Амар сайн, ухибууд Аюшеева С.В

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Амар
сайн, ухибууд»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы «Амар сайн, ухибууд»
2.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы «Амар сайн, ухибууд»
2.3. Форма аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

2

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
«Амар сайн, ухибууд»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Амар сайн, ухибууд» (далее - программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовым документам:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»;
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»;
https://docs.cntd.ru/document/420207400
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendaciipo-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №2. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
• Закон от 10 июня 1992 года «О языках народов Республики Бурятия»;
https://lawmix.ru/zakonodatelstvo/1971836
• Приказ Минобрнауки РФ № 1014 от 30.08 2013 г «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования, утвержденным»;
https://docs.cntd.ru/document/499044346
• Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Д/С
«Золотой ключик» общеразвивающего вида п. Таксимо;
• Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы (МБО ДО ДТДиМ «Радуга»).
Актуальность:
Под «обучением второму языку» в дошкольной образовательной организации понимаются
разные случаи. Во-первых, это обучение русскому языку как государственному детей —
представителей языковых меньшинств и детей из семей мигрантов. Во-вторых, это обучение детей
языкам титульных наций и наследственным языкам компактно проживающих коренных народов
Российской Федерации. В-третьих, это раннее обучение иностранным языкам. В-четвертых, это
сохранение родных языков в ситуации двуязычия, когда и русский, и родной языки развиваются на
одинаковом уровне. В зависимости от условий, возможностей, целей обучения могут ставиться
задачи разного объема: от максимально полного овладения языком с целью дальнейшего обучения
на нем в школе до поверхностного знакомства с целью развития языковых и коммуникативных
способностей и расширения кругозора.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Бурятский язык и литература
3

Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
программа, разработанная Дамбаевой Ч.Д., измененная с учетом особенностей
образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: социально-гуманитарная - формирует мировоззрение,
нравственные ценности, осуществляет общее развитие детей. Дает совокупность знаний в области
общественных наук и связанных с ними практических умений и навыков. Создают условия для
личностного и профессионального самоопределения (конкретные области знания и (или) виды
деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды
учебной деятельности).
https://congress.dod.vcht.center/storage/events/presentation/17_5fd8b3861d742.pdf
Адресат программы: являются дошкольники в возрасте 5-7 лет — это очень важный возраст в
развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать
базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются
все моменты становления «Я» позиции. У детей разный уровень природных способностей, разный
уровень познавательной сферы, психологических данных (память, мышление, внимание,
восприятие, воображение), разные интересы. Поэтому программа опирается на разноуровневый
подход в обучении. Набор в группу объединения безусловный, свободный приветствуются дети с
любыми индивидуальными данными. Набор и отчисление обучающихся осуществляется в
соответствии с Положением о порядке и основании приема, перевода, отчисления и восстановления
обучающихся МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/07/vozrastnaya-psikhologo-pedagogicheskayakharakteristika-5-7-let
Срок и объем освоения программы: срок реализации программы - 2 года
5-7 лет – 36 час. В год (1 час=30 мин., 25 мин. для групп дет.сада)
• «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 36 педагогических часов, 5-6 лет;
• «Базовый уровень» - 2 год обучения, 36 педагогических часов, 6-7 лет.
Форма обучения: очная, (с возможностью применения дистанционной формы обучения на
платформе Сферум)
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные (детский
сад). Состав групп постоянный, вид – профильный.
Режим занятий: подготовительная группа: 1 час (30 мин) х 1 раза в нед. = 1 час в неделю.
старшая группа: 1 час (30 мин) х 1 раза в нед. = 1 час в неделю, на базе д/с «Золотой ключ».
1.2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Основная цель Программы – развитие личности ребёнка – реализуется в процессе
присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности,
отношениях, общении.
Ведущая цель Программы:
Формировать у детей речевые умения ( аудирование, говорение) и навыки
(произносительные, лексические и грамматические) устной бурятской речи на элементарном
уровне.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие образовательные задачи:
Обучающие задачи:
- Формировать навыки самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на
бурятском языке в рамках тематики, предложенной программой.
- Понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения,
речевой задачей и коммуникативными намерениями.
- Осуществлять своё речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и
национально – культурными особенностями бурят.
- Формировать навыки учебной деятельности: учебные умения, перцептивные навыки,
речевые навыки, умения вести себя в типовых ситуациях.
4

