1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом
от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021), Уставом МБО ДО ДТДиМ «Радуга» (далее
ДТДиМ «Радуга») регулирует деятельность педагогов дополнительного образования по
теме самообразования, которая является одной из основных форм работы по
совершенствованию профессионального мастерства и включает организацию процесса
планирования
индивидуальных
образовательных
траекторий
педагогов,
формы
организации работы, порядок работы и результат выполненной работы.
Согласно сЗаконом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) статьи 48.
«Обязанности и ответственность педагогических работников
п.1. Педагогические работники обязаны:
п.п.1
осуществлять
свою
деятельность
на
высоком
профессиональном
уровне,
обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса,
дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой;
п.п.7 систематически повышать свой профессиональный уровень».
1.2. Работа педагогов над темами самообразования – это специальный комплекс
мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта,
направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального
мастерства.
1.3. Работа педагогов по теме самообразования является обязательной.
1.4. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования
определяется по каждому виду деятельности.
2. Цель и задачи
2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое и непрерывное
повышение своего профессионального уровня педагогами.
2.2. Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников
образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших
достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых
педагогических технологий, методов обучения;
4) развитие в ДТДиМ «Радуга» инновационных процессов.
3. Порядок работы над темой самообразования
3.1. Тема самообразования определяется на основании:
1) методической темы «Плана методической работы на учебный год ДТДиМ «Радуга»;
2) затруднений педагогов;
3) специфики индивидуальных интересов педагогов;
4) необходимостью овладения новыми методиками работы в связи с нововведениями в
образовании.
3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 1-го
учебного года до 5-ти лет.
3.3. Каждый педагог самостоятельно разрабатывает индивидуальный план работы над
темой (Приложение 1).
3.4. В процессе работы над темой самообразования и по её завершению педагог
представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
- выступления (отчёт) на заседании методического совещания, педсовета;
- теоретический, методический, практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- мастер - класс;
- открытое учебное занятие.
3.5. Заместитель директора по учебной работе ведёт учёт тем самообразования, курирует
деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает обходимую
методическую помощь.
3.6. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада с компьютерной презентацией,
- реферата,
- статьи в журнале, газете,
- проекта,программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно - методической разработки.
Весь наработанный материал сдаётся заместителю директора по учебной работе и
является доступным для использования другими педагогами.
3.7. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован от ДТДиМ
«Радуга» к распространению на различных уровнях.
4. Структура программы самообразования
4.1. Тема самообразования.
4.2. Цель изучения данной темы.
4.3. План самообразования по форме (Приложение 2).
4.4. Каждым педагогом оформляется папка с документами по самообразованию
(примерное содержание папки):
- Титульный лист;
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности;
- Перечень психолого-педагогической литературы для изучения;
- Участие в системе методической работы ДТДиМ «Радуга», Муйского района, сети
Интернет;
- Перспективный план самообразовательной деятельности на 3 года;
- Анализ самообразовательной деятельности за прошедший учебный год;
- Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год;
- Материалы работы над индивидуальными методическими темами: теоретическая часть
(изучение литературы по теме, знакомство с
практическим опытом работы по данной
проблеме); практическая часть (разработка дидактических материалов для практического
внедрения, конспекты занятий, воспитательных мероприятий и др.);
- Материалы работы над единой методической темой ДТДиМ «Радуга»;
- Посещение отрытых учебных занятий, мероприятий коллег.
5. Контроль за самообразованием педагогов
5.1. По итогам работы над темой самообразования каждым педагогом заполняется отчёт
(Приложение3).
5.2. В целях методического осуществления контроля за самообразованием педагогов в
конце учебного года заместителем директора по учебной работе заполняется таблица
(Приложение 4), проводится корректировка профессионального развития каждого
педагога, определяются коллективные и индивидуальные формы самообразования
педагогов.
Приложение 1
Примерный план работы педагога над темой самообразования
Этапы
I. Диагностический
II. Прогностический
III. Практический
IV. Обобщающий
Содержание работы
Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы.
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов.
Сроки
V. Внедренческий
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей
работы. Распространение.
В ходе дальнейшей
педагогической
деятельности.
Приложение 2
Форма «Плана самообразования педагога на учебный год»
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
Подведение
итогов
1.
Поиск и составление списка литературы по теме самообразования
(список пополняется в течение времени самообразования)
Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой
педагогической практики (посещаются занятия, анализируется
литература, проводится анкетирование и тестирование воспитанников,
родителей, педагогов)
Проектирование собственного педагогического поиска. (определяются
вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа,
проектируется ожидаемый результат, разрабатываются критерии
достижения целей, намечаются этапы продвижения в поиске.)
Консультации.
Опытно-экспериментальная проверка своего самообразовательного
проекта на группе детей (приглашает коллег для анализа, проводит срез
работ по целям самообразования, фиксирует результаты в
сравнительных таблицах, приходит к выводу – достигнут ли
планируемый результат).
Рефлексия. Оформление и представление результатов самообразования в
виде методических рекомендаций, дидактических разработок, проекта,
реферата,планови т.д.
Сентябрь
МО, беседа
с педагогами
Октябрь декабрь
МО, беседа с
педагогами
2.
3.
4.
5.
Январь
Педагогический
совет, МО
Февраль март
Открытые занятия,
собеседования с
коллегами,
руководителем
МО
Апрель май
Выступление на
педагогическом
совете, МО,
научнопрактической
конференции
Приложение 3
Примерный план отчёта
Отчёт педагога о работе над темой самообразования:
- Обоснование выбора темы.
- Цель и задачи работы над темой, сроки.
- Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по
решению проблемы.
- Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в
конкретных условиях.
- Какой достигнут результат, форма его представления, уровень.
Приложение 4
Контроль за самообразованием педагогов (сводная таблица)
Ф.И.О.
педагога
Должность,
название
объединения
Тема
самообразования
Сроки
работы
над темой
Этапы профессионального развития
Развитие
своего опыта
Освоение
известного опыта,
научной
разработки
Создание новой
практики через
эксперимент
Указывается
проблема
Чей опыт, где
опубликован
/журнал, книга
и т.д./
Проблема,
эксперимент
Форма отчёта:
выступление на
педсовете,
семинаре, мастеркласс, открытое
занятие