1. Нормативные ссылки
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Уставом МБО ДО ДТДиМ «Радуга»;
- Нормативными актами ДТДиМ «Радуга» по организации и методическому
обеспечению учебного процесса в образовательной организации.
1.2. Настоящее Положение о проведении открытых занятий и взаимных
посещений занятий яустанавливает порядок планирования, проведения и
итоговое документальное оформление.
2. Общие положения
2.1. Открытые занятия, а также взаимные посещения занятий являются формой
совершенствования профессионального мастерства, обязательной составляющей
учебно-методической работы педагога дополнительного образования ДТДиМ
«Радуга».
2.2. Открытые занятия проводятся с целью:
- повышения качества образовательного процесса;
- изучения и обобщения опыта преподавания;
- оценки уровня педагогического мастерства;
- эффективности применяемых педагогических технологий;
- оказания помощи преподавателям.
2.3. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид
учебных занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) по любой форме
обучения.
2.4. Основными типами открытых занятий являются:
открытое занятие, которое проводится по рекомендации Методического совета
образовательной организации (аттестационный период педагога);
проверочное занятие, которое рекомендуется проводить при приеме на работу
нового сотрудника, а также для преподавателей, не имеющих большого стажа
педагогической деятельности;
показательное занятие (мастер-класс), которые проводятся наиболее
опытными педагогами и имеют целью распространение и популяризацию
передового опыта применения образовательных инноваций.
2.5. Открытые и проверочные занятия проводятся с целью определения
педагогической и методической подготовленности педагога к проведению
занятий с обучающимися.
2.6. Система показательных занятий (мастер-классов) способствует внедрению в
практику
передовых
форм
и
методов
обучения
и
воспитания
обучающихся.Показательное занятие (мастер-класс) используется в качестве
яркой, детальной, законченной демонстрации, которая служит моделью для
подражания, вдохновляет участников на применение инновационных
педагогических технологий, способов взаимодействия обучающихся и педагогов
в образовательном процессе.
2.7. В целях наиболее эффективного распространения инновационного
педагогического опыта возможно осуществление видеозаписи показательных
занятий (мастер-классов), которые по согласованию с его участниками могут
размещаться на официальном сайте образовательной организации.
2.8. Взаимные посещения занятий проводятся с целью обмена опытом
преподавания и оказания взаимной помощи в планировании, организации и
методике проведения занятий.
2.9. Непосредственное руководство по организации проведению открытых
занятий, а также взаимных посещений занятий педагогами осуществляется
заместителем директора по учебной работе и Председателем Методического
совета ДТДиМ «Радуга».
3. Планирование и организация открытых учебных занятий и
взаимных посещений занятий
3.1. Открытые занятия и взаимные посещения являются результатом
целенаправленной
деятельности
по
совершенствованию
качества
образовательного процесса в организации.
3.2. В начале каждого учебного года в рамках плана методической работы
ДТДиМ «Радуга» председателем Методического совета составляется годовой
график проведения открытых занятий (возможно без указания темы и точной
даты – указывается ориентировочно только месяц и место проведения открытого
занятия).
3.3. График проведения открытых занятий, завизированный заместителем
директора по учебной работе, утверждаются директором ДТДиМ «Радуга».
3.3. Методический совет может включить в план-график открытых учебных
занятий дополнительно, в течении учебного года, тех педагогов, по результатам
проведения открытых занятий которых, были отмечены серьёзные замечания.
3.4. Открытые занятия и взаимные посещения занятий включаются в
индивидуальные планы методической работы педагогов организации.
3.5. Рекомендуемое количество открытых занятий за учебный год каждым
педагогом – 1(одно) занятие.
3.6. Взаимные посещения проводятся согласно графику, сформированному
председателем Методического совета на 1-е полугодие – не позднее 15 сентября,
на 2-е полугодие – не позднее 25 января.
3.7. График проведения взаимных посещений занятий хранится у заместителя
директора по учебной работе ДТДиМ «Радуга».
