Процесс самообразования педагогических работников как фактор формирования новой воспитательной модели МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
29.12.2021
Согласно статьи 2 пункт
2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», «Воспитание - деятельность, направленная
на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Пункт 9, вышеупомянутой статьи,
определяет «образовательную программу» -
как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен
в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным
законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, форм аттестации».
Что говорит о необходимости и важности воспитательного компонента, в
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
В определении
«дополнительного образования» данного в 75 статье Федеральный закона Российской
Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уже
заложено отражение специфики
воспитательного процесса как
неотъемлемой части образовательной деятельности
дополнительного образования направленной на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное
образование детей согласно вышеуказанной
статьи должно обеспечивать их адаптацию к жизни в обществе, что невозможно без
развития навыков самоопределения и самореализации, чувств патриотизма, уважения, без усвоения ценностей, правил и норм общества
приобщение к которым и происходит в
процессе воспитания.
Важную
роль в реализации данной целевой установки играют организации дополнительного образования,
обладающие существенным воспитательным потенциалом и благоприятными
условиями для поддержки творческих устремлений детей и взрослых
в самопознании, самоопределении, самореализации
и самоутверждении.
И сегодня
дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве
доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую
учебно-воспитательного процесса.
В
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года», а также «Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия» указаны основные
целевые приоритеты развития воспитательной системы, которые организации дополнительного образования
должны взять за ориентир.
Огромное внимание в вышеуказанных документах уделяется обновлению
воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе
отечественных традиций. Подчеркивается важность гражданского, патриотического,
экологического, трудового воспитания.
Уделяется внимание необходимости приобщения подрастающего поколения к
культурному наследию страны и регионов, физическому воспитанию и формированию
культуры здоровья. И одним из важнейших моментов данных документов, является
подчеркнутая важность семейного воспитания и взаимодействия с семьей других
социальных институтов, одним из которых и являются организации дополнительного
образования
На
уровне муниципального образования Муйский район
тоже выдвинуты определенные социальные заказы на воспитательную
составляющую программ дополнительного образования. Так «Стратегия социально-экономического развития
Муйского района на 2018-2023 года» одной из стратегических целей социально-экономического
развития в области образования представляет - «Совершенствование форм воспитания
в образовательном процессе, поддержку одарённых детей и талантливой молодёжи: патриотическое
воспитание, создание базы данных передового опыта воспитательной работы в образовательных
учреждениях, участие в республиканских, всероссийских предметных олимпиадах,
творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и поощрение победителей»
Признавая важность воспитательной деятельности педагога
дополнительного образования можно с
уверенностью утверждать, что большинство профессиональных действий совершаемых
им, так или иначе направлены на формирование личности воспитанников. И не теряет актуальности процесс
самообразования педагога.
Самообразование - это не только
ведущее направление работы педагога по расширению и углублению своих
теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений. Но и внутренняя работа над формированием системы взаимосвязи
предметных и воспитательных целей, и путей их достижения. Неслучайно в каждой
дополнительной общеразвивающей программе подчеркивается важность формирования в
первую очередь, личностных и метапредметных компетенций и навыков, что и
предполагает тесную взаимосвязь
деятельности по обучению предметным навыкам и воспитательной составляющей
образовательного процесса.
Карбаинова Екатерина Аркадьевна Методист МБО ДТДиМ «Радуга»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.12.2021
Дата обновления: 29.12.2021
Дата публикации: 29.12.2021