1. Общие положения
1.1. Положение о наставничестве Муниципальной бюджетной организации
дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи «Радуга» (далее
Положение) разработано в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства Просвещения РФ № 196 от 09.11.2018г. «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказа Минпросвещения
Российской Федерации от 30.09.2020 № 533);
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
- Устава и локальных нормативных актов Муниципальной бюджетной организации
дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи «Радуга» (далее
ДТДиМ «Радуга»).
1.2. Наставничество в учреждении дополнительного образования детей – разновидность
индивидуальной образовательной работы с педагогами, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами,
назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник
−
опытный
педагог,
методист,
обладающий
высокими
профессиональными
и
нравственными
качествами,
знаниями
современных
образовательных технологий, методик преподавания и воспитания.
Молодой специалист − начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями
основ педагогики по программе вуза, среднего специального учебного заведения,
проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и
умений, повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника
по согласованному плану профессионального становления.
1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного
педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения
педагогической деятельности. Наставничество призвано наиболее глубоко и всесторонне
развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
1.4. Правовой основой института наставничества в ДТДиМ «Радуга» является настоящее
Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской
Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки педагогов и
специалистов образовательных организаций.
2. Цель и задачи наставничества
2.1. Целью наставничества в ДТДиМ «Радуга» является оказание помощи молодым
педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении
кадрового ядра.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и
закрепление молодых педагогов в организации дополнительного образования детей;
- ускорение процесса профессионального становления педагогических работников и
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них
обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и
правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого
отношения к выполнению обязанностей педагогического работника;
- формирование у молодого специалиста потребности в проектировании своего
развития, в совершенствовании профессиональной компетентности.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора ДТДиМ «Радуга».
3.2. Методическую помощь молодым педагогам организует методист, имеющий
системное представление о педагогической деятельности и работе ДТДиМ «Радуга».
Непосредственно наставника подбирает заместитель директора из числа педагогов,
методистов, наиболее подготовленных, обладающих высоким профессиональным
уровнем, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, демонстрирующих
стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным
опытом.
3.3. Кандидатуры наставников согласовываются с директором образовательной
организации.
3.4. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого
наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен с указанием срока
наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок
не менее одного года.
3.5. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательного учреждения:
- впервые принятыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательных учреждениях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений;
- выпускниками не педагогических профессиональных образовательных учреждений,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- педагогами, переведенными на другую по профилю работу, если выполнение ими
служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и
овладения новыми практическими навыками.
3.6. Замена наставника производится приказом директора ДТДиМ «Радуга» в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является успешное
выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества.
4. Обязанности наставника
Наставник должен:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по
занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом программу самообразования,
план профессионального становления последнего с учетом уровня его
интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной
подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, увлечения,
наклонности, круг общения;
- изучать его отношение к процессу подготовки и проведению занятий, коллективу
учреждения, обучающимся и их родителям;
- проводить необходимое обучение;
- контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом
учебных занятий и вне учебных мероприятий;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного
проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, при
необходимости корректировать его поведение в учреждении, привлекать к участию в
общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически
информировать руководство ДТДиМ «Радуга» о процессе адаптации молодого
специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессионального становления молодого специалиста,
- составлять отчет по итогам наставничества с подготовкой заключения о
результатах прохождения периода адаптации, с предложениями дальнейшей
работы молодого специалиста.
5. Права наставника
Наставник имеет право:
- давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников
ДТДиМ «Радуга» по согласованию с руководителем методического объединения, в
котором реализуется наставничество;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в
письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста
В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность,
структуру, особенности деятельности ДТДиМ «Радуга» и функциональные
обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления и программу самообразования в
установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
теоретическими знаниями и практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым приемам, методам, формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически представлять отчет о своей работе перед наставником.
7. Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации ДТДиМ «Радуга» предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора ДТДиМ «Радуга» об организации наставничества;
- планы работы Педагогического и Методического советов, материалы, на которых
рассматривались вопросы наставничества;
- протоколы заседаний Педагогического и Методического советов, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.