Н.Б. Рыжкова Мастерская чудес

Пояснительная записка
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская чудес"
является актуальной, так как направлена на развитие трудового и эстетического воспитания
учащихся, обучает различным видам рукоделия, учитывает интересы учащихся, способствует
развитию творческого самовыражения через создание индивидуальных изделий, развивает
творческие способности учащихся. Приобретая практические навыки и умения в области
декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская чудес"
художественной направленности базового уровня разработана в соответствии с нормативноправовыми требованиями развития дополнительного образования детей и в соответствии с:
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р);
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273 "Об образовании в Российской Федерации",
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам",
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р),
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Программа соответствует большинству государственных приоритетов, определённых
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, так как её
содержание направлено на духовное, нравственное и трудовое воспитание учащихся. Таким
образом, можно говорить о соответствии содержания учебного процесса в рамках программы
современным требованиям.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская чудес"
имеет художественную направленность, так как предполагает развитие у детей художественного
вкуса и творческих способностей через практическое знакомство с разными направлениями
декоративно-прикладного творчества.
Программа имеет базовый уровень освоения.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной программы является не только то, что она дает
возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного
творчества, и выполнять декоративно-прикладные работы, но и предполагает создание условий
для позитивной социализации личности ребёнка, через реализацию социально-значимых проектов.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что в программе представлены многие известные
виды творчества. Это дает возможность раскрыть учащимся всё богатство и красоту современного
рукоделия.
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся 8-15 лет. Это младший школьный и подростковый возраст.
Младший школьный возраст характеризуется
- развитие произвольности познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками для достижения общей
цели;

- развитие внутреннего плана действий, личностной рефлексии, самоконтроля и
самооценки.
Подростковый возраст характеризуется
- чувством взрослости,
- развитием нравственного саморегулирования;
- опытом совместного действия в сообществе сверстников и значимых взрослых,
объединённых на основе совместного замысла деятельности;
- опытом личностно и социально значимого решения и поступка.
Таким образом, учащимся 8-15 лет будет интересно обучение по программе, которая
включает в себя не только образовательный аспект, но и творческую деятельность, реализацию
проектов, участие в конкурсах и акциях разного уровня. Группы формируются согласно возрасту
учащихся и их мотивации. Численный состав групп может быть от 10 до 15 человек.
Состав объединения первого года обучения комплектуется преимущественно из детей 8 13 лет, второго года обучения - из детей 9 - 15 лет.
Цели и задачи программы
Цель программы
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной
работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи по годам освоения:
1 год обучения
Образовательные -познакомить учащихся с историей и
современными
направлениями
декоративно-прикладного
творчества;
научить
учащихся
владеть
различными техниками работы с
материалами,
инструментами
и
приспособлениями, необходимыми в
работе;
- обучить технологиям разных видов
рукоделия.
развивать
смекалку,
Развивающие
изобретательность и устойчивый
интерес к творчеству;
-развивать познавательные процессы
(ощущение,
восприятие,
осмысление,
запоминание,
обобщение и др.);
- развивать коммуникативную культуру учащихся
внимательность,
Воспитательные - воспитывать
наблюдательность,
любознательность;
воспитывать
трудолюбие
и
усидчивость;
- воспитывать аккуратность.
Объём и срок освоения программы

2 год обучения
- совершенствовать знания в области
композиции,
цветоведения
и
декоративно-прикладного искусства;
совершенствовать
умения
и
формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями
при
работе
с
различными
материалами;
-научить творчески, использовать
полученные умения и практические
навыки.
развивать
кругозор
через
пространственное восприятие мира;
- развивать творческую активность и
нестандартность мышления;
-развивать
коммуникативную
компетентность учащихся на основе
организации
совместной
продуктивной деятельности
- воспитывать уверенность в себе;
-формировать
умение
работать
группами;
-формировать
самостоятельную
познавательную деятельность.

