Мастерская ведущего организатора; Коноваленко Д.С

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская
организаторов и ведущих» имеет техническую направленность. Программа является
комплексной и способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных навыков,
умения работать в группе, развитию организаторских способностей и лидерских качеств,
готовности к творческой деятельности. Реализация обозначенных тем обеспечивает
определенный уровень развития социально-психологических качеств, с помощью которых
подросток может реализовать себя и, возможно, определиться с дальнейшей деятельностью
(профессией).
Отличительной особенностью программы является возрождение детского
телевидения в Муйском районе Республики Бурятия, подготовка детей в качестве ведущих
на детские мероприятия, как в МБО ДО ДТДиМ «Радуга», так и на районом уровне в
качестве видео ведущего и ведущего сцены.
Уникальность программы заключается в том, что она является гибридом двух
направленностей, первоочередная направленность - техническая (умение работать с
техническими средствами, видеоматериалом посредством компьютерной программы во
время монтажа видео роликов), второстепенная - художественная (творческий подход к
поставленным задачам программы).
Общеобразовательная программа «Мастерская организаторов и ведущих»
подразумевает под собой изучение специализированных тем в различных разделах
программы в направлении «Режиссура праздников»: классическая режиссура, режиссура
телевидения, звуко-свето-режиссура, современные технологии, видеомонтаж, реклама в
праздничной индустрии искусство звучащего слова, актерское мастерство, организация
праздника, техника наложения театрального грима, и многие другие.
Программа разделена на три раздела: «Мастерская организатора» (режиссура,
актерское мастерство, сценарное мастерство), «Мастерская ведущего» (основы ведения,
мастерство ведущего, ораторское искусство), «Мастерская Монтажа» (свето-звуко
режиссура, особенности видеосъемки, монтаж). По окончании программы, обучающиеся
смогут организовать и провести праздник или массовое мероприятие, создать, смонтировать
свой авторский видеорепортаж.
Актуальность данной программы заключается в том, что сегодня дети и подростки
перестали общаться вербально и не потому, что не хотят, а потому, что все общение заменил
виртуальный "друг" - компьютер. Вот предположим, что все электронные коммуникации
отключат, как будут общаться дети, подростки в такой ситуации? Если весь мир - это театр, а
мы в нём актёры, так давайте же научим детей и подростков коммуникативному общению,
грамотной речи, сценическому искусству представления, сопереживания и перевоплощения.
Использованию современных технологий, как творческой мастерской, что способствует
развитию технических и художественных навыков ребенка.
Программа включает в себя небольшой объём теоретического материала. В основном
занятия строятся из практических упражнений, тренингов, игр, самоанализов, работа с
техническими гаджетами, микрофонами, программой для монтажа видеоматериала.
По итогам прохождения курса обучения, дети будут уметь организовывать для себя
праздник или создавать номер для концертной программы, попробуют свои силы как в
организации своего досуга, так и для любого коллектива; будут знать алгоритм построение
1

видеорепортажа, от выбора темы, до монтажа собранного материала. Необходимость в
данной программе существует, и она является востребованной, так как все чаще на сцене и в
просторах Интернета в качестве ведущих мы видим детей, которые не всегда приятно
удивляют нас своими способностями и талантом. Концерт, видеоролик, сценическое действо
вызовут положительный эмоциональный отклик в сердцах зрителей, если понятна и
выразительна будет речь ведущих, если пластичны и убедительны будут их движения по
сцене, умение выйти из любой незапланированной ситуации, если видеоролик будет
построен грамотно.
Адресат программы: программа рассчитана на подростков от 10 до 17 лет.
В разработке общеобразовательной программы «Мастерская организаторов и
ведущих» учитывались следующие тенденции развития образования:
• обеспечение доступности и качества дополнительного образования;
• увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как
на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучающихся;
• интеграция дополнительного образования в общество, повышение его
социальной востребованности;
• направленность на сбережение и укрепление физического и психического здоровья
детей июношества;
• повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования.
Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года (432
часов) 144 часов в учебный год, 4 часа в неделю.
1 дополнительный час в неделю, по дисциплине «Актерское мастерство»,
выделяется для группы из участников других объединений (хореографы и вокалисты),
итого – 36 часов за учебный год. Необходимость данной дисциплины для обучающихся
других объединений важна при передачи правильных эмоций не только голосом и
движением, но и мимикой, характерностью, внутренним переживанием. Именно это и многое
другое узнают дети в ходе обучения.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Форма обучения очная, дистанционная (на период карантинов).
Особенностями организации образовательного процесса является работа групп,
сформированных из обучающихся разных возрастов, являющихся основным составом
объединения; освоение теоретической части и закрепление ее на практике, реализация
авторских постановок.
Условия набора группы: запись детей от 10 до 17 лет, прослушивание. Будущий ученик
подготавливает чтецкую программу (на выбор: басня, проза, стихотворение), или выполняет
задание педагога и рассказ о себе (интересы и какими талантами владеет, имеется ли опыт
выступления на сцене).
« I Группа» - дети, имеющие опыт пребывания на сцене.
« II Группа» - дети без опыта пребывания на сцене.
Возраст групп– смешанный.
Состав групп может меняться, по мере освоения программы.
Режим занятий:
«I Группа». Количество обучающихся 10-13 человек. Занятия проходят 3 раза в неделю:
1. «Мастерская ведущего» -1 академический час,
2. «Мастерская монтажа» - 1академический час,
2