3.8. Рекомендуемое количество взаимных посещений занятий каждым педагогом
– 1 (одно) занятие в полугодии.
3.9. Открытые и проверочные занятия, а также взаимные посещения проводятся
строго согласно расписанию, в соответствии с календарным графиком педагогов.
3.10. Для проведения показательных занятий (мастер-классов) допускается
формирование специальных групп обучающихся в дополнительное время.
3.11. Присутствие педагога на занятии коллеги завершается оформлением
индивидуальной аналитической справки, содержащей анализ и выводы по
занятию, которые заслушиваются на еженедельном совещании при директоре.
3.12. На основании аналитических справок заместитель директора по учебной
работе по окончанию каждого полугодия составляет итоговую аналитическую
справку.
3.13. Уровни открытых учебных занятий:
- внутриучрежденческий (открытые и проверочные
занятия, показательное
(мастер класс), пробное);
- муниципальный (показательное (мастер класс).
3.14. Открытое занятие считается состоявшимся, если на нем присутствовали не
менее 5-ти педагогов образовательной организации, включая заместителя
директора по учебной работе.
3.15. В рамках графика взаимных посещений на занятии присутствует только
преподаватель, который осуществляет взаимное посещение.
3.16. В случае если запланированное открытое занятие не состоялось,
преподавателю предоставляется дополнительное время на подготовку,
организуется и проводится внеплановое открытое занятие.
3.17. Для организации и проведения внепланового открытого занятия
Председатель Методического совета ДТДиМ «Радуга» должен представить
заместителю директора по учебной части служебную записку (с полными
данными о внеплановом открытом занятии) в срок не позднее чем за 7
календарных дней до даты его проведения. В случае если не состоялось и
внеплановое открытое занятие завуч представляет директору образовательной
организации объяснительную записку в срок не позднее окончания полугодия, в
котором было запланировано проведение открытого занятия.
3.18. Каждый случай несостоявшегося открытого занятия в обязательном
порядке обсуждается на ближайшем заседании методического совета,
выясняются причины, препятствующие его проведению, результаты обсуждения
фиксируются в протоколе.
3.19. В случае если запланированное взаимное посещение занятия не состоялось,
председатель Методического совета организации совместно с педагогами
определяет новые сроки его проведения. В журнале взаимопосещений
указывается причина и ставится подпись педагога, который не смог
присутствовать на занятии.
4. Методическое обеспечение открытого учебного занятия
4.1. Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение
занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения.
4.2. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются
соответствующие составляющие методического обеспечения.
4.3. Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с
методической темой педагога.
4.4. Методическая разработка или методические рекомендации к открытому
занятию должны отражать вопросы организации и методики образовательновоспитательного процесса на занятии.
4.5. Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической
разработке образовательно-воспитательный процесс в свете тех педагогических
задач, которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и
средства воздействия на обучающихся, способы организации их деятельности
помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали
желание ее усовершенствовать.
4.6. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться
после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе
проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими
педагогами.
4.7. Содержание и оформление методической разработки должно
соответствовать требованиям разработок занятия.
4.8. Подготовленная и оформленная методическая разработка представляется на
рассмотрение Методического совета и сдается в методический кабинет.
4.9. Педагог дополнительного образования ставит в известность заместителя
директора по УМР о проведении открытого занятия - за одну неделю до
проведения занятия.
4.9. Для психологической готовности воспитанников объединения,
рекомендуется сообщить им о предстоящем проведении открытого занятия.
5. Проведение открытого учебного занятия
5.1. Посещение открытого учебного занятия педагогами образовательной
организации предполагает:
- знакомство с общеобразовательной программой педагога, разделом и темой
занятия;
- проверку качества ведения учебно-методической документации (журнала
объединения, расписания, календарного графика);
анализ:
- соответствия структурных элементов занятия общепринятым нормам;
-приёмов и методов, способствующих реализации цели занятия, формированию
знаний, умений, навыков (компетенций), в том числе, и на основе
самостоятельной, познавательной деятельности учащихся;
- виды использованной наглядности и технических средств обучения.