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 144.
Срок освоения программы определяется содержанием программы и составляет 2 года.
количество недель
количество месяцев
количество часов
1 год обучения
36
9
72
2 год обучения
36
9
72
Формы обучения
Форма обучения учащихся – очная.
Исходя из целей и задач раздела учебного плана, занятия обычно проводятся всем составом,
но могут проводиться по группам (3-5 человек) и индивидуально, с применением выполнения
самостоятельной работы учащимися.
Для реализации программы применяются следующие виды занятий:
- практические;
- коллективно-творческие занятия;
- выставки;
- неформальные занятия (праздничные мероприятия, посещение культурных мероприятий,
досуг внутри детского коллектива) и др.
- участие в различных районных и областных мероприятиях (конкурсах, выставках)
Режим занятий
Занятия в группах 1 и 2 года обучения проводятся по 2 часа в неделю, что составляет 72
часа в год.
Занятия 1 года обучения проводятся 1 раз в неделю – 2 занятия по 40 минут в
день
Перерывы между занятиями составляют 10 минут.
Планируемые результаты
Планируемые результаты вытекают из целей и задач программы и представляют собой
требования к знаниям и умениям учащихся и их конкретные достижения – личностный результат.
Личностный результат предусматривает достижения учащихся не только в рамках реализации
программы, но и в результате применяемых полученных знаний и умений в других областях
деятельности.
1 год обучения
Раздел
Декоративные цветы
из различных видов
материалов

Декупаж

1 год обучения
будет знать
Назначение
материалов
и
инструментов для
работы
с
искусственными
цветами, цветами
из
бумаги,
ткани, бросового
материала;
правила
безопасности
труда.
Историю
возникновения
техники

будет уметь
Пользоваться материалами и
инструментами для работы с
искусственными
цветами,
цветами из бумаги, ткани,
бросового
материала;
выполнять сборку цветов из
бумаги и ткани и бросового
материала
Самостоятельно составлять
композицию;
правильно
организовать рабочее место.

Личностный
результат
Выполнение работы
по
заданному
образцу,
анализ
выполненных работ.
Участие в творческих
конкурсах
муниципального
уровня.

Пользоваться материалами и Выполнение работы
инструментами,
которые по
заданному
используются в работе; образцу,
анализ

Плетение, низание,
вышивка бисером

Текстильная
игрушка

Мастерская фантазий

"декупаж";
назначение
материалов
и
инструментов
используемых
при работе в этой
технике; правила
безопасности
труда.
Историю бисера;
назначение
материалов
и
инструментов,
используемых
при работе в этой
технике;
правила
безопасности
труда.

правильно
подготовить выполненных работ.
канву,
деревянную Выставка
поверхность,
стекло, изготовленных работ.
пластмассу для техники
"декупаж";
правильно
организовать рабочее место.

Пользоваться материалами и
инструментами,
которые
используются в работе;
правильно
подготовить
материал;
выполнять
основные виды стежков;
подбирать цвета; поэтапно
изготовить
работу;
оформить работу в рамку;
правильно
организовать
рабочее место.
Историю
Пользоваться материалами и
текстильной
инструментами,
которые
игрушки, её виды; используются в
работе;
назначение
правильно
подбирать
материалов
и материал и цвет; раскроить
инструментов,
игрушку
на
ткани;
используемых
выполнить
основные
при работе в этой соединительные швы; сшить
технике;
и
набить
игрушку;
правила
правильно
организовать
безопасности
рабочее место.
труда.
Виды бумаги и Пользоваться материалами и
творческие идеи инструментами,
которые
бумажных
используются при работе в
фантазий
– разных техниках; правильно
подбирать материал и цвет,
декупаж,
фактуру;
изготовление
изделий и декора
из
бумаги,
картона и других
видов бумаги

Выполнение работы
по
заданному
образцу,
анализ
выполненных работ.
Выставка
изготовленных работ.
Участие в творческих
конкурсах
муниципального
уровня.
Выполнение работы
по
заданному
образцу,
анализ
выполненных работ.
Выставка
изготовленных работ.
Участие в творческих
конкурсах
муниципального
уровня.
Выполнение работы
по
заданному
образцу,
анализ
выполненных работ.
Выставка

2 год обучения
Раздел
Цветы
кожи

2 год обучения
будет знать
из Назначение материалов
и инструментов для
работы с
кожей,
приемы
работы
с
кожей;
правила безопасности
труда.

