1
Пояснительная записка
Направленность программы «Радужный мир» - художественная.
Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами
декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании является одной из важных
задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного
образования обучающихся. Под формированием художественных способностей обучающихся
понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении
изделий. Занятия декоративно-прикладным творчеством детей дошкольного возраста
оказывает благотворительное влияние не только на становление речи и её функций, но и на
психическое развитие ребёнка. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго
до поступления в школу. Для этого необходимо создавать условия для формирования навыков
осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Данная Программа способствует развитию точности движения пальцев, а также
благотворительно влияет на формирование личности ребёнка. На занятиях у детей
развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие,
внимание, память, абстрактное и объективное мышление, речь. Занятия в объединении
строятся по принципу разностороннего развития личности воспитанников на основе
индивидуального и дифференцированного подхода.
Программа ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду
рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России и широко
распространённому в наши дни.
Актуальность
Актуальность модифицированной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Радужный мир» - направление «бисероплетение», - состоит в том, что, являясь прикладной,
её содержание носит практико-ориентированный характер и направлено на овладение
обучающимися основных приёмов бисероплетения. Обучение по программе даёт возможность
каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного
творчество в направлении бисероплетении. Проявлять и реализовывать свои творческие
способности.
Бисероплетение ценно тем, что оно развивает вкус, тренирует терпение, приносит
радость творчества и даёт возможность для самовыражения. Бисерное рукоделие – одно из
любимых и модных видов народного творчества.
Отличительные особенности программы
Программа нацелена на обучение азам бисероплетения, достижение ребёнком такого
уровня, который позволит ему создавать изделия, но при этом в процессе обучения не
используется трудоёмкая техника, а применяется доступная техника плетения и низания, для
детей данного возраста.
Новизна данной программы состоит в том, что она расширяет диапазон обучающихся в
разнообразии декоративного материала для создания интересных изделий, знакомит с новыми
материалами и инструментами.
Адресат программы
Программа «Радужный мир» разработана для детей 6-7 лет дошкольного возраста.
Реализация программы предусматривает групповые занятия.
Объём и срок освоения программы
Программа разработана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов,
отведённое на освоение программы – 72 часа
Форма обучения – очная и внедрение дистанционного обучения во время карантина, согласно
Положения о дистанционном обучении по реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ Муниципальной бюджетной организации дополнительного
2
образования ДТДиМ «Радуга», утверждённое Приказом №19 от 20.03.2020 года. Используется
для связи с обучающимися и родителями учебный профиль Сферум в VK , а так же
сообщество в VK.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение одного года,
детьми одновозрастных групп.
Занятия в объединении ведутся в соответствии с учебными планами для групповых
занятий. Группы сформированы одновозрастные подготовительной группы дошкольного
образования. Набор детей в группы на основании заявления от родителей, законных
представителей. Состав групп постоянный.
Группа 1 года обучения дошкольного возраста (6 - 7 лет) - 5-6 человек, так как
возрастные особенности детей требуют постоянного наблюдения и индивидуальной
практической помощи каждому и материал для детей первого года обучения новый,
технология плетения незнакома. Учитывая эти сложности предмета бисероплетения, для
эффективности выполнения данной программы группы 1-го года обучения состоят из 5-6
человек,
Группа 1 года обучения дошкольного возраста (6 - 7лет) - 5 – 6 человек
Режим занятий
Основной учебно-тематический план составлен на 72 академических часа из расчета для
первого года обучения дошкольного возраста - 72 часа занятий в год. В зависимости от
индивидуальных особенностей детей, их способности усваивать и закреплять материал
программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в
рамках часов коррекции.
Учитывая возрастные особенности детей обучающиеся по данной программе первого года
обучения дошкольного возраста занимаются два часа в неделю
На 2024-2025 учебный год режим занятий для групп:
- первого года обучения дошкольного возраста – 72 часов, при двухчасовой нагрузке в
неделю.
Периодичность групповых занятий - 2 раза в неделю по 1академическому часу (25
минут для детей 6-7 лет).
Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий для развития трудолюбивой, любознательной и
творческой личности ребёнка дошкольного возраста. Познакомить с новым направлением
декоративно-прикладного творчества – бисероплетение
Задачи программы:
Личностные:
- развитие мелкой моторики рук; внимания; памяти. формирование уважительного
отношения к истории и культуре других народов через декоративно-прикладное искусство;
- воспитание трудолюбия и чувство коллективизма;
- познакомить с материалами и инструментами для создания изделий из бисера
формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- освоение правил техники безопасности, основ здорового образа жизни, правил
санитарии и гигиены.
3
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Метапредметные:
- развивать познавательные интересы, мотивацию к самовыражению и творческую
активность;
- осваивать с детьми способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, работать самостоятельно;
- активно использовать речевые средства информации и коммуникационных
технологий для решения учебных и познавательных задач;
- воспитывать готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировано
излагать свою точку зрения;
- образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, художественноэстетический вкус.
- воспитать организованность, терпимость, усидчивость, умение довести начатое дело
до конца, аккуратность, бережливость, любовь к труду, любознательность, внимание,
ответственность, уверенность в своих силах;
Образовательные:
- освоить практические умения и навыки в декоративно-прикладной деятельности;
- сформировать основы художественной культуры на основе народной культуры
России, в том числе культуры своего края; использовать в работе с бисером национальнорегиональный компонент;
- научить технологиям работы с бисером
- формировать представление своих изделий в готовом виде, в конкретной среде;
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными
областями. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий учащиеся пользуются
знаниями, изобразительного искусства, применяют знания математики.
Учебный план
1-ый год обучения дошкольного возраста
№/
№
1
2
3
5
Название модуля, темы
Вводное занятие
Низание на леске в
одну и две нити
Плетение на проволоке
плоских игрушечек
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
16
6
10
47
10
37
Национально
региональный
компонент –
изготовление изделий с
национальным
колоритом.
8
4
4
Итого:
72
21
51
4
Формы аттестации/
контроля
Опрос-беседа
Взаимооценка работ,
самоанализ работ
Взаимооценка работ,
самоанализ работ работ,
кроссворд, игры ,
взаимооценка работ,
самоанализ работ
Беседа, игра.
Содержание программы
1 год обучения дошкольного возраста
№
п/п
1
Модуль
Вводное занятие
2
Низание на леске
в одну и две нити
3
Плетение на
проволоке
плоских
игрушечек
Теория
Практика
Знакомить обучающихся с
историей бисероплетения,
различными видами бисера,
материалами для работы (леска,
проволока, ножницы),
украшениями из бисера, с
техникой безопасности при
работе с бисером. Установить
такие взаимоотношения, которые
позволят создать атмосферу
увлеченности, эмоционального
воздействия, сотворчества
взрослого и ребенка.. Хранение
бисера. Организация рабочего
места. Техника безопасности при
выполнении ручных работ.
Продолжать знакомить с
историей появления украшений
из стекла, бус и бисера.
Продолжать знакомить детей со
способом простого низания
бусин на леску. Развивать умение
правильно держать леску в руке,
нанизывать бусины на леску.
Развивать глазомер, мелкую
моторику пальцев рук,
технические навыки и умения.
Способствовать развитию
внимания, мышления, памяти.
Обогащать речь детей,
расширять словарный запас,
побуждать к проговариванию
своих действий.
Совершенствовать умение
нанизывать бисер на проволоку,
правильно держать проволоку в
руке, нанизывать бусины на
проволоку. Познакомить детей с
новым способ плетения –
параллельное плетение.
Развивать глазомер, мелкую
моторику пальцев рук,
технические навыки и умения.
Способствовать развитию
внимания, мышления, памяти.
Обогащать речь детей,
Изучение материальной части
по курсу бисероплетение.
Материалы и инструменты.
Освоение курса плетения.
Презентация работ из бисера.
5
Плетение цепочек в одну
нить,: простой, с
«пупырышками», с
«бугорками», с «петельками».
Выполнение образцов цепочек
по схеме. Закрепление нитей.
Выполнение цепочки двумя
концами лески - «Крестик»,
«Колечки», «Восьмёрки».
Плетение по схеме фигурок цветы,
грибок,
листочек,
рыбки,
птицы).
Начало
выполнения
изделия,
закрепление
концов
проволоки.
4
Национально
региональный
компонент –
изготовление
изделий с
национальным
колоритом.
