Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы"
Пояснительная записка
Певческая деятельность - наиболее доступный способ приобщения детей к
музыке, способствующий их общеэстетическому воспитанию, духовнонравственному развитию.
Направленность программы -художественная.
Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом
развитии обучающихся, приобщении их к лучшим образцам вокальной музыки,
раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия
вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический
вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Отличительные особенности программы в том, что в ходе
образовательного процесса, объединяющего в себе три компонента – вокальную
подготовку, музыкальную пластику и элементы сценического искусства,
осуществляется многопрофильное развитие юных артистов, обусловленное
синтетической природой музыкально-театральных жанров.
Адресат
программы: по программе занимаются дети в возрасте от 7 до 12 лет, имеющие
музыкальные и вокальные способности: музыкальный слух и память, чувство
ритма.
Набор детей в объединение производится в форме прослушивания, в ходе
которого проверяются музыкально-вокальные данные ребёнка.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на два года обучения с детьми младшего школьного
возраста (7 - 12 лет).
Объем часов в год – 72 часа, два из которых контрольные занятия в конце
1-го и 2-го полугодий.
Общий объём часов 2-х летнего освоения программы – 144 часа.
Форма обучения – очная-индивидуальная.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс выстраивается в соответствии и индивидуальными
творческими планами обучающихся, в которых фиксируется ежегодный песенный
и инструктивный материал, соответствующий программным требованиям года,
творческим, психологическим и возрастным особенностям обучающихся.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся группой по два часу в неделю.
Продолжительность одного занятия:
- для обучающихся 7-12 лет –40 минут;
Цель программы «Вокальная мастерская»: раскрытие и постепенное развитие
индивидуальных творческих способностей детей через вокально-сценическое
искусство, формирование системы вокальных, музыкальных и сценических
знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт
музыкально-творческой деятельности обучающихся, воспитание самостоятельной
творческой личности с устойчивым интересом к вокально-сценическому
искусству.
Достижению данной цели, способствует реализация следующих задач.
Личностные: формирование через художественную деятельность
общественной активности личности, гражданской позиции, культуры
общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
характера ребенка, его нравственных установок;
нравственно-волевых качеств ребенка: трудолюбия, самостоятельности,
организованности, ответственности за общее дело;
развитие личностных коммуникативных качеств.
Метапредметные: развитие у детей
мотивации к творчеству через призму знаний об искусстве вокала;
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
внимания, памяти, всех видов мышления;
Предметные (образовательные):
развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
знакомство детей с традициями и современными тенденциями в
вокальном искусстве;
развитие выразительности вокального звучания через развитие
специфических вокально-технических навыков: владение артикуляционным
аппаратом, дыханием, резонаторами, опорой, динамикой и атакой звука.
Учебный план
на 1 год обучения
1. Вводное занятие:
Вопросы санитарии и
гигиены голоса.
Беседа по ТБ и ПДД
2. Азбука вокалиста
1. Журнал посещаемости
1
1
2
1
2
2
8
10
8
10
11
11
11
11
1
2
3
1
2
3
1
3
4
1
3
4
2
2
4
2
2
4
1
1
2
1
1
2
8
28
36
8
28
36
3. Изучение песенного
репертуара
4. Элементы эстрадной
5.
хореографии
Работа с микрофоном
1
2
6. Воспитательная работа и
7.
работа с родителями
Контрольные занятия
всего
Формы аттестации/контроля
всего
практика
2 –е полугодие
теория
всего
1 –е полугодие
практика
Название раздела,
темы
теория
№
пп
72
1. Аналитический материал
2. Психологическая диагностика
3. Аудиозаписи, видеозаписи
1. Концертное исполнение
2. Аудиозаписи, видеозапись
1. Творческая работа
2. Аудиозаписи, видеозаписи
1. Творческая работа
2. Аудиозаписи, видеозаписи
Фотографии, аудиозаписи, видеозаписи, отзывы детей и
родителей
1. Перечень готовых
2. Концерт
3. Открытое занятие
работ
Содержание учебного плана 1 года обучения.
Материал Программы «Вокальная мастерская» построен концентрическим способом, что подразумевает
ежегодное повторение разделов учебного плана, но с усложнением, расширением, обогащением новыми
компонентами, с учётом музыкального опыта, теоретических знаний, умений и навыков обучающихся.
1-е учебное полугодие.
№/№
1.
Раздел
Вводное занятие
2.
Азбука
вокалиста
3.