Топиарийинтерьерное
дерево
счастья

Бисерное
рукоделие

Виды
топиариев;
назначение материалов
и
инструментов
используемых
при
работе в этой технике;
этапы
изготовления;
правила безопасности
труда.
Историю
бисера,
цветовое
решение;
изготавливать работы по
схеме

будет уметь
Пользоваться материалами
и
инструментами
для
работы
с
кожей;
выполнять сборку цветов
из кожи самостоятельно;
составлять композицию;
правильно организовать
рабочее место.
Пользоваться материалами
и инструментами, которые
используются в работе;
изготовить
элементы
работы;
окончательно
оформить
работу;
правильно организовать
рабочее место.
Пользоваться материалами
и инструментами, которые
используются в работе;
изготовить
элементы
работы;
окончательно
оформить
работу;
правильно организовать
рабочее место.
Выполнять основные виды
стежков; подбирать цвета;
поэтапно
изготовить
работу; оформить работу в
рамку;
правильно
организовать
рабочее
место.

Вышивка

Этапы
изготовления;
подбирать
материал;
правила безопасности
труда.

Текстильная
игрушка

правила
труда.

"Джутовая
филигрань"

История
техники Поэтапно изготавливать
"джутовая филигрань", изделие;
оформить
правила безопасности выполненную
работ;
труда.
правильно организовать
рабочее место.

безопасности правильно
подбирать
материал
и
цвет;
раскроить игрушку на
ткани; сшить и набить
игрушку;
правильно
организовать
рабочее
место.

Личностный результат
Выполнение работы по
заданному
образцу,
анализ
выполненных
работ.
Участие
в
творческих
конкурсах
муниципального уровня.
Выполнение работы по
заданному
образцу,
анализ
выполненных
работ.
Выставка
изготовленных работ.

Выполнение работы по
заданному
образцу,
анализ
выполненных
работ.
Выставка
изготовленных работ.

Выполнение работы по
заданному
образцу,
анализ
выполненных
работ.
Выставка
изготовленных
работ.
Участие в творческих
конкурсах
муниципального
и
областного уровня.
Выполнение работы по
заданному
образцу,
анализ
выполненных
работ.
Выставка
изготовленных
работ.
Участие в творческих
конкурсах
муниципального
и
областного уровня.
Выполнение работы по
заданному
образцу,
анализ
выполненных
работ.
Выставка
изготовленных работ.

Работы
желанию

по Технологию
пройденных
техник;
правила безопасности
труда.

Выполнить
работу
в
любой
пройденной
технике;
оформить
выполненную
работу;
правильно организовать
рабочее место.

Выполнение работы по
заданному
образцу,
анализ
выполненных
работ.
Выставка
изготовленных
работ.
Участие в творческих
конкурсах
муниципального
и
областного уровня.

Учебный план
Количество часов

№ Разделы

Вводное
занятие
2 Декоративные
цветы из
различных
материалов
3 Цветы из кожи
4 Декупаж
5 Бисерное
рукоделие
- вышивка
плетение,
низание
бисером
6 Топиарий
–
интерьерное
дерево счастья
7 Вышивка
8 Текстильная
игрушка
9 Мастерская
фантазий
10 Джутовая
филигрань
Итоговое
занятие.
Промежуточная
аттестация.

1

Итого:

1
2
год обучения
год обучения
Теория Практика Всего Теория Практика Всего
2
2
2
2
2

6

8

2

8

10

2
2

6
12

8
14

2
2
2

6
2
10

8
4
12

2

4

6

2

2

4

2
2

4
10

6
12

2
2

6
8

8
10

-

8

8

2

4

6

2

4

6

2

4

6

-

2

2

-

2

2

Формы
промежуточной
аттестации

выставка
творческих
работ
16

56

72

20

52

72

Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с содержанием дополнительной общеразвивающей программы "Мастерская
чудес". Что такое декоративно- прикладное творчество. Виды декоративно-прикладного
творчества. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к учащимся.
Знакомство с правилами поведения в МБО ДО ДТДиМ «Радуга». Инструктаж по технике
безопасности. Игры на знакомство.

