Воспитательный потенциал логопедических занятий. Приемы и средства речевого развития.
29.12.2021
В современных образовательных условиях
задача совершенствования процесса является одной из приоритетных. Социальное
воспитание ставит перед собой две цели: успешная социализация подрастающего
поколения в современных условиях; саморазвитие человека как субъекта
деятельности и как личности.
В этой области
правильно организованная работа педагога–логопеда поможет развивать личность обучающегося,
повышать мотивацию к обучению, самостоятельность и предоставлять возможности
самореализации.
В условиях логопедических
групп в организации дополнительного образования дети и подростки совершенствуют
свой лексико-грамматический строй, упражняются в употреблении слов различной
звуко-слоговой структуры в ходе игр, экскурсий, конкурсов, наблюдений,
творческих работ.
В рамках
реализации своей образовательной программы по речевому развитию детей, я
использую не только традиционные, но и нетрадиционные формы, методы и средства усвоения обучающей
информации.
«Су-джок терапия», «технология
кластеров», «технология синквейна», «работа с текстом», «деловые игры», «словесные и речевые
игры», «технология для развития мелкой моторики
у детей «Изонить» и «технология развития речевого дыхания» – вот далеко не все
приемы используемые мной в воспитательном и образовательном процессе.
Во время занятий Су-джок
терапией, которую я использую для автоматизации поставленных звуков в слогах и
словах, активизируются речевые центры, что позволяет более эффективно запомнить
детям учебный материал. Су-джок терапия очень эффективна на этапе автоматизации
звуков и в начале слова, и в его конце. В процессе обучения задействован вспомогательный инструментарий –специализированный шарик и пружинки.
Одним из упражнений например, является
прокатывание шарика с произнесением стихотворения и совершением соответствующих действий:
«Шар по кругу я катаю,
Взад-вперед его гоняю,
А потом прижму немножко,
Как сжимает лапки кошка,
Каждым пальчиком прижму,
И другой катать начну.»
Или вот такой стишок, для прокатывания
шарика:
« Ходит ежик без дорожек,
Не боится никого,
С головы до ножек
Весь в иголках ежик,
Как же взять его.(2 раза повтор)
Пружинки же мы прокатываем по каждому
пальчику со стишками для каждого поставленного звука.
«Са-са-са- ой летит
оса.
Су-су-су- не боимся мы осу.
Са-са-са-укусила в нос
оса.
Со-со-со –стал мой нос
как колесо.
Ос-ос-ос- на поляне
много ос.
Или например:
Ша-ша-ша- как погода хороша
Шу-шу –шу-свежим воздухом дышу.
Ше-ше-ше- как приятно на душе. И т.д.
Прокатывание шарика Су-джок и
использование специальных пружинок активизирует запоминание при проведении
словесных игр, таких как: «Один – много», «Скажи ласково», «Жадина»,
«Противоположности».
Технологии «Кластер» и «Синквейн»,
используются на заключительном этапе автоматизации звуков.
Особенно часто в своей работе я опираюсь на практики, которые стали
темами моего самообразования, на них
остановлюсь подробнее.
«Развитие речевого дыхания у детей с
ОВЗ».
Моя цель -
научить ребенка с помощью речевых игр и дыхательных упражнений плавному,
сильном, целенаправленному выдоху, что
способствует формированию правильного звукопроизношения и развития голоса.
Задачи, которые я себе определила:
- разработать
основные направления логопедической работы по формированию правильного речевого
дыхания;
-
изучить различные методики формирования физиологического и речевого дыхания у
детей с нарушением речи;
-
подобрать комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания;
-
оформить картотеку игр и упражнений для развития правильного физиологического и
речевого дыхания, изготовить дыхательные тренажеры.
На основании
имеющихся теоретических и практических знаний я выявила, что проявлением несформированности речевого дыхания у детей
является:
- Слабый вдох;
- Недостаточный объем выдыхаемого воздуха,
выдох слабой силы, короткий, прерывистый (замеры я произвела пикфлометром);
-
Неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.
Все вышеперечисленное приводит к
нарушению звукопроизношения и просодической стороны речи. Ребенок говорит тихо,
монотонно, не договаривая фразу до конца.
Иногда говорит на вдохе.
Изучив
тематическую литературу, я создала картотеку речевых игр, закупила и
разработала игровые речевые тренажеры, стала применять на занятиях дыхательную
гимнастику по Стрельниковой. Важным показателем результативности методики
является заинтересованность детей
упражнениями «Кулачки», «Сбрось груз», «Кошка», «Обними плечи».
