

21

30

2.2

2.3
Всего:
Раздел
3

Мастерская монтажа.

3.1

Свето-звуко-видео
режиссура.

3.2

Монтаж.

Всего:
Итоговое занятие
Итого:
Дополнительная группа.
№
Название раздела,
п/п
темы
Вводное занятие

0,5

2,5

3

Тематическая беседа,
творческое задание.

1

6

7

Тематическая беседа,
творческое задание.

1,5

8,5

10

-

1

1

34

110

72

Количество часов
Теория

Практика

Всего

0,5

-

0,5

Раздел
1

Открытый показ

Формы
аттестации/контроля
Беседа. Опрос.

Актерское мастерство.

1.1
Актерское
мастерство
Всего:

5,5

30

35,5

6

30

36

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

2.3.2. Содержание учебного плана.
Основная группа.
11

Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они
посещали. Что им запомнилось? Какие спектакли они видели? Что удивило, поразило,
понравилось?
Установка правил поведения на занятиях, на сцене. Без зрительского этикета и
взаимоуважения невозможна работа коллектива.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях, на сцене, при коллективном посещении
различных мероприятий.
Теория 0,5 часа.
Практика 0,5 часа.
I.

Раздел. «Мастерская организатора»

Тема 1. «Режиссура».
1.1. Режиссура праздника.
Теория 1,5 часа.
Праздник от «А до Я»: подготовка мероприятия от написания сценария до раскрытия
занавеса.
Практика – 3,5 часа.
Сценическая практика. Работа учащихся в качестве ассистента режиссёра – педагога. Работа в
творческой группе.
Тема 2 «Актерское мастерство».
2.1. Тренинг психофизического аппарата.
Теория 1 час.
Самочувствие, механизмы настройки к действию на занятиях. Значимость настройки
для сценического действия. Ощущение (понятие, рецепторы) и восприятие (понятие,
процесс восприятия). Внимание (понятие, виды внимания, произвольное, непроизвольное
внимание). Память (понятие, виды памяти, индивидуальные особенности).
Практика – 4 часа
Выполнение упражнений: на формирование навыков рабочего самочувствия; на
снятие мышечных зажимов; парные и групповые упражнения на развитие зрительного
внимания («Повтори позу», «Зеркало» и др.); на развитие слухового внимания и других
сенсорных умений («Послушаем тишину» и др.); задумка и показ одиночных этюдов на
тему «Я – предмет»; на развитие памяти физических действий и ощущений.
2.2. Восприятие и наблюдательность
Теория – 1 час
Понятие «театральное наблюдение». Виды наблюдений. Произвольное и непроизвольное
внимание.
Практика – 4 часа
Выполнение упражнений на способность видеть, слышать, ощущать, наблюдать;
наблюдение за животными в естественной среде обитания; наблюдения за людьми разного
возраста: изучение признаков возрастов, различие между поведением в разном возрасте;
придумывание ситуации и помещение в нее наблюдений; воплощение наблюдений на
сценической площадке.
2.3. Сценические этюды
Теория – 1 час.
Понятия «этюд», «парный этюд». Построение парного этюда. Понятия: «действие»,
«событие», «событийный ряд», «взаимодействие с партнером», «сценическая задача»,
12