Раздел 2. Декоративные цветы.
Знакомство с цветочным миром.
Теория: Беседа "Мир цветов". Разнообразие цветочных композиций.
Изготовление декоративных цветов из бумаги, ткани, использование и
составление композиций из готовых цветов
Практика: Демонстрация образца композиции. Этапы изготовления. Сборка и оформление
композиции из созданных цветов.
Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 3. Декупаж.
Введение в "декупаж"
Теория: Беседа: История возникновения техники "декупаж". Основные материалы и инструменты.
Знакомство с материалами, которые используются в работе.
Декупаж на дереве
Практика: Демонстрация образца. Правильная подготовка деревянной поверхности. Декупаж
на стекле
Практика: Демонстрация образца. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение
рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями.
Декупаж по желанию
Практика: Практическая работа по желанию учащихся.
Выставка работ
Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 4. Бисерное рукоделие.
Бижутерия.
Практика: Комплект украшений. Анализ образцов украшений. Выбор бисера. Цветовое решение.
Плетение украшений на основе изученных приемов. Оформление работы. Прикрепление застежки.
Экскурсия "Осенний лес"
Плетение фигурок
Практика: Фигурки из бисера. Выбор бисера. Цветовое решение. Плетение элементов. Оформление
Практика: Окончательное оформление работы. Цветы
из бисера.
Практика: Цветы из бисера. Технология выполнения цветов. Изготовление цветов по схеме.
Оформление композиции из цветов
Окончательное оформление работы. Выставка
работ
Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 5. Топиарий – интерьерное дерево счастья
Материалы и приспособления для изготовления топиарий. Теория:
Разные виды топиарий. Материалы и инструменты. Фантазийный
топиарий.
Практика: Демонстрация образца. Этапы изготовления. Изготовление элементов работы.
Окончательное оформление работы.
Топиарий из искусственных цветов.
Практика: Демонстрация образца. Этапы изготовления. Изготовление элементов работы.
Окончательное оформление работы.
Изготовление работ по желанию.
Практика: Работа по желанию учащихся.
Выставка работ
Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 6. Вышивка
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала. Вышивание
элементов изделия. Окончательное оформление работы в рамку.
Работа по желанию учащихся. Выставка
работ.

Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 7. Текстильная игрушка.
Текстильная игрушка, её виды. Основные сведения о материалах.
Теория: Беседа об истории текстильной игрушки. Инструменты, материалы, приспособления для
текстильной игрушки. Отработка соединительных швов "вперед иголку", "строчка", "через край",
"обметочный". Правила кроя. Приемы набивки. Отработка навыков раскроя деталей игрушки.
Котик.
Практика: Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала. Раскрой
игрушки. Пошив игрушки. Окончательное оформление текстильной игрушки.
Курочка.
Практика: Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала. Раскрой
игрушки. Пошив игрушки. Окончательное оформление текстильной игрушки.
Лошадка.
Практика: Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала. Раскрой
игрушки. Пошив игрушки. Окончательное оформление текстильной игрушки.
Выставка работ.
Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 8. Мастерская фантазий.
Сувенирные шапочки.
Практика:Основные материалы и инструменты для изготовления шапочек. Демонстрация образца.
Этапы изготовления.
Волшебство воздушного пластилина
Практика: Искусство лепки воздушного пластилина. Основные материалы и инструменты.
Демонстрация образца. Этапы изготовления. Творческая работа "Волшебство воздушного
пластилина".
Бабочки из капрона.
Практика:Основные материалы и инструменты. Демонстрация образца. Этапы изготовления.
Изготовление бабочек из капрона.
Раздел 9. Джутовая филигрань
Материалы и инструменты
Теория: Беседа: "Джутовая филигрань". Материалы и инструменты.
Панно "Паучок"
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала.
Изготовление изделия. Окончательное оформление работы.
Бабочки
Раздел 10. Итоговое занятие
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.
Практика: Итоговое занятие "Выставка творческих работ". Проходит в форме выставки лучших
работ по всем тематическим блокам. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов работы
за год.
2 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с содержанием программы "Мастерская чудес" второго года обучения. Правила
поведения и требования к учащимся. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
правилами поведения образовательной организации.
Раздел 2. Цветы из кожи
Материалы и инструменты для работы с кожей. Приемы работы с кожей.
Теория: Кожа и ее применение. Особенности работы с кожей. Техника безопасности при работе с
кожей. Материалы и инструменты.
Фантазийные цветы.