расширять словарный запас,
побуждать к проговариванию
своих действий. Умение работать
по готовой схеме, умение читать
схему.
Познавательные занятия «Край, в
котором я живу», «Быт –
жилище, одежда, пища бурят»,
«Праздники – Сурхарбан,
Сагаалган»
Выполнение изделий из
бисера с национальным
колоритом.
Планируемые результаты
Первый год обучения:
Личностные результаты, формируемые у учащихся на конец 1 года обучения
Учащиеся могут развить:
- Аккуратность, терпение, волю, ответственность доведения начатого дела до конца;
- Бережное отношение к используемым материалам;
- Познакомится с основами культуры труда
- Мотивацию и интерес к творчеству;
- Самостоятельности и личной ответственности;
Метапредметные результаты, формируемые у учащихся на конец 1 года обучения
Учащиеся могут развить:
- Моторные навыки руки;
- Сформировать образное мышление;
- Внимание, творческую активность;
- Развить познавательный интерес к деятельности;
Предметные результаты, формируемые у учащихся на конец 1 года обучения
Учащиеся смогут знать
- Основные сведения о предмете творчества;
- Инструменты и материалы, используемые на занятии;
- Условные обозначения;
- Техника безопасности при работе с ножницами, проволокой.
- Основные приемы и способы работы с материалами для творчества, используемые на
занятии.
- Цветовой круг;
Учащиеся смогут уметь:
- Уметь пользоваться инструментами и материалами, организовать рабочее место;
- Выполнять простые техники плетения в изделии (низание, игольчатый, параллельный);
- Экономно использовать материалы;
6
- Самостоятельно выполнять изделия по простым схемам, выполнять изделия по заданному
алгоритму
- Изготавливать простые изделия;
Требования к знаниям и умениям
После освоения программы за 1-й год обучения необходимо:
Знать:
что такое бисер, разновидности поделочного материала (пайетки, стеклярус, рубчик),
классификацию и свойства бисера.
история бисероплетения.
правила техники безопасности, правило пользования материалами и инструментами
при работе с бисером.
организация рабочего места.
начальные основы композиции и цветоведения,
основные приёмы бисероплетения, технику плетения простых изделий на леске и на
проволоке.
условные обозначения, термины, применяемые на занятиях, схемах.
последовательность изготовления изделий из бисера, в каких видах рукоделия
используется бисер. Что можно сделать из бисера (цепочки, фенечки, игрушки),
правила ухода и хранения изделий из бисера.
Уметь:
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,
составлять композиции согласно правилам,
классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,
чётко выполнять основные приёмы бисероплетения,
пользоваться описаниями и простыми схемами из журналов и альбомов по
бисероплетению, инструкционно-технологическими картами,
составлять рабочие рисунки
изготавливать изделия из бисера на основе изученных приёмов,
выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям,
рассчитывать плотность плетения,
нанизывать бисер на леску и на проволоку, плести на леске и на проволоке,
применять накопленный опыт и знания в оформлении изделия.
приобрести навыки:
организовать рабочее место,
техника безопасности при работе с бисером
навыки плетения плоских изделий из бисера на проволоке, и на леске.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение - занятия проводятся на базе МБО ДО детский
сад «Медвежонок», в кабинетах для занятий, в которых освещение, мебель соответствуют
нормам САНПиНа.
Дидактический и методический материал педагог приносит на занятие.
Формы аттестации
7
Форма аттестации обучающихся составлена в соответствии с Положением о формах,
периодичности, порядке текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся, разработанным МБОУ ДО ДТДиМ «Радуга»
Формы аттестации разрабатываются и обосновываются для определения
результативности освоения программы. После завершения работы над изделием, в группе
проводится выставка работ, где обучающиеся сами могут оценить свою работу и работы друг
друга. Далее лучшие работы участвуют в выставках более высокого уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов отражаются в готовых
работах, журнале посещения занятий, фотоматериалах на сайте организации и стендах, а
также в наградных материалах: грамотах, дипломах, полученных за участие и победы в
конкурсах различных уровней.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: психологическая
диагностика по итогам отчётного периода (по полугодиям), выставки работ, готовые изделия,
выполненные в подарок.