5.2. Все присутствующие должны соблюдать педагогический такт, не
вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии обучающихся и до
окончания занятия своего отношения к работе преподавателя.
5.3. Запрещается входить и выходить из кабинета во время проведения занятия,
уходить с занятия до его окончания.
5.4. Результаты наблюдений отражаются в бланке «Анализ учебного занятия»
(Приложение), разработанного на основе оценочного листа, рекомендованного
ГАУ ДПО РБ Бурятский республиканский институт образовательной политики
(сайт: htp://my/briop.ru).
5.5. Открытые занятия, продолжительностью (40 минут), рекомендуется
проводить обычных для детей и педагога условиях, с обязательным учётом
календарного графика образовательной программы.
6. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия
6.1. Обсуждение состоявшегося открытого занятия проводится непосредственно
после его окончания.
6.2. Цель обсуждения - оценка правильности постановки уели и задач занятия,
целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть
отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения
поставленных задач.
6.3. Организует обсуждение председатель Методического совета.
6.4. Обсуждение проводится в следующей последовательности:
- педагог, проводивший открытое занятие (краткий самоанализ);
- приглашённые педагоги;
- методисты;
- представители администрации;
- педагог, проводивший открытое занятие.
6.5. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое
занятие (Приложение №2 – Примерный самоанализ занятия), которое поможет
присутствующим понять его педагогический замысел, особенности
применяемых методов и приемов, ведущие идеи, лежащие в основе системы его
работы:
- раскрытие цели и задач учебного занятия;
- обоснованность выбора методов и средств, качество их применения;
- критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного
материала.
6.6. Педагоги отмечают положительные стороны и недостатки открытого
занятия, высказывают своё мнение о достижении поставленных учебных целей,
задач, вносят предложения по совершенствованию методики обучения.
Предложения, направленные на совершенствование образовательного процесса,
должны быть конкретными, обоснованными, способными оказать помощь
ведущему занятие педагогу.
6.7. Результаты обсуждения отражаются в Протоколе открытого занятия, где
указываются все присутствующие на занятии педагоги, даётся содержательный
анализ занятия в соответствии с критериями оценки качества открытого занятия,
рассматриваются использованные инновационные методы и приёмы,
эффективность и целесообразность их применения.
Обязательным составляющим анализа занятия являются замечания и
рекомендации педагогу.
Приложение № 1
ЛИСТ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
педагога дополнительного образования ДТДиМ «Радуга»
ФИО педагога, ведущего занятие_______________________________________________
Объединение________________________________________________________________
ФИО, должность педагога оценивающего занятия________________________________
№
п/п
Критерии для оценки занятия
Уровни оценивания (баллы):
2 – требование выполнено на оптимальном уровне;
1 – есть резервы;
0 – требование практически не выполнено
1. Цель и задачи занятия сформулированы (педагогом, учащимися)
2. Создание мотивационного поля
3. Содержание занятия:
Соответствие учебного материала общеобразовательной Программе педагога
Связь учебного материала с Программой развития ДТДиМ «Радуга» «Творцы
Будущего», темой года
Практическая направленность данного вида учебного занятия, развивающая
ЗУН (компетенции): самостоятельная, познавательная деятельность учащихся
Метапредметные связи (использование заданий, развивающих универсальные
учебные действия учащихся)
Связь учебного материала с жизнью
4. Использование технологий, методов, приёмов деятельностного характера
Использование современных методов, приёмов, средств обучения
Технологий, ориентированных на формирование информационнообразовательной среды и на формирование ИнформационноКоммуникационных Технологических навыков обучающихся
5. Формы взаимодействия педагога и учащихся
Организация взаимодействия: воспитанник - воспитанник
Осуществление обратной связи: воспитанник – педагог
6. Психологические основы занятия
Развитие личностных качеств обучающегося средствами данного направления
Развитие внутренних, психологических ресурсов ребёнка: восприятия,
внимания, воображения, памяти, мышления, сосредоточенности
Ритмичность занятия: чередование материала разной степени трудности,
разнообразие видов учебной деятельности
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы занятия
7. Рефлексия
Рефлексия деятельности учащихся педагогом
Рефлексия результатов деятельности учащимися
8. Управление качеством учебной деятельности учащихся через собственную
систему оценивания.
