Занятия живописью «Буряд Зураг» в технике холодный батик, как средство воспитания национальной самоидентичности
28.12.2021
В рамках воспитательной работы в МБО ДО ДТДиМ «Радуга»,
обязательным направлением является - приобщение
к национальной культуре и наследию этносов и народностей нашей необъятной
родины.
Особую роль декоративно-прикладного искусства
в эстетическом воспитании детей отмечали
множество отечественных ученых. Знакомство с произведениям декоративно-прикладного
творчества, по их мнению способствует
расширению духовных потребностей, развитию навыков оценки произведений
искусства, становлению художественного вкуса,
является источником
познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и
культуре нашей Родины.
Формированию чувства сопричастности с
традициями своего народа, чувства гордости за уникальную культуру Бурят
способствуют занятия живописью в
национальном стиле «Буряад зураг».
Если дословно: «бурят, бурятский», «зураг»,
буквально – рисунок, картина, изображения, сейчас еще и фотография.
Дугаров Зандан Даши-Нимаевич
председатель «Регионального общественного фонда возрождения старобурятского
искусства «Буряад Зураг», скульптор (Улан-Удэ), подчеркивая важность сохранения
и популяризации стиля в одном из интервью говорил- «Буряад Зураг» - это не
рисунок разноцветными красками утрированных толстощеких человечков с узкими
глазами, одетых в одежды или доспехи древних кочевников. Да, это тоже есть, но
лишь с большой натяжкой можно отнести подобное творчество к «Буряад Зураг».
«Буряад Зураг» – это отражение внутреннего мира бурята».
Как педагог,
работающий в направлении декоративно-прикладного творчества, соотнося
процесс самообразования в соответствии с
календарно-тематическим графиком, я продолжаю подробно изучать тему «Основы старобурятской живописи «Буряд
Зураг» и декоративная роспись платка.»
В руководимой мною группе «Алтын Угалза» уже проводятся занятия, где
обучающиеся изучают основы традиционной живописи в стиле «Буряад Зураг» и знакомятся с основами росписи платка в
технике холодный батик.
Для реализации выдвинутых задач была
разработана система занятий, направленная на обучение элементов «Буряад зураг»
и создания собственных оригинальных рисунков (эскизов) для батика.
Обучение творческой деятельности
проводится выстраивается в 3 этапа:
-на первом этапе обучающиеся изучают творчество знаменитых художников, которые
работают в направлении старобурятской живописи «Буряд зураг» (Лубсан Доржиев,
Даши-Нима Дугаров). И знакомятся с
творческими работами «питерской художницы» по росписи платков в технике
батик Елены Кодяковой,
-на втором этапе продолжают изучать разнообразие элементов народного
орнамента.
- третий этап предполагает, что в
процессе создания творческого декоративного панно, на ткани формата А4
обучающиеся выполняют зарисовки, самостоятельно, использовав полученные навыки,
создают сюжетную композицию в цвете.
Одной из важных задач работы на
последнем этапе является создание для каждого ребенка разносторонней
развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.
Во время работы необходимо
пробуждать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,
неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить
людям радость.
В своей работе придерживаюсь следующих
дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности.
Творчество — это деятельность, в
процессе которой создается что-то новое. В результате поиска, использования
личного опыта, а также знаний и умений, которые обучающийся получил в процессе
обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические
и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного
материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на
формирование устойчивого интереса детей к искусству бурятского народа, на
воспитание чувства любви к родному краю, Родине.
Эмоционально-положительное отношение к
творчеству способствует успешному решению воспитательных задач занятий декоративно
- прикладного искусства.
Учебный материал и формат эскиза будущей
индивидуальной работы подбирается с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей учащихся и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.
Для развития творческих способностей используются экспериментирование различных
художественных материалов, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Воспитательный компонент занятия
выглядит как, совместный с обучающимися:
- анализ художественных работ известных авторов,
тематику которых выбираю соотнося с практическими целями,
- анализ работ обучающихся, с обсуждением решения изобразительных задач,
способов, методов и приёмов изображения, выразительности исполнения.
-процесс обсуждения информации о
традициях бурятского народа, о содержании легенд и сказок, сюжеты которых, ребята берут за основу своих картин.
Андыкова Светлана Цоктоевна -педагог дополнительного образования МБО ДТДиМ «Радуга»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.12.2021
Дата обновления: 29.12.2021
Дата публикации: 28.12.2021