Оценочные материалы
С целью выявления уровней результативности освоения программы предполагается
стартовый уровень:
стартовый–(ознакомительный) – предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания Программы;
Уровень
Специфика целеполагания
Прогнозируемые
результаты
1.Стартовый
-формирование и развитие творческих -освоение образовательной
(ознакомительный) способностей детей, удовлетворение их программы
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном, нравственном и
физическом
совершенствовании,
формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление
здоровья,
а
также
организация
свободного времени ребёнка;
-мотивация личности к познанию,
творчеству, труду, искусству.
Оценка знаний и умений деятельности обучающихся проводится на каждом занятии.
Работа на занятиях оценивается по следующим критериям: старание, аккуратность, темп,
ритм, применение знаний и навыков в работе, качество индивидуальных работ, отношения и
поведение в коллективе.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней. Для достижений планируемых
результатов используются задания:
1. Входящий (стартовый) контроль.
Диагностика ЗУН, способностей детей на начальном этапе занятий (опросы, беседы с
детьми, родителями, учителями в общеобразовательной школе).
8
2. Промежуточный контроль.
Фронтальный опрос и индивидуальная беседа. Выполнение дифференцированных
практических заданий различных уровней сложности. Умение слаженно работать в
коллективе. Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать
приобретенные знания на практике. Решение тематических кроссвордов. Игровые формы
контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках
декоративно-прикладного творчества разного уровня. Работы обучающихся выставляются на
выставках, конкурсах локального уровня:
Внутри объединения
Среди объединений ДТДиМ «Радуга»
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по
программе, а также предусматривает выполнение работы, включающей изготовление изделия
по единой предложенной схеме.
По мере изготовления изделий устраиваются просмотр и выставки работ, где
обучающимся предлагается самим анализировать и оценивать свои изделия и изделия
товарищей.
Динамика личностного развития и достижения обучающихся фиксируются педагогом в
комплексных таблицах «Психолого-педагогическая диагностика» по итогам полугодий.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очное.
«Методы обучения работы с бисером»
Все методы, используемые на занятиях, можно разделить на несколько групп:
информационные (устные словесные и демонстрационные);
практические (репродуктивные и проектные);
управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа и метод алгоритмов).
Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж.
Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным,
сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием. Рассказ имеет
три принципа построения.
1. Индуктивный принцип построения рассказа - педагог знакомит обучающихся с конкретными
образцами изделий и переходит к обобщению, то есть от частного к общему.
2. Дедуктивный принцип предполагает знакомство с общими понятиями, а затем
иллюстрирование их конкретными примерами. Принцип от общего к частному.
3. Генетический принцип — показать историю возникновения предметов. Хорошо
просматривается при изучении изделий народного творчества.
Методика проведения занятий.
Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с обучающимися.
Во-первых, обучающиеся дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих
возрастных особенностей не могут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или
иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема
необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия. Меняя цвет,
величину бусин или зерен бисера, можно сделать эти изделия достаточно оригинальными.
9
Опыт показывает, что изделия обучающихся одного возраста при одинаковом задании заметно
отличаются друг от друга. Разный цвет бусинок, чередование их формы и величины делают
детские работы оригинальными и неповторимыми.
Во-вторых, при подготовке к занятиям с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
особенно необходимо учитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологических
особенностей дети этого возраста стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать
несколько дней. Поэтому надо так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1,
максимум за 2 занятия у всех детей оно было бы готово.
В-третьих, необходимо учитывать и то, что для детей дошкольного и младшего школьного
возраста игра является главной движущей силой умственного и психического развития.
Изделия, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах младших
школьников. В результате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее.
В-четвертых, учитывая психологические особенности учащихся младшего возраста и зная, что
они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для них подбирать более сложные
изделия.
В целом занятия по обработке бисера строятся по общей схеме занятий трудового обучения.
Но есть и достаточно серьезные отличия. Во-первых, необходимость охраны зрения и
связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу с
бисером. Во-вторых, на законченное изделие требуется 2, а то и 3 занятия. Поэтому в
структуре занятия предусмотрены физминутки для общего расслабления и гимнастика для
глаз.
