Занятия живописью «Буряд Зураг» в технике холодный батик, как средство воспитания национальной самоидентичности

28.12.2021

  В рамках воспитательной работы в МБО ДО ДТДиМ «Радуга», обязательным  направлением является - приобщение к национальной культуре и наследию этносов и народностей нашей необъятной родины.

 Особую роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей отмечали  множество отечественных ученых. Знакомство с произведениям декоративно-прикладного творчества, по их мнению способствует  расширению духовных потребностей, развитию навыков оценки произведений искусства, становлению художественного вкуса,  является  источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Формированию чувства сопричастности с традициями своего народа, чувства гордости за уникальную культуру Бурят способствуют занятия  живописью в национальном стиле «Буряад зураг».

Если дословно: «бурят, бурятский», «зураг», буквально – рисунок, картина, изображения, сейчас еще и фотография.

Дугаров Зандан Даши-Нимаевич председатель «Регионального общественного фонда возрождения старобурятского искусства «Буряад Зураг», скульптор (Улан-Удэ), подчеркивая важность сохранения и популяризации стиля в одном из интервью говорил- «Буряад Зураг» - это не рисунок разноцветными красками утрированных толстощеких человечков с узкими глазами, одетых в одежды или доспехи древних кочевников. Да, это тоже есть, но лишь с большой натяжкой можно отнести подобное творчество к «Буряад Зураг». «Буряад Зураг» – это отражение внутреннего мира бурята».

 Как педагог,  работающий в направлении декоративно-прикладного творчества, соотнося процесс  самообразования в соответствии с календарно-тематическим графиком, я продолжаю подробно изучать  тему «Основы старобурятской живописи «Буряд Зураг» и декоративная роспись платка.»

В  руководимой мною группе  «Алтын Угалза» уже проводятся занятия, где обучающиеся изучают основы традиционной живописи в стиле «Буряад Зураг» и  знакомятся с основами росписи платка в технике холодный батик.

Для реализации выдвинутых задач была разработана система занятий, направленная на обучение элементов «Буряад зураг» и создания собственных оригинальных рисунков (эскизов) для батика.

Обучение творческой деятельности проводится  выстраивается в 3 этапа:

-на первом этапе обучающиеся изучают  творчество знаменитых художников, которые работают в направлении старобурятской живописи «Буряд зураг» (Лубсан Доржиев, Даши-Нима Дугаров). И знакомятся с  творческими работами «питерской художницы» по росписи платков в технике батик Елены Кодяковой,

-на втором этапе продолжают  изучать разнообразие элементов народного орнамента.

- третий этап предполагает, что в процессе создания творческого декоративного панно, на ткани формата А4 обучающиеся выполняют зарисовки, самостоятельно, использовав полученные навыки, создают сюжетную композицию в цвете.

Одной из важных задач работы на последнем этапе является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. 

Во время работы  необходимо пробуждать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.

В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности. Хочу такой сайт

Творчество — это деятельность, в процессе которой создается что-то новое. В результате поиска, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые обучающийся получил в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству бурятского народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине.

Эмоционально-положительное отношение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач занятий декоративно - прикладного искусства.

Учебный материал и формат эскиза будущей индивидуальной работы подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются экспериментирование различных художественных материалов, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Воспитательный компонент занятия выглядит  как, совместный с обучающимися:

-  анализ художественных работ известных авторов, тематику которых выбираю  соотнося  с практическими целями,

- анализ работ обучающихся,   с обсуждением решения изобразительных задач, способов, методов и приёмов изображения, выразительности исполнения.

-процесс обсуждения информации о традициях бурятского народа, о содержании легенд и сказок, сюжеты которых,  ребята берут за основу своих  картин.

Андыкова Светлана Цоктоевна

-педагог дополнительного образования

МБО ДТДиМ «Радуга»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.12.2021

Дата обновления: 29.12.2021

Дата публикации: 28.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».