«предлагаемые обстоятельства» («обстоятельства времени», «обстоятельства места»,
«обстоятельства действия»). Понятие «органическое молчание».
Практика – 4 часа
Выполнение сценической задачи в упражнении, в этюде; упражнения на действия
с реальными и воображаемыми предметами; упражнения и этюды на общение с партнером;
умение слышать, видеть, действовать, ориентируясь на действия и поступки партнера;
словесные и музыкальные этюды; группировки и мизансцены; задумка и показ этюда на
предлагаемые обстоятельства; задумка и показ парного этюда на тему «впервые в жизни»;
задумка и показ парного этюда на «органическое молчание».
2.4. Фантазия. Воображение. Импровизация.
Теория – 1 час.
Понятие творческой природы актёра. Здоровое рабочее состояние для творчества.
Фантазия и воображение в творчестве актера. Понятие «темпо-ритм». Разные виды
мышления (логическое, образное). Понятие «оценки», «оценочного ряда». Понятие
импровизации.
Практика – 4 часа.
Выполнение упражнений на развитие 5 основных человеческих чувств; на развитие
мышления; на улучшение разных видов памяти и их тренировка; на погружение
в предлагаемые обстоятельства и существование в них без подготовки, импровизационно;
выстраивание логической цепочки в задуманном парном этюде «действие в событии»;
показ парных этюдов.
Тема 3 «Сценарное мастерство»
3.1. Сценарное мастерство.
Теория – 2,5 часа.
Структура программ.
Практика – 2,5 часа.
Написание сценариев театрализованных представленияхи праздников.
II раздел. «Мастерская ведущего».
Тема 1. «Профессия «Ведущий»»
1.1. . Речевая культура.
Теория – 2 часа.
интонационная и логическая выразительность и орфоэпическая грамотность.
Подготовка речевого аппарата к звучанию. Владение нормами литературного
произношения – произношение гласных и согласных, постановка ударения. Знания
основных законов логики – точный объект, интонация знаков препинания, паузы,
мелодика речи, работа с речевым тактом, логическое ударение, действенная задача.
Ритм и темп концерта – соответствие поведения ведущего ритму и темпу концерта,
технические моменты, оговорки и ошибки. Знания – гарантия точного объявления,
владение эмоциями, варианты поправок диктует стиль концерта, владение
импровизацией. Интерактивные формы: лекция-беседа, доклад с мультимедийной
презентацией
практика 1 час.
Проведение мероприятий внутри группы.
1.4. Интервьюер.
Практика – 3 часа.
13

Запись видео репортажа.
Тема 2 «Сценическая речь».
2.1. Артикуляция.
Теория – 1 час.
Положение органов артикуляции при произношении словосочетаний. Гимнастика для губ,
языка, нижней челюсти. Выработка правильной артикуляции и четкого произношения звуков,
словосочетаний, скороговорок.
Практика – 3 часа.
Упражнения «Волейбольная сетка» (для губ), «Бантик» (губы вверх-вниз), «Змейка» (для
языка), «Яблоко» (губы, язык), «Зубочистка» (для языка).
Внутриглоточное упражнение: зевок (имитация) с закрытым ртом, открытым ртом.
2.2. Дыхание.
Теория – 1,5 часа.
Понятие «опора звука», «мягкая атака»,о голосовыхрезонаторах и их работе.
Практика – 3 часа.
Дыхательная гимнастика. Упражнения на опору дыхания: «Бадминтон», «Надувные куклы»,
«Насос», «Пила». Упражнения на мягкую атаку звука: «Назойливый комар», «Больные зубы».
Звучание в удобном регистре. Упражнения для развития опоры звука – чтение детских стихов
со скакалкой.
Упражнения «Мам, мёду нам», «Маляр», «Этажи» - голосовые резонаторы
2.3. Дикция.
Теория – 1,5 часа.
Тематические скороговорки. Проигрывание с помощью опорных слов. Навык общения.
Практика –3 часов.
Упражнения на буквенные сочетания, чтение скороговорок, речь в движении.
2.4. Логика сценической речи.
Теория – 1 час.
Понятие «логика сценической речи». Знаки препинания, грамматические, логические и
психологические паузы, логические ударения, речевые такты.
Практика –3 часов.
Развитие навыка логического анализа литературного текста (на материале народных и
литературных сказок). Деление текста на смысловые куски и задачи, нахождение главных,
«несущих» фраз или слов.
Тема 3 «Основы ведения»
3.1. Имидж ведущего.
Теория – 1 час.
Внешний вид, речь, голос, манера общаться, подача материала в работе ведущего.
3.2. Виды программ.
Теория – 0,5 часа.
Особенность ведения тематических и академических концертных программ.
Особенность работы со зрителем на открытой и закрытой сценической площадке.
Практика –2 часа.
Проведение игровых программ внутри группы.
14