3. «Мастерская организатора» - 1 академических часа.
« II Группа». Количество обучающихся 10-13 человек.
Занятия проходят 3 раза в неделю, по разным дисциплинам:
1. «Основы мастерства ведущего» -1 академический час,
2. «Сценическая речь» - 1академический час,
3. «Мастерская организатора» - 2 академических часа.
Продолжительность академического часа – 40 минут.
Формы проведения занятий: проведение практических заданий (тренинги, этюды,
прослушивание и т.д.), проведений репетиций, просмотр видео материалов и участие в
мероприятиях ДТДиМ «Радуга», района и поселка.
Необходимое материально-техническое обеспечение программы: кабинет, компьютер,
проектор и актовый зал для практических занятий. Так же доступ к техническому
обеспечению для занятийпо свето-звукорежиссуре.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель программы: социализация и личностный рост подростков в творческой деятельности в
области организации праздников.
Задачи программы:
Обучающие
• Овладение грамотой сценической речи.
• Овладение актерским мастерством.
• Овладение практическими навыками в режиссуре праздников.
• Изучение теоретического материала в области праздничной индустрии.
• Научить работе на сцене в качестве актера, режиссера, аниматора, ведущего
• Овладение приемами видеомонтажа, видеорежиссуры
• Изучение теоретического материала в области сценического искусства.
• Овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных
возможностей каждого ребенка.
Развивающие
• Развитие коммуникативных навыков у подростков.
• Развитие лидерских качеств
• Развитие умения работать в команде, в коллективе.
• Формирование и развитие творческих способностей подростков.
• Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе
излагать свои мысли.
• Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему
миру, чувства сопричастности к его явлениям.
• Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.
Личностные
• Направить на профессиональное самоопределение.
• Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
• Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность привы
• Формирование этетического вкуса у учащихся.
• Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.
3

• Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.
Планируемые результаты:
Предметные
• Дети будут владеть основами техники ораторского искусства, риторики,
сценической речи.
• Дети будут владеть основами импровизации.
• Освоят необходимые актерские навыки.
• Освоят базовые навыки монтажа.
• Научатся ставить этюды и сцены.
Метапредметные
• Приобретут исполнительское мастерство и сценическую культуру,
• Повысят свою творческую активность,
• Преодолеют страх выступлений перед публикой,
• Повысят навыки работы с видеоматериалом
Личностные
• Станут более ответственными и самостоятельными, целеустремленными и
организованными, коммуникабельными и толерантными;
• Смогут физически и психологически раскрепоститься.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
1 год обучения. Основная группа.
№
п/п

Название раздела,
темы
Вводное занятие

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1

-

1

Раздел
1
1.1
1.2

1.3

Режиссура

1

2

3

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения

Актерское мастерство

5

45

50

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Конкурс, открытый урок.

Сценарное мастерство

8

7

15

Тематическая беседа.
Наблюдение.

14

54

68

Раздел
2

2.2

Беседа. Опрос.

Мастерская организатора

Всего:

2.1

Формы
аттестации/контроля

Мастерская ведущего
Профессия ведущий.

9

5

14

Сценическая речь.

6

30

36

Тематическая беседа,
творческое задание.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
4

Конкурс, открытый урок.
2.3

Основы ведения.

Всего:

4

7

11

19

42

61

Раздел
3

Тематическая беседа,
наблюдения.

Мастерская монтажа

3.1

Свето-звуко-видео
режиссура.

3

3

6

Тематическая беседа,
творческое задание.

3.2

Монтаж.

2

6

8

Тематическая беседа,
творческое задание.

Всего:

5

9

14

Итого:

38

106

144

1 год обучения. Дополнительная группа (хореографы, вокалисты)
№
п/п

Название раздела,
темы
Вводное занятие

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1

-

1

Раздел
1
1.1

Всего:

Формы
аттестации/контроля
Беседа. Опрос.

Актерское мастерство.

Актерское мастерство

4

31

35

5

31

36

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Конкурс, открытый урок.