- Формировать произносительные, лексические, грамматические и речевые навыки.
- Совершенствование этих навыков.
- Развитие речевых навыков, связной речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитание интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам людей,
говорящих на другом языке, формирование навыков разумного и обоснованного поведения при
взаимодействии языков и культур, развитие навыков социальной межкультурной коммуникации.
- Овладение детьми первичной коммуникацией на другом языке, формирование элементарных
навыков общения, достижения коммуникативных целей при ограниченном владении вторым
языком, приобретение первоначальных навыков устной речи на втором языке.
- Содействие приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического,
словесного, идиоматического, системного, частично морфологического и синтаксического
строения иноязычной речи). Развитие металингвистических способностей детей (привычки
анализировать свою речь, осмыслять ее состав).
Развивающие задачи:
- Развивать у детей мыслительные, познавательные и языковые способности: фонетический
слух, имитационные способности, способности к догадке, способности к различению.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, формировать навыки
межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля речи других детей, воспитание
культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных
ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных
способностей детей, стремления к активной деятельности и творчеству.
Задачи реализуются в следующих видах деятельности:
- Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей
дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры).
- Коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками).
- Познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора).
- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).
- Двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
- Проектная (создание собственного замысла, проекта).
- Творческая, художественная (создание нового оригинального).
Ожидаемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы.
К концу дошкольного возраста ребенок может:
- ситуативно понимать речь взрослого и других детей;
- выполнять распоряжения по ходу действия игры или другой деятельности;
- отвечать на вопросы других участников общения, а также незнакомых взрослых, в том числе
носителей языка;
- задавать вопросы на изучаемом языке;
- рассказывать стихотворения, рифмовки, считалки, петь песенки на бурятском языке;
- давать указания и кратко описывать предметы и явления; высказывать предположения;
- создавать как отдельные осмысленные высказывания, так и цепочку высказываний,
связанных между собой логически.
Таким образом, ребенок сможет осмысленно осуществлять речевые действия и пользоваться
вторым языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объеме.
Целевые ориентиры конкретизированы в содержании интегральных показателей развития
в указанных ниже программах:
1. Программа «Сагаан Дали» Могоевой Д.Д.;
2. Учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э!» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д.
Шожоевой.
Планируемый результат - как целевые ориентиры освоения Программы на этапе
5

завершения дошкольного образования:
Аудирование:
- различать звуки на слух, звукосочетания, слова, предложения на бурятском языке;
- различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
- воспринимать и понимать бурятскую речь;
- воспринимать и понимать несложный текст (сказки, рассказы).
Говорение:
- вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться,
прощаться, поздравлять и благодарить, извиняться, предлагать угощение;
- вести диалог – расспрос, задавать вопрос и отвечать на вопросы;
- вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, согласиться, отказаться;
- уметь называть предметы и описывать (картину, фотографии, животные, природу, погоду),
указывая качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;
- уметь кратко высказываться о себе, своей семье, друге, домашнем животном, герое сказок:
называть имя, возраст, место проживания, (нахождения), описывать внешность, характер, что умеет
делать, любимое занятие;
- воспроизводить выученные стихи, рифмовки, исполнять бурятские песни, ёхор,
благопожелания, загадывать и отгадывать загадки;
- знание традиционной культуры бурят: пять видов скота, бурятский национальный костюм,
национальная кухня, праздники и игры народов;
- знание государственной символики Республики Бурятия;
- богатства родного края.
Таблица 1.2.1

Стартовый уровень

Базовый уровень

Знать

основные цвета, счет до 5, особенности
Сагаалгана, называть членов своей семьи на
бурятском языке, домашних животных, диких
животных, части тело человека на бурятском
языке

называть на бурятском языке виды
одежды, счет до 10, называть некоторые
виды еды, иметь представление о
бурятской кухне, называть посуду

