1
1. Общие положения
1.1.Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности образовательной организации.
Самообследование образовательной организации проводится ежегодно и служит
основой для написания аналитического доклада организации по итогам учебного
года.
1.2. Для проведения самообследования формируются комиссиипо направлениям
деятельности:
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Система управления образовательной организации
Состояние и динамика кадрового обеспечения образовательного процесса в
целом
Качество образовательных услуг,учебной деятельности
Воспитательная работа
Методическая работа
Содержание и качество подготовки выпускников
Материально-техническая база
Финансово-хозяйственная деятельность
Информатизация образовательного пространства
Система здоровьесбережения
Внешние связи
1.3. Для работы в комиссиях привлекаются как работники МБО ДО ДТДиМ
«Радуга», так и представители общественности.
1.4. Состав комиссий и каждая кандидатура рассматриваются на методическом
совете и утверждаются приказом директора.
1.5.Формы самообследования для каждой категории участников образовательного
процесса - определяются комиссиями самостоятельно.
2. Алгоритм деятельности образовательной организации
по проведению самообследования
2.1. Подготовка самообследования:
- принятие решения о проведении самообследования (Решение методического
совета образовательной организации, оформленное приказом по МБО ДО ДТДиМ
«Радуга»);
- определение модели самообследования, выбор критериев и показателей,
определение содержания самообследования, методов сбора информации;
- техническое обеспечение самообследования;
- распределение ответственности, постановка задач исполнителям, создание
рабочей группы;
- проведение обучения, инструктажей, совещаний, семинаров;
- подготовка анкет, бланков.
2.2. Проведение самообследования:
- сбор и первичная обработка статистических данных, содержащихся в документах
учёта и отчётности;
- сбор информации с применением анкетирования, тестирования, собеседования;
- заполнение таблиц;
2
- проведение самообследования в отдельных подразделениях, по отдельным
направлениям, подготовка разделов отчёта;
- применение методов анализа, синтеза, обобщения, технологии SWOT-анализа;
- уточнение отдельных вопросов, корректировка ранее сформулированных
выводов;
- анализ полученных данных, определение их соответствия образовательным
целям;
- определение проблем;
- окончательное формирование базы для последующего написания аналитического
доклада.
2.3. Интерпретация,
самообследования:
обработка
и
использование
материалов
- статистическая обработка данных;
- графическое представление части материалов;
- качественная интерпретация количественных данных;
- написание аналитического доклада и его обсуждение;
- утверждение доклада в статусе официального документа на педсовете;
- корректировка целей и задач МБО ДО ДТДиМ «Радуга»;
- использование результатов самообследования для улучшения качества
образовательного процесса (устранение выявленных в ходе самообследования
недостатков, корректировка программы развития и т.д.).
3.Требования к аналитическому докладу организации
3.1. Лаконичность, четкая структура аналитического доклада.
3.2. Обоснованность выводов по каждому направлению самообследования.
3.3. Выделение нерешенных проблем по каждому направлению деятельности
образовательной организации.
3.4. Формальные показатели должны быть достоверны, проверяемы, сравнимы.
Они необходимы для анализа и оформления выводов.
3.5. Аналитический доклад о результатах самообследования должен иметь
многофункциональное назначение:
- стать основой для разработки стратегии развития МБО ДО ДТДиМ «Радуга»;
- быть исходным материалом для проведения внешней оценки деятельности МБО
ДО ДТДиМ «Радуга»;
- помочь в выявлении и распространении положительного опыта, новых форм и
методов в организации образовательного процесса.
4. Структура аналитического доклада организации
Доклад, как результат глубокого и разностороннего самообследования,
аналитическая информация и выводы, содержащиеся в нем, должны быть
использованы организацией для корректировки стратегии развития, определения
приоритетных направлений дальнейшего совершенствования образовательного
процесса.
Обобщенные оценки, отдельные данные и представленные в докладе
тенденции должны служить основанием для принятия управленческих решений по
повышению качества образования субъектами управления регионального и
федерального уровней.