Практика: Демонстрация образца. Этапы
изготовления. Изготовление элементов
работы. Окончательное оформление работы.
Выставка работ.
Практика:Выставка изготовленных работ.
Раздел 3. Декупаж.
Декупаж на дереве
Практика: Демонстрация образца. Правильная подготовка деревянной поверхности. Декупаж
на стекле
Практика: Демонстрация образца. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение
рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями.
Декупаж по желанию
Практика: Практическая работа по желанию учащихся.
Выставка работ
Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 4. Бисерное рукоделие.
Бижутерия.
Практика: Комплект украшений. Анализ образцов украшений. Выбор бисера. Цветовое решение.
Плетение украшений на основе изученных приемов. Оформление работы. Прикрепление застежки.
Экскурсия "Осенний лес"
Ткачество широких браслетов
Практика: Браслеты из бисера. Выбор бисера. Цветовое решение. Плетение на станке. Оформление
изделия
Практика: Окончательное оформление работы.
Вышивка бисером.
Практика: Миниатюры, вышитые бисером. Технология выполнения работы. Оформление работы
Окончательное оформление работы. Выставка
работ
Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 5. Топиарий – интерьерное дерево счастья
Материалы и приспособления для изготовления топиарий. Теория:
Разные виды топиарий. Материалы и инструменты. Фантазийный
топиарий.
Практика: Демонстрация образца. Этапы изготовления. Изготовление элементов работы.
Окончательное оформление работы.
Топиарий из искусственных цветов.
Практика: Демонстрация образца. Этапы изготовления. Изготовление элементов
Окончательное оформление работы.
Изготовление работ по желанию.
Практика: Работа по желанию учащихся.
Выставка работ
Практика: Выставка изготовленных работ.

работы.

Раздел 6. Вышивка
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала. Вышивание
элементов изделия. Окончательное оформление работы в рамку.
Работа по желанию учащихся. Выставка
работ.
Практика: Выставка изготовленных работ.
Раздел 7. Текстильная игрушка

Бегемотик.
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала. Раскрой
игрушки. Пошив игрушки. Окончательное оформление текстильной игрушки.
Кукла.
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала. Раскрой
игрушки. Пошив игрушки. Окончательное оформление текстильной игрушки.
Заяц.
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы по подбору материала. Раскрой
игрушки. Пошив игрушки. Окончательное оформление текстильной игрушки.
Выставка работ.
Практика:Выставка изготовленных работ.
Раздел 8. Мастерская фантазий.
Сувенирные шапочки.
Практика:Основные материалы и инструменты для изготовления шапочек. Демонстрация образца.
Этапы изготовления.
Волшебство воздушного пластилина
Практика: Искусство лепки воздушного пластилина. Основные материалы и инструменты.
Демонстрация образца. Этапы изготовления. Творческая работа "Волшебство воздушного
пластилина".
Бабочки из капрона.
Практика:Основные материалы и инструменты. Демонстрация образца. Этапы изготовления.
Изготовление бабочек из капрона.
Раздел 9. Джутовая филигрань
Материалы и инструменты
Теория: Беседа: "Джутовая филигрань". Материалы и инструменты.
Панно "Паучок"
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы
Изготовление изделия. Окончательное оформление работы.
Бабочки
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы
Изготовление изделия. Окончательное оформление работы.
Сказочный домик
Практика:Демонстрация образца. Этапы изготовления. Советы
Изготовление изделия. Окончательное оформление работы.
Выставка работ
Практика: Выставка изготовленных работ.

по

подбору

материала.

по

подбору

материала.