Уметь

представляться на бурятском языке,
приветствовать

слушать и понимать речь собеседника на
бурятском языке и формулировать ответ

Навыками игры с игрушками на бурятском
языке

Навыки определения времени года,
особенности

Навыки игр в национальные игры

Навыки пересказа об устном бурятском
народном творчестве

Владеть
Проявлять

6

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Амар сайн, ухибууд!»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Таблица 1.3.1

Количество часов (учебная нагрузка)
1г. об. – 1ч./нед

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

1

-

1

Зачет

Воспитательная работа

2

8

10

Праздники, выставки, мастер классы,
экскурсии

Раздел
1

«Я и моя семья»
«Би ба минии булэ»

1.1

«Моё имя и мой друг»
«Минии нэрэ ба минии
нухэр»

1

1

2

Зачет

1.2

«Это моя семья»
«Энэ минии булэ»

1

1

2

Выставка

1.3

«Наш детский сад»
«Манай хүүгэдэй
сэсэрлиг»

1

1

2

Зачет

1.4

«Мои игрушки»
«Минии нааданхай»

1

1

2

Ролевые игры, выставка

Раздел
2

«Счет»
«Тоо»

2.1

Счет от 1 до 5

2.2

Национальная игра

Раздел
3

«Нарисуем радугу»
«hолонго зурая»

3.1

«Изучение цветов»

Раздел
4

САГААЛГАН

4.1

Юрта. Белая пища

4.2

«Сагаалган» глазами
детей

Раздел
5

«Человек»
«Хун»

5.1

Мальчик, девочка.

1

1

2

Зачет

5.2

Телосложение, рост.
Узнаем себя и друг друга.

1

1

2

Зачет

Раздел
6

«Животные»
«Амитад»

8

3
1

1

2

Зачет

1

1

Конкурс
2

1

1

Выставка

2
4

1

1

2

Выставка

2

2

Праздник, конкурс
4

3

7

6.1

Домашние животные

1

1

текущий контроль

6.2

Дикие животные

1

1

текущий контроль

6.3

«Спектакль» для детей
«Зужэг»

1

1

Зачет

Итоговое занятие

1

1

Контрольно-тестовый опрос

24 час.

36

Итого:

12 час.

Базовый уровень (2 год обучения)
№
п/п

Название раздела, темы

Таблица 1.3.2

Количество часов (учебная нагрузка)
1г. об. – 1ч./нед

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

1

-

1

Зачет

Воспитательная работа

2

8

10

Праздники, выставки, мастер классы,
экскурсии

Раздел
1

«Говорим на Бурятском»
«Буряадаар хэлэе»

1.1

«Би…, бидэ…»
«Я…, они…»

1

1

2

Зачет

1.2

«Посчитаем»
«Тоолое»

1

1

2

Выставка

1.3

«Наш детский сад»
«Манай хүүгэдэй
сэсэрлиг»

1

1

2

Зачет

1.4

«Игры»
«Наадан»

2

2

Ролевые игры, выставка

Раздел
2

«Одежда»
«Хубсаhан»

2.1

«Мужская одежда»

1

1

2

Зачет

2.2

«Женская одежда»

1

1

2

Зачет

Раздел
3

«Комнаты»
«Таhалганууд»

3.1

«Моя комната»

1

1

2

3.2

«Кухня»

1

1

2

Раздел
4

САГААЛГАН

4.1

Юрта. Белая пища.
«Сагаалган» глазами
детей

8

4

4
Выставка

2
1

1

2

Праздник, конкурс

8

Раздел
5

«Часы, времена года»
«Удэрэй журам, жэлэй
дурбэн саг»

5.1

«Часы»

1

1

2

текущий контроль

5.2

«Времена года»

1

1

2

текущий контроль

Раздел
6

«Домашние дела»
«Гэрэй ажал»

6.1

Какие домашние дела ты
помогаешь выполнить
маме?

1

1

текущий контроль

6.2

«Спектакль»
«Зужэг»

1

1

Зачет

Итоговое занятие

1

1

Контрольно-тестовый опрос

23 час.

36

Итого:

4

2

13 час.