Формы организации образовательного процесса
В процессе занятий бисероплетением в рамках программы все формы и методы
взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ,
объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно-иллюстративные: показ,
демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем. Для гармонизации
монотонных заданий, упражнений, для создания положительного эмоционального настроя в
группе на занятиях прослушиваются: классическая музыка, народные мелодии. Особенностью
данной программы является использование в методике игр по развитию у детей зрительной
памяти, глазомера, внимания, мелкой моторики, мышления и т.д.
В процессе обучения по программе «Бисероплетение» педагог оставляет за собой право
использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами
целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.
Для снятия утомляемости при длительной нагрузке во время занятий учащимся
предлагается несложная гимнастика для глаз, которая занимает около 3-х минут, а также
предусматривается обязательный перерыв между парой занятия.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная и групповая.
Педагогические технологии – фрагменты технологии игровой деятельности - широко
применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои изделия, сочиняются сказки по поводу
игрушек, технология коллективной творческой деятельности, технология
дифференцированного обучения - включающая в себя учёт индивидуальных особенностей,
группирование на основе этих особенностей, вариативность учебного процесса в группе,
технология здоровьесбережения - система мер по охране и укреплению здоровья
обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия
жизни реьёнка, воздействующие на ребёнка. На занятии – это освещённость помещения для
занятия, проветриваемость, положительный эмоциональный фон, периодичность учебного
занятия и перемен, а также физкультминутки.
Здоровьесберегающая технология – система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды и направленных на сохранение
здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
10
Используются фрагменты технологии игрового обучения.
Технология игрового обучения – это такая организация учебного процесса, предполагающая
создание воспитания и обучения, через игру.
Педагогические идеи и принципы
Процесс обучения основывается на правиле – работа ради детей, для детей, в интересах
детей.
Задача личностно-ориентированного обучения решается на основе нескольких
принципов:
опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка;
учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей обучающихся;
доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения,
воспитания и развития детей.
Обучение построено по принципу «от жизни – через искусство – к жизни», что способствует
творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и
интерес к жизни других людей.
Тема самовыражения человека в искусстве акцентируется в каждом задании учащимся и
закрепляется через процесс восприятия и процесс созидания.
Алгоритм учебного занятия отображён в следующей таблице.
План учебного занятия
(примерная схема)*
Примерная
Этап
продолжительн
занятия
ость этапа
Вводная
часть
2минуты
Основная
часть
20 минут
Заключен
ие
3 минуты
Примерное содержание
Рекомендуемые методы
Знакомство с детьми,
На 1-ом занятии: - игра-знакомство
установление смысловой,
«Снежный ком», беседа о
логической связи темы
дополнительном образовании, показ
сегодняшнего занятия с «багажом» презентации о содержании программы,
знаний и умений, которыми уже
о правилах ППБ, ПДД, технике
владеют дети, либо с пройденным безопасности. На 2-ом и последующих
на прошлом занятии материалом, занятиях: опрос-беседа по проверке
проверка домашнего задания. домашнего задания, постановка целей и
Формирование мотивации к
задач занятия на доступном для детей
изучению нового материала
языке (на занятии с детьми среднего и
(пробуждение интереса к теме
старшего возраста задачи могут быть
занятия и к предстоящим видам
сформулированы самими детьми)
работы)
Постановка целей и задач на
занятие
В зависимости от типа занятия:
Рассказ, показ презентации, фильма,
1. Изучение нового материала
мультфильма, прослушивание
2. Закрепление пройденной темы
произведений, показ наглядных
3. Контроль знаний, умений и пособий с предварительной беседой и с
навыков по теме
последующим обсуждением,
практическая работа
Подведение итогов занятия,
Опрос педагога (письменный или
краткий обзор пройденного на
устный), взаимоопрос учащихся,
занятии, установление связи с
тестирование, выставка работ,
последующим занятием,
рефлексия (опрос-беседа), решение
формирование мотивации на
кроссворда, ребуса, объяснение
11
выполнение учащимися
домашнего задания, оценка
домашнего задания и подготовку к продуктивности занятия, самооценка
следующим занятиям
работы детей на занятии, взаимооценка,
оценка педагога – похвала, поощрение,
рекомендации, сюрпризный момент,
прощание, пожелания
Дидактические материалы для занятий
Для каждой темы изготавливается дидактическое наглядное пособие – готовая фигурка,
шаблоны из картона (для работы с бумагой и картоном). Алгоритм изготовления изделия теоретическая часть, схема пишется на школьной доске. Схемы зарисовываются в
индивидуальные тетради учащимися.