по

подбору

материала.

Раздел 9. Итоговое занятие
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.
Практика: Итоговое занятие "Выставка творческих работ". Проходит в форме выставки творческих
работ по всем тематическим блокам. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов работы
за год.

Формы аттестации
Аттестация учащихся проводится на основании Положения о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация проводится по итогам реализации дополнительной
общеразвивающей программы в конце каждого учебного года в период 15 – 30 мая (в
соответствии с календарным учебным графиком).
Форма проведения промежуточной аттестации: выставка творческих работ

Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов в программе
используется следующая диагностическая методика:
Высокий уровень освоения программы (ВУ),

Средний уровень освоения программы (СУ),
Низкий уровень освоения программы (НУ).
Уровни теоретической и практической подготовки, развития и воспитанности определяются
исходя из следующих оценочных материалов:

Методические материалы
Тематические разделы программы построены так, чтобы познакомить детей с разными
видами народного декоративно-прикладного искусства, включенными в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу, погрузить детей в богатейший мир
народного творчества.
Обучение каждому виду народного прикладного творчества начинается с детального
знакомства с материалом и инструментами.
Каждый вид прикладного творчества от занятия к занятию развивает у детей координацию
движения пальцев, кисти, глазомер, моторику рук, пространственное мышление, чувство
материала, концентрацию внимания, чертежные навыки; знакомит с основными геометрическими
фигурами и понятиями; воспитывает аккуратность, бережливость, экономное отношение к
материалу, образное мышление, художественный вкус; вызывает положительные эмоции;
помогает освоить понятие "форма", "цвет", "композиция", "цветная гамма" и "художественный
образ".
Каждый вид народного творчества последовательно пополняет знания детей, расширяет
представления об окружающем мире, способствует воспитанию многих жизненно-важных качеств
человека.
Занятия прикладным творчеством, овладения мастерством в разных его видах нужно
человеку любой профессии и может быть началом профессионального самоопределения.
Основной метод проведения занятий в объединении - практическая работа. Практические
занятия носят, как правило, закрепляющий или обобщающий характер. В программе на
практическую работу отводится значительно большее количество учебных часов, чем на
теоретические занятия.
Алгоритм проведения практического занятия:
I этап – организация;
II этап – теоретическая часть;
III этап – практическая часть;
IV этап – окончание занятия.
Организация занятия
Первые 10 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных
действий:
- Сбор детей;
- Подготовка рабочих мест учащихся.
Педагогу следует поприветствовать всех учащихся и по возможности каждого из них;
поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку,
настроить учащихся на продуктивную деятельность во время занятия.
Теоретическая часть занятия
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
- Изложение исторических данных по теме занятия;
- Устное описание объекта практической работы;
- Объяснение специальных терминов по теме занятия;
- Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их

последовательности (технологии выполнения);
-Правила техники безопасности.
Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо
тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
- Использование наглядного и раздаточного материала;
- Привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников
детского объединения (начиная со второго года обучения);
- Использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия
Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых
будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Условия достижения эффективности занятия:
- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
- Наличие благоприятной психологической атмосферы;
- Активная позиция учащегося (активизация познавательной и практической деятельности,
включение каждого ребенка в деятельность);
- Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.
На занятиях по дополнительной общеразвивающей программе педагог использует
различные методы и приёмы.
Методы:
словесный,
наглядный,
практический,
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.
Приемы: объяснение нового материала, устное изложение материала, рассказ, беседа, показ,
работа с книгой, демонстрация иллюстраций, наблюдение, работа по образцу, игра, упражнения,
практические задания, самостоятельная разработка идеи, открытое занятие.
Педагог может использовать дистанционные образовательные технологии – при условии
перехода на дистанционное обучение. Занятия ведутся в соответствии с положением о реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ или их частей с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальном
бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования ДТДиМ «Радуга»
Исходя из специфики программы, возможно применение следующих новых форм занятий:
- Дистанционные занятия с созданием группы в социальной сети "ВКонтакте"
- Консультации родителей (по скайпу, в форуме созданной контактной группы, по
мобильному телефону).
Для работы по дополнительной общеразвивающей программе "Мастерская чудес" используется
следующий дидактический материал:
 выкройки-лекала;
 образцы готовых работ;
 фотоальбомы с иллюстрациями, фотографиями;
 тест по теме "Декоративные цветы";
 викторина по истории техники "декупаж";
 теоретические вопросы по разновидности материалов и инструментов по бисероплетению.
 тест на тему "Текстильная игрушка. Материаловедение";
 викторина по технологии изготовления работ из кожи;
 задание на тему "Топиарий";