2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
(для всех групп, обучающихся в Приложении №1)
ПДО: «Амар сайн ухибууд»
Место проведения: МБО ДО Д/С «Золотой ключик»
Форма занятия: очное
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель

(34) 36 недель
(по УТП)
Количество учебных дней
1 год обучения (от 36 час. - 36 дня)
2 год обучения (от 36 час. - 36 дней)
с 01.06.2022 г. по 31.08.2021 г. (приказ № от
Продолжительность каникул
дата)
Даты начала и окончания учебного года С 14.09.2022 по 31.05.2021 г. (приказ № от)
(по УТП) входная - октябрь
Сроки промежуточной аттестации
Промежуточная - декабрь
Рубежная - май в конце 1, 2 года обучения
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май)
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Администрацией детского сада созданы все материально-технические условия для
реализации программы. В саду имеется 9 групп. Мною проводятся занятия в четырех группах
детского сада: старшие группы – 2, подготовительные группы – 2. Кабинет оборудован всем
необходимым для качественного образования и обучения. Есть компьютер, с доступом к сети
Интернет, имеется необходимое программное обеспечение, медиапроектор, экран,
разнообразный методический и дидактический материал. Детский сад оборудован
автоматизированной системой противопожарной безопасности. Администрация сада уделяет
большое внимание развитию материально-технического оснащения кабинетов, групп.
Эффективность обучения во многом зависит и от качества учебно-методического
9

обеспечения. Изучение содержания примерных программ по бурятскому языку, созданных на
основе федерального компонента государственного стандарта дошкольного образования,
показало, что оно отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода в
обучении. В соответствии с этим у детей формируются и совершенствуются коммуникативная
компетенция.
Обновление содержания обучения бурятскому языку предопределил подготовку и издание
серии нормативных и методических документов, регулирующих процесс образования по
бурятскому языку как государственному. Вышел региональный стандарт начального и
основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных
учреждениях с русским языком обучения (Приказ № 830 от 09.07.08), региональный базисный
учебный план (Вестник образования и науки РБ, №8.2008), примерные учебные программы, а
также авторские учебные программы, которые находят свое активное воплощение в
образовательных учреждениях.
Учебная деятельность строится на основании Регионального стандарта начального и
основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики
Бурятия и программ, рекомендованных Министерством образования и науки Республики
Бурятия; на основе программы «Сагаан Дали» (Д.Д. Могоева), имеются учебные пособия,
учебная и методическая литература по бурятскому языку, словари, справочники, наглядный
материал (плакаты, иллюстрации картин художников, опорные схемы и др.) необходимы и
обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность.
Использую следующее учебное пособие обучение детей бурятскому языку в комплексе
«Детский сад-школа» (Э.П. Нанзатова), методические пособия Г-Х.Ц. Гунжитовой «Амар
мэндэ!» - начальный курс бурятского языка дошкольного возраста, Могоевой Д.Д. «Амар сайн,
үхибүүд». Содержание этого пособия представлено темами устной речи. Каждой теме
посвящен урок-комплекс, по материалам которого можно провести ряд (от 2 до 6) занятий в
зависимости от степени усвоения детьми учебного материала. Методическое пособие С.Ю.
Жамсуевой «Методика использования бурятских народных сказок в развитии связной речи
детей дошкольного возраста». С.А. Ошоровой «Из кладовых бурятского устного народного
творчества» и т. п.
Также использую подборки печатных изданий: журнал «Хараасгай», «Байгал», «Обруч»
учебные пособия, «Мүнгэн Туяа», «Путешествуем по Бурятии», «Тоонто нютаг», электронный
учебник, УМК «Амар мэндэ-э!».
Имеется комплексная программа по обучению бурятскому языку, обеспечивающих
обучение первоначальным, базовым и продвинутым уровням знаний по предмету. На занятии я
использую наглядный материал: аудио-видеоматериалы, наглядные материалы по темам,
схемы, карточки с заданиями, опорные сигнальные карточки и обучение строится как
увлекательная проблемно-игровая деятельность. Стенды оформлены и обновляются
периодически. Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) в МБДОУ Д/С
«Золотой ключик» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства групповых помещений, прогулочных участков и материалов, оборудования и
инвентаря для развития воспитанников, охраны и укрепления их здоровья, учёта
психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с критериями дошкольного образования, РППС в МБДОУ Д/С «Золотой
ключик»:
- содержательно насыщенна;
- трансформируема;
- полифункциональна;
- вариативна;
- доступна;
- безопасна.
Образовательное пространство групповых помещений, прогулочных участков оснащено
средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
10