Дети поняли
главные рекомендации:
- воздух
набирать надо через нос, без напряжений, не поднимая плеч;
- во время выдоха
воздух выходит через рот;
- выдох должен
быть длительным, плавным. Во время выдоха не надуваем щеки, не сжимаем губы.
Очень
популярны на занятиях такие традиционные
дыхательные упражнения: «Подуй на снежинку»,
«Подуй на бабочку», «Забей мяч в ворота», «Фокус».
Детям нравится
работать с речевыми тренажерами.
Главный вывод,
который я сделала: «Игры и дыхательные упражнения помогают научить ребенка
плавному, сильном, целенаправленному
выдоху, что способствует формированию правильного звукопроизношения и
развития голоса».
В процессе самообразования по вышеуказанной
теме мною, в числе прочих ресурсов, использовалась следующая литература:
Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.
«Методика развития речевого дыхания
у дошкольников с нарушениями речи» -М.,; 2004г.,.М.Н.Щетинин
«Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».
«Изонить», как дополнительное средство
развития речи у детей».
Мир, окружающий нас - неисчерпаемый
источник для развития творческой фантазии. Познание его красоты приходит к
художнику через зрительное восприятие, изучение, исследование явлений и
предметов.
Каждый ребенок любит и по-своему
умеет рисовать. Стоит только приобрести карандаши, кисти, и на белом листе
бумаги появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные.
Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем
окне, мелом и углем, стёклышком и многими другими инструментами и материалами.
Оказывается можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться, очень
хорошо владеть иглой.
Народное декоративно-прикладное
искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Искусство это
рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к
красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые
сопровождали его в течении всей жизни, в будни и праздники.
Я обратилась к одному из современных
видов декоративного искусства, который родился в Англии- «изонити» - изображение нитью.
«Изонить» - это один из видов рукоделия, который дает широкую
возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию; техника,
напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем
пересечения цветных нитей на картоне. Пользуясь незамысловатыми
приспособлениями и материалами, любители изонити могут выполнить разнообразные
узоры, салфетки, открытки, декоративное панно.
Занятия
«изонитью» способствует развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что
оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
Целью педагогической деятельности в том
направлении я определила: развитие творческих способностей, мышления,
активизация речи ребенка, путем развития моторики при использовании техники
«Изонить».
Исходя из цели, я выделила следующие
задачи:
1. По речевому развитию:
-развивать у детей активный
и пассивный словарь;
-развивать объяснительную и
доказательную речь;
-способствовать введению в
активный словарь детей математических терминов.
2. Развивать у детей
художественные особенности и эстетический вкус.
3. Развитие у детей:
-сенсорного восприятия;
-глазомера;
-логического мышления;
-воображения;
4. Воспитание у детей:
-волевых качеств:
-усидчивости,
-терпения,
-умения доводить работу до
конца.
5.Обучать плоскостному
моделированию.
В какой же последовательности мы
работаем с детьми над композицией:
1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма
изделия в его натуральную величину
2. После того как
найдено место расположения орнамента, выделен главный композиционный центр,
решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение
композиции.
3. Составив композицию
и подобрав цвет, можно приступить к детальной прорисовке орнамента.
Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы.
При выборе цвета нитей для
поделок надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину
предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому
теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Выбор
цвета нити зависит от фона, от назначения поделки, размера. При использовании в
одной работе различных цветов нужно помнить о цветовой гармонии.
Для начала работы необходимо иметь
швейную иглу, картон, бархатную бумагу, цветные катушечные нитки, циркуль,
измеритель, карандаш. Рисунок выполняется с помощью чертежных инструментов на
изнаночной стороне работы. При этом на лицевой стороне рисунок получится в
зеркальном отображении. Каждый элемент изображения вышивают отдельно. При этом
учитывается толщина ниток, которая обусловливает длину стежка.
С самого
начала мы с детьми осваивали заполнение таких элементов как «Угол» и «Окружность».
Теперь перешли к другим способам
заполнения фигур:
«Змейка», «Елочка»,
«Клеточка» и «Веера».
Таким образом, овладение техникой
«Изонить», воспитывает у детей усидчивость, аккуратность, терпение, развивает
образное и пространственное мышление, развивает кисти рук и глазомер; обучает
ребенка технологическим операциям и, прежде всего творческому подходу к любой
работе. Обучает ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание,
побуждая к творчеству и самостоятельности, способствует закреплению полученных
ранее математических терминов, активизирует мелкую моторику и речь ребенка.
Кустова Анна Геннадьевна -педагог дополнительного образования МБО ДТДиМ «Радуга»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.12.2021
Дата обновления: 29.12.2021
Дата публикации: 29.12.2021