Баллы
9.
10.
11.
Подведение итогов деятельности
Контроль знаний, умений, навыков (компетенций) учащихся по собственной
системе оценивания
Управление качеством собственной обучающей деятельности
Педагог демонстрирует высокий уровень навыков педагогической диагностики
при анализе занятия, умеет проанализировать удачи и промахи занятия «по
горячим следам»
Результативность занятия
Оптимальный или достаточный уровень достижения поставленных целей,
выполнения всех задач
Педагогическое мастерство педагога
Рациональность распределения времени на различные этапы занятия
Коммуникативная культура педагога (стиль, форма общения педагога)
Создание условий для возникновения положительных эмоций у учащихся
(способы поощрения, доброжелательность, такт педагога).
Умение педагога оперативно реагировать на изменения в состоянии учащихся –
предупредить конфликт, решить возникающие проблемы.
Итого баллов
12.
Замечания
13.
Предложения
Приложение № 2
Вариант
самоанализа открытого занятия
1. Характеристика учебной группы
А) Структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие
группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений
и организационной структуры учебной группы.
Б) Характеристика биологического развития обучающихся: дефекты зрения,
слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности
(чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
В) Характеристика психического развития: развитие интеллектуальной сферы
тех или иных членов детского коллектива; развитие волевой сферы у отдельных
обучающихся; развитие эмоциональной сферы личности.
Характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного
интереса, потребности в знаниях, установки на обучение; недостатки в
отношениях личности к себе, педагогу, семье, коллективу.
Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности,
обучающихся группы: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в
навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных
воздействий образовательных учреждений, после чего недостатки влияния
семьи, сверстников, внешней среды.
Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе занятия
давать столь подробную характеристику группы, в котором он проходил. Однако
самоанализ занятия педагога отличается от его анализа руководителем тем, что
он сориентирован не только на конкретную учебную группу, но и на конкретных
обучающихся.
2. Затем анализируются внешние связи занятия: устанавливается место и роль
данного занятия в изучаемой теме; характер связи занятия с предыдущими и
последующими занятиями.
3. Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику
учебной группы, чего надо добиться в знаниях и умениях, исходя из специфики
коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на обучающихся; какие
качества начать, продолжать, закончить развивать.
4. Характеристика замысла занятия (план): что собой представляет
содержание учебного материала; как будут усваивать его обучающиеся, т. е.
каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности;
какую часть материала они могут усвоить сами, какая часть материала потребует
помощи педагога при его усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что
использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо
повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь
изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут
достигнуты на занятии воспитывающие и развивающие задачи.
5. Как было построено занятие, исходя из его замысла? Характеристика
этапов занятия, выделение образовательно-воспитательных моментов, которые
наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход занятия, на
формирование конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по
мнению педагога, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное
влияние на формирование конечного результата занятия; анализ соответствия в
рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство
оптимальности выбора).
7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура
занятия соответствовала поставленной цели, замыслу занятия, возможностям
детского коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в
деятельности педагога и обучающихся; анализируется соответствие стиля
отношений педагога и обучающихся успешному формированию конечного
результата занятия.
8. Оценка конечного результата занятия: оценка качества знаний, умений и
навыков, полученных обучающимися на занятии, определение разрыва между
поставленными задачами и реальным конечным результатом занятия. Причины
этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач
занятия; выводы и самооценка занятия.