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком
и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Транспортируемость образовательного пространства обеспечено возможностью
изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов обеспечивается:
- возможностью разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например ширм и т. д.;
- наличием в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для
использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре.
Вариативность среды обеспечена:
- периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
Доступность среды обеспечена:
- доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный
процесс;
- свободным доступом воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность РППС обеспечивается соответствием всех её элементов требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования.
- для процессуальных и сюжетных игр (игрушки-персонажи: кукла в национальной
одежде, которую можно снимать и надевать)
- для познавательного и речевого развития детей (бытовые предметы и игрушки,
стимулирующие развитие предметной деятельности, выполненные из различных материалов,
разных размеров, цветов).
- для развития познавательной активности, экспериментирования: наборы
предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие
животные», «Птицы», «Сезонные изменения в природе» и т. д.); книги, открытки, альбомы,
аудио-, видеоматериалы для обучения детей.
- для развития речи: книжки с картинками (сборники стишков, песен, сказок, рассказов
на бурятском языке); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки
(одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.).
- для театрализованной деятельности: оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей
(наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски,
театральные атрибуты и др.); фланелеграф (магнитная доска) с набором персонажей и
декораций, различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой).
2.3.
Наименование программы,
год обучения, № группы
«Амар сайн, ухибууд»,

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА
Понедель
ник

Вторник

Сред
а

Четверг

Пятница

15.15-

Место проведения
занятий, № кабинета

Д/С «Золотой

11

2-й год обучения, гр. №1

15.40

«Амар сайн, ухибууд»,

15.4516.15

Д/С «Золотой ключик»,
подг. гр. «Сказка»

«Амар сайн, ухибууд»,

16.2016.50

Д/С «Золотой ключик»
подг. гр. «Ромашка»

1-й год обучения, гр. №2
1-й год обучения, гр. №3

ключик»
подг.гр. «Звездочки»

ИТОГО: 3 часа

№
п/п
1.
2.

№
п/п
1.
2.

Бурятский язык старшая группа (от 5 до 6 лет)
Виды организованной
Количество занятий Количество
деятельности
в неделю
занятий в месяц
Бурятский язык
1×25
4×25
(25 мин)
(2 часа)
Итого
1×25
4×25
(25 мин)
(2 часа)

Количество
занятий в год
36
(12 часа)
36
(12 часа)

Бурятский язык подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Виды организованной
Количество занятий
Количество
Количество
деятельности
в неделю
занятий в месяц занятий в год
Бурятский язык
1×30
4×30
36
(30 мин)
(2 часа)
(12 часа)
Итого
1×30
4×30
36
(30 мин)
(2 часа)
(12 часа)