Компьютерные презентации используются на занятиях при изучении тем, посвящённых
истории бисероплетения, народным традициям и при проведении профилактических и
воспитательных мероприятий.
Список литературы:
1. Белов А.В. Фигурки из бисера. / А.В. Белов 2007 – 223 с.
2. Бёрнхем С.100 оригинальных украшений из бисера./ С Бёрнхем М.: Мир книги, 2006 – 105
с.
3. Божко Л. Бисер для девочек/ Л. Божко-Мартин,2004- 98 с.
4. Бондарева Н. Рукоделие из бисера./ Н.Бондарева Ростов/нД. Феникс, 2000- 154 с.
5. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие.-Улан-Удэ.-228с.
6. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать/С.Е.Гаврина,
Н.Л. Кутявина Ярославль.: Академия развития. 2005 – 35 с.
7. Ковалева Е. Веселая семейка/ Е.Ковалева.-М.: РИПОЛ Классик, 2006.- с.
8. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ. М.: 2004.-70 с.
9. Лущик Л., Декоративные цветы/ Л. Лущик, Т. Несмиян-М.:Эксмо, 2007.- 120 с.
10. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера/ Ю.С. Лындина, Культура и традиции, 2006.- 68 с.
11. Морас И. Животные из бисера/ И. Морас.-АРТ Родник, 2004.-74с.
12. Мищенко, Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками / Л.В. Мищенко, Я.:
Академия развития,2005.- 56 с.
13. Нещерет Л.Г. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования/ Л.Г.
Нещерет, Н.-Новгород, Педагогические технологии, Арабеск, 2000.- 68 с.
14. Педагогические технологии. Сказка своими руками. Н. Новгород, «Арабеск», 2000 г.
15. Ткаченко Т., Сказочный мир бисера/ Т. Ткаченко, К. Стародуб. Ростов н/Д:Феникс, 2004.86 с.
16. Ушакова О.Д. «Загадки, считалки и скороговорки» «Литера» СПб.: 2006.- 58 с.
17. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера/ Фицджеральд, Д. Мой мир, 2005.- 76 с.
18.https://www.liveinternet.ru/users/galinaak/rubric/2500905/
19. https://biser.info/obuchenie
Список методической литературы
Для разработки и составления программы использовалась следующая литература:
1.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания Н.И.
Дереклеева, 1-4 классы.
М.:ВАКО, 2008.- 66 с.
2.
Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей/ В.Н.
Иванченко.изд., Учитель, 2007.- 128 с.
3.
Ковалева, Е.Веселая семейка/ Е. Ковалева, М.: РИПОЛ Классик, 2006.- 66 с.
12
4.
Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказание первой медицинской помощи/ В.А
Крутецкая,.СПб.: Литера, 2011.- 46с.
5.
Лопатина А. и Скребцова М. Начало мудрости. Ступени мудрости. Притчи для детей и
взрослых 1 и 2 книга, Беседы и сказки о семье/ А. Лопатина, М. Скребцова. Амрита-Русь.
2009.- 204 с.
6.
Чеснова И.Е. Как вести себя в опасных ситуациях. ООО «Издательство АСТ» 2018.-63с.
7.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. Издательство «ТЦ Сфера».
2009.-74с.
8.
Шинкарчук С.А. Правила пожарной безопасности/ С.А. Шинкарчук, СПб.: Литера.
2011.- 43с.
Нормативно – правовая база образовательной программы «Радужный мир»
1. Конституция РФ;
2.Закон РФ «Об образовании»;
3.нормативные акты Правительства РФ, Министерства образования РФ,
Государственной Думы и Правительства РФ по вопросам молодежной политики;
4.нормативные акты и документы Центра развития системы дополнительного
образования детей Министерства общего, общего и профессионального образования
РФ;
5.Конвенция ООН о правах ребенка;
6. Положения и акты, разработанные организацией дополнительного образования детей
ДТДиМ «Радуга».
13