Изучение
песенного
репертуара
Элементы
эстрадной
хореографии
4.
6.
Работа с
микрофоном
Воспитательная
работа и работа с
родителями
7.
Контрольные
занятия
5.
Теория
1. Вопросы санитарии и гигиены голоса.
2. Беседа по правилам ТБ, ПДД
1. Знакомство с устройством голосового
аппарата, особенностями физиологии
голосообразования
Виды шагов и поклонов
Устройство микрофона
Проведение родительских собраний,
индивидуальные беседы с родителями по
вопросам развития творческих способностей
детей, организации режима домашних
занятий
Обобщение и повторение пройденного за
полугодия теоретического музыкального и
материала
Практика
Тренинг по правилам ДД
1. Певческая установка.
2. Певческое дыхание:
3. Дикция
4. Артикуляция
Согласно Индивидуальным творческим планам обучающихся
1. Музыка, образ, движение;
2.Освоение движений: основное положение корпуса, рук, ног;
2. Виды шагов;
3. Поклон;
4. Развитие умение сочетать пение с движением, сохраняя качество
звучания.
Первичные знания и умения работы с микрофоном
1. Участие воспитанников в проведении праздников и развлечений в
ДТДиМ «Радуга»
Участие учащихся ДТДиМ «Радуга» в мюзикле.
5
2-е учебное полугодие.
№/№
1.
2.
3.
4.
Раздел
Повторение
пройденного
материала
Азбука
вокалиста
Теория
1. Вопросы санитарии и
гигиены голоса.
Элементы
эстрадной
хореографии
Работа с
микрофоном
Сценография
номера.
Практика
Тренинг.
1. Певческое дыхание
2. Виды дыхания
1) Певческое дыхание:
-Закрепление навыков певческого вдоха и выдоха, фиксации полузевка;
- Распределение дыхания на длинных фразах;
- Виды дыхания.
2) Развитие голосовых данных:
- Освоение способа звукообразования мягкая атака;
- Первичное знакомство со способом звукообразования твёрдая атака;
- Развитие гибкости и подвижности мягкого нёба;
- Работа над «сглаживанием» регистров и переходных нот.
3) Музыкальная азбука вокала:
- Формирование гласных в высокой певческой позиции (купол), активное
произношение согласных звуков;
- Формирование навыков ровного, прикрытого звука.
4) Развитие чистоты интонации:
- Распевки в поступательном движении по полутонам и тонам, терциям и квинтам.
5) Развитие дикции:
- Артикуляционные упражнения;
- Коррекционные упражнения;
- Скороговорки.
7) Изучение песенного репертуара:
- Формирование осознанной пульсации в мелодии, движения мелодии к
кульминации;
- Пение без сопровождения инструмента и в ансамбле.
эстрадного Дальнейшее освоение движений эстрадной хореографии;
Микрофон - как средство
выразительности
Закрепление первичных знаний и умений работы с микрофоном
6
5.
6.
Воспитательная
работа и работа
с родителями
Контрольные
занятия
Проведение тематических
родительских собраний,
индивидуальные беседы с
родителями по вопросам
формирования репертуара
1. Участие воспитанников ДТДиМ «Радуга»
в конкурсах поселкового и районного уровней, в проведении праздников и
развлечений в ДТДиМ «Радуга»
2. Активное подключение родителей к проведению праздников и развлечений в
ДТДиМ «Радуга»
Обобщение и повторение
пройденного за 2-е полугодия
теоретического музыкального
материала
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Уровень: Общекультурный (ознакомительный)
В течение первого года обучения происходит адаптация детей к
формам занятий и методам работы в объединении.
В результате освоения программы «Поющий микрофон» происходит:
- формирование и развитие творческих способностей детей;
- удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей в
интеллектуальном,
нравственном совершенствовании;
- формирование мотивации
личности к познанию.
К концу первого года обучения воспитанники должны:
- иметь элементарное представление о голосовом аппарате, певческой
установке;
- уметь правильно пользоваться певческим дыханием;
- уметь правильно формировать гласные, чётко произносить согласные буквы;
- уметь пользоваться средним регистром, не допускать при пении
форсирования звука;
- принимать участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Уровень: Углублённый (базовый)
Целями второго года обучения являются
дальнейшее развитие
творческих способностей ребёнка, создание условий для
личностного
самоопределения и самореализации.
В ходе освоения материала программы второго года обучения идёт
закрепление и дальнейшее углубление знаний и навыков в области вокала.