3.3. Основы ведения.
Теория – 0,5 часа.
Приём импровизации в работе ведущего. Словесная импровизация. Как уменьшить страх
публичныхвыступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае
необходимости.
Практика –3 часа.
не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 10-20 ключевых слов;
разработка навыка легко отвечать на вопросы.
III раздел «Мастерская монтажа».
Тема 1 «Свето-звуко-режиссура»
1.1. Свето-звуко-режиссура
Теория – 0,5 часа.
Особенности освещения программ.
Практика –2,5 часа.
Работа с оформление праздника через техническое оснащение сцены.
Тема 2 «Монтаж»
2.1. Монтаж.
Теория – 1 час.
Разнообразие монтажа.
Практика –6 часов.
Использование приемов монтажана.
Итоговые занятия.
Единый Открытый показ для зрителей – выступление в качестве ведущих, искусство
звучавшего слова, постановочные номера, выпуск репортажей «Радуга-ТВ».
Дополнительная группа.
Вводное занятие.
Теория 0,5 часа.
Приветствие после каникул. Вспоминаем прошлогодние темы.
Техника безопасности.
Тема 1. «Актёрское мастерство»
1.1. Мышечная свобода.
Теория – 1 час.
Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к
органичному существованию на сцене.
Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для
совершения того или иного действия.
Практика – 8 часов.
Преодоление мышечных зажимов, с помощью упражнений на дыхание, на снятие
зажимов - «Тряпичная кукла», «Зажимы по кругу», упражнение «Напряжение –
расслабление».
15

1.2. Эмоции.
Теория – 2 часа.
Эмоции в хореографии через тело и мимику.
Практика – 4 часа.
Тренировка мимических мышц. «Передай эмоцию», чтение детских стихов с разным
эмоциональным состоянием и тд.
1.3. Внимание (сценическое внимание).
Теория – 1,5 часа.
Понятие сценического внимания, его роль и важность в работе.
Практика – 8часов.
Упражнения на развитие и тренировку внимания - «Предмет», «звук», «Речь»
Переключение внимания - «Одновременность», «круги внимания»
Зрительная и слуховая память - Игра «Что изменилось?».
1.4. Воображение и фантазия.
Теория – 1 час.
Воображение и фантазия, как важная часть творчества.
Практика – 10 часов.
Сочиняем сказку вместе; имитация движений под водой, на горячем песке, в снегу;
упражнения на развитие воображения и фантазии:
- «Воображаемый телевизор».
- Стол в аудитории - это:
- Передать друг другу предмет так, как будто это:
- Взять со стола предмет так, как будто это:
Все занятия проходят на базе ДТДиМ «Радуга».
3 год обучения.
3.3. Содержание программы.
Основная группа.
3.3.1. Учебный план
№
п/п

Название раздела,
темы

Вводное занятие

Количество часов
Теория

Практика

Всего

0,5

0,5

1

Раздел
1
1.1

Беседа. Опрос.

Мастерская организатора.
Режиссура

1,5

3,5

5

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения

Актерское
мастерство

5

20

25

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Конкурс, открытый
урок.

Сценарное

2,5

2,5

5

Тематическая беседа.

1.2

1.3

Формы
аттестации/контроля

16

мастерство

Наблюдение.

Всего:

9

26

Раздел
2
2.1

35

Мастерская ведущего.
Профессия
ведущий.

1

4

5

Тематическая беседа,
творческое задание.

Сценическая речь.

2

12

14

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Конкурс, открытый
урок.

Основы ведения.

1

5

6

Тематическая беседа,
наблюдения.

4

21

25

2.2

2.3
Всего:
Раздел
3

Мастерская монтажа.

3.1

Свето-звуко-видео
режиссура.

3.2

Монтаж.

Всего:
Итоговое занятие
Итого:
Дополнительная группа.
№
Название раздела,
п/п
темы
Вводное занятие

0,5

2,5

3

Тематическая беседа,
творческое задание.

1

6

7

Тематическая беседа,
творческое задание.

1,5

8,5

10

-

1

1

34

110

72

Количество часов
Теория

Практика

Всего

0,5

-

0,5

Раздел
1

Открытый показ

Формы
аттестации/контроля
Беседа. Опрос.

Актерское мастерство.

1.1
Актерское
мастерство
Всего:

2,5

33

35,5

3

33

36

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

3.3.2. Содержание учебного плана.
Основная группа.
Вводное занятие.
17

Знакомство с детьми. Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они
посещали. Что им запомнилось? Какие спектакли они видели? Что удивило, поразило,
понравилось?
Установка правил поведения на занятиях, на сцене. Без зрительского этикета и
взаимоуважения невозможна работа коллектива.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях, на сцене, при коллективном посещении
различных мероприятий.
Теория 0,5 часа.
Практика 0,5 часа.
I.

