Воспитательный потенциал логопедических занятий. Приемы и средства речевого развития.

29.12.2021

В современных образовательных условиях задача совершенствования процесса является одной из приоритетных. Социальное воспитание ставит перед собой две цели: успешная социализация подрастающего поколения в современных условиях; саморазвитие человека как субъекта деятельности и как личности.

В этой области правильно организованная работа педагога–логопеда  поможет развивать личность обучающегося, повышать мотивацию к обучению, самостоятельность и предоставлять возможности самореализации.

В условиях логопедических групп в организации дополнительного образования дети и подростки совершенствуют свой лексико-грамматический строй, упражняются в употреблении слов различной звуко-слоговой структуры в ходе игр, экскурсий, конкурсов, наблюдений, творческих работ.

В рамках реализации своей образовательной программы по речевому развитию детей, я использую не только традиционные, но и нетрадиционные  формы, методы и средства усвоения обучающей информации.

«Су-джок терапия», «технология кластеров», «технология синквейна», «работа с текстом»,  «деловые игры», «словесные и речевые игры»,  «технология для развития мелкой моторики у детей «Изонить» и «технология развития речевого дыхания» – вот далеко не все приемы используемые мной в воспитательном и образовательном процессе.

Во время занятий   Су-джок терапией, которую я использую для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах, активизируются речевые центры, что позволяет более эффективно запомнить детям учебный материал. Су-джок терапия очень эффективна на этапе автоматизации звуков и в начале слова, и в его конце. В процессе обучения  задействован вспомогательный инструментарий –специализированный  шарик и пружинки.

 Одним из упражнений например, является прокатывание шарика с произнесением стихотворения  и совершением соответствующих действий:

«Шар по кругу я катаю,

Взад-вперед его гоняю,

А потом прижму немножко,

Как сжимает лапки кошка,

Каждым пальчиком прижму,

И другой катать начну.»

Или вот такой стишок, для прокатывания шарика:

« Ходит ежик без дорожек,

Не боится никого,

С головы до ножек

Весь в иголках ежик,

Как же взять его.(2 раза повтор)

Пружинки же мы прокатываем по каждому пальчику со стишками для каждого поставленного звука.

                        «Са-са-са- ой летит оса.

                        Су-су-су- не боимся мы осу.

                        Са-са-са-укусила в нос оса.

                        Со-со-со –стал мой нос как колесо.

                        Ос-ос-ос- на поляне много ос.

Или например:

Ша-ша-ша- как погода хороша

Шу-шу –шу-свежим воздухом дышу.

Ше-ше-ше- как приятно на душе. И т.д.

Прокатывание шарика Су-джок и использование специальных пружинок активизирует запоминание при проведении словесных игр, таких как: «Один – много», «Скажи ласково», «Жадина», «Противоположности».

Технологии «Кластер» и «Синквейн», используются на заключительном этапе автоматизации звуков.

   Особенно часто в своей работе я опираюсь на практики, которые стали темами  моего самообразования, на них остановлюсь подробнее.

«Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ».

Моя цель - научить ребенка с помощью речевых игр и дыхательных упражнений плавному, сильном, целенаправленному  выдоху, что способствует формированию правильного звукопроизношения и развития голоса.

 Задачи, которые я себе определила:

- разработать основные направления логопедической работы по формированию правильного речевого дыхания;

- изучить различные методики формирования физиологического и речевого дыхания у детей с нарушением речи;

- подобрать комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания;

- оформить картотеку игр и упражнений для развития правильного физиологического и речевого дыхания, изготовить дыхательные тренажеры.

На основании имеющихся теоретических и практических знаний я выявила, что проявлением  несформированности речевого дыхания у детей является:

 - Слабый вдох;

 - Недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (замеры я произвела пикфлометром);

- Неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.

 Все вышеперечисленное приводит к нарушению звукопроизношения и просодической стороны речи. Ребенок говорит тихо, монотонно, не договаривая фразу до конца.
Иногда говорит на вдохе.

Изучив тематическую литературу, я создала картотеку речевых игр, закупила и разработала игровые речевые тренажеры, стала применять на занятиях дыхательную гимнастику по Стрельниковой. Важным показателем результативности методики является заинтересованность детей  упражнениями «Кулачки», «Сбрось груз», «Кошка», «Обними плечи».