К концу второго года обучения воспитанники должны сформировать
устойчивые навыки:
- певческой организации дыхания;
- пения гласных звуков в высокой певческой позиции, активного
произношения согласных звуков;
- плавного звуковедения, ровного, прикрытого звука.
Вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского
творчества, чувствовать движение мелодии к кульминации произведения, при
работе над произведением добиваться смыслового единства текста и музыки.
Обучающийся должен принимать участие в мероприятиях, проводимых
как в ДТДиМ «Радуга», так и в мероприятиях поселкового и районного
уровней.
Личностные результаты:
Сформированы, частично сформированы уважительное отношения к
другому мнению, истории и культуре других народов через вокальное
искусство;
формируются эстетические потребности, ценности, чувства;
8
развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты:
овладение практическими умениями и навыками в вокальноисполнительской деятельности;
частично сформированы основы художественной культуры на основе
народной культуры России, в том числе культуры своего края.
Метапредметные результаты:
осваиваются способы решения проблем творческого и поискового
характера;
формируются умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
активно
используются
речевые
средства
информации
и
коммуникационных
технологий
для
решения
учебных
и
познавательных задач;
используются различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
дети умеют слушать собеседника и вести диалог; аргументированно
излагать свою точку зрения.
9
Календарный учебный график
1-е полугодие
№/№
1.
Месяц/
№
число
Кол-во
часов
Тема занятия
Вводное занятие:
- Вопросы санитарии и гигиены голоса;
- Тренинги по ТБ, ПДД
ИТОГО:
2.
2
Теория
Практика
1
-
1
1
1
2
8
Азбука вокалиста:
- Знакомство с устройством голосового аппарата, особенностями физиологии
голосообразования
1) Певческая установка:
Форма
занятия
Порядковы
й номер
занятия
1-2
3,4,
6, 8,10
- Понятие «певческая установка»;
- Основные положения головы и корпуса
3
0,5
2
2) Певческое дыхание:
- Понятие «дыхание». Его роль и значение;
- «Организованное» дыхание;
- Развитие и фиксация дыхательных ощущений: комплексный певческий
вдох (через нос и рот) и выдох (пение на «задержанном дыхании»), фиксация
«полузевка»;
- Знакомство с дыхательной гимнастикой.
3
0,5
2
10,
12, 14
3) Дикция:
- Понятие «дикция». Условия для формирования дикции.
- Работа над «сложными» звуками («р», «л», «т», «д», «б», «п») с помощью
скороговорок.
16,18
2
0,5
2
3) Артикуляция:
18, 20, 22
- Понятие «артикуляция». Условия для формирования правильной
артикуляции;
- Артикуляционные упражнения по активации органов речи: губ, языка,
мягкого нёба, голосовых связок;
- Коррекционные упражнения на освобождение от зажатости голосового
аппарата и нижней челюсти.
Итого:
2
0,5
10
2
2
Место
проведения
Форма
контроля
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
8
10
3.
Изучение песенного репертуара
4.
Элементы эстрадной хореографии:
11
-
11
- Музыка, образ, движение;
- Освоение движений: основное положение корпуса рук, ног;
- Виды шага: простой с притопом, с проскальзыванием каблука, притопы на
сильную и слабую долю, приставной шаг;
- Поклон: поясной, грудной;
- Развитие умение сочетать пение с движением, сохраняя качество звучания.
3
1
2
Итого:
3
1
2
5.
Работа с микрофоном:
6.
- Первичные знания и умения работы с микрофоном.
Воспитательная работа и работа с родителями
1
4
3
Итого:
7.
4
4
2
Общее количество часов:
30, 32,
34, 36
2
2
2
Контрольные занятия:
Обобщение и повторение пройденного за год теоретического и
музыкального материал;
- участие учащихся в мюзикле.
24, 26,28
не рабочее
время
Проведение родительских собраний,
индивидуальные беседы с
родителями по вопросам развития
творческих способностей детей,
организации режима домашних занятий.
-Выступление учащихся «Вокальная мастерская» в ДТДиМ «Радуга» , а так
же на муниципальных и поселковых конкурсах
Контрольные
занятия;
Концертные
выступления
Концертные
выступления
нечётные
с 5-го
занятия
2
1
1
36
8
28
Тестовые
задания
практическог
о характера,
творческий
отчет
11
Календарный учебный график
2-е полугодие.
Кол-во
часов
Месяц/
число
№
Тема занятия
№/№
1.
