Положение об инклюзивном образовании

1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей-инвалидов, детей
и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети и молодёжь с
ОВЗ) в Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодёжи «Радуга» (далее – ДТДиМ «Радуга»)
разработано на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28. Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19);
- «Концепции развития дополнительного образования детей», утверждённой
распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р;
- Устава МБО ДО ДТДиМ «Радуга»;
- Положение о режиме занятий обучающихся МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного
образования в ДТДиМ «Радуга»: обучения, воспитания и развития в совместной
образовательной среде детей-инвалидов, детей и молодёжи с ОВЗ и детей и
молодёжи, не имеющих таких ограничений.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Ребёнок - инвалид – лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (п.16 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Адаптированная общеобразовательная программа – общеобразовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст. 2 Федерального закона
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
2. Основные цели и задачи инклюзивного образования
Основными целями инклюзивного образования являются:
- реализация права обучающихся с ОВЗ на получение дополнительного
образования;

- создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной
адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов;
- вовлечение их в социально-творческую деятельность образовательной
организации.
Задачи:
- создание эффективной системы психолого-педагогического, социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательной организации с целью
максимальной коррекции недостатков их психофизического развития,
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования навыков и умений учебной деятельности;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного
отношения к проблемам обучающихся с ОВЗ, установок миролюбия, гуманизма и
взаимопомощи к детям с ОВЗ.
3. Организация инклюзивного образования
3.1. Создание необходимых условий для организации процесса обучения детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
обеспечивает
администрация
образовательной организации;
3.2. Основанием для организации обучения детей с ОВЗ являются:
- заявление родителей (законных представителей) о приеме в объединения ДТДиМ
«Радуга»;
- копия документа, подтверждающего инвалидность ребёнка; заключение ПМПК
(психолого-медико-педагогической комиссии) на каждого ребёнка;
- справка (копия) из образовательной организации о нахождении ребёнка на
домашнем обучении (при наличии).
3.3. Зачисление и отчисление детей с ОВЗ оформляется приказом директора
образовательной организации по заявлению родителей (законных представителей)
и педагога.
Учебные занятия с обучающимся этой категории детей проводятся
педагогами в соответствии с расписанием, утвержденным директором
образовательной организации.
3.4. Образовательная деятельность учащихся с ОВЗ осуществляется по
адаптированным
дополнительным
общеобразовательным
программам
в
объединениях художественной, социально-педагогической и технической
направленностей.
3.5. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано в следующих формах: индивидуальная, групповая:
- Численность учащихся с ОВЗ в учебной группе определяется от 12 до 8 человек
в зависимости от года обучения;
- В зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей
ребенка организацией могут создаваться малые группы обучения от 1-го до 5-ти
человек;
- Индивидуальное обучение:
- на дому;
- в учебных кабинетах ДТДиМ «Радуга»;
- комбинированно (часть учебных занятий с обучающимся проводится в учебных
кабинетах ДТДиМ «Радуга» - часть на дому индивидуально).