3
Информация, содержащаяся в ежегодном аналитическом докладе, должна
отвечать следующим требованиям:
-объективно отражать состояние, ход, направленность, основные параметры
ключевых процессов, их «входные» и «выходные», результирующие
характеристики;
-содержать описание причинно - следственных связей, существующих проблем,
противоречий, путей их разрешения и преодоления, опираться на данные,
полученные в результате операций анализа и синтеза;
-частично представляться в соответствии с рекомендуемыми табличными формами
и с применением формализованных групп.
При отборе показателей для использования в ежегодном аналитическом
докладе необходимо максимально опираться на уже сложившуюся базу
государственной и ведомственной статистики и отчетности. Возможно также
оперирование данными мониторинговых, социологических исследований.
Аналитический доклад должен соответствовать
следующей структуре:
4.1. Введение.
4.2. Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы.
4.2.1. Организация учебного процесса.
4.2.2. Методический потенциал.
4.2.3. Организация воспитательного процесса.
4.2.4. Содержание образования.
4.2.5. Материально-финансовые условия и образовательная инфраструктура.
4.2.6. Оценка кадрового состава организации. Потенциал педагогических кадров.
Количественные характеристики
Качественные характеристики, квалификационные категории
4.2.7. Управление образовательной организации и образовательным процессом.
Управляющий совет
Педагогический совет
Методический совет
Общее собрание трудового коллектива
Планы деятельности
Приказы и распоряжения различных уровней
4.3. Качество результатов работы МБО ДО ДТДиМ «Радуга», его звеньев,
участников образовательного процесса.
4.3.1. Обученность воспитанников и выпускников.
4.3.2. Воспитанность воспитанников и выпускников.
4.3.3. Личностные достижения педагогов.
4.3.4. Результаты совершенствования образовательного процесса.
4.3.5. Достижения МБО ДО ДТДиМ «Радуга». Уровень его влияния на социум,
другие образовательные системы.
4.3.6. Выполнение учебного плана и других запланированных мероприятий.
4.3.7. Социальная эффективность деятельности МБО ДО ДТДиМ «Радуга» и её
звеньев.
4.4.Заключение.
5. Критерии оценки качества при проведении самообследования и
самооценки образовательной организации
4
5.1. Динамика показателей воспитанности и обученности воспитанников.
5.2. Качество учебного процесса.
5.3. Качество воспитательной, социально-педагогической и валеологической
работы, реализации программ дополнительного образования.
5.4. Качество и результативность совершенствования содержания образования в
организации.
5.5. Динамика развития материально-технической базы и образовательной
инфраструктуры МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
5.6. Полнота выполнения политики, обязательств по качеству, социального заказа.
5.7. Выполнение МБО ДО ДТДиМ «Радуга» лицензионных показателей, норм
СанПиН, других установленных стандартов и норм.
5.8. Выполнение учебного плана и других запланированных мероприятий.
5.9. Качество и результативность методической работы.
5.10. Динамика развития основных составляющих системы управления качеством
образования, в т.ч.:
- оргструктура управления качеством;
- эффективность управления документацией и данными.
5.11. Совершенство и полнота нормативной базы образовательной деятельности и
управления качеством в МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
5.12. Качество контрольно-оценочной и диагностической деятельности.
5.13 .Выполнение целевых установок программы развития МБО ДО ДТДиМ
«Радуга», федеральных, региональных и муниципальных программ развития.
5.14. Целевые и ценностно-мотивационные основания обеспечения качества
образования.
5.15. Организационный механизм управления качеством образования в МБО ДО
ДТДиМ «Радуга».
5.16.Технологии и процедуры анализа, контроля, мониторинга, аудита и оценки
качества образования в МБО ДО ДТДиМ «Радуга».
5.17. Развитие и совершенствование системы обеспечения качества образования.
5.18. Степень удовлетворённости качеством предоставляемых образовательных
услуг всех участников образовательного процесса:
Руководства ОО
Педагогов дополнительного образования
Работников ОО
Обучающихся
Родителей.
5