Раздел. «Мастерская организатора»

Тема 1. «Режиссура».
1.1. Режиссура праздника.
Теория 1,5 часа.
Праздник от «А до Я»: подготовка мероприятия от написания сценария до раскрытия
занавеса.
Практика – 3,5 часа.
Сценическая практика. Работа учащихся в качестве ассистента режиссёра – педагога. Работа в
творческой группе.
Тема 2 «Актерское мастерство».
2.1. Свобода на сцене.
Теория 1 час.
Свобода. Виды свободы.
Практика – 4 часа
Упражнения на преодоление мышечных зажимов: ритм, дыхание, мимика, жест;
на действия с воображаемыми предметами: сопоставление беспредметного действия
с реальным, расчленение его на части.
Тренинги на закрепощение и раскрепощение психофизического аппарата учащегося;
на развитие творческого воображения; на развитие внутренней творческой свободы:
смелость, решительность, непосредственность в выполнении сценических задач;
сценическое общение: привлечение внимания, ориентировка, «пристройка» к партнеру,
взаимодействие на него.
2.2. Восприятие и наблюдательность.
Теория – 1 час
Наблюдение. Виды наблюдений.
Практика – 4 часа
Наблюдения за различными ситуациями; придумывание ситуации и помещение в нее
наблюдений; воплощение наблюдений на сценической площадке; сценическая переработка
наблюдения; задумка и показ этюда на основе наблюдений.
2.3. Сценические этюды
Теория – 1 час.
Понятие события, событийного факта. Понятие человеческого действия, поступка,
цели, задачи и взаимоотношения, описанные автором. Отличия прозы от пьесы.
Практика – 4 часа
Выбор нескольких прозаических отрывков на группу. Задумывание и показ массовых
этюдов на основе прозаических отрывков.
18

2.4. Фантазия. Воображение. Импровизация.
Теория – 1 час.
Понятие творческой природы актёра. Здоровое рабочее состояние для творчества.
Фантазия и воображение в творчестве актера. Понятие «темпо-ритм». Разные виды
мышления (логическое, образное). Понятие «оценки», «оценочного ряда». Понятие
импровизации.
Практика – 4 часа.
Выполнение упражнений на развитие 5 основных человеческих чувств; на развитие
мышления; на улучшение разных видов памяти и их тренировка; на погружение
в предлагаемые обстоятельства и существование в них без подготовки, импровизационно;
выстраивание логической цепочки в задуманном парном этюде «действие в событии»;
показ парных этюдов.
2.5. Работа над ролью
Теория 1 час.
Понятие «постановка», «сценка», «спектакль», «репетиция», «генеральная репетиция»,
«действие», «сквозное действие», «контрдействие». Структура (схема) построения спектакля
(пролог, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал). «Разведка умом» – вскрытие
событий и построение событийного ряда пьесы, определение сверхзадачи и сквозного
действия.
Практика 4 часа.
Задумывание и показ этюдов по событиям, вспомогательных этюдов. Выбор и разбор
материала для постановки. Разделение материала на фрагменты, разбор фрагментов,
распределение ролей, определение сверхзадачи. «Застольные» репетиции: сверка ролей,
чтение по ролям, уточнение линий персонажей, поиск речевой характеристики,
сверхзадача, сквозное действие, конфликт. «Разведка действием» – этюды по событиям.

Тема 3 «Сценарное мастерство»
3.1. Сценарное мастерство.
Теория – 2,5 часа.
Структура программ.
Практика – 2,5 часа.
Написание сценариев театрализованных представленияхи праздников.
II раздел. «Мастерская ведущего».
Тема 1. «Профессия «Ведущий»»
1.1. . От концерта к концерту.
Теория – 1 час.
Трансформация образа ведущего в зависимости от характера концерта. Симфонический
концерт – тожественность и сосредоточенность, умение подчиняться дирижеру,
заблаговременное знакомство с программой. Камерные концерты – знание исполняемых
произведений, осознание неповторимости момента, сдержанность поведения, жестов и
мимики. Тематические концерты – умение пронести основную мысль через все номера
концерта, доскональное знание номеров, способность коротко и емко анализировать
исполнителей. Устные журналы – умение руководить происходящим на сцене, закономерно
исполнять роль хозяина, знание предмета и сути происходящего, доверительное общение с
залом. Детские концерты – умение подготовить зал к восприятию искусства, особенности
поведения ведущего с различными возрастными категориями. Соблюдение баланса игры и
19