1.3.2. Содержание учебного плана.
Вводное занятие.
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Инструктаж по ТБ.
Теория 1 час.
I.
Раздел. «Мастерская организатора»
Тема 1. «Режиссура».
1.1 Режиссура праздника.
Определение «режиссура», знакомство со сценой.
Теория 1 час.
1.2. Виды постановок.
Разновидности театрального искусства.
Знакомство с понятием «Праздник».
Специфика работы оператора.
Основные технические
особенности
видеосъемки:
Типовые видеосъёмки
(тематическая, съемка информационного сюжета, интервью и т.п.)
5

Теория 0,5 часа.
Тема 2. «Актерское мастерство»
Вводное занятие для дополнительной группы.
Знакомство со сценой. Актерское мастерство в хореографии, вокале.
Техника безопасности.
Теория 0,5 часа.
2.1. Актер – это…
Кто такой «актер», разновидности актерской деятельности (мим, кино, сцена, мюзикл).
Требования к актерам
Теория –
• 0,5 часа – основная группа.
• 0,5 часа – дополнительная группа.
2.2. Действие.
Действие, как основа сценического искусства.
Теория –
• 0,5 часа- основная группа.
• 0,5 часа – дополнительная группа.
Практика –
• 4 часа основная группа.
• 4 часа дополнительная группа.
2.3. Пространство.
Понятие «пространства» на сцене, ощущение пространства. Правильное заполнение
пространства.
Теория –
• 0,5 часа основная группа
• 1 час дополнительная группа
Практика –
• 4 часа основная группа
• 5 часов дополнительная группа
2.4. Сценический образ.
Сценический образ в работе актёра;
- этапы создания сценического образа;
- содержание сценического образа;
- целостность сценического образа (внутренняя и внешняя характерность);
Теория –
• 1час основная группа
• 1 час дополнительная группа.
Практика –
• 5 часов основная группа
• 5 часов дополнительная группа
2.5. Характер и характерность.
упражнения на «внешнюю характерность» (привычки, жестикуляция, общая пластика,
голос особенности);
- упражнения на «внутреннюю характерность» (переживания, чувствования, эмоциональность,
характер, темперамент).
Теория –
6

• 1час основная группа
• 1 час дополнительная группа.
Практика –
• 5 часов основная группа
• 5 часов дополнительная группа
2.6. Сценическое общение.
Основные понятия: сценическое общение, приспособление, пристройка, оценка факта;
Теория –
• 1час основная группа
• 1 час дополнительная группа.
Практика –
• 5 часов основная группа
• 5 часов дополнительная группа
2.7. Импровизация.
Понятие импровизация, виды импровизации, игровая импровизация, мозговой штурм.
Теория –
• 0,5 часов основная группа
• 1 час дополнительная группа.
Практика –
• 11 часов основная группа
• 5 часов дополнительная группа
2.8. Этюд.
Этюд как отдельное театральное произведение. Разнообразие этюдов и их отличительные черты.
Комический этюд, как особый вид деятельности. Отличительные особенности группового этюда.
Основные понятия: этюд, элементы драматургической кривой, тема, идея,
конфликт, комический этюд, музыкально-шумовая озвучка. Создание этюдов на органическое
молчание.
Практика 11 часов.
Тема 3. «Сценарное мастерство»
3.1. Драматургия сценария.
Понятие «Сценарий. Виды сценария.
Теория. 0,5 часа.
3.2. Структура сценария.
Структура написания сценария. Ход структуры мероприятия. Структура программ.
Структура сценария видеоролика.
Теория 1,5 часа.
3.3. Герой программ.
Герой, персонаж игровых программ, видеорепортажа.
Теория 0,5 часа.
3.4. Идейно-тематический анализ сценария театрализованных представлений и
праздников.
Понятие «анализа», алгоритм анализа.
Теория 0,5 часа.

7

3.5. Выбор героя.
Персонаж и герой в сценариях театрализованных представлений и праздников.
Теория 2 часа.
3.6. Анализ.
Анализ и сравнение сценариев тематических праздников, видеорепортажей. Авторского
сценария для видеоролика.
Теория 3 часа.
Практика 7 часов.
II.
раздел. «Мастерская ведущего».
Тема 1. «Профессия «Ведущий»»
1.1. Понятие «Ведущий».
История профессии. Отличия и сходства ведущего, конферансье, телеведущего,
журналиста.
Теория 2 часа.
1.2. Презентация.
Презентация о ведущих. Сравнительный анализ.
Теория 2 часа.
1.3. Телемир.
Знакомство с телевизионными профессиями (корреспондент, ведущий, оператор, режиссер,
монтажер, звукорежиссер, продюсер). Функции корреспондента, ведущего, оператора,
режиссера, звукорежиссера, продюсера.
Теория 2 часа.
Практика 5 часов.
1.4. Ток-шоу, концерт, представление.
Сравнение разных форм мероприятий и работы ведущего на них.
Теория 3 часа.
Тема 2. «Сценическая речь».
2.1. Понятие «Сценическая речь».
Понятие «Сцен.речь». Культура сценической речи. качественные характеристики
профессиональных голосов.
Теория 1 час.
2.2. «Ораторское искусство».
Термин «ораторское искусство», его значение. Виды ораторской речи.
Теория 1 час.
2.3.Речевой аппарат.
Знакомство с речевым аппаратом. Развитие речевого аппарата. Гигиена речевого
аппарата. Техника безопасности в работе.
Теория 1 час.
Практика 6 часов.
2.4. Дикция.
Артикуляция. Гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Положение органов артикуляции при
произношении словосочетаний.
Теория 1 час.
8