Практика
Форма
занятия
Порядковый
номер
занятия
Повторение пройденного материала
- Вопросы санитарии и гигиены голоса;
ИТОГО:
2.
Теория
2
1
-
1
1
1
Азбука вокалиста:
1-2
3,4,
- Формирование гласных в высокой певческой позиции (купол),
6, 8,10
активное произношение согласных звуков;
- Формирование навыков ровного, прикрытого звука.
2
8
0,5
2
1) Певческая установка:
- Дальнейшее развитие навыков певческой установки.
3
3
0,5
2
2
0,5
2
3) Артикуляция:
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
10,
12, 14
16,18
Текущий
контроль со
стороны
педагога
3) Дикция:
- Упражнения для формирования правильной дикции;
- Коррекционные упражнения;
- Скороговорки.
Форма
контроля
Текущий
контроль со
стороны
педагога
2) Певческое дыхание:
- Виды и типы дыхания. Фазы певческого дыхания;
- Закрепление навыков певческого вдоха и выдоха, фиксации полузевка;
- Пение на опоре;
- Дальнейшее освоение комплекса дыхательной гимнастики.
Место
проведения
18, 20, 22
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
12
- Артикуляционные упражнения по активации органов речи: губ, языка,
мягкого нёба, голосовых связок;
- Коррекционные упражнения на освобождение от зажатости голосового
аппарата и нижней челюсти.
Итого:
3.
Изучение песенного репертуара:
4.
Элементы эстрадной хореографии:
Итого:
5.
6.
0,5
2
10
2
8
11
-
11
нечётные
с 5-го
занятия
24, 26,28
- Интонирование скачков (м3, б3, ч4, ч5, м6, б6);
- Двухголосие. Расширение диапазона до квинтдецимы;
- Согласно Индивидуальным творческим планам учащихся.
- Сценическая культура;
- Постановка концертного музыкального номера;
- Дальнейшее освоение движений эстрадной хореографии.
3
1
2
14
1
2
Работа с микрофоном:
- Закрепление навыков и
умений работы с микрофоном.
стороны
педагога
2
1
3
2
Теория музыки:
2
30, 32, 34,
36
25,27,29
1) Понятие «музыкальный темп»:
- Значение темпа в музыке;
- Градации темпа;
3
1
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
Текущий
контроль со
стороны
педагога
2
2) Понятие «динамика»:
- Виды динамики. Градация звучности (pp, p, mp, mf, f, ff);
- Значение (cresc., dimin.).
- Упражнения: пение попевок с различной динамикой.
7.
Воспитательная работа и работа с родителями
2
1
1
8
2
3
- Участие воспитанников ДТДиМ «Радуга» в конкурсах поселкового и
районного уровней, в проведении праздников и развлечений в ДТДиМ
«Радуга»- Проведение родительских собраний, индивидуальные беседы
с родителями по вопросам развития творческих способностей детей,
организации режима домашних занятий.
Итого:
не рабочее
время
Концертные
выступления
13
8.
Контрольные занятия:
2
1
- Обобщение и повторение пройденного за год теоретического и
музыкального материал;
Общее количество часов:
1
-
36
8
Тестовые
задания
практическог
о характера;
28
14
Условия реализации программы
Информационное обеспечение программы:
1. Таблицы:
- Правила поведения при ЧС;
- Правила ДД.
2. Таблицы:
- «Строение голосового аппарата»,
- «Музыкальная лесенка»;
- «Резонаторы»;
- «Правила охраны голоса».
2. Фонограммы музыкальных произведений
3. Нотный материал
4. Видеозаписи выступлений солистов-вокалистов.
15
Методические материалы
Личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы лежат
в основе учебно-воспитательного процесса в объединении и предполагают:
- выявление творческого потенциала ребёнка;
- раскрепощение его личности;
- создание ситуаций, способствующих самореализации и самоутверждения в
выбранной им деятельности (создание «ситуации успеха» для каждого).
Форма
обучения по программе «Вокальная мастерская»: очная индивидуальная.
Учебно-воспитательный процесс в объединении строится в соответствии с
возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
Используемые методы обучения:
Словесные:
- объяснение целей и задач занятий, закономерностей музыкально-слухового
восприятия, содержания музыкальных произведений с целью углубить
восприятие музыки детьми, сделать его эмоционально – осознанным;
- диалог с обучающимися, побуждение детей к сравнениям, выражениям
предпочтений, самостоятельным высказываниям;
- рассказ.