3.6. При организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья обеспечивается щадящий режим проведения занятий.
3.7. Выбор форм и методов проведения учебных занятий зависит от особенностей
психофизического развития и возможностей
учащихся, особенностей
эмоционально-волевой
сферы,
состояния
ребёнка,
по
индивидуально
разработанным программам и по личному заявлению родителей (или законных
представителей) по итогам собеседования.
3.8.
Содержание
дополнительных
общеобразовательных,
а
также
предпрофессиональных адаптированных программ выстраиваются с учётом
характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и
возможностей.
3.9. В ДТДиМ «Радуга» установлена следующая продолжительность одного
учебного занятия обучающихся с ОВЗ:
- для детей с сохранным интеллектом, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата и другие нарушения – не более 2-х академических часов по 40 минут в
день;
- для детей с задержкой психического развития – не более 2-х академических часов
по 40 минут в день.
На каждую группу (или обучающегося) устанавливается недельная нагрузка
не более 6 часов по Учебному плану.
3.10. Формы обучения и объём учебной нагрузки обучающихся может
варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей и молодёжи по
согласованию с родителями (законными представителями).
3.11. Журнал посещения занятий оформляется в соответствии с инструкцией о
ведении журнала учёта работы объединения.
3.12. Проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также перевод
обучающихся на следующий год обучения определяется в соответствии с
локальными нормативными правовыми актами ДТДиМ «Радуга».
3.13. Интеграция детей с ОВЗ в образовательную и культурную среду
образовательной организации осуществляется через вовлечение детей к участию в
мероприятиях учреждения (концерты, мероприятия к праздничным и календарным
датам, выставочная деятельность).
3.14.
Кроме
реализации
дополнительных
общеобразовательных,
предпрофессиональных адаптированных программ в ДТДиМ «Радуга» могут
осуществляться следующие формы работы с детьми и молодёжью с ОВЗ:
- проектная деятельность;
- персональные выставки;
- встречи;
- выступления в концертных программах, массовых мероприятиях ДТДиМ
«Радуга»;
- индивидуальная работа с родителями (законными представителями), включение
детей и молодёжи с ОВЗ в общие занятия творческих объединений ДТДиМ
«Радуга».
3.15. Контроль организации обучения, диагностику эффективности обучения детей
и молодёжи с ОВЗ осуществляется, заместителем директора по учебной работе
ДТДиМ «Радуга» в соответствии с планами работы образовательной организации.

4. Участники образовательного процесса
Участниками образовательного процесса являются: педагоги дополнительного
образования ДТДиМ «Радуга», дети–инвалиды, несовершеннолетние дети и
совершеннолетние лица с ОВЗ и их родители (законные представители).
5. Права, обязанности и ответственность
5.1. Права, обязанности и ответственность педагогов дополнительного образования
определяются их должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового
распорядка ДТДиМ «Радуга», Уставом ДТДиМ «Радуга», настоящим Положением.
5.2. Педагог несёт ответственность перед родителями, администрацией ДТДиМ
«Радуга» за организацию образовательного процесса, за применяемые в
образовательном процессе формы, методы, средства, за несвоевременное и
ненадлежащее исполнение функций, возложенных на него настоящим
Положением.
5.3. Права, обязанности и ответственность учащихся определяются правилами
внутреннего трудового распорядка ДТДиМ «Радуга», Уставом и настоящим
Положением.
5.4. Педагогические работники, учащиеся и их родители (законные представители)
несут ответственность за порчу имущества, оборудования, инвентаря в
соответствии с существующим законодательством.
5.5. В ходе проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий педагоги
несут ответственность за жизнь и здоровье детей и молодёжи – участников
образовательного процесса.
6. Условия реализации инклюзивного образования
6.1. Для осуществления инклюзивного образовательного процесса по программам
дополнительного образования в ДТДиМ «Радуга» создаются максимально
комфортные условия для развития личности, реабилитации, социальной адаптации
и интеграции в общество ребёнка с ОВЗ.
6.2. Необходимые условия организации учебно-воспитательного процесса:
- подбор специалистов из числа опытных педагогов ДТДиМ «Радуга» (подбор
осуществляется с учётом желания педагога работать с ребёнком, группой детей с
ОВЗ);
- оказание методической и консультативной помощи обучающимся, необходимой
для освоения дополнительной общеобразовательной программы;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям)
обучающихся;
- создание условий обучающемуся с ОВЗ для участия в конкурсах, фестивалях,
выставках, праздниках, акциях и других формах организованного досуга в ДТДиМ
«Радуга»;
- предоставление на время обучения учебной, справочной и другой литературы,
имеющейся в ДТДиМ «Радуга», рекомендованной к использованию в
образовательном процессе, а также учебных пособий, рекомендованных к
использованию по общеобразовательной программе;
- проведение промежуточной аттестации и перевод обучающихся на следующий
год обучения осуществляется в соответствии с требованиями дополнительных
общеразвивающих программ ДТДиМ «Радуга».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».