серьеза, владение методом разъяснения.
Практика 2 часа.
Проведение мероприятий внутри группы.
1.4. Интервьюер.
Практика – 2 часа.
Запись видео репортажа.
Тема 2 «Сценическая речь».
2.1. Развитие речевого аппарата
Теория – 0,5 часа.
Голос. Техника безопасности в работеПовторение: особенности строения речевого аппарата.
Практика – 3 часа.
Артикуляционная гимнастика. Распределение звука в сценическом пространстве. Гимнастика
для губ, языка, нижней челюсти. Выработка правильной артикуляции и четкого произношения
звуков, словосочетаний, скороговорок. Распределение звука и слова в сценическом
пространстве – упражнения с мячом, скакалкой, в неудобных позах (речь в движении с
использованием текстов детских стихов, пословиц, поговорок). Произносимая фраза должна
точно «долетать» до партнера, отражая конкретную задачу (позвать, запретить, предупредить
и др.)
2.2. Развитие фонационного дыхания.
Теория – 0,5 часа.
Понятие о рече–дыхательном комплексе. Рече -дыхательные комплексы. Комплекс
упражнений по системе Г.Н.Стрельниковой.
Практика – 2 часа.
Дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой.
2.3. Дикция.
Теория – 0,5 часа.
Понятие о тембре голоса и мелодике речи, силе и диапазоне голоса. Посыл звука. Развитие и
укрепление голоса.
Практика – 4 часа.
- развитие диапазона для овладения постепенностью повышения и понижения звука, для
сохранения качества голоса и любом из трех регистров: среднем, грудном и головном.
Упражнения «Маляр», «Лестница», «Поход», «Спор», «Самолет», «Девятый вал», «Этажи»,
«Забросить звук», «Иголки», «Канат», «Эхо» и др.
- развитие силы голоса. Упражнения, в которых сила звучания оправдана изнутри («Верни
цветы», «Базар», «Народный шквал», «Тишина», «Вполголоса» и др.);
- развитие тембра голоса через
упражнения «Тембрирование», «Контрасты», «В
разведке», «В лесу», «В чужом городе», «Тоска», «Отчаяние»;
- посыл звука. Упражнения для тренировки: распределение звука по горизонтали сцены,
распределение звука по вертикали сцены, распределение звука до партнера через препятствие,
распределение звука до партнеров, находящихся на разных плоскостях сцены и др.
2.4. Логика сценической речи.
Теория – 1 час.
Понятие «логика сценической речи». Знаки препинания, грамматические, логические и
психологические паузы, логические ударения, речевые такты.
Практика –3 часов.
20

Развитие навыка логического анализа литературного текста (на материале народных и
литературных сказок). Деление текста на смысловые куски и задачи, нахождение главных,
«несущих» фраз или слов.
Тема 3 «Основы ведения»
3.1. Основы ведения.
Теория – 1 час.
Приём импровизации в работе ведущего. Словесная импровизация. Как уменьшить страх
публичныхвыступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае
необходимости.
Практика – 5 часа.
не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 10-20 ключевых слов;
разработка навыка легко отвечать на вопросы.
III раздел «Мастерская монтажа».
Тема 1 «Свето-звуко-режиссура»
1.1. Свето-звуко-режиссура
Теория – 0,5 часа.
Особенности освещения программ.
Практика –2,5 часа.
Работа с оформление праздника через техническое оснащение сцены.
Тема 2 «Монтаж»
2.1. Монтаж.
Теория – 1 час.
Разнообразие монтажа.
Практика –6 часов.
Использование приемов монтажана.
Итоговые занятия.
Единый Открытый показ для зрителей – выступление в качестве ведущих, искусство
звучавшего слова, постановочные номера, выпуск репортажей «Радуга-ТВ».
Дополнительная группа.
Вводное занятие.
Теория 0,5 часа.
Приветствие после каникул. Вспоминаем прошлогодние темы.
Техника безопасности.
Тема 1. «Актёрское мастерство»
1.1. Мышечная свобода.
Теория – 0,5 часа.
Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к
органичному существованию на сцене.
21

Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для
совершения того или иного действия.
Практика – 10 часов.
Преодоление мышечных зажимов, с помощью на снятие зажимов - «Тряпичная кукла»,
«Зажимы по кругу», упражнение «Напряжение – расслабление», «Марионетки»,
«Пластилиновые куклы», «Перекат напряжений».
1.2. Эмоции.
Теория – 0,5 часа.
Эмоции в хореографии через тело и мимику.
Практика – 4 часа.
Тренировка мимических мышц. «Передай эмоцию», чтение детских стихов с разным
эмоциональным состоянием и тд.
1.3. Темпо-ритм.
Теория – 1 час.
Понятие темпа и ритма.
Практика – 9 часов.
Упражнения на отработку темпа-ритма – «Повторяй за мной», «Пять скоростей», «Ритм-ритм».
1.4. Воображение и фантазия.
Теория – 0,5 час.
Атмосфера, пространство.
Практика – 10 часов.
Упражнения на ощущение атмосферы, «Групповая скульптура», «Разговор через стекло».
Все занятия проходят на базе ДТДиМ «Радуга».
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Основная группа
Дополнительная група
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

36
72
36
0
с 1.09.2025 по 31.05.2026
26.12.2025, 25.05.2026
28.05.2026

Воспитательная работа и массовые мероприятия
Мероприятие
Посещение поселковых, районных мероприятий, праздников.
«Посвящение в кружковцы»
Участие в мероприятиях ДТДиМ «Радуга»

Сроки
В течение года.
сентябрь
В течение года

Взаимодействие педагога с родителями
Формы взаимодействия
Тема
Личные встречи
По договоренности
Родительское собрание
Организационное собрание.
Родительское собрание
Итоги года

Сроки
В течении года.
Сентябрь- октябрь
Май
22

2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
 учебная аудитория: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
 зрительный зал ДТДиМ «Радуга»: комплект аудио аппаратуры, микрофоны,
мультимедийный проектор, экран, компьютер;
 костюмерная;
 фото/видеокамера.
Информационное обеспечение программы:
– фонотека,
– видеоматериал.
Дополнительное кадровое обеспечение для реализации программы:
Для основной группы требуется хореограф, для помощи в подготовки музыкальных
номеров, свето-звуко-режиссер для проведения тематических занятий.
По необходимости для постановки отчетных мероприятий осуществляется
взаимодействие с другими педагогами и объединениями ДТДиМ «Радуга».
2.1. Оценочные материалы.
Определение уровня развития обучающегося - средство объективного
контроля, определения слабых мест в планировании и корректировании дальнейшей
работы. Отнесение учащегося к той или иной уровневой группе имеет
ориентировочный характер и несёт стимулирующую задачу, побуждающую ребёнка
к более активному творческому прогрессу.
Контрольные и итоговые занятия.
Показ творческих работ по нескольким основным разделам программы, таких как: Режиссура,
игровые программы, и искусство звучавшего слова, наработанный видеоматериал. Участие
детей в конкурсах различного формата и уровня.
Оценочные и методические материалы.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе,
проводится: входной, текущий, промежуточный и итоговой контроль.
Входной контроль – проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня
знаний и умений, возможности детей и определение природных физических качеств (умение
держать себя на сцене, грамотность речи, артистичность).
Формы:
 Педагогическое наблюдение
 Выполнение предлагаемых практических заданий педагога.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение учебного года. Формы
контроля:
 Педагогическое наблюдение
 Выполнение практических и письменных заданий по теоретическому
материалу
Промежуточный контроль - предусмотрен 1 раз в год (декабрь – май) с целью выявления
уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы:
 Игровая форма.
23



Показ творческих практических заданий (этюды, зарисовки,
миниатюры и т.д.)





Вывод в соцсети репортажей «Радуга-ТВ».
Наблюдение педагога.
Устный опрос.

Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формы:
 Творческий открытый показ по нескольким разделам программы
(режиссура, игровые программы, искусство звучавшего слова).
 Демонстрация видеоматериала.
Критерии оценки
Во время проходящих контролей педагогом будет заполняться «Карта учета творческих
достижений учащихся» (участие в концертах, в мероприятиях, и т.д.).
Также будет учитываться и личностные и творческие достижения во время образовательной
программы, а именно:
 Чувство сцены
 Грамотность речи
 Чувство партнера на сцене
 Отсутствие сценических зажимов
 Умение импровизировать
 Умения держаться в кадре
 Чувство такта, ритма.
Оценка учащимся будет ставиться по 5 балльной шкале.
2.2. Методические материалы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, игровой, проблемного изложения, частичнопоисковый метод.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают
непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной
активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий,
решение которых требует самостоятельной активности (самостоятельная постановка
номеров, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого
мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных
решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить
все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением,
формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Методы воспитания: поощрение, стимулирование, мотивация, упражнение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая.
24

Формы организации учебного занятия: беседа, тренинг, практическое
занятие, творческая мастерская, мастер-класс, спектакль, конкурс, праздник,
фестиваль.
Педагогические технологии: технология индивидуального и группового
обучения, технология игровой деятельности, здоровье сберегающая технология,
технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения,
технология коллективной творческой деятельности.