Практика 6 часов.
2.5. Дыхание.
Дыхание. Дыхательная гимнастика. Понятие опоры звука через упражнение. Мягкая атака звука.
Понятие о голосовых резонаторах.
Теория 1 час.
Практика 9 часов.
2.6. Работа с текстом.
Ударения, знаки препинания, ударные слова, анализ текста по схеме. Читка.
Теория 1 час.
Практика 9 часов.
Тема 3. «Основы ведения».
3.1. Культура поведения на сцене.
Правила поведения во время выступления на сцене.
Теория 1 час.
3.2. Внимание зрителя.
Способы привлечения и удержания внимания зрителя, слушателя.
Теория 1 час.
Практика 2 часа.
3.3. Общение со зрителем.
Чувство юмора ведущего, способы разрядки перед зрителем. Правильное поведение в кадре и на
сцене. Проведение игр в группе, ведение репортажа.
Теория 2 час.
Практика 5 час.
III раздел. «Мастерская монтажа»
Тема 1. Свето-звуко-видеорежиссура.
1.1. Свето-звуко режиссура.
Знакомство со световым, звуковым оборудованием от софитов до пульта.
Видеокамера. Разновидности, носители, особенности. Виды микрофонов. Правила работы с
микрофонами и наушниками. Запись звука с использованием различных микрофонов.
Теория 1 час.
Практика 1 час.
1.2. Виды операторских планов.
Дальний, общий, средний, второй средний, крупный, сверх крупный, деталь.
Теория 1 час.
Практика 1 час.
1.3. Особенности видеосъемки.
Основные технические
особенности
видеосъемки:
Типовые видеосъёмки
(тематическая, съемка информационного сюжета, интервью и т.п.). Закрепление материала
по видеосъемки.
Практические занятия с учетом пройденного материала.
Теория: 1 час.
Практика 1 час.
9

Тема 2. Монтаж.
2.1 Монтаж.
Знакомство с программой монтажа. Возможности программы. Сферы применения.
Алгоритм монтажа. Монтаж немого, художественного кино. Сходства и отличия. Монтаж
собственного сюжета.
Теория 2 часа.
Практика 6 часов.
Контрольные и итоговые занятия.
Показ творческих работ по основным разделам программы - игровые программы, искусство
звучавшего слова, выпуск репортажей «Радуга-ТВ».
Все занятия проходят на базе ДТДиМ «Радуга»
1.3.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023-2024 учебный год.
1-й год обучения.
Основная I , II группы.
№
п/п

Дата

1

11

2
3

12
13

Время
проведения
занятия

15:00-15:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40

группа

Две
группы
I
II
I
II

15:00-15:40
4

14

I
15:50-16:30
15:00-15:40

4

18

5

19

6

20

7
7

21

8

25
26

9

27

10

28

II
15:50-16:30
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
15:50-16:30
15:00-15:40
15:50-16:30
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40

I
II
I
II
I
II
I
II
I
II
I

Тема занятия
СЕНТЯБРЬ 2023

Колво
часов

Форма занятия

Вводное
Понятие «Ведущий»

1
1

Беседа, знакомство,
инструктаж
Тематическая беседа.

Понятие «Сцен.речь»

1

Тематическая беседа.

Режиссура праздника.
Виды постановок.
Актер – это…
Действие.
Режиссура праздника
Виды постановок.
Актер – это…
Действие.
Понятие «Ведущий»

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения

Ораторское искусство

1

Тематическая беседа.

Виды постановок.
Действие.
Виды постановок.
Действие.
Презентация

1
1
1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.

Речевой аппарат.

1

Свето-звуко режиссура
Действие.

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1
1

Тематическая беседа.

Тематическая беседа.

Тематическая беседа.

Тематическая беседа.

10

10
11

2
3

12

4

13

5

13

9

14

10

15

11

16

12

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

II
I
II
I
II
I
II
I
II
I
II
I

16:00-16:40
15:00-15:40
16

16

17

17

18

18

19

19

II
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

I
II
I
II
I

16:00-16:40
19

23

20

24

21

25

22

26

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

II

I
II
I
II
I

16:00-16:40
15:00-15:40
22

23

30

31

II
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40

I
II

24

1

15:00-15:40
16:00-16:40

I
II

25

2

15:00-15:40

I

ОКТЯБРЬ 2023
Свето-звуко режиссура
Действие.
Презентация

1
1
1

Тематическая беседа.
Наблюдения.
Тематическая беседа.

Дикция.

1

Свето-звуко режиссура
Пространство
Свето-звуко режиссура
пространство

1
1
1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.

Телемир.
Речевой аппарат.
Дикция.
Виды операторских
планов.
Действие.
Виды операторских
планов.
Действие.
Телемир.

0,5
0,5
1
1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1
1

Тематическая беседа.
Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.

Виды операторских
планов.
Действие.
Пространство.
Виды операторских
планов.
Действие.
Пространство.
Телемир.

1
0,5
0,5

Тематическая беседа.
Наблюдения.

Дыхание.

1

Тренинги. Наблюдения.

Особенности
видеосъемки
Действие.
Пространство.
Особенности
видеосъемки
Действие.
Пространство
Телемир.

1

Тематическая беседа.

0,5
0,5
1

Тренинги. Наблюдения.

Дыхание.

