Финансовая грамотность как проявление функциональной грамотности обучающихся.
28.12.2021
Финансовая грамотность понимается нами как
способность личности принимать разумные решения, сопряженные с финансами, в
различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Эти решения затрагивают и
сегодняшний опыт учащихся, и их ближайшее будущее. Принятие рациональных
финансовых решений, среди которых внушительное множество сопряжено с выбором
варианта действия при решении типичных проблем в ежедневных житейских ситуациях
- именно это является сутью финансовой грамотности как личностного навыка
человека, проявлением его функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - это
способность человека использовать приобретаемые в течение жизни познания для
решения широкого спектра актуальных задач во всевозможных сферах человеческой
деятельности и общественных отношений. А функциональные навыки - это
практические навыки, которые обучающийся сможет использовать в различных
жизненных ситуациях.
Среди компонентов финансовой
грамотности, прежде всего, выделяются определённые знания основных элементов
финансового мира. Вместе с тем акцент делается не на самих знаниях, а на
способности актуализировать (передавать и применять) знание и понимание того,
что обучающимся известно о личных финансах и финансовых продуктах.
Наряду с этим в финансовую грамотность
включаются и мыслительные навыки, сопряженные с определением финансовой
информации, её анализом и решением финансовых проблем.
Ещё одной значительной составляющей
финансовой грамотности является мотивация к поиску информации для принятия
эффективного решения.
Мотивация рассматривается и как
компонент, и как важный фактор вырабатывания финансовой грамотности. Программа
используемого мною образовательного материала предполагает, что знание и
понимание определённых финансовых терминов, понятий, категорий, функций
финансовых институтов, процессов, происходящих в финансовой сфере, будет
использовано к тем определенным ситуациям и жизненным практикам, которые
освоены или осваиваются обучающимися определённого возраста.
Система созданных заданий отражает актуальные
для учащихся возраста темы и контексты, что определяет личную
заинтересованность в их выполнении.
При разработке заданий для обучающихся, я
придерживаюсь направленности на развитие трёх составляющих финансовой
грамотности:
а) содержание (тематическое);
б) познавательные процессы (умения и
навыки);
в) контексты (жизненные ситуации).
Содержание моей педагогической
деятельности представляет собой широкий диапазон личностно-ориентированных тем,
сгруппированных в четыре предметные области:
- введение в курс «Финансовая
грамотность»;
- доходы и расходы семьи;
- риски потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься;
- человек и государство: как они
взаимодействуют;
- услуги финансовых организаций.
Изучение финансовой информации
осуществляется при работе с источниками экономической информации.
Исследовательская работа в финансовом контексте осуществляется также на основе
предъявляемых текстов, иллюстраций, таблиц, маркетинговых лозунгов и др.
В
действиях, образующих данный вид познавательной деятельности, задействовано
критическое мышление, позволяющее обучающемуся с помощью логических размышлений
постигнуть смысл и создать представление о проблеме, связанной с финансами.
Информация, с которой требуется иметь
дело в таких случаях, может быть отчасти представлена в отображении самой
ситуации, и обучающимся необходимо связать эту информацию со своими
собственными познаниями и пониманием.
Условия заданий на применение финансовых
знаний можно символически разделить на две группы.
Выбор тематики заданий и необходимых для
их выполнения умений был обусловлен возрастными особенностями обучающихся, уровнем
имеющихся знаний и умений, формирующимися психолого-познавательными
потребностями. Кроме того, подбор темы заданий и необходимых для их выполнения
умений был определён характером и содержанием общественного опыта учащихся.
Практические задания выстроены на основании определённых житейских ситуаций, с
которыми встречается ребёнок определённого возраста. Выполняя задание,
обучающиеся осознают, что имеют дело с определенной реальной ситуацией, в
которой могут использовать свои знания и умения.
Санина Наталья Ивановна -педагог
дополнительного образования МБО ДТДиМ «Радуга»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.12.2021
Дата обновления: 29.12.2021
Дата публикации: 28.12.2021