тест "Бисер. История и современность";
творческое задание "Определить название элемента филиграни";
тестовый контроль по теме "Работа с кожей";
теоретические вопросы по теме "Текстильная игрушка"

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Каждому учащемуся для реализации дополнительной общеразвивающей программы
"Мастерская чудес" необходимо иметь индивидуальный набор для каждого занятия в него входит:
 Ножницы
 Линейка
 Простой карандаш
 Влажные салфетки
Для реализации успешной работы учащимся, родители предоставляют для каждого занятия
необходимые материалы и инструменты в соответствии с рабочей программой к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе "Мастерская чудес".
Для полной реализации дополнительной общеразвивающей программы "Мастерская чудес"
имеется следующее материально-техническое обеспечение:
иглы, нитки (ирис, мулине и пр.), Фурнитура, ткань разных видов, салфетки и кисти для
декупажа, проволока, канцелярские товары (бумага, клей, ножницы, скрепки, скотч и т.п.).
Информационное обеспечение
1. Сайт как сделать розу и другие цветы из капрона - http://bebi.lv/cveti-svoimi-rukamimk/tsvetok-iz-kaprona-i-provoloki.html
2. Сайт учимся делать декупаж на деревянных предметах быта http://vnitkah.ru/dekupazh/dereve.php
3. Сайт мастер-класс декупаж на стекле - http://dekormyhome.ru/sdelaj-sam/elementydekora/dekupazh-bytylok-salfetkamii.html
4. Сайт мастер-класс по шитью игрушек: Текстильные коты - https://www.masterarukodeliya.ru/shitye/shitye-igrushki/8164-tekstilnye-koty.html
5. Сайт Веселая курочка. Мастер класс- http://masterclassy.ru/shite/shite-igrushek/4872veselaya-parochka-petushok-i-kurochka-master-klass-chast-2.html
6. Сайт лошадка текстильная своими руками. Мастер класс с пошаговыми фотоhttp://masterclassy.ru/shite/shite-igrushek/4356-loshadka-tekstilnaya-svoimi-rukami-master-klass-sposhgagovymi-foto.html
7. Сайт мастер-класс как сшить текстильного мишку -

http://www.liveinternet.ru/tags/%F2%E5%EA%F1%F2%E8%EB%FC%ED%FB%E9+%EC%E8%F8%
EA%E0/
8. Сайт поделки из спичек своими руками - http://webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/3486podelki-iz-spichek.html
9. Сайт цветы из фоамирана мастер-классhttp://sovets24.ru/298-tsvety-iz-foamirana-masterklass.html
10. Сайт топиарий"Нежность" из сезаляhttp://lady-master.ru/rukodelie-dlyadoma/topiariy/topiariy-nezhnost-iz-sezalya.html
11. Сайт как сделать розу из кожи. Мастер-класс-.http://www.livemaster.ru/topic/565685-kaksdelat-rozu-iz-kozhi-master-klass
12. Сайт картина из кожи "Букет Лилий". Мастер-класс- http://stranamasterov.ru/node/494885
13. Сайт 9 мастер-классов: топиарий своими руками http://lalend.ru/master-klass-topiarijsvoimi-rukami-derevo-schastya.html
14. Сайт украшения из бисера: схемы, мастер классыhttp://www.passionforum.ru/posts/biser/ukrasheniya-iz-bisera
15. Сайт вышивка сирени -http://vishivashka.ru/vyshivka_lentami/vyshivka_siren_lentami.php
16. Сайт мастер класс мягкая игрушка - бегемот игрушки. http://tildas.ru/master-klassmyagkaya-igrushka/486-begemot-igrushki-master-klass.html
17. Сайт кукла шить своими руками- http://mc-all.ru/kukla-shit-svoimi-rukami.html
18. Сайт цветы в технике ганутель. Мастер-класс - http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-mihailovnakochenkova/master-klas-cvety-vypolnenye-v-tehnike-ganutel.html
19. Сайт мастер-класс из колготок - http://masterclassy.ru/shite/shite-dlya-doma/2098-masterklass-iz-kolgotok.html
20. Сайт техника свит-дизайн - http://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskie-podarki-v-tehnikesvit-dizain.html
21. Сайт мастер-класс букет из конфет - http://masterclassy.ru/buket-iz-konfet/
22. Море идей, рукоделие, декор дома, поделки и hand-made ссылка для доступа http://moreidey.ru
23. Творим вместе с детьми (CraftingwithKids) Электронный ресурс, ссылка для доступа
http://tvorchestvo.wordpress.com