НОЯБРЬ 2023
Речевой аппарат.
Особенности
видеосъемки.

1
0,5
0,5
1

0,5
0,5
1

1
1

Тематическая беседа.
Наблюдения.
Тематическая беседа.

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.
11

26

7

27

8

25

9

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

I
II
I
II
II

16:00-16:40
15:00-15:40
28

13

I
16:00-16:40
15:00-15:40

29

I

14

30

15

28

16

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

II
I
II
II

16:00-16:40
15:00-15:40
31

20

I
16:00-16:40

32
33

31

21
22

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

23

I
II
I
II
II

16:00-16:40
34

27

35

28

36

29

34

30

37

4

38

5

39

6

37

7

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

I
I
II
I
II
II

I
I
II
I
II
II

Пространство.
Сценический образ.
Телемир.

0,5
0,5
1

Тематическая беседа.

Работа с текстом.

1

Тематическая беседа.

Особенности
видеосъемки.
Пространство.
Сценический образ.
Монтаж.
Пространство.
Сценический образ.
Ток-шоу, концерт,
представление.

1
0,5
0,5
1
0,5
0,5

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1

Тематическая беседа.

Речевой аппарат.
Дикция.
Монтаж.
Пространство.
Сценический образ.
Монтаж.

0,5
0,5
1
0,5
0,5
1

Тренинги. Наблюдения.

Характер и
характерность.
Ток-шоу, концерт,
представление.
Работа с текстом.

1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1
1

Тематическая беседа.
Тематическая беседа.

Монтаж.

1

Характер и
характерность.
Монтаж.
Сценическое общение
Телемир.

1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.

Речевой аппарат.

1

Тренинги. Наблюдения.

Монтаж.
Сценическое общение
ДЕКАБРЬ 2023
Монтаж.
Пространство.
Телемир.

1
1

Тренинги. Наблюдения.

1
1
1

Тренинги. Наблюдения.

Речевой аппарат.

1

Тренинги. Наблюдения.

Монтаж.
Пространство.
Монтаж.

1
1
1

Тренинги. Наблюдения.

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

Тематическая беседа.

12

40

11

41

12

42

13

40

14

43
44

18
19

45

20

43

21

46

I
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

II
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

25

47

26

48

27

46

28

I
II
I
II

I
I
II
I
II
II
I

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

I
II
I
II
II

16:00-16:40
15:00-15:40
47

48
49

47

8

9
10

I
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

11

50

15

51
52

16
17

50

18

53

22

54

23

55

24

I
II
I
II
II

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

I
I
II
I
II
II
I
I
II
I

Пространство.
Импровизация.
Телемир.

0,5
0,5
1

Тренинги. Наблюдения.

Дикция.

1

Тренинги. Наблюдения.

Монтаж.
Пространство.
Импровизация.
Монтаж.
Сценический образ.
Ток-шоу.

1
0,5
0,5
1
1
1

Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.

Речевой аппарат.

1

Тренинги. Наблюдения.

Монтаж.
Сценический образ.
Монтаж.
Характер и
характерность.
Культура ведения на
сцене.
Речевой аппарат.

1
1
1

Тренинги. Наблюдения.

1
1

Тренинги. Наблюдения.

Монтаж.
Характер и
характерность.
ЯНВАРЬ 2024
Сценический образ.
Характер и
характерность
Внимание зрителя.

1
1

Тренинги. Наблюдения.

1
1

Тренинги. Наблюдения.

1
1

Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.

1
1

Тренинги. Наблюдения.

Дикция.
Сценический образ.
Характер и
характерность
Импровизация.
Этюд.
Внимание зрителя.

1

1
1

Дикция.

1
1

Импровизация.
Этюд.
Дыхание.
Работа с текстом.
Внимание зрителя.

1
1
1
1

Дикция.

1
1

Тематическая беседа.

Тренинги. Наблюдения.

Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.

Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.
13

53

25

56

29

57
58

30
31

56

1

59

5

60

6

61

7

59

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

12
13

64

14

62

15

65

19

I
I
II
I
II

II
I

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

8

62
63

II
II

I
II
I
II
II

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40

I
I
II
I
II
II

15:00-15:40
I
16:00-16:40

66

20

67

21

65

22

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40

68

26

69

27

70

28

I
II
I
II

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

II

I
I
II
I
II

Дыхание.
Работа с текстом.
Сценический образ.
Сценическое общение.
Общение со зрителем.

1
1
1
1
1

Дыхание.

1

ФЕВРАЛЬ 2024
Сценический образ.
Сценическое общение.
Драматургия сценария.
Структура сценария.
Импровизация.
Общение со зрителем.

1
1
0,5
0,5
1
1

Дикция.

1

Драматургия сценария.
Структура сценария.
Импровизация.
Структура сценария.
Сценический образ.
Общение со зрителем.

0,5
0,5
1
1
1
1

Дыхание.

1

Структура сценария.
Сценический образ.
Герой программ.
Идейно-тематический
анализ сценария.
Характер и
характерность.
Общение со зрителем.

1
1
0,5
0,5

Работа с текстом.

