«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
28.12.2021
В настоящее время во всём
мире и в России в частности происходят закономерные, весьма заметные изменения. Нет ни одной сферы социальной
жизни, где не произошли бы значимые преобразования. В данных условиях возникает
необходимость исследования процессов социокультурной реальности и
выработке оптимальных решений.
Глобальные изменения
затрагивают и сферу дополнительного образования. Современные дети быстро осваивают
самые распространённые, жизненно необходимые элементы своей культуры. И задачей взрослого поколения в этом процессе является
формирование у ребят навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни.
Процесс усвоения
социальных норм, ценностей, установление взаимного и продуктивного сотрудничества в обществе -
это и есть социокультурная адаптация.
Эффективность этого
действия обеспечивается
функционированием целостной педагогической модели, в которой
культурологическое, социологическое, досуговое сопровождение создаёт адаптивно
- образовательное пространство для раскрытия и самореализации детей.
В современном обществе проблема
поиска новых методов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
становится все более актуальной.
Своевременная помощь в
воспитании ребенка, разрешение различных проблем связанных со спецификой его заболевания
является важнейшей задачей. Наиболее эффективным в решении данных проблем
развития детей с ограниченными возможностями здоровья является применение
художественно-творческих технологий.
Дети с ограниченными
возможностями здоровья - особая категория имеющая проблемы в физическом,
умственном или психическом развитии и для «особых» детей, необходимо создавать
и особые условия.
Современные театральные
технологии нацелены в том числе на развитие отношения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья к себе с помощью расширения ролевого репертуара,
внутреннего опыта проживания жизненных ситуаций в процессе формирования
эмпатии, что происходит с помощью следующих механизмов:
·
Идентификация (с героем, с
художественным образом, с участниками творческого процесса, а через процесс
творчества - с миром);
·
Обособление (осознание своих отличий от
других на основе неповторимости своего творчества, выбора художественных
средств, разотождествление с героем на определенном этапе творчества)
·
Самовосприятие (восприятие своего «Я»
посредством выбора героев, способов театральной игры)
·
Рефлексивные механизмы (осмысление
своего творчества): так, Т. Г. Пеня полагает, что театральное творчество
приводит к развитию у ребенка «внутреннего критика»;
·
Децентрация (выход за пределы «Я» путем
отстранения от своего героя, самого себя, творчества).
В ходе реализации направлений моей педагогической работы важным является не только обеспечение
позитивного отношения ребенка к себе как
к индивиду, но и формирование отношения ребенка к себе как к культурной и
творческой личности. Поэтому в ходе занятий театральной деятельностью мной
обязательно используются приемы,
благодаря которым формируются основы культуры личности.
Развитие позитивного
самовосприятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, творческая
реабилитация, развитие ребенка как творческой личности все эти задачи
реализуются на занятиях театральной деятельностью в коллективе «Дети и куклы «Вытворяшки».
Ребятам с ограниченными возможностями
здоровья на занятиях предоставляется большее пространство для самореализации,
самоактуализации. А внедрение в педагогическую работу художественно - творческих
технологий является важным фактором гармоничного развития личности и
позитивного самоотношения каждого ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
Театр – искусство, где
овладеть основами сценической грамоты с детьми с проблемами в развитии можно
только в самом театральном действии.
Стадии творческого
процесса определены психологией театрального творчества: сначала должна возникнуть “
проблемная ситуация“, далее необходимо наличие желания её решить. И если решение
проблемы реально, начинается самостоятельный процесс применения всего опыта и
знаний для её решения.
По такому же пути
решается в нашем объединении проблема адаптации
ребёнка с ограниченными возможностями. Самое
главное - это захотеть, участия в решении поставленной проблемы, как детям, так
и их родителям, что позволит педагогам достичь желаемой цели. Важно не только привести
ребёнка в театральный кружок, а захотеть приложить все возможные усилия к
процессу развития его личности. А занятия
театральным искусством – это и сеть одно
из средств развития личности.
Театральная
деятельность формирует умение увидеть и
понимать прекрасное. Литературный текст,
звучащее слово, пластика и действие актёра, его костюм, грим, музыка,
цвет и свет;- все это формирует необходимые качества личности обучающегося.
Постановка и показ
театрального спектакля учит юных актеров анализировать увиденное и услышанное,
вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе
воспитания характера личности.
Именно участие в
театральной деятельности способствует формированию целостности внутреннего мира
личности особого ребёнка и установлению внутренней гармонии в его отношений с окружающим миром и с людьми.
А установление
отношений с окружающим миром есть одна из форм социализации ребенка в обществе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.12.2021
Дата обновления: 29.12.2021
Дата публикации: 28.12.2021