25

2.3. Информационные ресурсы для детей
https://www.google.ru/amp/www.momondo.ru/blog/%D0%BB%.. карнавалы мира
https://piteronline.tv/sobytiya/prazdnik-koryushki - праздник корюшки
http://www.calend.ru/holidays/0/0/40/ история празднования 9 мая
http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/mezhdunarodnyj-de.. история
возникновения и проведения дня защиты детей
5. http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/o-prazdnike-.. день
космонавтики история праздника для детей
6. http://allforchildren.ru/games/active_index.php сборник игр для детей
7. http://www.abc-people.com/phenomenons/divinations/sig.. новый
год традиции иобычаи
8. http://www.advantour.com/rus/russia/traditions/ivan-k.. Иван купала. Русские
традиции
9. http://одежда-для-сцены.рф сценические термины
10. https://work-in-turkey.io.ua/s106222/osobennosti_rabo..
особенности работыаниматором
11. https://www.google.ru/amp/s/www.calc.ru/461.amp.html виды и жанры
театрального искусства
12. http://m.pikabu.ru/story/obeshchannyiy_kalendar_quots.. советы
начинающим театралам
13. http://eh-zhiznya.ru/publ/koncert_organizacija_i_vidy.. концерт.
Организация и виды концертов
14. http://videoforme.ru/blog/2013/01/23/teatralnyj-grim-..
театральный грим и его особенности
15. https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-oso.. стилистические
особенностинародного костюма
16. http://social-culture.ru/index.php?request=full&i.. классификация игр.
Роль игровыхпрограмм в реализации массовых праздников и народных
гуляний
17. http://otherreferats.allbest.ru/culture/00268547_0.html
18. Фестивали и праздники народного творчества. Особенности
организации ипроведения
19. http://5slov.ru/prazdniki_mira.php праздники и фестивали мира
1.
2.
3.
4.

2.4. Список литературы для педагога.

1. Шароев И.Г. Режиссура массовых представлений. М., 1986
2. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Ростов-на-Дону. 2004
3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно4.
5.
6.
7.

педагогической деятельности клуба: Учебное пособие для студентов
институтов культуры. М., 1988.
Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений.
М.,1978.
С.В.Шубин и С.М. Студеникина Сценарий как литературная основа
массовых праздников и театрализованных постановок. Омск-2004.
И.Б.Шубина Драматургия и режиссура зрелища. Ростов на Дону 2006.
Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика:
Учебник. 4-еиздание.-- М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. -с. 132.
26

8. Азаров Ю.Л. Радость учить и учиться. СПб: Изд-во «Алетейя», 2010
9. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: МИРОС, 2006
10. Апиян Т.А. Мир игры. - СПб: Изд-во С-Петербургского гос. ун-та, 1992
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991
12. Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-

Еврознак, 2008
13. Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. - М., 1999
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.,
1986
15. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях // Народное
образование. -2009. - №10. С.228-240
16. Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. – СПб:
ПраймЕврознак, 200811.Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. М., 2000
12. Календарные обрядовые праздники для детей. Учеб. пособие / Сост. Н. В.
Пугачева, Н. А. Есаулова. – М.: Пед. общ-во России, 2007
13. Каптерев П. Ф. О детских играх и развлечениях // Народное образование.
-2009. -№10. С.228-240
14. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М.: Просвещение, 2006
15. Менджерицкая Д.Б. Игра // Дошкольная педагогика. 2006
16. Миллер С. Психология игры. - СПб, 1999
17. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой
фольклор: В кн. «Для учителя и учащихся» / сост. М.Ю. Новицкая, Г.М.
Науменко. – М.: Просвещение, 1995
18. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по
фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглова. – М.: Высшая школа,1986
19. Праздники в народных традициях. Литературно-музыкальный альманах
«Молодежная эстрада» № 11-12, 2004.18.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М: Владос, 1994
20. Станиславский К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С.
Станиславский. – Москва: АСТ, 2009 – (Золотой фонд актерского
мастерства)
21. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб: «Азбукаклассика», 2008
22. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».