1

Герой программ.
Идейно-тематический
анализ сценария.
Характер и
характерность.
Выбор героя.
Этюд.
Общение со зрителем.

0,5
0,5

Дыхание.

1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.

Выбор героя.

1

Тематическая беседа.

1
1

1
1
1
1

Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.

Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

14

68

71

29

16:00-16:40

4

15:00-15:40
16:00-16:40

72

5

73

6

71

7

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40

II

Этюд.

I

Март 2024
Выбор героя.
Характер и
характерность.
Общение со зрителем.

I
II
I
II
II

15:00-15:40
74

11

75
76

12
13

74

14

77

18

78

19

79

20

77

21

80

25

81

26

82

27

80

28

I
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

I
II
I
II
II

I
I
II
I
II
II

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40

I
I
II
I
II
II

1

Тренинги. Наблюдения.

1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1
1

Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.

Дыхание.

1

Выбор героя.
Характер и
характерность.
Анализ.
Характер и
характерность.
Общение со зрителем.

1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

Дыхание.

1

Анализ.
Характер и
характерность.
Анализ.
Сценическое общение
Этюд.

1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1
1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.

Дыхание.

1

Тренинги. Наблюдения.

Анализ.
Характер и
характерность.
Анализ.
Сценическое общение.
Этюд.

1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.

Дыхание.

1

Тренинги. Наблюдения.

Анализ.
Сценическое общение.

1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

Этюд.
Сценическое общение.
Анализ.

1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.

Работа с текстом.

1

Тренинги. Наблюдения.

Этюд.

1

Тренинги. Наблюдения.

1

Тематическая беседа.
Наблюдение.
Тренинги. Наблюдения.

АПРЕЛЬ 2024
83

1

84

2

85

3

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

I
I
II
I
II

15

83

4

86

8

87

9

88

10

86

11

89

15

90

16

91

17

89

18

92
93

22
23

94

24

92

25

95
96

95

29
30

6

97

7

98

8

99
100

13
14

101

15

99

16

102
103

20
21

104

22

16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40

Сценическое общение.
Сценическое общение.
Импровизация.
Анализ.

1
1
1
1

Работа с текстом.

1

Тренинги. Наблюдения.

Сценическое общение.
Импровизация.
Монтаж.
Импровизация.
Этюд.

1
1
1

Тренинги. Наблюдения.

1

Тренинги. Наблюдения.

Работа с текстом.

1

Тренинги. Наблюдения.

Монтаж.
Импровизация.
Виды постановок
Импровизация.
Этюд.

1
1
1
1
1

Тренинги. Наблюдения.

Работа с текстом.

1

Тренинги. Наблюдения.

Виды постановок.
Импровизация.

1
1

Тренинги. Наблюдения.

I
I
II

Импровизация.
Этюд.

1
1

Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.

Импровизация.
Этюд.

1

Тренинги. Наблюдения.

II
I
II
I
II

1

Тренинги. Наблюдения.

Работа с текстом.

1

Тренинги. Наблюдения.

Анализ.
Импровизация.
Анализ.

1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.

Работа с текстом.

1

Тренинги. Наблюдения.

Анализ.
Импровизация.

1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

Анализ.
Импровизация.
Этюд.

1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.

Работа с текстом.

1

Тренинги. Наблюдения.

II
I
I
II
I
II
II
I
I
II
I
II
II
I
I
II
I
II
II

I
I
II
I
II
II

I
I
II
I
II

МАЙ 2024

Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.

Тренинги. Наблюдения.

Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.

16

102

23

105
106

27
28

107

29

105
108

30
31

15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40
16:00-16:40
15:00-15:40

II
I
I
II
I
II
II
Обе
группы

Анализ.
Импровизация.
Анализ.
Импровизация.
Импровизация.

1
1
1
1
1

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тренинги. Наблюдения.

Анализ.

1

Тематическая беседа.

Анализ.
Импровизация.
Импровизация.

1
1
2

Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.
Тематическая беседа.
Тренинги. Наблюдения.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
1-й год обучения.
дополнительная группа.
Время
№
Дата проведения
п/п
занятия
1

14

17:00-17:40

2

21

17:00-17:40

3

28

17:00-17:40

4

5

17:00-17:40

5

12

17:00-17:40

6

19

7

26

Тема занятия

36
108
0
с 1.09.2023 по 31.05.2024
26.12.2023, 24.05.2024
1.06.2024

Кол-во
часов

СЕНТЯБРЬ 2023
Вводное
0,5
Актер – это…
0,5
Действие.
1
Пространство.
ОКТЯБРЬ 2023
Сценический образ.
1
1

17:00-17:40

Характер и
характерность.
Сценическое общение.

17:00-17:40

Импровизация.

1

8
9
10
12

2
9
16
23

17:00-17:40
17:00-17:40
17:00-17:40
17:00-17:40

13

30

17:00-17:40

14
15

7
14

17:00-17:40
17:00-17:40

16

21

17:00-17:40

НОЯБРЬ 2023
Действие.
Пространство.
Сценический образ.
Характер и
характерность.
Сценическое общение.
ДЕКАБРЬ 2023
Импровизация.
Действие.
Пространство.