Наглядные:
- наглядно-слуховой: сравнение произведений различных видов искусств
(музыки, литературы, живописи (полихудожественное уподобление характеру
музыки);
- наглядно-зрительный: показ видеоматериалов (иллюстраций, фотографий,
постеров);
- контрастных сопоставлений: заострение внимания детей на разнице
звучания, изменении характера музыки, нюансов настроения.
Практические:
- практико-ориентированной деятельности: тренинги, упражнения, репетиции,
прослушивание и восприятие музыкальных произведений;
Проблемного обучения:
- создание проблемных ситуаций;
- самостоятельный поиск средств для решения поставленной задачи.
Психологические:
- психологические тренинги;
- тесты;
- анкетирование.
Проектно-конструкторские:
- создание концертных номеров, разработка проектов и сценариев.
Методика проведения занятий предусматривает
теоретическую подачу
материала (словесные методы) и практическую деятельность (методы практикоориентированной деятельности).
16
Практическая деятельность включает в себя:
- Вводно-коррективный этап, который выстраивается на основании
результатов входного контроля, проводимого по следующим видам
деятельности: интонирование; особенности диапазона, регистра голоса;
индивидуальные особенности дыхания, резонирования, артикуляции.
- Основные принципы вокальной техники.
- Гигиена певческого голоса. Певческий голос как музыкальный инструмент.
Ознакомление с основными правилами голосовой гигиены.
- Вибрация голосовых связок – исходная причина появления звука.
Приобретение навыка работы с голосовыми связками для получения вокального
звука и резонанса.
- Управление дыханием. Освоение основных принципов работы дыхания во
время пения: работы диафрагмы, межрёберной мускулатуры, грудной клетки.
Классификация типов дыхания (абдоминальное, грудное, ключичное).
- Управление голосовыми связками, формирование высоты и
интенсивности звука. Зависимость высоты звука от сокращения и расслабления
голосовых связок. Зависимость интенсивности звука от давления воздушного
столба.
- Техника пения в речевой позиции. Артикуляция; артикуляционный аппарат.
Работа над фонемами (гласными и согласными звуками речи) и морфемами
(открытыми и закрытыми слогами) в речи и вокале. Пение вокализов. Пение
распевок на доступном материале.
- Навык пения низких и высоких нот; переходные участки диапазона.
Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона, пение в
смешанном регистре (микст).
- Классификация голосов; границы диапазонов. Ознакомление с
особенностями диапазона и регистра разных певческих голосов.
- Обобщение пройденного материала. Повторение пройденного материала,
соединение освоенных дидактических единиц в единый комплекс практических
навыков.
Для формирования у детей мотивации к творчеству,закрепление
практических навыков ведется в тесном единстве с эмоциональным подтекстом
и художественной выразительностью исполнения вокальных упражнений и
законченных концертных номеров.
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей».
Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону.: 2007г.
Намсараев С.Д., Молонов Г.Ц., Жалсанова Т.Д. «Внешкольное образование
детей Республики Бурятия: Из теории и практики работы». Издательство
«Бэлиг», Улан-Удэ, 2005.
Хуторский А.В. «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать
всех по разному?». Издательство «Владос пресс», Москва.:2005г.
Специальная литература
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л.: Музыка, 1989г.
Бинкердоф А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. - М.:1990г.
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. - М.: 2002г.
Вахромеев В. Вопросы преподавания сольфеджио в ДМШ. М.:1986г.
Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. - М.:1999.
Гонтаренко Н. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Ростов-н/Д:
Феникс:2008г.
Дмитриев А. Дыхание вокалиста. - М.: 2004.
Калмыков, Фридкин. Сольфеджио. - М.:1997г.
Куницын О. Музыка Бурятии. - М.:1994г.
Куревина О.Синтез искусств в эстетическом воспитании детей. - М.:2003г.
«Музыкальная литература». Программа для специализированных учебных
заведений. - Донецк.:2003г.
Карпенко Л. Развитие творческих способностей детей. - Суммы:2000г.
Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. - М.: 2005г.
Подвала В. Творим музыку. - К.:1999г.
Радынова О. Музыкальное развитие детей. - М.:1997г.
Радынова О.Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. - М.:2000г.
Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. - М.:2000г.
Словарь ошибок вокальной педагогики. - М.:2006г.
Советы вокалистам. Музыкальная школа им. Римского-Корсакова.-С/П.:2007г.
18