Дети поняли главные рекомендации:

- воздух набирать надо через нос, без напряжений, не поднимая плеч;

- во время выдоха воздух выходит через рот;Хочу такой сайт

- выдох должен быть длительным, плавным. Во время выдоха не надуваем щеки, не сжимаем губы.

Очень популярны на занятиях  такие традиционные дыхательные упражнения: «Подуй на снежинку»,  «Подуй на бабочку», «Забей мяч в ворота», «Фокус».

Детям нравится работать с речевыми тренажерами.

Главный вывод, который я сделала: «Игры и дыхательные упражнения помогают научить ребенка плавному, сильном, целенаправленному  выдоху, что способствует формированию правильного звукопроизношения и развития голоса».

 В процессе самообразования по вышеуказанной теме мною, в числе прочих ресурсов, использовалась следующая литература: Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.  «Методика развития речевого дыхания  у дошкольников с нарушениями речи» -М.,; 2004г.,.М.Н.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».

«Изонить», как дополнительное средство развития речи у детей».

Мир, окружающий нас - неисчерпаемый источник для развития творческой фантазии. Познание его красоты приходит к художнику через зрительное восприятие, изучение, исследование явлений и предметов.

 Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Стоит только приобрести карандаши, кисти, и на белом листе бумаги появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем, стёклышком и многими другими инструментами и материалами. Оказывается можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться, очень хорошо владеть иглой.

 Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течении всей жизни, в будни и праздники. 

Я обратилась к одному из современных видов декоративного искусства, который родился в Англии- «изонити» - изображение нитью.

 «Изонить» - это один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию; техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Пользуясь незамысловатыми приспособлениями и материалами, любители изонити могут выполнить разнообразные узоры, салфетки, открытки, декоративное панно.

Занятия «изонитью» способствует развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Целью педагогической деятельности в том направлении я определила: развитие творческих способностей, мышления, активизация речи ребенка, путем развития моторики при использовании техники «Изонить».

Исходя из цели, я выделила следующие задачи:

1. По речевому развитию:

-развивать у детей активный и пассивный словарь;

-развивать объяснительную и доказательную речь;

-способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

2. Развивать у детей художественные особенности и эстетический вкус.

3. Развитие у детей:

-сенсорного восприятия;

-глазомера;

-логического мышления;

-воображения;

4. Воспитание у детей:

-волевых качеств:

-усидчивости,

-терпения,

-умения доводить работу до конца.

5.Обучать плоскостному моделированию.

 В какой же последовательности мы работаем с детьми над композицией:

 1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину

 2. После того как найдено место расположения орнамента, выделен главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции.  

 3. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступить к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы.

   При выборе цвета нитей для поделок надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Выбор цвета нити зависит от фона, от назначения поделки, размера. При использовании в одной работе различных цветов нужно помнить о цветовой гармонии.

Для начала работы необходимо иметь швейную иглу, картон, бархатную бумагу, цветные катушечные нитки, циркуль, измеритель, карандаш. Рисунок выполняется с помощью чертежных инструментов на изнаночной стороне работы. При этом на лицевой стороне рисунок получится в зеркальном отображении. Каждый элемент изображения вышивают отдельно. При этом учитывается толщина ниток, которая обусловливает длину стежка.

С самого начала мы с детьми осваивали заполнение таких элементов  как «Угол» и «Окружность».

Теперь перешли к другим способам заполнения фигур:

«Змейка», «Елочка», «Клеточка» и «Веера». 

Таким образом, овладение техникой «Изонить», воспитывает у детей усидчивость, аккуратность, терпение, развивает образное и пространственное мышление, развивает кисти рук и глазомер; обучает ребенка технологическим операциям и, прежде всего творческому подходу к любой работе. Обучает ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности, способствует закреплению полученных ранее математических терминов, активизирует мелкую моторику и речь ребенка.

Кустова Анна Геннадьевна

-педагог дополнительного образования

МБО ДТДиМ «Радуга»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.12.2021

Дата обновления: 29.12.2021

Дата публикации: 29.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».