Кадровое обеспечение
В 2025 – 2026 учебном году
реализацию дополнительной общеразвивающей программы
"Мастерская чудес" осуществляют 1 педагог:
педагог впервой квалификационной категории -Рыжкова Наталья Робертовна, стаж
педагогической работы – 24 года одна группа -1 года обучения.

Список литературы
для педагога:
1. Большая энциклопедия вышивка лентами. Оформление, обложка, иллюстрации ООО "Харвест",
2014. Дизайн обложки.Резько И. В. ООО "Издательство АСТ", 2014
2. Ванханен Н. А. Фантазии из колготок. – М.: Профиздат, 2007. – 64 с.: ил.
3. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества/Ольга Вешкина.- М.:
Эксмо, 2008. – 64 с.: ил.
4. Джейн Дженкинс. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Перевод с
английского. 2009. – 52 с.
5. Зайцева А.А. Вышивка шелковыми лентами. Иллюстрированная энциклопедия/ Анна Зайцева.
– М.: Эксмо, 2012. – 192 с.: ил.
6. Зайцева О. Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол из
пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для кукол/ о.Зайцева. –
М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2011. – 111 с.: 16 л. Ил.
7. Кабаченко С. Поделки из спичек. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с.
8. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и
педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.: ил.
9. От А до Я Вышивка лентами (подробные инструкции по выполнению более 100 швов, техник
и вышитых мотивов)
10. Пойда О. В. Чудесные поделки. – М.:МирэнкциклопедийАванта+, Астрель: Полиграфиздат,
2010. – с. 112: ил.
11. Рельефная вышивка: Бразильская вышивка, вышивка шерстью, белая вышивка Пер. с тур. –
М.: Издательская группа "Контэнт", 2013. – 96 с.; цв. ил.
12. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М.: Издательский Дом
МСП, 2000. – 96 с. – ил.
13. Синеглазова М.В. Батик. – М.: Издательский дом МСП, 2002. – 96 с.: ил.
14. Хворостухина С. А. Оригинальные поделки для дома. – М.: ООО ТД "Издательство Мир
книги", 2009. – 224 с.
15. Шинковская К. А. Войлок. Все способы валяния. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-176 с.: ил.(Золотая библиотека увлечений).
для учащихся и родителей:
1. Витвицкая М.Э. Икебана, аранжировка, флористика.: Искусство составления букетов. – М.:
ООО "ИКТЦ "Лада" 2008. – 221 с.: ил.
2. Диброва А. Фантазии из спичек/А. Диброва. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 64 с.: ил.
3. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство "Кристалл", 2000. –
192 с., ил
4. Пойда О. В. Чудесные поделки. – М.:МирэкциклопедийАванта+, Астрель: Полиграфиздат,
2010. – с. 112: ил.
5. Румянцева Е.А. Пластилиновые фантазии/Екатерина Румянцева. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 32
с.: цв. ил.
6. Хворостухина С. А. Оригинальные поделки для дома. – М.: ООО ТД "Издательство Мир
книги", 2009. – 224 с.
7. Шухова С.Поделки из всякой всячины/.-4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.: ил


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».