12

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка
младшими школьниками. ИЯШ №2, 1986;
2.
Алексеева М.М. Яшина В.В.«Методика развития и обучения родному языку
дошкольников» М: «Академия», 1999;
3.
Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», кн. для воспитателя дет.
сада-М.: просвещение,1991;
4.
«Барбаадай»: Пособие для воспитателей детских садов, сост. Ц-Д. Дондокова и
др.
5.
Бабуев В.Д.; «Мир традиций бурят» Улан-Удэ Издательство «Улзы», 2001;
6.
Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай hуудал байдалай
тайлбари толи» словарь, Улан-Удэ Бэлиг, 2004;
7.
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М: Просвещение,1991;
8.
Буряад хэлэн, Ород хэлэтэй хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа, сост. Д.Д.
Могоева, Улаан-Удэ, Бэлиг хэблэл, 1999;
9.
Буряад хэлэн, հургалгын эхин жэлэй номдо методическа заабаринууд, Улаан-Удэ,
Бэлиг хэблэл, 2005;
10.
Буряад хэлэн, Ород хэлэтэй хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа, С.Ц.
Содномов, Ж.Ё. Раднаева, Улаан-Удэ, Бэлиг хэблэл, 2003;
11.
Бурятские народные сказки, // сост. Дугаров Б.С. М: Современник, 1990;
12.
Васильева М.А., Веракса Н.Е., Комаровой Т.С. программа «От рождения до
школы» Москва, 2010;
13.
Васильева М.С. «Этническая педагогика Бурят». Улан-Удэ, БГУ, 1998;
14.
Галданова Г.Р., Николаева Д.А., Скрынникова Т.Д. «Обряды в традиционной
культуре бурят», Москва 2002;
15.
Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. «Традиционная культура бурят»,
16.
Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М.: Мозаика – Синтез,
2010;
17.
Амар мэндэ-э!: начальный курс бурятского языка для детей старшего
дошкольного возраста: книга для учителя и родителей // Г.-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева,
Б. Д. Шожоева. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2014;
18.
Дондогой Ц.Д., Сборник стихотворений «Эреэн маряан дэбтэр», Улан-Удэ, 1997;
19.
Дүршэлөөрөө хубаалдая, согсолб. Ц.Б. Бадмацыренова, Б. И. Батуева, Улаан-Удэ,
Бэлиг хэблэл, 2013.
20.
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е
изд. —М.: ТЦ Сфера, 2014;
21.
Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» Москва, 2009;
22.
Могоева Д.Д. «Амар сайн, ухибууд» Улан-Удэ. Бэлиг – 2002;
23.
Намжилон Л.Н. Оюун тулхюур, учебник для ускоренного обучения бурятскому
языку Улан-Удэ, Изд-во ОАО Респ. Типография, 2004;
24.
Нанзатова Э.П. «Методическая система обучения бурятскому языку как второму в
начальной школе» Улан-Удэ 2002;
25.
Нанзатова Э.П. Языкова Н. В. Методика обучения бурятскому языку как
государственному – Улан-Удэ, издательство БГУ, 2008;
26.
Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. «Программа по бурятскому языку
для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения»,
27.
Нанзатова Э.П. Мүнгэн туяа, Улаан-Үдэ, Бэлиг, 2010;
28.
Ошоров Д.Д. «Шэгшуудэй» пособие для дошкольников, Улан-Удэ, Бэлиг, 2004;
29.
Ошоров Д.Д. Уран угын абдарhаа, Улаан-Удэ. Бэлиг, 2003;
30.
Ошоров Д.Д., Батоев Б.Б., Могоева Д.Д. Табан хурган, Улан-Удэ, 1985;
31.
Пассов Е.И. «Урок иностранного языка» настольная книга преподавателя
иностранного языка, Москва, «Глосса-пресс», Ростов-на-Дону «Феникс», 2010;
13

32.
Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: метод.
пособие / З.Б. Лопсонова, Г.С. Малунова. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2006;
33.
Программа по бурятскому языку для детских садов / Д. Д. Могоева; Бурят. фил.
НИИ нац. шк. РСФСР. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988;
34.
Ринчинэ С.Н., Будацыренова О.Г., «Храни свои корни», Улан-Удэ, Бэлиг, 2002;
35.
Санжадаева Г.С., Кушеева О.П., «Тоонто нютаг» Улан - Удэ, Бэлиг, 2011;
36.
Содномов С.Ц. «Программа изучения бурятского языка в дошкольном
учреждении» Цыбенова, Чойжинимаева «Центр сохранения и развития культурного наследия
Бурятии» Улан-Удэ Бурятия 2003;
37.
Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников», ТЦ Сфера 2004;
38.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика речи детей дошкольного возраста:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений» - М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 2004;
39.
Цыбенова, Чойжинимаева «Центр сохранения и развития культурного наследия
Бурятии», Улан-Удэ, Бурятия, 2003;
40.
Чимитов Г.Г. Тоонто нютаг: дуун болоһон 108 шүлэгүүд — Улан-Удэ: Наран,
1994.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».