«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

28.12.2021

В настоящее время во всём мире и в России в частности происходят закономерные,  весьма заметные изменения. Нет ни одной сферы социальной жизни, где не произошли бы значимые преобразования. В данных условиях возникает необходимость исследования процессов социокультурной реальности и выработке  оптимальных решений.

Глобальные изменения затрагивают и сферу дополнительного образования. Современные дети быстро осваивают самые распространённые, жизненно необходимые элементы своей культуры.  И задачей взрослого поколения в этом процессе является формирование у ребят навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни.

Процесс усвоения социальных норм, ценностей, установление взаимного  и продуктивного сотрудничества в обществе - это и есть социокультурная адаптация.

Эффективность этого действия  обеспечивается функционированием целостной педагогической модели, в которой культурологическое, социологическое, досуговое сопровождение создаёт адаптивно - образовательное пространство для раскрытия и самореализации детей.

В современном обществе проблема поиска новых методов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится все более актуальной.

Своевременная помощь в воспитании ребенка, разрешение различных проблем  связанных со спецификой его заболевания является важнейшей задачей. Наиболее эффективным в решении данных проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья является применение художественно-творческих технологий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория имеющая проблемы в физическом, умственном или психическом развитии и для «особых» детей, необходимо создавать и особые условия.

Современные театральные технологии нацелены в том числе на развитие отношения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к себе с помощью расширения ролевого репертуара, внутреннего опыта проживания жизненных ситуаций в процессе формирования эмпатии, что происходит с помощью следующих механизмов:

·        Идентификация (с героем, с художественным образом, с участниками творческого процесса, а через процесс творчества - с миром);

·        Обособление (осознание своих отличий от других на основе неповторимости своего творчества, выбора художественных средств, разотождествление с героем на определенном этапе творчества)

·        Самовосприятие (восприятие своего «Я» посредством выбора героев, способов театральной игры)

·        Рефлексивные механизмы (осмысление своего творчества): так, Т. Г. Пеня полагает, что театральное творчество приводит к развитию у ребенка «внутреннего критика»;

·        Децентрация (выход за пределы «Я» путем отстранения от своего героя, самого себя, творчества).Хочу такой сайт

В ходе реализации  направлений  моей педагогической  работы  важным является не только обеспечение позитивного отношения ребенка  к себе как к индивиду, но и формирование отношения ребенка к себе как к культурной и творческой личности. Поэтому в ходе занятий театральной деятельностью мной обязательно используются  приемы, благодаря которым формируются основы культуры личности.

Развитие позитивного самовосприятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, творческая реабилитация, развитие ребенка как творческой личности все эти задачи реализуются на занятиях театральной деятельностью в коллективе «Дети и куклы «Вытворяшки». Ребятам  с ограниченными возможностями здоровья на занятиях предоставляется большее пространство для самореализации, самоактуализации. А внедрение в педагогическую работу художественно - творческих технологий является важным фактором гармоничного развития личности и позитивного самоотношения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Театр – искусство, где овладеть основами сценической грамоты с детьми с проблемами в развитии можно только в самом театральном действии.

Стадии творческого процесса определены психологией театрального  творчества: сначала должна возникнуть “ проблемная ситуация“, далее необходимо наличие желания её решить. И если решение проблемы реально, начинается самостоятельный процесс применения всего опыта и знаний для её решения.

По такому же пути решается в нашем объединении проблема  адаптации ребёнка с ограниченными возможностями.  Самое главное - это захотеть, участия в решении поставленной проблемы, как детям, так и их родителям, что позволит педагогам достичь желаемой цели. Важно не только привести ребёнка в театральный кружок, а захотеть приложить все возможные усилия к процессу развития его личности.  А занятия театральным  искусством – это и сеть одно из средств развития личности.

Театральная деятельность  формирует умение увидеть и понимать прекрасное. Литературный текст,  звучащее слово, пластика и действие актёра, его костюм, грим, музыка, цвет и свет;- все это формирует необходимые качества личности обучающегося.

Постановка и показ театрального спектакля учит юных актеров анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности.

Именно участие в театральной деятельности способствует формированию целостности внутреннего мира личности особого ребёнка и установлению  внутренней гармонии  в его отношений с окружающим миром и с людьми.

А установление отношений с окружающим миром есть одна из форм социализации ребенка в обществе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.12.2021

Дата обновления: 29.12.2021

Дата публикации: 28.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».