1

Форма занятия
Беседа, знакомство, инструктаж
Тематическая беседа.
Тематическая беседа. Тренинги.
Наблюдения
Тематическая беседа. Тренинги.
Наблюдения
Тематическая беседа. Тренинги.
Наблюдения
Тематическая беседа. Тренинги.
Наблюдения
Тематическая беседа. Тренинги.
Наблюдения

1
1
1
1

Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения

1

Тренинги. Наблюдения

1
1

Тренинги. Наблюдения
Тематическая беседа. Тренинги.
Наблюдения
Тренинги. Наблюдения

1

17

17

28

17:00-17:40

18

11

17:00-17:40

19
20

18
25

17:00-17:40
17:00-17:40

21
22
23
24

1
8
15
22

17:00-17:40
17:00-17:40
17:00-17:40
17:00-17:40

25

29

17:00-17:40

26
27
28
29

7
14
21
28

17:00-17:40
17:00-17:40
17:00-17:40
17:00-17:40

30

4

17:00-17:40

31
32
33

11
18
25

17:00-17:40
17:00-17:40
17:00-17:40

34
35

16
23

17:00-17:40
17:00-17:40

36

30

17:00-17:40

Сценический образ.
ЯНВАРЬ 2024
Характер и
характерность.
Сценическое общение.
Импровизация.
ФЕВРАЛЬ 2024
Действие.
Пространство.
Сценический образ.
Характер и
характерность.
Сценическое общение.
МАРТ 2024
Импровизация.
Действие.
Пространство.
Сценический образ.
АПРЕЛЬ 2024

1

Тренинги. Наблюдения

1

Тренинги. Наблюдения

1
1

Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения

1
1
1
1

Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения

1

Тренинги. Наблюдения

1
1
1
1

Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения

Характер и
характерность.
Сценическое общение.
Импровизация.
Пространство.
МАЙ 2024
Сценический образ.
Характер и
характерность.
Сценическое общение.

1

Тренинги. Наблюдения

1
1
1

Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения

1
1

Тренинги. Наблюдения
Тренинги. Наблюдения

1

Тренинги. Наблюдения

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

36
36
0
с 1.09.2023 по 31.05.2024
26.12.2023, 24.06.2024
1.06.2024

Воспитательная работа и массовые мероприятия
Мероприятие
Посещение поселковых, районных мероприятий, праздников.
«Посвящение в кружковцы»
Участие в мероприятиях ДТДиМ «Радуга»

Сроки
В течение года.
сентябрь
В течение года

Взаимодействие педагога с родителями
Формы взаимодействия
Тема
Личные встречи
По договоренности
Родительское собрание
Организационное собрание.
Родительское собрание
Итоги года

Сроки
В течении года.
Сентябрь- октябрь
Май

18

2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
− учебная аудитория: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
− зрительный зал ДТДиМ «Радуга»: комплект аудио аппаратуры, микрофоны,
мультимедийный проектор, экран, компьютер;
− костюмерная.
Информационное обеспечение программы:
– фонотека,
– видеоматериал.
Дополнительное кадровое обеспечение для реализации программы:
На первый год обучения основной группы, требуется хореограф, для проведения
ритмики.
По необходимости для постановки отчетных мероприятий осуществляется
взаимодействие с другими педагогами и объединениями ДТДиМ «Радуга».
2.1. Оценочные материалы.
Определение уровня развития обучающегося - средство объективного контроля,
определения слабых мест в планировании и корректировании дальнейшей работы.
Отнесение учащегося к той или иной уровневой группе имеет ориентировочный характер
и несёт стимулирующую задачу, побуждающую ребёнка к более активному творческому
прогрессу.
Контрольные и итоговые занятия.
Показ творческих работ по нескольким основным разделам программы, таких как: Режиссура,
игровые программы, и искусство звучавшего слова, наработанный видеоматериал.
Оценочные и методические материалы.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе, проводится:
входной, текущий, промежуточный и итоговой контроль.
Входной контроль – проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и
умений, возможности детей и определение природных физических качеств (умение держать себя на
сцене, грамотность речи, артистичность).
Формы:
• Педагогическое наблюдение
• Выполнение предлагаемых практических заданий педагога.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение учебного года. Формы
контроля:
• Педагогическое наблюдение
• Выполнение практических и письменных заданий по теоретическому
материалу
Промежуточный контроль - предусмотрен 2 раза в год (декабрь – май) с целью выявленияуровня
освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы:
• Игровая форма.
•

Показ творческих практических заданий (этюды, зарисовки, миниатюры)
19

•
•
•

Вывод в соцсети репортажей «Радуга-ТВ».
Наблюдение педагога.
Устный опрос.

Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формы:
• Творческий открытый показ по нескольким разделам программы
(режиссура, игровые программы, искусство звучавшего слова).
• Демонстрация видеоматериала.
Критерии оценки
Во время проходящих контролей педагогом будет заполняться «Карта учета творческих достижений
учащихся» (участие в концертах, в мероприятиях, и т.д.).
Также будет учитываться и личностные и творческие достижения во время образовательной
программы, а именно:
• Чувство сцены
• Грамотность речи
• Чувство партнера на сцене
• Отсутствие сценических зажимов
• Умение импровизировать
• Умения держаться в кадре
• Чувство такта, ритма.
Оценка учащимся будет ставиться по 5 балльной шкале.
2.2. Методические материалы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, игровой, проблемного изложения, частичнопоисковый метод.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают
непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и
самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых
требует самостоятельной активности (самостоятельная постановка номеров, привлечение
воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления,
переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все
полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением,
формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Методы воспитания: поощрение, стимулирование, мотивация, упражнение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, тренинг, практическое занятие,
творческая мастерская, мастер-класс, спектакль, конкурс, праздник, фестиваль.
Педагогические технологии: технология индивидуального и группового
обучения, технология игровой деятельности, здоровье сберегающая технология,
технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения,
технология коллективной творческой деятельности.
20

2.3. Информационные ресурсы для детей
https://www.google.ru/amp/www.momondo.ru/blog/%D0%BB%.. карнавалы мира
https://piteronline.tv/sobytiya/prazdnik-koryushki - праздник корюшки
http://www.calend.ru/holidays/0/0/40/ история празднования 9 мая
http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/mezhdunarodnyj-de.. история
возникновения и проведения дня защиты детей
5. http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/o-prazdnike-.. день космонавтики
историяпраздника для детей
6. http://allforchildren.ru/games/active_index.php сборник игр для детей
7. http://www.abc-people.com/phenomenons/divinations/sig.. новый год
традиции иобычаи
8. http://www.advantour.com/rus/russia/traditions/ivan-k.. Иван купала. Русские традиции
9. http://одежда-для-сцены.рф сценические термины
10. https://work-in-turkey.io.ua/s106222/osobennosti_rabo..
особенности работыаниматором
11. https://www.google.ru/amp/s/www.calc.ru/461.amp.html виды и жанры
театрального искусства
12. http://m.pikabu.ru/story/obeshchannyiy_kalendar_quots.. советы
начинающим театралам
13. http://eh-zhiznya.ru/publ/koncert_organizacija_i_vidy.. концерт.
Организация и виды концертов
14. http://videoforme.ru/blog/2013/01/23/teatralnyj-grim-.. театральный
грим и егоособенности
15. https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-oso.. стилистические
особенностинародного костюма
16. http://social-culture.ru/index.php?request=full&i.. классификация игр. Роль
игровыхпрограмм в реализации массовых праздников и народных гуляний
17. http://otherreferats.allbest.ru/culture/00268547_0.html
18. Фестивали и праздники народного творчества. Особенности
организации ипроведения
19. http://5slov.ru/prazdniki_mira.php праздники и фестивали мира
1.
2.
3.
4.

2.4. Список литературы для педагога.

1. Шароев И.Г. Режиссура массовых представлений. М., 1986
2. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Ростов-на-Дону. 2004
3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической

деятельности клуба: Учебное пособие для студентов институтов культуры. М.,
1988.
4. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. М.,1978.
5. С.В.Шубин и С.М. Студеникина Сценарий как литературная основа массовых
праздников итеатрализованных постановок. Омск-2004.
6. И.Б.Шубина Драматургия и режиссура зрелища. Ростов на Дону 2006.
7. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика:
Учебник. 4-еиздание.-- М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. --с. 132.
8. Азаров Ю.Л. Радость учить и учиться. СПб: Изд-во «Алетейя», 2010
9. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: МИРОС, 2006
10. Апиян Т.А. Мир игры. - СПб: Изд-во С-Петербургского гос. ун-та, 1992
11. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.,
2009
21

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991
13. Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-Еврознак,
2008

14. Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. - М., 1999
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.,1986
16. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях // Народное образование. -

2009. - №10. С.228-240
17. Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. – СПб:
Прайм-Еврознак,
200811.Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. - М., 2000
12. Календарные обрядовые праздники для детей. Учеб. пособие / Сост. Н. В.
Пугачева, Н. А. Есаулова. – М.: Пед. общ-во России, 2007
13. Каптерев П. Ф. О детских играх и развлечениях // Народное образование.
-2009. -№10. С.228-240
14. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М.: Просвещение, 2006
15. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников, М., 2000
16. Менджерицкая Д.Б. Игра // Дошкольная педагогика. 2006
17. Миллер С. Психология игры. - СПб, 1999
18. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой
фольклор: В кн. «Для учителя и учащихся» / сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко.
– М.: Просвещение, 1995
19. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике
/ Сост. Ю. Г. Круглова. – М.: Высшая школа,1986
20. Праздники в народных традициях. Литературно-музыкальный альманах
«Молодежная эстрада» № 11-12, 2004.18.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М:
Владос, 1994
21. Станиславский К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С.
Станиславский. – Москва: АСТ, 2009 – (Золотой фонд актерского мастерства)
22. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб: «Азбука- классика»,
2008
23. Эльконин Д.Б. Игра, её место и роль в жизни и развитии детей
//Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. С. 73–97
24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».